Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности (Школа подготовки к школе)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №127
с углублённым изучением отдельных предметов» г. Перми
Принято на педсовете « Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ №127»
___________Т.И. Цейтлина

Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности.
Для детей 6 лет / Школа подготовки к школе/ 30 учебных часов
Автор-составитель:
учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №127»
Репина Екатерина Николаевна

Пермь 2014Программа
Школы подготовки к школе
будущих первоклассников по изобразительной деятельности
Пояснительная записка
Цель данной программы по изобразительной деятельности предусматривает приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью, развитие важнейших для художественного творчества способностей, т.е. умение видеть жизнь глазами художника.
Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и привычного освоения художественных материалов – основные задачи данной программы.
Практическая деятельность детей направлена на отражение доступными средствами своего видения окружающего мира.
Возрастная активность, сознательность, самостоятельность детей данного возраста позволяют им значительно ярче проявить себя в процессе эстетического восприятия окружающей их действительности.
Первый раздел предусматривает обучение детей рисованию. По мнению педагогов и психологов, седьмой год жизни является особым периодом в развитии детского изобразительного творчества. В первую очередь это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, благодаря которым меняется внутренняя позиция ребёнка, его отношение к окружающему миру. Задача этого раздела состоит в том, чтобы каждый ребёнок получил желаемый результат, удовлетворение, радость от собственной созидательной деятельности, расширил и обогатил свой художественный опыт.
Возросшая активность, сознательность, самостоятельность детей дошкольного возраста (6-7 лет) позволяет им значительно ярче проявить себя в процессе эстетического восприятия окружающей их действительности. Для этого в программу введён второй раздел, который предусматривает решение следующих задач: формировать у детей эстетическое отношение к природе; пробуждать способности наслаждаться многообразием изяществом ее форм, красок;
осуществлять работу по знакомству с видами изобразительного искусства (живопись, графика); воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, а также познакомить с отдельными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет).
Важным моментом в подготовке детей к школе является оценка детских работ
1
после каждого занятия. Анализируя свои оценки, дети учатся видеть, что удалось,
а что получилось неудачно, что можно исправить, дополнить, сделать лучше. Дети учатся и оценке работ своих товарищей.
В конце года дети должны:
- уметь организовать свое рабочее место;
- различать цвета, знать три основных цвета;
- различать виды изобразительного искусства;
- высказывать простейшие суждения о картинах, предметах декоративно - прикладного искусства;
- передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетания различных изобразительных материалов;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в рисунке,
используя изобразительные средства.
Содержание курса
«В мире волшебных сказок»
Беседа о том, что мы будем делать на уроках изобразительного
искусства.
Ознакомление с гуашью. Введение детей в сказочный мир изобразительного искусства. Дети узнают, что художник подобен волшебнику – он может запечатлевать красоту окружающего мира, поэтому труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения. Для формирования умения работать красками выполняются упражнения «Волшебные краски»: смешиваются основные краски (желтая, синяя, красная) для составления вспомогательных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый).«Братья наши меньшие»
Развитие у детей мелкой моторики. Знакомство с геометрическими
фигурами.
«Красота родной природы»
Развитие у детей наблюдательности, эстетического восприятия природы,
любви к ней, умения рисовать с натуры и по памяти.
2
«Зима пришла»
Развитие у детей интереса к празднику «Новый год», формирование у детей умения владеть цветом, насыщенностью оттенков краски и умения выразить чувства, настроение.
«Разнообразный предметный мир»
Развитие у детей наблюдательности, умения рисовать с натуры. Знакомство с такими понятиями, как горизонталь, вертикаль, ось.

«Удивительный мир красок»
Ознакомление детей с хохломской росписью и беседа о ее красоте.
Ознакомление с росписью «Гжель» и ее красотой.
Основная задача уроков - знакомство с изделиями мастеров современной росписи, воспитания интереса и любви к народному искусству, формирование фантазии, творческого отношения к рисованию, эстетических чувств.
«В мире сказок»

Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства; иллюстрациями к русским народным сказкам. На уроках ставятся задачи воспитания любви к народному творчеству – к русским народным сказкам, развитие творческого отношения к рисованию, фантазии.


