Статья Организация консультативного сопровождения родителей в условиях коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
Организация консультативного сопровождения родителей в условиях коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении
Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится».
Л. С. БелинсонДетский сад, как капля воды, отражает все перемены в обществе. В России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования.
Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования;
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся получили преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
Детский сад призван оказывать всестороннюю помощь и поддержку семье в воспитании и развитии ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос на обновление требований к дошкольному образованию,
Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением речи принадлежит учителю-логопеду. Сфера его деятельности не ограничевается рамками задач преодоления дефектов речевого развития в условиях ДОУ и включает в себя задачи обеспечения непрерывности обучения ребенка путем моделирования коррекционного воздействия в условиях семьи.
Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность учителя-логопеда организовать эффективную помощь ребенку с нарушением речи в процессе совместной деятельности с его родителями.
Признание приоритета семейного воспитания В СВЯЗИ С ПОСЛЕДНИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ требует и иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Все это вызывает необходимость пересмотра содержания и форм работы с родителями.
Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
- педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
- беседы и консультации, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. (Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходит от педагогов и ведется в направлении, которое им казалось необходимым.)- На общих и групповых родительских собраниях также родители находятся в роли пассивных слушателей.
- С наглядной пропагандой, оформленной педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. , родители знакомятся чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.
Т.о. такие, называемые традиционными, формы работы логопеда с семьей не так эффективны, потому что
- работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
- родители не могут влиять на коррекционно-педагогический процесс, и привлекаются только к осуществлению организационных моментов.
В современных же условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно:
- приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи.
- Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка,
- Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ
Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ
Тестирование и анкетирование.
Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.
Домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".
Копилка методических рекомендаций.
Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.
Статьи в газете ДОУ
содержат материалы для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.
Дни открытых дверей.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать.
Родительские пятиминутки.
где родители получают возможность кратковременной личной консультации.
Семинары - практикумы.
На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.
Индивидуальные практикумы «родитель + ребенок» решают задачи индивидуальной программы работы с семьей.
Мастер-классы.
Мастер-классы.
Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.
Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины.
Родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.
Совместные проекты.
Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют не только разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным, но и обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей.
Главным принципом данного направления стала пословица: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Например, проект по теме "Умные пальчики"позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала.
Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту».
Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним.
Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются детские рисунки, плакаты и фотографии.
Кроме того, организуются презентации игрового материала, и родители не только знакомятся с пособиями и материалом логопеда, но и сами могут помогать изготавливать пособия, дидактический материал,
Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только является условием выполнения требований ФГОС ДО, но и открывает новые варианты форм взаимодействия с родителями.
Так, на сайте детского сада родители могут востребовать информацию о педагогах, ознакомиться с программой воспитания и обучения детей Найти материалы по проблемам речевого развития, Посмотреть фотографии из жизни детского сада,
Мультимедийные презентации на родительских собраниях, практикумах позволяют в наглядной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми логопедическими терминами, дать понятие об основных направлениях коррекционной работы.
«IT копилочка».
Родители активно интересуются вопросами по речевому развитию своего ребенка.
- Что должен знать и уметь их малыш в области речевого развития?
- Какие звуки ребёнок должен уже правильно говорить?
- Когда не поздно начинать учить читать? и т.д.
Но иногда не знают где найти доступную информацию. «IT копилочка» содержит список адресов полезных порталов и сайтов в Интернете, где можно почерпнуть дополнительную информацию.
Постепенно список электронных адресов пополнялся адресами, которые предлагали уже самими родителями.
Семейная IТ- игротека
Игра – основной метод игротеки. Индивидуальная, подгрупповая работа с детьми проводилась в присутствии родителей с непосредственным их участием. На игротеке знакомила родителей с интерактивными играми и упражнениями, направленными на развитие речи и развитие психологической базы речи.
Флэшка-«передвижка»
Это собрание образовательных и игровых ресурсов (видеоролики, интерактивные игры, и интерактивные тренажеры), заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных собственными силами. В коротких 2-3 минутных видео файлах представлены фрагменты занятий по дыхательной и артикуляционной гимнастике, постановке и автоматизации звуков, по формированию лексико-грамматических категорий, навыков чтения и фонематического восприятия. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом, например, «слоговая структура», принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (гласный, согласный звук). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. И здесь у родителей возникает возможность взять флэш-накопитель с консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома.
Также флешка содержит цикл разработанных интерактивных упражнений и игр по коррекции звуков и связной речи. Использование родителями интерактивных игр в домашних условиях активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель –логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата мы хотели достичь, организовывая работу с родителями таким образом. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Критерии успешной работы по взаимодействию с родителями
Отсутствие формализма в работе с родителями;
Организация работы с детьми с учетом социального запроса родителей (их интереса, нужд, потребностей);
Использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями;
Систематическая методическая работа по повышению профессиональной компетентности по вопросам взаимодействия с родителями;
Стремление к диалогу;
Выявление, обобщение, распространение педагогического опыта использования ИКТ при взаимодействии с семьей;
И В ИТОГЕ
Открытость коррекционно-образовательного процесса для родителей, осознание доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.