Разработка классного часа в 3 классе на тему Здоровые дети — наше будущее
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Натальинская средняя общеобразовательная школа
Конкурс на лучшую методическую разработку по профилактике ассоциативного поведения
Несовершеннолетних
«Здоровые дети – наше будущее»
Номинация: «Профилактическое мероприятие, направленное на формирование знаний и навыков ответственного отношения к сохранению здоровья»
Название работы:
«Здоровые дети – наше будущее»
Форма мероприятия: Классный час
Автор: Шишкина Людмила Васильевна, учитель начальных классов
Навашинский район
с.Натальино
2014г
Пояснительная записка.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье – у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Умение вести здоровый образ жизни — признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.
Процесс сохранения и укрепления здоровья, привитие навыков здорового образа жизни, пропаганда здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к здоровью, понимания ценностей и важности поддержания организма в здоровом состоянии неотъемлемая часть работы классного руководителя. Формирование здорового образа жизни – это и утренняя гимнастика, и соблюдение режима дня, и закаливание, сбалансированное питание, правильно организованный труд и отдых, контроль за посадкой детей во время работы в классе и выполнения домашних заданий, а также походкой и осанкой ребенка и др.
В подготовке данного мероприятия приняли активное участие учащиеся. Они сами составили текст анкеты, самостоятельно провели исследование и обработали результаты. Данный класс занимается по ФГОС. Одним из направлений работы классного руководителя является реализация спортивно-оздоровительной работы.
Цель: формирование устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.
Задачи:
- расширить представление детей о здоровом образе жизни, способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности,
-побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни, содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
Подготовительная работа
Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:
Определение целей и задач.
Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
Создание психологического настроя.
Предварительная подготовка.
Проведение самого мероприятия.
Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Содержание классных часов согласуется с программой воспитательной работы класса и соответствует направлениям.
Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:
Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.
Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.
Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.
Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.
Основные компоненты классного часа:
целевой - целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением его уникального образа жизни;
содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения ребенка;
организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Предполагается активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности;
оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Технологические аспекты организации классного часа:
определение педагогом совместно с учащимися тематики классных часов на новый учебный год;
уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;
определение времени и места проведения классного часа;
определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;
определение участников подготовки и проведения классного часа;
распределение заданий между участниками;
проведение классного часа;
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
ОФОРМЛЕНИЕ: книжная выставка, тематические иллюстрации "Режим дня", "Спорт", "Отдых", рисунки учащихся по теме, пословицы о здоровье, презентация о здоровом образе жизни.
Ход мероприятия
1.Организационный этап
Цените слух, цените зрение,
Любите зелень, синеву-
Все, что дано нам во владение
Двумя словами: "Я живу!"
2. Постановка цели и задач мероприятия. Мотивация деятельности учащихся.
- Эти строки С.Маршака мы взяли эпиграфом к нашему уроку. Радоваться жизни может только здоровый человек, я думаю, что каждый с этим согласен. О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Прочитайте их на интерактивной доске. (дети по очереди читают пословицы)
1.Что имеем - не храним, потерявши - плачем.
2.Здоровьем слаб, так и духом не герой.
3.Здоров будешь - всё добудешь.
4.Здоровье не купишь, его разум дарит.
5.Ребёнком хил, так и взрослым гнил.
6.У кого что болит, тот про то и говорит.
7.Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
-Выучите несколько пословиц наизусть. Итак, вы прочитали пословицы, одна из них: "Что имеем- не храним, потерявши -плачем.
-Как вы думаете, какое отношение имеет эта пословица к теме нашего урока?
(ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
3. Актуализация знаний.
-МЫ МОЖЕМ ХРАНИТЬ БЕРЕЖНО СВОЮ ОДЕЖДУ, ОБУВЬ, ДРУГИЕ ЛЮБЫЕ ВЕЩИ, А О СОХРАНЕНИИ своего здоровья не задумываемся.
-мы не только не храним свое здоровье, но и намеренно губим его, употребляя сигареты, наркотики, алкоголь.
-мы думаем, что будем всю жизнь здоровы и молоды, а к старости вспоминаем, как небрежно относились к своему здоровью, не берегли его.
-люди не хранят в молодости свое здоровье, а в старости начинают плакать и сожалеть об утраченном здоровье.
Учитель: - мы знаем, как сберечь свои вещи, сбережения, а знаете ли вы о том, как сохранить свое здоровье?
(дети делятся своими соображениями)
-Сегодня мы будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье.
-Итак, здоровье - это великая ценность. Учёные утверждают, что организм человека рассчитан на 150 и более лет жизни. А у нас люди живут в 2-3 раза меньше. Как вы думаете, почему? Что мешает людям жить долго?
(примерные ответы детей)
-экология, питание, стрессы
-вредные привычки
-тяжёлые условия работы
-маленькие зарплаты
-отсутствие квартиры, дома
-мало двигаются.