3
Календарно – тематический план
№ Темы Материал Часы
I Октябрь
«В мире волшебных красок»
- Вводный урок. «Давайте познакомимся» - «В мире волшебных красок».
- «Воздушные шарики». Основные цвета.
- Фрукты, овощи. Вспомогательные цвета.
- Украшаем ткань. Фон. гуашь
гуашь
гуашь
гуашь
гуашь 1
1
1
1
1
II
Ноябрь
«Братья наши меньшие»
- Птицы.
- Животные.
- Лепка птиц.
- Лепка животных. гуашь
гуашь
пластилин
пластилин
1
1
1
1
III Декабрь
«Красота родной природы»
- Пейзаж родной земли.
- «Первый снег». Голубой цвет.
- «Ветка рябины». Серый цвет.
- «Зимний пейзаж». Графика.
гуашь
гуашь
гуашь
карандаш, ластик
1
1
1
1
IV Январь
«Зима пришла»
- «Моя розовая мечта». Розовый цвет.
- «Мой новогодний подарок».
- «Новогодний салют».
- «Зимний лес». гуашь
гуашь
гуашь, цвет. мелки
гуашь, мел 1
1
1
1
V Февраль
«Разнообразный предметный мир»
- «Пушистая варежка».
- «Морской пейзаж».
- «Извержение вулкана».
- Рисование с натуры. Блик.
- Папин портрет карандаш, ластик
цвет. карандаши
фломастеры
гуашь
гуашь 1
1
1
1
1
VI Март
«Весна пришла»
- Мамин портрет.
- Весенние цветы.
«Удивительный мир красок»
- Хохлома. Знакомство с росписью.
- Украшаем вазу. гуашь
гуашь

гуашь
гуашь

1
1

1
1
VII Апрель
- Гжель. Знакомство с росписью
- Украшаем тарелочку
«В мире сказок».
- Сказка «Три медведя».
- «Ежик в тумане». Итоговый урок.
гуашь
гуашь

гуашь
гуашь 1
1
1
1

Итого 30 часов
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность - 30 минут.
Всего занятий в год - 30.
Используемый материал:
- простой карандаш;
- ластик;
- гуашь;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- мел;
- цветные мелки;
- пластилин;
- кисти беличьи № 1-2, № 3-5, № 8-10;
- кисть жесткая (щетина);
- ватман (формат А4 ).
5

Литература
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (программа, конспекты подготовительная группа)» издательство «Владос» 2001.
«Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада» Комарова Т. С. Издательство «Мозаика-Синтез» 2011.
«Изобразительная деятельность в детском саду». Н.П.Сакуклина, Комарова. Москва, «Просвещение» 1973.
«Изобразительная деятельность старших дошкольников» Рекомендации, занятия, дидактические игры. Смирнова М.Г. Издательство «Учитель» 2009.
«Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе». Николкина Т.А. издательство «Учитель» 2011.
«Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа». Лыкова И.А. издательство «Карапуз» 2009.
«Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника» Дорокова Т.Н. издательство «Просвещение» 2008.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет» Комарова Т. С. «Мозаика-Синтез» 2006.
«Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию». Под редакцией доктора пед. наук Е.С.Комаровой «Просвещение» 1991.
«Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста». Шайдурова Н. В. Т.Ц «Сфера» 2008.
«Нетрадиционные техники рисования» Цквитария Т.А. издательство «ТЦ Сфера» 2011.
«От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7лет технике рисования». Методическое пособие. Баранова Е.В. издательство «Мозаика-Синтез» 2009.
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». Лыкова И.А. Издательство «Карапуз» 2009.
«Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение» 1977.
6