Дополнительная общеобразовательная Программа «Живое слово» для подготовки детей к школе.
Программа «Живое слово»
I Пояснительная записка Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему
остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям, определяющим его готовность к школьному обучению:
линия формирования произвольного поведения;
линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;
линия мотивационной готовности.
Цель программы: всесторонне развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. В соответствии с целью определены задачи:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками умение видеть мир глазами другого человека;
развитие умений говорения и слушания (4-5 лет), говорения, слушания и чтения (5-6 лет);
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка;
развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
расширение представлений об окружающем мире, явлений действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.
Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. В программу включен цикл из 16 занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-20 минут) и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.
Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают 1 вводное и 15 основных занятий. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.
Структура занятия:
Ритуал приветствия.
Разминка.
Рефлексия прошлого занятия.
Основное содержание.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.
Каждое занятие включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики. Занятия проводятся по субботам и воскресеньям. После завершения занятий родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе.
Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, для учителя - демонстрационный и раздаточный материал.
Роль педагога ДОД в сложившейся в России системе ДОД по развитию разнообразных способностей обучающихся трудно переоценить. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система ДОД способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, общества и государства, на достижение новой цели образования, нового видения результатов образования (предметные, метапредметные и личностные результаты), о которых говорится в различных нормативных и правовых документах, в ФГОС НОО, ФГОС и ФГТ.
Всем известно, что детство - уникальный период в жизни человека. Именно дошкольный возраст это время стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности ребенка. Каждый период дошкольного возраста - столь значим, что пропуск одного года, одного месяца в развитии ребенка может привести к серьезным затруднениям на следующем этапе - этапе систематического обучения в школе.
Данная программа направлена объединить усилия педагогов ДО, воспитателей - педагогов детских садов и на предупреждение затруднений при обучении детей в современной школе.
Это может произойти, когда все участники процесса развития ребенка будут знать и реализовывать федеральные государственные образовательные требования, в которых обозначены требования к выпускнику ДОУ, универсальные предпосылки учебной деятельности дошкольника, новые требования к профессиональным знаниям специалистов и педагогов ДОУ.
Согласно теории Л.С.Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид деятельности.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
В ФГТ выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей - наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Одно из требований ФГТ - построение образовательного процесса адекватных возрасту формах работы с детьми.
В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе развития общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него вкладывается иной смысл: занятие как занимательное дело.
Разработчики ФГТ предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Игровая
Игровые упражнения.
Сюжетные игры.
Игры с правилами.
Продуктивная
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Коммуникативная
Реализация проектов.
Беседа - ситуативный разговор.
Речевая ситуация.
Составление и отгадывание загадок.
Сюжетные игры.
Трудовая
Игры с правилами.
Совместные действия.
Дежурство.
Поручение.
Чтение художественной литературы
Чтение.
Обсуждение.
Разучивание.
Пересказ.
Инсценирование.
Сюжетные игры.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации прав ребенка на доступное, качественное образование.
Судить о развитии личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом и социальном развитии ребенка речь имеет исключительное значение. Речевое развитие ребенка - это и показатель его развития в целом.
Желая способствовать развитию детской речи, мы стремимся, с одной стороны, активизировать его устную речь, организовать ситуации речевого общения.
С другой стороны, мы должны уделять внимание чтению художественной литературы, поскольку книжные тексты демонстрируют ребенку образцы самой сложной формы речи - письменной.
Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей (образовательная область «Коммуникация») и формирование интереса и потребности в чтении книг (образовательная область «Чтение художественной литературы») относится к числу важнейших психолого-педагогичееких задач.
Содержание образовательная область «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Содержание образовательная область «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
•приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Цели и задачи, заложенные в ФГТ в образовательных областях «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» достаточно глубокие, серьезные и отвечающие требованиям времени для получения новых результатов.
Наши наблюдения и диагностические исследования показывают, что сегодняшние реальные результаты далеки от заложенных в ФГТ.
Реальные результаты таковы:
уровень развития словаря низкий;
уровень развития грамматически правильной речи недостаточен. Предложения состоят из 1-2 слов, чаще это простые предложения;
неразвит фонематический слух;
недостаточно развито умение звукового анализа слов;
связная речь неразвита, затруднения вызывает пересказ литературного текста;
сочинительские умения выражены слабо;
трудности в определении и различении литературных жанров.
Налицо противоречие - с одной стороны глубокие требования ФГТ, с другой - низкий уровень развития словаря, фонематического слуха, грамматически правильной речи, художественной речевой деятельности и т.д.
Отсюда вытекают проблемы. Первая проблема - недостаточная организация психолого-педагогической работы по развитию мотивации детского чтения. Пути решения проблемы:
Четкое планирование педагогом содержания и результатов работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» в соответствии с требованиями ФГТ и возрастными особенностями детей.
Привлечение родителей к привитию у детей интереса и мотивов чтения.
Усиление роли психолога в развитии психических процессов детей для выработки мотивов детского чтения.
Совершенствование мониторинга достижений детьми планируемых результатов.
