Методические рекомендации по выполнению практических работ по литературе 10-11 класс. Раздел Русская литература вторая половина 19 века
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Губернский колледж г. Похвистнево
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по разделу «Литература второй половины
XIX века»
ДИСЦИПЛИНА «Литература»
общеобразовательный цикл
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
050146 Преподавание в начальных классах
Утверждено Методическим советом колледжа
Председатель __________Тимошкина Т.И.
для студентов очной формы обучения
г. Похвистнево, 2013
Составитель: Норматова Елена Викторовна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Губернский колледж г. Похвистнево.
Методические указания для выполнения практических работ по разделу «Литература второй половины XIX века» являются частью основной профессиональной образовательной программы основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО Губернский колледж г. Похвистнево по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, разработанной в соответствии с примерной программой ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК
преподавателей дисциплин гуманитарного цикла
Протокол № от « » 2013г.
Председатель __________Э.Х. Юсупова
СОДЕРЖАНИЕ
И.А. Гончаров «Обломов»
Практическая работа № 9-10………………………………………………………6
Практическая работа № 11-12…………………………………………………….7
А.Н. Островский «Гроза»
Практическая работа № 13-14……………………………………………………..8
Практическая работа № 15…………. ……………………………………………10
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Практическая работа № 16-17…………………………………………………….11
Практическая работа № 18 ……………………………………………………….12
Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Практическая работа № 19-20……………………………………………………13
Практическая работа № 21-24 ……………………………………………………15
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
Практическая работа № 25-26…………………………………………………….18
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Практическая работа № 27-28…….………………………………………………19
Практическая работа № 29-30…………………………………………………….20
Практическая работа № 31-32…………………………………………………...23
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Практическая работа № 33-36……………………………………………………25
А.П. Чехов Рассказы. Пьеса «Вишневый сад»
Практическая работа № 37-38……………………………………………………27
Практическая работа № 39-40…………………………………………………….28
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине «Литература» для выполнения практических работ по разделу «Литература второй половины XIX века» созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
В процессе выполнения практических заданий вы должны по литературе первой половины XIX века:
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков второй половины XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
Критерии оценивания практической работы:
Оценка устных ответов учащихся. Развернутый ответ учащегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком. "ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть. "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
После изучения раздела проводится тестирование (см. КИМ по разделу «Литература второй половины XIXвека»)
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!
Практическая работа № 9-10
Тема: Обломов и Штольц. Противоречивость характера.
Учебная цель: Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения.
Задачи:
1.Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым.
2. Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев.
3. Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию в физической и духовной областях деятельности.
4. Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей:
Студент должен уметь:
- работать с текстом (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.
знать:
содержание романа И.А. Гончарова «Обломов»;
историко-культурный контекст изучаемого произведения;
основные теоретико-литературные понятия;
что такое социально-психологический роман, социально-психологический тип героя.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Тест.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
План:
I.Образ главного героя: Илья Ильич Обломова 1. Основные черты характера. 2. Формирование характера. Детство Обломова. 3. День Обломова. 4. Роль деталей в обрисовке образа главного героя. 5. Жизненные идеалы Обломова.
6. Отношение автора к своему герою. II. Андрей Иванович Штольц.
1. Кто такой Штольц? 2. Деятельность Штольца, его идейная позиция. 3. Отношение автора к Штольцу. 4. Штольц — антипод Обломова или его двойник?
Сопоставьте образ Обломова и Штольца по роману И.А. Гончарова «Обломов». На выделенный вопрос ответьте письменно в тетрадях для практических работ.
Вопросы и задания:
Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?
Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в авторском освещении героя — сочувствие или ирония?
Какое значение в композиции романа имеет «Сон Обломова»?
Почему И. А. Гончаров считал, что образ Андрея Штольца ему не удался?
Почему в романе не показана деятельность Штольца?
Можно ли Штольца считать положительным героем романа?
Какие черты сближают Штольца с Обломовым?
Что общего между Захаром и Обломовым?
Как образы Штольца и Захара выявляют характер Обломова?
