Конструктор урока по литературе Там, где стоит левша, можно писать русский народ(Н.С. Левша) (6 класс)
Тема урока: Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» (Н.С. Лесков)
Цель: осмыслить вместе с учащимися идейно-художественное содержание сказа, определить основную идею сказа, выделить черты левши, присущие русскому народу, увидеть авторское отношение к герою, выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством
Метапредметные цели:
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, умение работать со справочной литературой, поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, основные виды речевой деятельности ( слушание, чтение, говорение).
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; оформление своих мыслей в устной и письменной форме.
Личностные УУД: воспитание умения оценивать ответы своих сверстников, привитие учащимся интереса к урокам литературы, любви к литературе, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Использование педтехнологий: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология, игровая технология.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, лист достижений.
Сценарий урока:
Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне
Мы продолжаем изучать произведение Николая Семеновича Лескова «Левша». Тема нашего урока: «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» (Н.С. Лесков)- слайд 1.
Обратите внимание на эпиграф нашего урока:
У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина (Н.С. Лесков)- слайд 2.
Давайте сформулируем цель нашего урока, исходя из темы урока и эпиграфа (Цель: выяснить, в чем своеобразие русской души левши, какими чертами характера обладает левша, выделить в главном герое черты, типичные для русского народа.) – слайд 3.
Запишите в тетради тему и эпиграф, к нему мы вернемся позже.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
По степени таланта Н.С. Лескова можно поставить рядом с И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, А.П. Чеховым. Он создал такие шедевры, как «Очарованный странник», «Тупейный художник» и многие другие. Но всё-таки Лесков и его произведение «Левша» стоит особняком. По мнению Ю. Нагибина, «Левша» принадлежит к шедеврам лесковского творчества.
Сегодня нам с вами предстоит работа по дальнейшему исследованию сказа Николая Семёновича Лескова. Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.
В каком жанре написано произведение? (сказ)
Что такое сказ? Дайте определение этому жанру (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.)
Посмотрите, какое толкование этому жанру дают Ожегов и Даль в своих словарях. (обращение к толковым словарям Ожегова и Даля )
Выделите черты сказа ( 1) сказ ведется в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи; 2)стилизация народной речи; 3)поучительность)
Слово «сказ» и слово «сказка» образованы от глагола «сказывать». Но это не одно и то же. В чем отличие сказа от сказки? – слайд -4.
Сказка Сказ
Занимательный устный рассказ о вымышленных событиях Жанр эпоса, опирающийся на народные предания легенды, имеет черты были, реальной истории
Герои делятся на отрицательных и положительных Героям присущи как положительные, так и отрицательные черты
Устойчивые композиционные приемы (зачин, концовка, повторы, присказки, постоянные эпитеты) Нет устойчивых композиционных приемов
Существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому текст может иметь несколько вариантов. Отсутствие рассказчика Повествование ведется в стилизованной манере от лица рассказчика
Место действия указывается неопределенно Место действия обозначается реальными географическими названиями
Финал счастливый, добро побеждает зло Добро не всегда торжествует, финал часто трагический
С какой целью автор выбрал жанр сказа? (жанр сказа помогает писателю рассказать о своем герое языком человека из народа, понимающего и знающего простых людей)
Этап определения места и причин затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления
Выполним задания конкурса внимательного читателя:
-С какой буквы автор пишет «Л/левша»? (с маленькой)
-С чего начинается работа «тульских мастеров»? (с молитвы)
-К какому святому обращаются они за помощью? (к Николаю Угоднику)
-Как называет сказитель таблицу умножения? («долбица умножения»)
-Какое море омывает Англию в сказе? («Твердиземное»)
Учащиеся выполняют индивидуально на заранее напечатанных листочках, после выполнения задания меняются, проверяют под контролем учителя.
Следующее задание: (слайд 5)
Восстановите хронологию событий сказа:
1)левша в Англии - 5
2)англичане дарят русскому императору блоху - 1
3)возвращение левши в Петербург и его бесславная смерть - 6
4)Николай Павлович посылает Платова в Тулу - 2
5)работа тульских мастеров - 3
6)левша на царском приеме – 4
Учащиеся выполняют индивидуально на заранее напечатанных листочках, после выполнения задания меняются, проверяют под контролем учителя(ключ – слайд 6)
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления
Кто является главным героем? (левша)
Как выглядел левша? Найдите все детали его внешности в разных эпизодах (косой, левша, на щеке пятно, волосья выдраны)
То есть внешне он невзрачный, убогий.