Разработка проекта «Чтение с увлечением» (обусловлена необходимостью преодоления кризиса чтения вообще).
Вторая проблема - отсутствие целенаправленной работы ДОУ и семьи по формированию детской речевой культуры. Пути решения проблемы:
Повышение языковой грамотности педагогов и других работников, призванных общаться с детьми.
Совершенствование организации воспитательно-образовательного процесса совместной деятельности взрослого и детей.
Использование разнообразных педагогических средств, воздействующих на эмоциональную, познавательную и речевую активность ребенка.
Организация педагогом и психологом систематической работы с родителями по становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.
Разработка программы «Развиваем речь дошкольников» на основе принципа интеграции образовательных областей.
Можно предположить, что если целенаправленно идти по пути решения обозначенных проблем, реализуя разработанные проекты «Читаем с удовольствием» и «Развиваем речь дошкольников», то цели и задачи, заложенные в ФГТ, будут решены, мы получим новые результаты образования.
Циклограмма ключевых мероприятий
1. Вводное занятие (на начало курса)
Цель: установить атмосферу взаимного доверия между учителем и детьми, вызвать интерес к занятиям, настроить детей на познавательную активность.
Упражнения:
Путешествие по школе со сказочной Феей.
Знакомство с учителем, в «Это я».
Игры: «Мой портрет. Разрешите представиться».
Материалы: мяч, лист бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение. 2.Развитие познавательных процессов, двигательной активности и личностной сферы (в течение курса)
Цели:
формирование общеинтеллектуальных умений (операционного анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков);
снятие характерных для адаптационного периода, тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций;
формирование учебных мотивов, адекватной самооценки;
развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, мелкой моторики руки, коммуникативных способностей.
Игры и упражнения [Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. - Волгоград, 1993].
«Живая страница», «Говори наоборот», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Единственное и множественное число», «Магазин», «Четвертый лишний», «Какой фигуры не стало» и др.
«Пиктограммы», «Разрезные открытки», «Закончи фразу», «Живая страница» и др. [Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагошв/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М.: ACT: Астрель: Профиздат, 2007.] «Моя семья», «Мой город», «Времена года», «Кто кем будет?» и др.
Упражнения на развитие мелкой моторики «Разминка», «Шалун», «Зайка», «Черепашка», «Солнце», «Дождик», «Кулак - ребро - ладонь» и др. Графические диктанты.
Комплекс общеразвивающих упражнений, физкультурных развлечений и подвижных игр [Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Знание, 1994.]
Рисование на тему «Школа моей мечты», «Мое настроение»
Экскурсия по школе, по поселку, на предприятия.
Просмотр мультфильмов «12 месяцев», «Маугли», «Чебурашка идет в школу».
Материалы: дидактический (раздаточный) материал, шаблоны, тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
3. Заключительное занятие (в конце курса)
Цели:
подведение итогов;
укрепить в детях веру в свои силы и возможности;
показать детям перспективы их дальнейшего развития и успехов;
Дети выполняют любимые упражнения, рисуют коллективный портрет «Волшебный
мир».
Экскурсия по школе, по поселку, на предприятия.
Просмотр мультфильмов «12 месяцев», «Маугли», «Чебурашка идет в школу».
Материалы: дидактический (раздаточный) материал, шаблоны, тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
3. Заключительное занятие (в конце курса)
Цели:
подведение итогов;
укрепить в детях веру в свои силы и возможности;
показать детям перспективы их дальнейшего развития и успехов;
Дети выполняют любимые упражнения, рисуют коллективный портрет «Волшебный
мир».
Тематический план
Цель занятия
Стимулирование внутригруппового общения, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, координации движения и графических навыков.
Развитие межличностного общения в группе, внимания, умения классифицировать предметы по определенным признакам, механической зрительной памяти, мышления и пополнение словарного запаса.
Развитие общения в группе, наблюдательности, слуховой памяти.
Развитие образно-логического мышления и речи, слуховой памяти, зрительной памяти.
Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения классифицировать, внутреннего планирования.
Развитие речи, мышления и памяти, пространственной ориентации и умения действовать по правилам, пространственного ориентирования, расширение словарного запаса детей.
Развитие произвольного внимания, наблюдательности и внимательности, логического мышления, смысловой, зрительной и ассоциативной памяти.
Развитие речи и мышления, зрительной памяти, сообразительности, речи и запаса знаний об окружающем мире.
Развитие зрительного восприятия, внимания, речи и вербального мышления, зрительно-слуховой и ассоциативной памяти.
Развитие мышления, речи и воображения, зрительно-ассоциативной памяти, коммуникативных способностей.
Развитие воображения, приемов последовательного запоминания слов, самоконтроля, ; внимания.
Развитие внимания, мышления и воображения, скорости мышления.
Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, речи, воображения.
Развитие внимания, пространственного воображения, мышления, памяти, способности к сосредоточению.
: Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, произвольного внимания, самоорганизации.
Педагогическая диагностика
Речевое развитие ребенка
Речевое общение со взрослыми и сверстниками.
Стремится обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями.