Выявите сходства и различия между Обломовым и ШтольцемОбломов ШтольцОбраз жизни Отношение к семье и к родителям Отношение к образованию Поведение в обществе и на службе Восприятие любви Отношение к друзьям
и дружбе Можем ли мы сказать, что Обломов – характер типический? Были ли в литературе подобные ему герои? Прав ли Обломов, говоря: «имя нам - легион»?
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература»
Практическая работа № 11-12
Тема: Любовь как лад человеческих отношений в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Цель: сопоставление образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной и их роль в жизни Обломова.
Задачи: 1. Проанализировать Ч.4 гл. 1, ч. 2 гл. 6;
2.Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе.
3. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе.
4. Сопоставить героинь романа Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну;
5. Сделать вывод о роли героинь в судьбе Ильи Обломова.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Тест.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Дайте характеристику Ольги Ильинской по роману И.А. Гончарова «Обломов». На выделенный вопрос ответьте письменно в тетрадях для практических работ
План:
Характер и идеалы Ольги.
Любовь Ольги к Обломову.
Можно ли Ольгу Ильинскую считать положительной героиней романа?Вопросы:
Каковы характер и идеалы Ольги?
Почему Ольга полюбила Обломова?
Было ли возможно счастье Ольги и Обломова?
Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной?
Чем отличается любовь Агафьи Матвеевны от любви Ольги?
Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?
Можно ли Ольгу Ильинскую считать положительной героиней романа?
Список рекомендуемой литературы:
И. А. Гончаров: Новые материалы и исследования/отв.ред.: С. А. Макашин, Т. Г. Динесман. М.: ИМЛИ РАН: Наследие.2000. (Литературное наследство. Т. 102). (Библиография и примечания в конце статьи. С. 639-773)Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова // Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983.
Гончаров И.А. Обломов. Серия «Литературные памятники». Л., 1987.
Гончаров И.А. Обломов. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977-1980.
Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 4. М.-Л., 1962.
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература».
Практические занятия № 13-14
Тема: Драма А.Н. Островского «Гроза». Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных устоев.
Учебная цель: - развить умения анализировать художественный текст с опорой на личностный опыт;
- закрепить умения составлять характеристику литературного героя с опорой на личностный опыт;
- учить сопоставительному анализу критических статей на основе формирования культуры ведения дискуссии;
- дать представление о сценической истории роли Катерины.
уметь: составлять тезисы; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа
знать: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “драма”.
План: 1.Из творческой истории «Грозы».
2. Конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе».
3. О народных устоях характера Катерины.
4. Сущность трагедии Катерины.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Тест.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Проанализируйте образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза» по предложенным вопросам и заданиям. На выделенный вопрос ответьте письменно в тетрадях для практических работ по литературе.
Вопросы и задания:
1.Рассказать творческую историю создания пьесы А.Н. Островского «Гроза».
По действию II - IV
2. Какими событиями наполнена жизнь героини?
3. Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?
4.Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?
5. Д.II, явл. 3, 4, 5. Проводы Тихона. Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?
6. Какое значение эта сцена имеет в развитии событий.
7. Д.II, явл. 10. Монолог с ключом. Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?
8. Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары , Бориса и Катерины. Сделайте вывод.
9. Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?
10. Д. IV, явл. 4,5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряжение в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.
11. В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д. I и Д. IV?
12. Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина.
13. Можно ли считать покаяние Катерины слабостью? Что было бы, если бы Катерина не раскаялась?
14. Чем объясняется и мотивируется раскаяние Катерины?
15. Перескажите кратко Д. V. Могла ли Катерина обрести путь спасения в душе? Почему?
16. Почему Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды.
17. Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном итоге, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу?
Форма контроля выполнения практической работы:
устный опрос, беседа либо представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература».
Практические занятия № 15
Тема: Позиция автора и его идеал. Роль второго ряда в пьесе. Символика грозы
Учебная цель: - развить умения анализировать художественный текст с точки зрения его жанровой принадлежности, композиционных особенностей;
- закрепить умения анализировать предметно-словесную ткань произведения.
