Конспект урока по литературному чтению на тему: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» . ( 4 класс)

Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» .
Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: показать, что самые необычные предметы становятся под взглядом писателя чудесными, полными неожиданностей; способствовать развитию умения анализировать название произведения, различать позиции автора и героя; создать условия для формирования умения пользоваться толковым словарем для выяснения значений слов

Планируемые результаты

Предметные:
познакомятся с произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков;
научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения
Метапредметные:
Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.
Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений


Организационная структура урока

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают рассказы-сочинения на оценку
Выделять существенную информацию из текста

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
- Прочитайте название нового раздела.
- Какие цели и задачи перед нами стоят?
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя, благодаря которому узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, мангуста, обезьянка, кенгуру.
– Это писатель Борис Степанович Житков, а рассказ, который мы начнем сегодня читать, в основе своей автобиографичен, как, впрочем, большинство произведений Б. С. Житкова
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Подготовка к восприятию произведения.
Знакомство с биографией Б. Житкова
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.
– Что вы знаете о Житкове? Борис Степанович Житков – писатель, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906 г. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 году переехал в Петроград.
В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60 детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами.
Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал такие черты, как компетентность, усердие, а самое главное – чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам была величайшим источником его вдохновения. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.
Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова
· сообщить полезные сведения и воспитать у читателя человеческие качества
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Житкова. Задают вопросы о творчестве автора
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

IV. Работа над содержанием текста.
Работа с толковым словарем.

Первичное чтение произведения
Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.



Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Рассказ «Как я ловил человечков» – из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).
– Что хотите сказать? Каким представляете себе маленького Борю?
– Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик?
– Как вы думаете, что произойдет дальше?
– Понравилось произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?
– Где в тексте вы встретились с понятием «модель»?
– От чьего имени идет повествование?
– Назовите предмет обожания мальчика.
– К какой хитрости прибег мальчик? Для чего он это сделал?
– Что испытывал Боря, когда ушла бабушка и заветный пароходик оказался в его руках?
– Прочитайте, как об этом рассказывает Б. С. Житков.
– Как вы думаете, что пережил мальчик, когда увидел, что пароходик пуст?
– Почему у Бори дрожали руки, когда он пытался все поправить? Только ли из-за боязни быть наказанным?
– Как последние слова произведения характеризуют мальчика?
– Какой вы представили себе бабушку?
– Какой эпизод рассказа взволновал вас сильнее всего?
– Какие чувства вы испытываете к главному герою?
– Какая часть рассказа вам показалась самой напряженной?
– Как вы думаете, почему Б. С. Житков решил рассказать о глубоко личных переживаниях своего детства?
– Чему учит этот рассказ?
Работают с толковым словарем. Объясняют значения слов:
Корма – задняя часть судна.
Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить
·речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

V. Повторное чтение и анализ произведения.



























































































Работа в рабочей тетради
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.


– Чем пароходик особенно понравился мальчику?



– Почему бабушка отказалась дать его внуку поиграть?







– Найдите и перечитайте описание пароходика. Каким он увиден глазами мальчика?





– Докажите, что мальчик – из семьи, в которой есть моряки. Подтвердите и то, что мальчик очень наблюдательный. Обратите внимание на то, что мальчик знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают. Мальчик свободно использует эту терминологию при описании пароходика: «От мачт шли к бортам веревочные лестницы»; «А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт»; «На носу два якоря».
– Посмотрите в толковый словарь, чтобы уточнить, что такое мачта.
– Наблюдательность мальчика подтверждается именно тем, как подробно и точно он описывает пароходик, замечая мельчайшие детали. Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Какими способами он пытался это проверить? Можно ли назвать мальчика хитрецом?









– Удалось ли ему обмануть бабушку и выдуманных человечков?




– Можно ли мальчика назвать фантазером и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку?
– Найдите и прочитайте строчки, из которых видно, что мальчик очень хорошо представляет себе человечков: их рост, их поведение и привычки.
– Обратите внимание на то, как искренне расстроился мальчик, когда подумал, что спугнул человечка скрипом кровати.
– Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.
– Как будет бабушка разговаривать с внуком? А внук? Кто сможет сыграть эти роли? Как называется разговор двух героев?
– Прочитайте первый отрывок из произведения Б. Житкова «Как я ловил человечков».
– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение?
– Какое из данных средств художественной выразительности отметили?
– Как зовут мальчика? а писателя – автора этого рас- сказа?
– Как вы думаете, автор рассказал о себе?
– Вспомните, какими чертами характера чаще всего обладает настоящий писатель?
– Еще раз расскажите о характере мальчика – героя рассказа.






– Откройте текст сначала. Просмотрите его весь. Какие черты характера маленького героя выдают в нем будущего писателя?
Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
– Пароходик особенно понравился мальчику тем, что был маленький, но совсем как настоящий: все его детали были очень подробно и искусно сделаны.
– Бабушка отказалась дать пароходик внуку поиграть, сказав, что это для нее дорогая память. Бабушка очень боится, как бы внук не повредил, не сломал пароходик. Она говорит: «Не то играть – трогать не смей. Никогда!» и «Дай честное слово, что не прикоснешься». Бабушка даже хочет спрятать пароходик: «лучше спрячу-ка от греха подальше».
Читают: «Я такого никогда не видал» (в начале), «Ах, какие замечательные [якоря]! Если б хоть один у меня такой был!» (в конце).
– Мальчик использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: будочка, как домик; с окошечками и дверкой; винт, как медная розочка.
– Можно предположить, что в семье бабушки или среди друзей были моряки и этот пароходик подарок от какого-то близкого человека, память о нем.








– Пароходик был настолько тщательно и детально сделан, что все больше и больше казался мальчику настоящим («И непременно должна дверца в будочке отворяться»), поэтому его фантазия заселила пароходик человечками. Чтобы увидеть человечков, мальчик подолгу наблюдает за пароходиком: «Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко»; «Я долго глядел, пока был в комнате один. Никто не выглянул». Чтобы застать человечков врасплох, он идет на всевозможные хитрости: прячется за дверь и глядит в щелку на пароходик; просит бабушку зажечь на ночь ночник и наблюдает за пароходиком из-под одеяла.
– Мальчику удалось обмануть бабушку: она поверила, что внук боится спать без света. Его хитрая уловка подействовала и в отно- шении выдуманных человечков: мальчику показалось, будто дверка на пароходике приоткрылась.
– Мальчик – герой рассказа – обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазер и верит в собственную выдумку.






– Разговор двух людей – диалог.




– Автор использует сравнения.

– Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.
– Мальчика – героя произведения – зовут Боря, так же, как и автора, Бориса Житкова.
– Писатель Б. Житков рассказал в этом произведении о себе, когда он был маленьким.

– Мальчик очень наблюдательный (подробно и внимательно описывает пароходик; замечает признаки того, что бабушка собирается в гости); он большой фантазер, у него раз-вито воображение (он вообразил на парохо-дике целый мир, населенный человечками, подробно представил, как они себя ведут, что делают).
– Это наблюдательность, развитое воображение и фантазия.

Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы
Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VI. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
Подготовить творческий пересказ от лица бабушки; выразительное чтение отрывка, который наиболее понравился, заставил больше всего переживать, волноваться
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимать, сохранять учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Довольны ли своей работой на уроке?
– Удалось ли достигнуть поставленной цели?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности



15