Стремится к речевому общению со сверстниками. Владение нормами литературной речи.
2.1. В речь включает разнообразные образцы речевого этикета. Развитие звуковой стороны речи.
3.1. Имеет правильное произношение, может произвести звуковой анализ слова, знает чистоговорки, загадки, стихотворения и т.п. Словарный запас.
Владеет названиями предметов и явлений, их свойствами, умеет рассказать о них.
Развита образная сторона речи (знаком с переносным смыслом слов «человек хмурится», «утро хмурое» и т.п.).
Различает слова, имеющие одинаковое значение (синонимы), противоположное значение (антонимы), имеющие одинаковое звучание, но различное значение (омонимы).
Овладение грамматическим строем речи: умение правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения. Развитие связной речи.
Умеет рассказывать, развернуто излагать определенное содержание (описывать игрушки, картинки, пересказывать и самостоятельно сочинять сказки и пр.).
Умеет вести диалог с детьми и со взрослыми.
Развитие умения понимать речь: выполнение словесной инструкции («повернись», «наклонись», «подними руки и похлопай ими» и т.д.). Развитие планирующей и регулирующей функции речи.
Умеет комментировать свои действия в предметной деятельности.
Умеет планировать свою деятельность (проговаривая вслух последующее действие).
Культура чтения художественной литературы.
9.1. Может рассказать о том, сам.
II. Учебно-тематический план
№
п/п Раздел/тема Год обучения
1-ый/кол-во часов 2-ой/кол-во часов
1 Вводное занятие 1 1
2 Социальный мир 7 8
3 Веселая азбука 15 12
4 Речевое развитие детей 16 18
5 Лексические темы 13 15
6 «В гостях у сказки» 6 5
7 Любимые праздники 6 6
8 Тренируем пальчики 7 5
9 Контрольное занятие 1 2
Всего 72 72
Индивидуальные занятия
№
п/п Раздел/тема Год обучения
1-ый/кол-во часов 2-ой/кол-во часов
1 Вводное занятие 1 1
2 Социальный мир 4 5
3 Веселая азбука 7 6
4 Речевое развитие детей 8 9
5 Лексические темы 6 6
6 «В гостях у сказки» 3 3
7 Любимые праздники 3 3
8 Тренируем пальчики 3 2
9 Контрольное занятие 1 1
Всего 36 36
III. Содержание программы.
Познавательный материал в программе дается в определенной системе и учитываются возрастные особенности детей, дидактические принципы построения развивающего обучения. Содержание программы учитывает требования ФГТ к развитию речевых, коммуникативных навыков детей, развитие интереса к чтению литературы, особенностям культуры.
Содержание программы направлено на комплексное развитие способностей детей с разными образовательными потребностями с помощью интегрированной деятельности. Содержание программы предусматривает развитие детей, имеющих разный уровень обученности языку и восприимчивости к педагогическому воздействию самый большой контингент детей с особыми образовательными потребностями, интегрированный в среду нормально развивающихся сверстников. Содержание программы создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми. В том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья. Содержание программы подобрано таким образом, что через разные виды деятельности, способствует развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
Усвоение содержания программы определяется в рамках педагогического мониторинга, т.е. оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Практика обучения дошкольников показала, что на их успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
В предлагаемом содержании учебных занятий сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, норм, правил, что содействует социализации детей. Для этого предполагается использовать такие задания содержательного характера, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельно анализа, наблюдений, сопоставления, сравнения, установления взаимосвязей.
Важно, чтобы содержание и форма учебного занятия были направлены на создание атмосферы сотрудничества в группе. Дети, чувствуя благоприятный психологический климат, включаются в поисковую ситуацию. С готовностью помогают друг другу, решая игровые, практические задачи, направленные на успех.
1-ый год обучения, 72 часа
Вводное занятие
«Скоро в школу!». «Каким я буду первоклассником». Беседа о возрасте и переходе детей в школу для дальнейшего познания и развития. Детские мечты о том, что будут хорошо учиться, для этого нужно стараться и готовиться уже сейчас. Краткое введение в программу, Рассказ о ДЮЦ, его традициях, педагогах и выпускниках. Правила техники безопасности и поведения в ТО.
Социальный мир
Знакомство детей с педагогами и между собой. Я и моя семья. Службы 01, 02, 03 – всегда на страже. Традиции россиян. Спорт – это здоровье. Москва – столица нашего Отечества. Ханты – Мансийский автономный округ, его богатства, коренные жители. Осторожно улица! Безопасный путь в ДЮЦ.
В гостях у сказки
У нас в гостях сказка «Маша и медведь». Сравнение с мультфильмом. Слушание и пересказ сказки «По щучьему велению». Мечта народа. Композиция сказки. Чтение и инсценирование сказки «Теремок». Дорисовывание картинки к сказке «Доброе дело», «Добрые слова и добрые дела». О поступках хороших и плохих. Сказка «Как у мышки пропал камешек». О дружбе. Правила дружбы. Настоящий друг. «Лиса и журавль» (басня».
Лексические темы.