уметь: составлять тезисы; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.
знать: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия «драма», «трагедия»
План: 1.Характеристика города Калинова.
2. Образ Кулигина.
3. Символика грозы.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Выявите, как проявляется позиция А.Н.Островского в пьесе по предложенным вопросам и заданиям. На выделенный вопрос ответьте письменно в тетрадях для практических работ по литературе.
Вопросы и задания:
Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье. В чем причина такой жизни?
Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии?
Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе?
Каковы жители, обитающие здесь?
Чем отличается от жителей города Кулигин?
Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене?
Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках? Кто подготавливает их появление?
Подумайте о значениях слова «гроза», о смысле названия пьесы.
Отметьте закладками те страницы, где появляются разные значения этого слова. Или разные понимания этого явления.
Хотелось бы вам быть жителем или гостем города Калинова? Объясните письменно свой ответ.
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа либо представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература».
Литература
Островский А.Н. Гроза // Островский А.Н. Полн. Собр. соч.: В 16 т. Т. 2. М., 1949.
Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. М.-Л., 1963.
Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. М., 1967.
Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.
Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», русской трагедии А.Н. Островского // В середине века. М., 1988. с. 275- 300.
Лебедев Ю.В. Русская классическая литература 19 в. (Вт. Пол.). М., 1990. С. 153-178.
Писарев Д.И. Мотивы русской драмы // Писарев Д.И. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М., 1955.
Лотман Л.М. А.Н. Островский и драматургия его времени. М.-Л., 1961.
Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1963.
Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1974.
Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1974.
Практические занятия № 16-17
Тема: Образ Базарова. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм.
Учебная цель: - проанализировать конфликт между людьми разных социально-психологических типов;
- выявить особенности тургеневского психологизма.
- разобрать главу Х, показать ее политическую насыщенность, тонкость проявления психологии спорящих.
- показать, как особенности развити конфликта «Базаров - мир дворянствяа; как автор относится к герою и его «окружению».
З н а т ь: понятие «тайный психологизм», содержание произведения.
У м е т ь: анализировать текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выразительно читать текст.
План: 1. Характеристика Базарова: внешность, происхождение, воспитание черты характера, общественно – политические взгляды, отношения с окружающими, речь, лексика.2.Базаров и Кирсановы: образ жизни и внешний облик героев, их первые впечатления друг от друга.
3.Базаров и Кирсановы: политические и эстетические разногласия героев. Анализ Х главы.
4.Базаров и его «спутники».
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Тест.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Проанализируйте образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» по предложенным вопросам и заданиям.
Вопросы и задания:
Дайте характеристику Базарова по следующему плану:
- внешность;
- происхождение;
- воспитание черты характера;
- отношения с окружающими;
- речь, лексика.
2. Как вы думаете, какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчетливо?
3.Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?
4. Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?
5. Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?
6. Что вы можете сказать о Николае Петровиче?
7. Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети? (главы 5, 10).
8. По каким стопам идет Базаров?
По 10 главе:
Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?
Первая линия – спор об аристократии. Глава 8 – зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?
Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?
Какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова
Каким представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте. Кого крестьяне скорее признают? Докажите текстом.
Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?
Каково отношение Базарова к искусству и природе? Как можно оценить эту позицию? Как решается эта линия спора?
Есть ли в романе единомышленники Базарова? Что мы знаем об этих героях?
В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа
Практические занятия № 18
Тема: Тема любви в романе «Отцы и дети». Значение заключительных сцен романа
Цель: 1. Выявить детали проблемы взаимоотношений Базарова и Одинцовой.
2.Проанализировать последние главы романа, эпилог; выявить авторскую позицию по отношению к герою.
З н а т ь: содержание произведения.
У м е т ь: анализировать текст; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; выразительно читать текст
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Тест.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Проанализируйте образ Базарова и его отношение к любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» по предложенным вопросам и заданиям. На выделенные вопросы ответьте письменно в тетрадях для практических работ по литературе.
Вопросы и задания:
Найдите в тексте высказывание Базарова о любви, о женщинах. (глава 7).
Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?
Остается ли Базаров в Никольском таким же, как до приезда туда?
Расскажите об А.Одинцовой и историю любви Базарова и Одинцовой.
Почему Одинцова решила «не шутить этим»?
Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?
Какова причина приезда Базарова и Аркадия в имение Одинцовой? (главы 22, 25, 26)
Все ли спокойно и тихо в отношениях Базарова и Одинцовой?
Что произошло во время этой встречи? Изменился ли за это время Базаров?
Почему после фразы Базарова, сказанной им на следующий день после его приезда, лицо Одинцовой «…попеременно краснело и бледнело»? Что случилось?
Третья сцена встречи героев. Почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову и все-таки поцеловала его, хотя и испугалась за себя? Это был прощание или жест жалости?
Как прошел Базаров испытание любовью?
Можно ли предположить, что будь бы Базаров жив, остались бы незыблемыми его принципы?
Какое чувство вызывают последние страницы романа?
Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг»?
Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?
Почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?
Как автор относился к своему герою?
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа, проверка письменных развернутых ответов на некоторые вопросы в тетрадях для практических работ.
Литература:
1. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов XIX века. Изд-во МГУ, 1965.
2. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982.
3. Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988 (глава об «Отцах и детях»).
4. Тургенев в русской критике. М., 1964 (ст. Д.М. Писарева и М.А. Антоновича).
5. Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984. С. 181 – 210. 1
Практическое занятие № 19-20
Тема: Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
Учебная цель: - выявить значения понятий «гражданин» и «поэт-гражданин» в поэтической системе Некрасова;
- проанализировать стихотворения, систему образов, выявить особенности композиции и языка некрасовских стихотворений о народе;
- проанализировать стихотворения о поэте и поэтическом труде;
- проанализировать любовную лирику поэта, выделить особенности поэтики «панаевского цикла»;
- закрепить навыки литературоведческого анализа.
З н а т ь: -особенности мировоззрения, эстетические воззрения поэтические особенности стиля Некрасова;
-своеобразия лирики Некрасова основные темы;
У м е т ь: -интерпретировать лирическое стихотворение;
-анализировать особенности авторской речи;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Тест.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
План:
Своеобразие лирики Некрасова.
Основные темы, идеи:
а) о назначении поэта и поэзии;
б) тема родины и народа;
в)любовная лирика.
Выполните анализ стихотворений Н.А. Некрасова. Стихотворение «Я не люблю иронии твоей...» проанализируйте письменно в тетрадях для практических работ.
Вопросы и задания к анализу стихотворения «Поэт и гражданин»
О чем спорят герои стихотворения?
2. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении? 3. Вспомните идейные убеждения Поэта в молодости. В чем они были близки позициям Гражданина? 4. Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина? Каковы его идейные декларации? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ примерами из текста. 5. Кого призывает автор устами Гражданина идти «в огонь за честь отчизны»? Можно ли этот призыв считать обращенным автором к самому себе? 6. Каков символический смысл образа бури на море? 7. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Какой смысл в том, что последние слова в стихотворении принадлежат Поэту, а не Гражданину? 8. Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения? 9. Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке Некрасова?
Вопросы и задания к стихотворению «Блажен незлобивый поэт...» 1. В чем особенности композиции стихотворения? 2. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще? 3. Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике «незлобивого поэта» и его поэтического оппонента, который, «уста вооружив сатирой», проповедует любовь «враждебным словом отрицанья»? 4. Как в этой полемике отразились мысли Некрасова о писателе-пророке, подобном библейским пророкам Ветхого Завета? Подтвердите эту позицию анализом высокой лексики, использованной Некрасовым в стихотворении. 5. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику «нет пощады у судьбы»? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции? 6. В чем разница «незлобивого поэта», осужденного Некрасовым, и христианско-гуманистической позиции Гоголя-писателя?
Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» 1. Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX в.? 2. Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено отношение лирического «я» к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? 3. Как трактуется в стихотворении проблема народного счастья? 4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? 5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?