Учитель: Да, безусловно, всё, что вы назвали, влияет на здоровье человека, но медики утверждают, что самое главное для здоровья - это умение человека работать над собой, над своим здоровьем. Все учёные сходятся в одном: чтобы быть здоровым, нужно вести правильный образ жизни.
-Мы сейчас проведём с вами анкетирование.
(учитель раздаёт детям анкеты)
На каждый вопрос вы будете отвечать словами "ДА" ИЛИ "НЕТ"
1.Занимаешься ты спортом?
2.Нравиться ли тебе заниматься спортом?
3.Ты занимаешься один или с родителями?
4.Делаешь ли ты зарядку?
5.Делают ли зарядку с тобой родители?
6.Какие тебе виды спорта нравятся больше?
7.Нравятся ли тебе уроки физкультуры в начальной школе?
8.Какую отметку по физкультуре ты имеешь?
9.Доволен ли ты этой отметкой?
10.Какие спортивные кружки ты посещаешь?
11.Нравиться ли тебе заниматься в кружках?
12.Хотел бы ты достичь успехов в занятиях спортом?
13.Какие спортивные достижения ты имеешь?
14.Кого бы ты хотел считать для себя примером для подражания?
4.Применение знаний и умений в новой ситуации
Мы сейчас на доске составим таблицу" Здоровый образ жизни". А вот из чего он складывается, мы пока не записали. Чтобы заполнить эту таблицу, вы должны отгадать загадки. Каждая отгадка- это один из факторов здоровья. Каждую отгадку мы запишем в таблицу. В этом мне поможет (фамилия и имя ученика).
1.Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня (режим дня)
2.Мероприятия, направленные на поддержание чистоты и здоровья человека. (Гигиена)
3.Тренировки физической выносливости, устойчивости к холоду, заболеваниям (закаливание)
4.Режим приёма пищи, её характер и количество (правильное питание)
5.Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц (движение и спорт.)
-Итак, что же у нас получилось. Из чего складывается ЗОЖ, который дарит человеку здоровье и долголетие?
(класс читает ответы в таблице)
а) режим дня
б) гигиена
в) закаливание
г) правильное питание
д) движение и спорт
-Я предлагаю добавить в этот список ещё один пункт: отсутствие вредных привычек. Вы согласны со мной? Ведь человек может выполнить все пункты З О Ж, но одна вредная привычка, например, курение или алкоголь сведёт все усилия на нет.
Вывод: вредные привычки не совместимы со ЗОЖ
Медицинская консультация "Секреты здоровья"
Учитель: - Сейчас мы открываем медицинскую консультацию, которую назвали «Секреты здоровья». К нам в гости пришла фельдшер нашего ФАПА - Сергеева Анна Николаевна. Она поделится с вами некоторыми секретами З.О.Ж.
Анна Ник. - Мой 1 секрет касается питания. Врачи - диетологи всего мира выявили пятёрку самых вредных продуктов для человека.
1.Сладкие газированные напитки. Они созданы не для утоления жажды, а для её вызывания.
2.Картофельные чипсы. Это смесь углевода и жира плюс искусственные добавки.
3.Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и химических добавок обеспечивают высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.
4.Сосиски, сардельки, варёная колбаса и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами.
5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
-Старайтесь избегать этих продуктов.
Молочные продукты, овощи и фрукты - вот что поможет растущему организму.
Учитель: - Еда - необходимость для здоровья.
Правильно питаться - энергией заряжаться.
Но ядом бывает пища,
Когда она вредна, когда она излишня.
Недаром в народе говорят: "Кто мало ест, тот долго живёт".
Переедание опасно, не ешьте лишнего напрасно!
Анна Ник.:- Ещё один секрет - борьба со стрессами. Стресс - это нервное напряжение, вызванное каким - то событием. Стрессы подстерегают нас везде. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают, с друзьями поссорился и так далее. Стрессы вредят нашему здоровью. Как можно снять стресс? Для этого существует много способов: пение, общение с домашними животными и прогулки. А ещё есть способ быстрого снятия стресса - сильно потереть ладони (показывает). А самое хорошее средство уберечься от стресса - улыбка и хорошее настроение.
Учитель: - Сейчас наш врач проведёт с вами игру "Да", «Нет", «Не знаю».Она будет задавать вам вопросы, а вы хором должны отвечать "да"или "нет". Если вы не знаете, как ответить, поднимайте руки, вам Анна Ник. разъяснит правильный ответ.
1.Согласны ли вы, что зарядка-это источник бодрости и здоровья? (да)
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3.Верно ли, что от курения ежегодно погибает 10 000 человек? (да)
4.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
6.Правда ли, что сладкие напитки входят в пятёрку самых вредных продуктов питания? (да)
7.Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? (нет)
8.Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья? (нет)
9.Верно ли, что молодому организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? (да)
-Спасибо Анне Ник. За то, что помогла проверить наши знания о ЗОЖ.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия):
- Ребята, а сейчас сочиним синквейн. Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Посмотрите, что у нас получилось:
Здоровье
Бесценное, крепкое
Бережет, делает сильным, радует
Здоровье иметь – счастливо жить
Жизнь