Лексические темы, направленные на обогащение активного словаря, формирование жизненного опыта, расширение кругозора и общей культуры.
«Семья». Рассказы о своей семье: папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, животные и т.д.
«Родные просторы». Где я живу? Богатство родного края.
«Живут в России разные народы». Стихотворение «Российская семья».
«Деревья и кустарники осенью». «Осенняя пора! Очей очарование…»
«Как животные готовятся к зиме. Составление связного рассказа по образцу.
«Домашние животные». Пересказ текста «Кошка». Составление рассказа «Мое любимое животное» вместе со взрослыми.
«Моя любимая игрушка». Описание игрушки. Материал, из которого сделана игрушка.
Любимые праздники.
День рождения ХМАО-Югры. Богатства округа. Стихотворения о Югре.
Новый год. Новогодние пожелания друг другу. Стихотворения К. Чуковского «Елка», З. Александровой «Дед Мороз».
23 – февраля День защитника Отечества. Игры «Азбука Морзе», «Разведчики», «Стойкий солдатик».
Международный женский день 8 Марта. Песни и стихи о маме.
День космонавтики. Юрий Гагарин – первый летчик-космонавт.
День Победы – главный праздник страны. Стихотворение «Рассказ ветерана».
Веселая азбука
Рассказ Мудрой Совы «Как появляются звуки речи». Путешествие в страну «Азбуку» через страну «Звуков».
Веселый хоровод гласных звуков. Звук и буква А. Игра «Кто больше?». Звук и буквы э, и, ы. Игры. Эстафета. Отвечай скорее всем: «Почему? Когда Зачем?» Слова длинные и короткие.
«Ходят буквы хороводом». Согласные звуки и буквы. Пишем фломастером.
Развитие коммуникативных навыков.
Самостоятельная речь
Составление рассказа «Как животные готовятся к зиме» на основе наблюдений.
Пересказ текста «Кошка».
Ответы на вопросы по рассказу «Вьюга». Характеристика персонажей.
Составление рассказа по двум картинкам «Зимние забавы детей.
Составление новогодних пожеланий друг другу.
Пересказ по цепочке, переход от одного действия к другому в сказках.
Придумывание продолжения истории «Волшебная книга».
Тренируем пальчики
Узнавание пальчиков. Упражнения «Чайка», «Краб». Раскрась картинку.
Упражнения «Теремок», «Замок», «Дым из трубы» - вверх, вниз двумя руками.
Упражнения «Зайка», «Комарик». Рисование пальцами обеих рук апельсинов на деревьях.
Упражнения «Лотос», «Осьминог», «Медуза». Рисование волн красками четырьмя пальцами.
Педагогическая диагностика
Входная диагностика речевого развития детей.
Текущая диагностика. Уровень развития навыков пересказа и понимание текста.
Итоговая диагностика. Общая готовность к школе.
2-ой год обучения, 72 часа
Вводное занятие
«Скоро в школу!». Безопасный путь от дома до школы. Правила поведения в ТО. Техника безопасности.
Социальный мир
Ограничение речи (режим молчания, шепотная речь).
Вслушиваемся в речь окружающих, выражаем свои эмоции и чувства.
Знакомство и приветствие детей с педагогом и между собой.
Что я знаю о себе.
Мои друзья. Наши имена и фамилии.
Развитие речевого дыхания: продолжительный, плавный выдох, ритм, темп речи.
Наша Земля.
Будь осторожен с огнем.
Сказка за сказкой
Дорисуй картинку к сказке «Доброе дело». «Добрые слова и добрые дела».
О поступках хороших и плохих. Сказка «Как у мышонка пропал камешек». О дружбе. «Лиса и журавль (басня).
У нас в гостях сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне».
Инсценирование сказки «Теремок».
Лексические темы.
Лексические темы. Речевое развитие детей.
Лексическая тема «Семья». Рассказы о своей семье: папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, кот и т.д.
Лексическая тема «Родные просторы». Где я живу? Богатство родного края.
Лексическая тема «Живут в России разные народы». Стихотворение «Российская семья».
Лексическая тема «Деревья и кустарники осенью». «Осенняя пора! Очей очарование…»
Лексическая тема «Как животные готовятся к зиме. Составление связного рассказа по образцу.
Лексическая тема «Домашние животные». Пересказ текста «Кошка». Составление рассказа «Мое любимое животное» вместе со взрослыми.
Лексическая тема «Моя любимая игрушка». Описание игрушки.
Лексическая тема «Как люди передвигаются» (транспорт). Обогащение словаря.
Лексическая тема «Зима – зимушка». Детские забавы. Рассказ по двум картинкам.
Лексическая тема «Магазин». Кондитерский отдел.
Лексическая тема «Транспорт».
Лексическая тема «Цветы». Садовые цветы. Описание «Мой любимый цветок».
Любимые праздники.
День рождения ХМАО-Югры. Богатства округа. Стихотворения о Югре.
Новый год. Новогодние пожелания друг другу. Стихотворения К. Чуковского «Елка», З. Александровой «Дед Мороз».
23 – февраля День защитника Отечества. Стихотворение «Суворовец».