Вопросы и задания к стихотворению «Я не люблю иронии твоей...» 1. Какие чувства любящих людей стали поводом к созданию стихотворения? 2. Что явилось причиной их размолвки? 3. Какой предстает лирическая героиня стихотворения? Можно ли объяснить черты ее характера стремлением к свободе и эмансипации женщины? 4. Почему лирический герой считает, что им еще рано предаваться иронии? Почему он хочет не разрушить, а сохранить те светлые чувства, которые владели душами горячо любивших людей? 5. Докажите, что лирический герой предчувствует неизбежную развязку. 6. Какой символический смысл приобретает в стихотворении описание осенней реки? 7. Охарактеризуйте строфику текста. В чем символический смысл кольцевой композиции каждой строфы? Вопросы и задания к стихотворению «Мы с тобой бестолковые люди...» 1. Какую оценку дает лирический герой своим отношениям с любимой? Найдите в стихотворении оценочную лексику и дайте ей характеристику. 2. Какой выход он предлагает, чтобы избежать ссор? 3. Почему, по мнению лирического «я», «проза в любви неизбежна»? 4. Прав ли поэт, говоря, что «после ссоры так полно, так нежно возвращенье любви»? 5. В чем гуманистический, общечеловеческий и вневременной смысл этого стихотворения?
Практическое занятие № 21-24
Тема: Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья. Образы народных заступников.
Учебная цель: - обсудить основной вопрос поэмы, значимость его формулировки, условий изменения постановки вопроса в ходе развития сюжета поэмы;
-проанализировать композицию поэмы, обнаружить закономерности в смене частей и глав, структурную и смысловую роль Пролога и Эпилога;
- анализировать главы, выявить художественные приемы изображения тех, кому, по мнению мужиков, «живется весело (счастливо), вольготно на Руси»;- выявить самобытность образа Гриши Добросклонова.З н а т ь: особенности композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо»;
-каким предстаёт русское крестьянство в поэме;
- в чем состоит идейный смысл поэмы (конкретно-историческое и вечное в поэме).
У м е т ь: -анализировать главы поэмы («Крестьянка»)» «Демушка», «Трудный год», «Пьяная ночь», «Последний». «Сельская ярмонка», «Пролог»;
-характеризовать героев (индивидуальное характеристика Матрены Тимофеевны , Савелия, Гриши, Добросколонова, Якима, Нагого; групповая характеристика );
-давать развернутый ответ на проблемный вопрос (устно и письменно);
-выразительно читать.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Тест.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Проанализируйте основные образы поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». На выделенный вопрос ответьте письменно в тетрадях для практических работ по литературе.
Вопросы и задания для обсуждения «Пролога» 1. В чем суть спора между мужиками? Почему они решили отправиться на поиски счастливого в ответственное для крестьянина время весенней страды? 2. Какую клятву дают они в конце «Пролога»? 3. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»?
4. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? 5. Какой смысл приобретает в «Прологе» мотив пути?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп» 1. Какой смысл выявляется в том, что глава открывается картиной «широкой дороженьки»? 2. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным «героем» поэмы? Подтвердите свои суждения текстом. 3. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? 5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 6. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп? 7. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка» 1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? 2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? 3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению? 4. Какое настроение вызывает глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие черты русского мужика восхищают автора? 5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? 6. Каков пафос изображения дороги в главах «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»? Вопросы и задания к главе «Помещик» 1. Проследите основные вехи жизни Оболта Оболдуева. 2. Каково отношение крестьян к нему? 3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия? 4. Какой смысл в понимание образа помещика вносит его речевая характеристика? 5. Можно ли считать его образ однолинейным или в нем есть сложность, внутренние противоречия? 6. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше? 7. Можно ли его назвать счастливым? Вопросы и задания к главе «Последыш» 1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом? 2. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Каково отношение крестьян к «привычке помещичьей»? 3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему? 4. Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом? 5. Как в изображении помещика автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия? 6. В каких смешных положениях оказывается помещик? Почему этот смех «грустный»? Какие традиции русской литературы продолжает здесь Некрасов? 7. Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?