Как он относится к работе? (не отвлекается, даже когда кричат о пожаре)
То есть он трудолюбивый, преданный делу, усердный.
Почему в тексте слово «левша» пишется с маленькой буквы? (имени нет, это прозвище)
За его образом стоит весь русский народ.
Как тульские мастера и левша отнеслись к просьбе Платова? Как оценили работу англичан? (сразу придумали, как превзойти англичан, но не хвастались, оценили чужой труд, тонкую работу мастеров)
То есть и левша, и тульские мастера уважают чужой труд и талант. Также они сообразительны.
Почему имени левши нет на подковках? (имя нельзя было высечь на очень маленьких гвоздиках, которые делал левша)
Левша очень скромен.
Как относятся к левше другие герои? (Платов считает народ талантливым, но в левше человека не видит; царь доволен работой левши, но как человек левша его не интересует; англичане относятся к левше с уважением, видят в нем талантливого мастера)
Как левша ведет себя с властями, за границей? (без страха, естественно, не пытается показаться лучше, чем он есть)
Внутренне левша свободен, естественен, искренен.
Почему левша не остался в Англии? (не хотел бросать родителей, не мог жить без православной веры)
Он патриот, верен православию.
Как отнеслись к левше после возвращения? (бросили на землю, обворовали, роняли, возили весь день на извозчике непокрытого)
Отнеслись равнодушно, без интереса.
Что он хочет сказать государю перед смертью? (нельзя чистит оружие кирпичом)
До последней минуты левша думает о своей стране.
ФИЗМИНУТКА.
Первичное закрепление изученногоЦель этапа: выявить проблемы первичного осмысления
Давайте составим кластер «Черты характера левши», постарайтесь выделить основные черты этого героя.
Трудолюбие, патриотизм, скромность, честность, набожность, талантливость,
бескорыстие.
Самостоятельная работа – слайд 7
Цель этапа: закрепление знаний и умений
Составьте синквейн о характере левши
левша
талантливый, скромный
трудится, гордится, страдает
одаренный и невежественный человек
русская душа
проверка синквейновЭтап включения нового УУД в систему
Цель этапа: закрепление знаний и умений
Еще раз ответьте на вопрос: почему слово «левша» пишет автор с маленькой буквы? (это не имя; за его образом стоит образ народа)
Вернемся к эпиграфам, прокомментируйте их (такие черты как скромность, искренность, талантливость, трудолюбие, которыми обладает левша, присущи русскому народу)
Какое качество является главным у левши? (главное качество – это человечность)
За образом левши стоит образ русского народа. Внешне левша невзрачен, но внутренне он очень красив. Он свободен, любит свою Родину, думает именно о ней в последнюю минуту.
Чем для каждого из вас стал левша?(талантливый мастер, собирательный образ народа, скромный добрый человек, патриот)
Этап рефлексии
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
Из общего стиля выбивается 20 глава. Давайте прочитаем её. От чьего имени идет повествование?(от лица автора)
О чем он говорит? (о таланте простого человека из народа, просит не забывать о таких людях, гордиться ими)
Какой интонацией проникнуты строки?(интонацией сожаления о тех временах, когда работали такие мастера, как левша)
Домашнее задание
Ответить письменно на вопрос: «Актуален ли сказ «Левша» Лескова в наше время?» (5-7 предложений);
Предложите свой эпиграф к нашему уроку
Оценки за урок (оценивание по карточкам) – слайд 7:
Розовый цвет – у меня все получилось отлично!
Желтый – я работал(А) хорошо!
Голубой –я старался(алась), но не все получилось!
Зеленый – мне было трудно, но в следующий раз все получится!)1)На уроке я работал…
2)Материал урока мне был понятен…
3)Домашнее задание мне кажется легким…
Спасибо за сотрудничество, ребята! Урок окончен. – слайд 8
Оценочный лист.
1)На уроке я работал ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Материал урока мне был понятен…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Домашнее задание мне кажется легким…______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочный лист.
1)На уроке я работал ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Материал урока мне был понятен…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Домашнее задание мне кажется легким…______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочный лист.
1)На уроке я работал ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Материал урока мне был понятен…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Домашнее задание мне кажется легким…______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________