Международный женский день 8 Марта. Стихотворение «Подарок».
День космонавтики. Юрий Гагарин – первый летчик-космонавт. Стихотворение «Юрий Гагарин».
День Победы – главный праздник страны. Стихотворение «Рассказ ветерана».
Веселая азбука
Рассказ Мудрой Совы. «Как появляются звуки речи». Путешествие в страну «Азбуку» через страну «Звуков».
Звук и буква А. Игра «Кто больше?»
Звук и буква О. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки (имена прилагательные) на О.
Звук и буква Э. Игра «Четвертое лишнее».
Звук и буква И. Эстафета «Назови слово с и».
Отвечай скорее всем: «Почему? Когда? Зачем?». Слова длинные и короткие. «Правильно слышим – грамотно пишем».
Карнавал гласных букв.
«Ходят буквы хороводом». Согласные звуки и буквы. Пишем фломастером.
Правильное произношение звуков [г], [с], [к], [ч], [ш]. Работа со скороговорками.
Дифференциация звуков [з], [с], [б], [п], [в], [ф].
Твердый и мягкий знаки.
Задания по звукобуквенному анализу слов, развитию мелкой моторики мышц пальцев, слухового и зрительного восприятия.
Самостоятельная речь
Составление рассказа по трем картинкам. Придумывание названия своего рассказа.
Составление просьбы Деду Морозу. Придумывание продолжения сказки.
Речевое развитие детей.
Составление рассказа «Как животные готовятся к зиме» на основе наблюдений.
Пересказ текста «Кошка».
Ответы на вопросы по рассказу «Вьюга».
Составление рассказа по двум картинкам «Зимние забавы детей».
Составление просьбы «Подарок Деда Мороза». Загадки о зиме.
Составление новогодних пожеланий друг другу.
Подбор названий к рассказу о зимних каникулах в семье.
Развитие планирующей и регулирующей функций речи: комментирование действий в игре.
Проигрывание диалогов. «В магазине игрушек». Чистоговорки и скороговорки.
Главная мысль рассказа К. Ушинского «Ветер и солнце».
Ответы на вопросы по рассказу М. Пришвина «Этажи леса».
Пересказ по цепочке, переход одного действия к другому в сказках.
Придумывание продолжения истории «Волшебная книга».
А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Передний, задний план. Колорит.
Наш дом – Россия. Образ России в поэзии. Стихотворение «Наш дом».
Государственные символы России. Герб России. Флаг России. Заучивание четверостиший о государственных символах.
Тренируем пальчики
Упражнения «Прямоугольник», «Треугольник», «Ромб», «Круг». Рисование облаков двумя руками от точки по стрелке.
Упражнения «Собачка», «Теленок».Рисование клубков, которыми играет котенок.
Упражнения «Ножницы», «Крокодил». Рисование елки, украшение ее игрушками. Рисование двумя руками одновременно от точки вниз.
Педагогическая диагностика
Входная диагностика речевого развития детей.
Текущая диагностика. Координация движения руки. Уровень развития навыков пересказа и понимания текста.
Итоговая диагностика. Общая готовность к школе. Окружающий мир.
IV . Методическое обеспечение программы
Приведенные ниже задания, составляющие основу программы «Живое слово» для дошкольников, классифицированы по основным направлениям программы. Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе. Например, упражнение «Графический диктант», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а игра «Угадай слово» при своей выраженной логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Оказывает благотворительное влияние на развитие не только познавательной но личностно- мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом.
Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных форм деятельности. Основные формы - это организация образовательных ситуаций, ситуации общения, занятия. Необходимо организовывать образовательные ситуации - это рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы о животных, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию можно организовать в любой режимный момент с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию можно повторить несколько раз с разными детьми. Длится она несколько минут в зависимости от возраста детей.
Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагогу важно увидеть и поддержать эту ситуацию. Необходимо уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудитьмалыша к диалогу или более полному высказыванию.
Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. Начинается занятие с создания проблемной ситуации, с загадки и т.п. Затем идет актуализация и накопление знаний по теме (рассматривание предмета, картинки, рассказ или чтение, обследовательская деятельность). Следующим этапом идет обучение речевой форме, здесь можно использовать такие приемы, как план или образец рассказа, схема, вопросы, пример литературных образцов речи. Заканчивается занятие упражнениями в освоении речевой формы: это детские высказывания, рассказы, самостоятельные выводы, рассуждения, объяснения. При этом необходимо проговорить результаты занятия, намечая задачи для дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
Эффективность занятия во многом определяется умением педагога заинтересовать детей, т.е. умением подобрать такие игры и упражнения, которые бы решали определенные образовательные задачи. Предлагаемая памятка поможет педагогам выбрать необходимые приемы при подготовке к занятиям по развитию связной речи.
Вашему вниманию представлены основные приемы, используемые на занятиях по составлению рассказов об игрушках и предметах, рассказыванию по картине и серии картин, по пересказу, составлению рассказов из личного опыта и на заданную тему. Знак + " обозначает, в какой части занятия возможно использование данного приема (в вводной части (В.О.), основной части (О.Ч.) или же в заключительной части занятия (З.Ч.)).