Вопросы и задания к анализу образа Гриши Добросклонова1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на:- его прошлое;- характеристику его родителей;- портрет;- его материальное положение;- черты характера, таланты, способности.
2. С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у нет быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
3.Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного», «В минуты унынья, о родина-мать…», «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
4.Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
5.Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
6.Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа либо предоставляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература».
Литература:
Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1962.
Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж, 1964; Изд. 2 Ижевск, 1978.
Сборники: «Н.А. Некрасов и русская литература», Ярославль, 1976; «Н.А. Некрасов и его время», Калининград, 1980.
4.Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Л., 1966.
5.Груздев А.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.-Л., 1970.
6.Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1962.
Практические занятия № 25-26
Тема: «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина. Анализ образа главного героя.
Ц е л ь: проанализировать структуру повести, систему образов, выявить идеал писателя, представленный в произведении;
З н а т ь: содержание повести; образную природу словесного искусства .
У м е т ь: выразительно читать текст; сопоставлять эпизоды ; строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Проанализируйте образ Ивана Флягина. Задание выполните № 9 письменно в тетрадях
Вопросы и задания:
Как вы понимаете смысл слова «праведник»?
Возможно ли праведничество в наши дни?
Знаете ли вы людей, которых называют праведниками?
Почему Флягин назван странником?
Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?
Можно ли считать судьбу Флягина фатальной, а само произведение еще одним ответом на вопрос о фатальности судьбы русского человека?
В чем видит Флягин свое единство с Родиной и русским народом? Прокомментируйте смысл финала повести.
Почему Флягин не хочет довольствоваться спокойной жизнью в монастыре, а собирается воевать, чтобы помереть за свой народ. Как в этом отразились мировоззренческие позиции самого Лескова?
Зафиксируйте в таблице главные черты характера Ивана Флягина, которые были выявлены в процессе анализа ключевых эпизодов.
«Внешняя» биография и духовная эволюция Ивана ФлягинаХарактерные черты Духовный рост
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа, письменный анализ эпизода предоставляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература».
Литература
1. Горелов А. - Н.С. Лесков //в кн. История рус. лит. XIX в.: вт. Пол./ под ред. Н. Скатова, - М.: Просвещение, 1991.
2. Дыханова B.C. - «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» НС. Лескова. - М.: Худ. Лит., 1980.
3. Железникова Т. - «Очарованный странник». Смысл названия. // в газ. «Литература» прилож., к газ. «Первое сентября», 1996, № 2, с. 6.
4. Ливан Н.И. - Из спецкурса «Творчество Н.С. Лескова». //в ж. «Русская словесность», 199, № 6, с. 17.
5. Столярова И.В. - В поисках идеала. - Л.: Наука, 1978.
6. Чередникова М.П. - Открытие Лескова. // в ж. «Лит-ра в шк.», 1991, № 2, с. 87
Практические занятия № 27-28
Тема: Светское общество в изображении Толстого. Авторский идеал семьи.
Ц е л ь: - показать «срывание масок» с великосветского общества, показать, какие
нормы писатель утверждает, какие отвергает;
- выявить писательский идеал семьи, представленный в произведении;
З н а т ь: содержание повести; образную природу словесного искусства .
У м е т ь: выразительно читать текст; сопоставлять эпизоды ; строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Проанализируйте сцены из жизни московского высшего общества.
Вопросы и задания для обсуждения:
С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?
Какие два героя выделяются среди гостей Анны Павловны Шерер, если судить только по портретам и манере поведения героев?
Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А.Болконского?
Каким эпизодом завершается вечер у А.П. Шерер?
Гл. 1-4 пестрят французским языком. С какой целью введен французский язык в роман?
Какой метод использует Толстой в описании борьбы за наследство умирающего графа Безухова? Сделайте вывод.
Сопоставьте семьи Ростовых и Болконских с вечером в салоне у А. П. Шерер. Выясните, что в семье Толстой считает главным. Свои наблюдения запишите в таблицу. На вопрос № 7 ответьте письменно в тетрадь для практических работ по литературе.