Приемы, используемые на занятиях по развитию связной речи
См. Приложение 1
V.Используемая литература:
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М: Мозаика-Синтез, 1999 г.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. М: Мозаика - Синтез, 2005 г.
Арушанова А.Г., Дурова Н.В. Истоки диалога 5-7 лет./ Под ред. А.Г. Арушановой. М: Мозаика- Синтез, 2004 г.
Арушанова А.Г., Дурова Н.В. Истоки диалога./ Под ред. А.Г. Арушановой. М: Мозаика- Синтез», 2003 г.
Болотина JI.P. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. М: Айрис пресс,
Бунеева Р.Н, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 лет, М: Баласс, 2006 г. (Программа «Школа 2100)
Бунеева PH., Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи для детей 3-4 лет «Лесные истории», М: Баласс, 2006 г. (Программа «Школа 2100)
Бунеева Р.Н., Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи для детей 4-5 лет , М: Баласс, 2006 г. (Программа «Школа 2100)
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
Герасимова А.С. Программа развития и обучения дошкольника. Учимся говорить. М: OJIMA ПРЕСС 2001 г.
Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе 2-4 лет М: ВЛАДОС, 2002 г.
ДорофееваА.М. «Развитие речи». М. «Мозаика-Синтез». 1999.
Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет./ Под ред. О.С. Ушаковой М: ТЦ Сфера, 2009г.
Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации, М: Баласс, 2006 г. (Программа «Школа 2100)
Курцева З.И Ты - словечко, я - словечко...: Пособие по риторике для детей 5-6 лет/ Под ред. Т.А. Ладыженской М: Баласс, 2006 г. (Программа «Школа 2100) 2006 г.
Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. М: Центр пед. обр. 2008 г.
Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. М: Центр пед. обр. 2008 г.
Лебедева Jl.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная к школе группа. М: Центр пед. обр. 2008 г.
Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Ярославль. «Академия развития». 1997.
Петрова Т.Н., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл. и ср. группы. М: Школьная пресса 2003 г.
«Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников». Под редакцией О.С. Ушаковой. М. «Просвещение», «Учебная литература». 1996.
«Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий». Под редакцией О.С. Ушаковой. М. «Сфера». 2002.
«Скажи по- другому»(Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии). Под ред О.С. Ушаковой. 1994.
Ушакова О.С, Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты/ под ред. Ушаковой О.С. М: Совершенство, 1998 г.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду м: ТЦ Сфера 2002 г.
Ушакова О.С., Струнина Е.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М: ВЛАДОС, 2004 г.
УшаковаО.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». М. РАО. Исследовательский Центр семьи и детства. 1994. М. «Сфера».2001.
Ушакова О.С.«Развитие речи дошкольников». М. Издательство Института психотерапии. Институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО. 2001.
УшаковаО.С., А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, ЮртайкинаТ.М. «Занятия по развитию речи в детском саду». М. «Совершенство». 1998.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи/ Под ред. В.В. Гербовой
Диагностика
1. О.С. Ушакова « Диагностика речевого развития дошкольников». М.РАО. Исследовательский Центр семьи и детства. 1997.
Пособия для детей
О.С. Ушакова. «Про ежей, про елки и разные иголки». М. «Карапуз». 1996.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина . М. «Под соснами, под елками».М. «Карапуз».2000.
О.С. Ушакова «Подбери слово».М. «Карапуз».2001.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Скажи по-другому, скажи точнее».М. «Карапуз».2002.
О.С. Ушакова «Слово- не воробей.. ,».М. «Карапуз».2002.
Лебедева Jl.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная к школе группа. М: Центр пед. обр. 2008 г.
Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Ярославль. «Академия развития». 1997.
Петрова Т.Н., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл. и ср. группы. М: Школьная пресса 2003 г.
«Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников». Под редакцией О.С. Ушаковой. М. «Просвещение», «Учебная литература». 1996.
«Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий». Под редакцией О.С. Ушаковой. М. «Сфера». 2002.
«Скажи по- другому»(Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии). Под ред О.С. Ушаковой. 1994.
Ушакова О.С, Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты/ под ред. Ушаковой О.С. М: Совершенство, 1998 г.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду м: ТЦ Сфера 2002 г.
Ушакова О.С., Струнина Е.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М: ВЛАДОС, 2004 г.
УшаковаО.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». М. РАО. Исследовательский Центр семьи и детства. 1994. М. «Сфера».2001.
Ушакова О.С.«Развитие речи дошкольников». М. Издательство Института психотерапии. Институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО. 2001.
УшаковаО.С., А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, ЮртайкинаТ.М. «Занятия по развитию речи в детском саду». М. «Совершенство». 1998.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи/ Под ред. В.В. Гербовой
Диагностика
1. О.С. Ушакова « Диагностика речевого развития дошкольников». М.РАО. Исследовательский Центр семьи и детства. 1997.
Пособия для детей
О.С. Ушакова. «Про ежей, про елки и разные иголки». М. «Карапуз». 1996.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина . М. «Под соснами, под елками».М. «Карапуз».2000.