Семьи РостовыБолконские
1. Старшее поколение.Сравните:— отношения между гостями в салоне у А. П. Шерер;— причины прихода на вечер (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы) 2. Отношения в семье между взрослыми и детьми 3. Отношения в семьях между детьми.Сравните:— поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер;— кутежи Анатоля Курагина и Долохова 4. Близость к природе. Семьи чаще живут в имениях (Отрадном, Лысых Горах), чем в столицах 5. Отношение к народу 6. Патриотизм. Отношение к войне.Сравните:— отношение к войне на вечере у А. П. Шерер;— поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля 7. Недостатки 8. Отношение автора к героиням 9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?
Практические занятия № 29-30
Тема: Нравственные искания А.Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой
Ц е л ь : - систематизировать материал по образам Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.
За д а ч а: проследить эволюцию духовной жизни героев.
- показать значимость развития внутреннего мира главных героев.
З н а т ь: содержание романа.
У м е т ь: - выразительно читать произведение; анализировать текст; формулировать тему, идею, проблематику ; владеть различными видами пересказа; выражать свою точку зрения
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Проанализируйте образы Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. На выделенные вопросы ответьте письменно в тетради для практических работ по литературе.
Вопросы и задания:
Какие эпизоды жизни героев, по вашему мнению, меняли жизненные взгляды героев и как менялись эти взгляды ?Пьер в петербургском салоне А. П. Шерер (незаконный сын графа Безухова)
Смерть отца – законный наследник миллионов.
Женитьба на Элен.
Разочарование в семейной жизни – разрыв с Элен.
Увлечение масонством – попытка обрести веру.
Поездка в южные имения – улучшение жизни крестьян.
Любовь к Наташе.
Война 1812 года – «сопряжение» своей жизни с жизнью народа – « наш барин».
Плен – Платон Каратаев : обретение высшего счастья, истинной веры.
Женитьба на Наташе.
Андрей Болконский
Разочарование в светской и семейной жизни.
Война 1812 года - желание славы.
Ранение под Аустерлицем – « вечное небо, покой».
Богучарово – изменение положения крестьян, спор с Безуховым о смысле жизни.
Попытка служить государству ( Аракчеев, Сперанский).
Влюбленность в Наташу - желание жениться.
Разрыв с Наташей.
Война 1812 года – «наш князь» - единение с народом.
Ранение на Бородинском поле – прощение Анатоля, любовь к миру, слияние с Богом.
2.Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов?
3. Как изменялся характер князя Андрея от Аустерлица до Бородинского сражения?
4. Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею? 5.Случайно ли погибает в 1812 году князь Андрей, Пьер выносится в жизнь войною?
6.Какую роль в судьбе Пьера играет его участие в Бородинском сражении и общение с Платоном Каратаевым ?
7.Чем каратаевская любовь к жизни отличается от любви князя Андрея?
Проанализируйте образ Наташи по следующим вопросам и заданиям. На выделенный вопрос ответьте письменно в тетради для практических работ по литературе.
Вопросы и задания:
1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI). — Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»? — Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».) — В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II). — Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса. — Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут? — Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII). — Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью? — Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»? — Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини? 2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I). — Сравните поведение Сони, Наташи и Веры. — Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)? — Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV). 3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II). — Сравните поведение Сони и Наташи. — Что почувствовал в Наташе князь Андрей? 4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII). — Чем привлекла Наташа князя Андрея? — Что он сумел в ней увидеть и почувствовать? — Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее? 5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII). — Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи? — Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи? 6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII). — Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер. — Как меняется Наташа под влиянием Элен? 7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII). — О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость? — Как молитва помогает ей вернуться к жизни? 8. Состояние Наташи во время войны 1812 года. — Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)? — Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)? — Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)? 9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII). — Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа, письменный анализ эпизода предоставляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература».
Литература
А.П. Скафтымов. Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н. толстого «Война и мир». – Русская литература, 1959, № 2.
Е.Н. Купреянова. «Война и мир» и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого // История русского романа, в 2-х тт., т.2. М.-Л., 1964.