О.С. Ушакова «Подбери слово».М. «Карапуз».2001.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Скажи по-другому, скажи точнее».М. «Карапуз».2002.
О.С. Ушакова «Слово- не воробей.. ,».М. «Карапуз».2002.
Приложения
1.2. Конспекты примерных тематических занятии Тема «ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: обобщить имеющие у ребенка знания о временах и месяцах года.
Материалы: чистые листы бумаги, бланк для штриховки.
• Ход занятий
1. В квадратиках нарисованы значки-символы:
Что они могут обозначать? Времена года! Каких значков, обозначающих времена года здесь не хватает? Придумай и нарисуй в свободных квадратиках.
Сколько всего времен года?
Сколько месяцев в году?
* Если ребенку трудно запомнить названия месяцев (дней недели и т. д.) в правильной последовательности; придумайте для него песенку, словами которой будут месяцы года с января по декабрь. Напевайте эту песенку вместе с ребенком, выполняя любые ритмические движения (например, маршируя или хлопая в ладоши). Ритм помогает малышу легко запомнить любые слова или стихи.
2. Нарисуй приметы каждого времени года в живой и неживой природе. Какое время года тебе нравится больше всех? Почему?
Зима Весна
Лето Осень
Перечисли месяцы зимы, весны, лета, осени.
С какого месяца начинается год?
Назови последний месяц года
Какой месяц самый короткий? 3. Физкультминутка.
Ребенок имитирует дуновение ветерка в разное время года.
Текст стихотворения Звуковые имитации
У весны ветер ласковый и нежный, теплый,
У лета - жаркий, согревающий, У осени — прохладный, У зимы - холодный, студеный. 6. ф-ф-ф-ф-ф-;
х-х-х-х-х-;
с-с-с-с-с-; /
в-в-в-в-в-;
4. Прочти только те слова, в которых 4 буквы, тогда получатся предложения.
Была медведь трава дом зима. Заяц пел сиди тихо газ лиса идет он.
А теперь читай только те слова, в которых 6 букв.
Солнце туча небо хлеб взошло. Лошадь шла галоп грива жевала трактор свежую газетку помидор травку.
4. Подведение итогов занятия.
- О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось? * Посмотрите и обсудите с ребенком х/ф или м/ф «Двенадцать месяцев». Прочтите книгу В. Бианки «Синичкин календарь».
Тема «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
Цель: познакомить ребенка с основными геометрическими фигурами, научить их различать.
Материалы: чистые листы бумаги, бланк для штриховки, геометрические фигуры из картона или пластмассы.
• Ход занятия:
1. Сколько треугольников спряталось на картинке? Найди их и раскрась одним цветом. - Сколько прямоугольников? Сколько кругов? А сколько всего фигур?
2. Назови геометрические фигуры.
695960-110490
Из этих геометрических фигур составь рисунок (эти фигуры могут быть вырезаны из картона), а можно использовать готовые фигуры из пластмассы (продаются в магазинах). 3. Физкультминутка
Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает соответствующие
движения:
Текст стихотворения Движения
Солнце поднимается. 10. взмах руками;
Все вокруг просыпается. 11. руки сжаты в кулаки,
Вставай, Большак, растопыриваем пальцы;
Вставай, Указка, 12. массируем их поочередно;
Вставай, Середка, Вставай, Сиротка, И ты, Крошка, И вся ладошка! ладошки вверх, руки вперед
4.
Взрослый предлагает ребенку задание. Посмотри внимательно! Наверху изображены фигуры. Какие? Зарисуй фигуры внизу так же. Квадрат должен быть черным, треугольник серым, а круг заштрихованным. Если ты будешь сильно нажимать на карандаш, получится черный цвет, а если слегка, то получится серый цвет. (Необходимо сначала попробовать на отдельном листе по-разному нажимать на карандаш).
Тема «ЖИВОТНЫЕ»
Цель: обобщить имеющиеся у ребенка знания о диких и домашних животных. Материалы: карандаши, карточки с изображениями животных, карты-схемы для составления загадок-описаний (см. ниже).
Ход занятия:
1. Ребенку предлагается рассмотреть карточки с буквами и составить из них как можно больше слов. Вместо звездочки можно поставить любую букву.
Ж н р е т О л *
Возможные варианты: ноты, живот, тон, рот, ежи, тело и т. д. - А можно ли составить такое слово, в котором были бы все эти буквы? Это слово «животные». Тема сегодняшнего занятия «Животные.
- На какие группы можно разделить эти буквы (это могут быть гласные и согласные, а также буквы, схожие по написанию и т. д.).
2. Кроссворды потеряли гласные. Помоги им. Впиши гласные в пустые клетки
Б Л К Р к Б н ч Б С
Л К т С
На какие две большие группы можно разделить всех животных? (Дикие и домашние.)
Приведи примеры.
Для этого задания нужны картинки с изображениями животных (диких и домашних).
Ребенок вместе со взрослым внимательно рассматривает их. Далее взрослый читает описание любого животного, которое есть на картинке, а ребенок старается угадать:
Он живет в лесу. У него есть туловище, голова, уши, длинный пушистый хвост, пасть и острые зубы. Тело покрыто серой шерстью. Любит мясо, рыбу. Живет в логове. Это хищник. Кто же он?
5. Попросите ребенка придумать свою загадку-описание. В этом ему поможет схема с условными знаками. В нижней свободной строке ребенок может сделать небольшой
6. Подведение итогов.
- О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось? Можно посмотреть с ребенком м/ф «Маугли» или любой фильм или мультфильм о животных.
Тема «МОЙ ПОСЕЛОК»
Цель: сформировать элементарные представления о поселке, в котором живет ребенок и его семья, его особенностях (достопримечательности, гимн, герб и т. д.); уточнить знание своего адреса.
Материалы: видеофильм о поселке, бумага, цветные карандаши.
Ход занятий
1 .Оргмомент.
Занятие 1. Беседа с ребенком по следующим вопросам. Найдите вместе с ребенком ответы на те вопросы, которые оказались для него трудными.
Знаешь ли ты, как называется страна и поселок, в котором ты живешь?
Как называются главная улица, река, нашего поселка?
Как называется улица, на которой ты живешь?
Какие здания есть на твоей улице?
Какой у тебя адрес?
Страна
Поселок
Улица
Дом
Квартира
Поговорите с ребенком о том, для чего необходимо знание своего адреса. В каких случаях и кому его можно называть, а когда и кому нельзя.
- Какие ты знаешь достопримечательности нашего поселка (после просмотра фильма или экскурсии)?
* Если ребенку трудно понять различие между поселком и страной, можно использовать игрушку-матрешку. Показывая на самую большую из матрешек, скажите малышу: «Эта матрешка страна. Ее зовут Россия. Эта матрешка (показать на матрешку чуть меньшего размера) - ее дочь. Ее зовут ... (название вашего поселка). А матрешка еще меньшего размера - это район, в котором мы живем. Его зовут ... Матрешка еще меньше - это улица, на которой мы живем. Ее зовут ...
Занятие 2.
Взрослый предлагает нарисовать план улицы, на которой живет будущий ученик. Прежде чем рисовать, необходимо подумать вместе с ребенком об условных обозначениях. Например:
==== - дорога
дома
. Физкультминутка.
Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает соответствующие движения:
Текст стихотворения Движения
На проспекте дом стоит, только к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, И всех в гости приглашаем! руки вперед, ладони вверх;
«замочек из пальцев рук»;
вращение кистей рук;
глубокий поклон
Подбери определения к словосочетанию «Мой поселок». Какой он? (Красивый, старинный, любимый, чистый, зеленый и т. д.)
Прочитай каждое четвертое слово. Какое предложение получилось?
КОРОВА, ДЕРЕВНЯ, СТОЛИЦА, Я, ЧЕРЕПАХА, КНИГА, ДЕД, ЛЮБЛЮ, КУСТ, СОБАКА, УЛИЦА, СВОЙ, ДЫРА, КОНЬ, ДЕРЕВО, ПОСЕЛОК.
Теперь прочитай каждое второе слово. Какое предложение получилось? ДИКИЙ, МОЙ, САД, ПОСЕЛОК, СЛОН, ОЧЕНЬ, ДЕЛО, КРАСИВЫЙ.
Прочитай каждое третье слово. Какое предложение получилось?
ЛАМПА РЫБА МЫ ПРОСТО ШКОЛА ЧАСТО КОРОНА СУМКА ГУЛЯЕМ НА ТРАВА ПО СОК БОРОДА ПОСЕЛКУ
Что получится, если соединить эти предложения? Получится рассказ? Продолжи его.
Подведение итогов занятия.
Тема «МОЯ СЕМЬЯ»
Цель: осознание ребенком ценности семьи и семейных традиций. Материалы: цветные карандаши, семейный фотоальбом.
Ход занятия:
Ребенку предлагают картинку.
Посмотри! Кто здесь изображен?
Как ты думаешь эти люди - родственники?
А есть у тебя кто-нибудь родной?
Как одним словом можно назвать родных людей?
Задание. Нарисуй портреты своих родителей. Вспомни имена и отчества своих родителей. Можешь нарисовать бабушек и дедушек, подписать их имена. Портреты ребенок- должен «заселить» в домик, который следует заранее нарисовать на большом листе бумаги.
Это моя мама
Это я
1ЖШ11-1Х1ХХ11
3. Вместе с ребенком подумайте над вопросами:
Что такое семья?
У всех ли есть родители, семья?
Зачем человеку семья?
Просмотр семейного фотоальбома. Просматривая фотографии, правильно называйте родственников: тетя, племянница, двоюродная сестра и т. д.
4. Подведение итогов занятия.
В качестве обобщения можно сказать, что семья - это близкие люди, которые живут вместе. У ребенка есть родители, а у его родителей есть свои родители - это бабушка и дедушка. Родители очень любят своих детей, волнуются и переживают за них.
Задайте ребенку традиционные вопросы в конце занятия:
- О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?