С. Бочаров. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.
П.П. Громов. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
В.Г. Одиноков. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.
Сабуров А. Об историзме романа «Война и мир»- «Вопросы литературы», 1958, № 9.
Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.
Бочаров С.Г. «Война и мир» Л. Толстого. М., 1963, та же ст. // «Три шедевра русской классики». М., 1973.
Практические занятия № 31-32
Тема: «Мысль народная». Значение образа Платона Каратаева. Проблема народа и личности.
Ц е л ь : - решить раскрыть единство патриотического настроения русского народа и роль исторической личности в этих условиях;
- выявить идейно-художественные особенности изображения Толстым войны, его отношение к ней.
За д а ч а: проследить « мысль народную» в романе « Война и мир»;
- показать, что народ является главной силой истории, основным хранителем нравственных основ, героем, спасшим Россию в 1812 г. от Наполеона.
З н а т ь: содержание романа, понимать проблему национального характера, проблему истинного и ложного патриотизма.
У м е т ь: работать с текстом романа, сопоставлять эпизоды и героев; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Вопросы и задания:
Проанализируйте эпизоды, связанные с войной. Ответьте на вопрос: каковы идейно-художественные особенности изображения Толстым войны, его отношение к ней.
I. Война 1805—1807 гг. 1. Смотр под Браунау. — Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней? — Сравните эпизоды «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора? — Почему Толстой начинает разговор о теме народа эпизодом «Смотр под Браунау»? — В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну? — Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина? — Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление? — Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова говорят об отношении автора к народу и о высоком духе русской армии. 2. Переправа через реку Энс. — Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая? — Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и различное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой? — Кто виноват в неразберихе во время поджога моста? — Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как — штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
3.Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман». Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан? 4.В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске начинает рождаться единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя жители города? 5. О чем говорит тот факт, что русские войска оставили Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском? 6. Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков, отказавшихся ехать с княжной Марьей? 7. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск? 8. По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение русских. (Русские сражались, почти не имея укреплений и выгодных положений.) 9. Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного? 10. Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников? 11. Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»? 12. О каком чувстве говорит Толстой: «Он [Пьер] оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера»? 13. Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского?
14. Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского.
15. Какой смысл выявляется при сопоставлении ключевых слов эпизода, о каких качествах русских людей это говорит?
16. Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди»?
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа.
Литература
Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.Страхов Н. Н. «Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого // Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. — Л., 1989. — С. 194—255.
Практические занятия № 33-36
Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ц е л ь : - раскрыть смысл и содержание теории Раскольникова, проанализировать эпизод «Раскольников дома у Порфирия Петровича», отследить психологическое состояние героя.
За д а ч а: проследить « мысль народную» в романе « Война и мир»;
- показать, что народ является главной силой истории, основным хранителем нравственных основ, героем, спасшим Россию в 1812 г. от Наполеона.
З н а т ь: содержание романа.
У м е т ь: - воспринимать и анализировать изучаемое произведение,
- выражать свое отношение к прочитанному; пользоваться нужными цитатами из текста;
- выявлять авторскую позицию.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Проанализируйте образ Раскольникова и причины, побудившие его на преступление. На выделенный вопрос дайте развернутый ответ в тетради для практических работ.
Вопросы и задания:
Каковы причины, побудившие Раскольникова к убийству?
Пронаблюдайте за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
Развитие идеи Состояние Раскольникова
Первая встреча с Аленой Ивановной Отвращение
Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идея?
Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?
Почему все происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома.)
Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Можем ли мы считать их «двойниками» Раскольникова? 1. Старуха-процентщица Алена Ивановна. — Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится? — Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает? — Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? — Можем ли мы назвать Алену Ивановну «двойником» Раскольникова?
2. Петр Петрович Лужин. — В связи с чем появляется он в романе? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем из письма? — Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? — Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? — Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? — Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? — Почему Лужин боится полиции? — Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова? — Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова
3. Аркадий Иванович Свидригайлов. — В чем сложность и противоречивость этого образа? — Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.) В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме говорится хорошо — затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.) — Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется? — Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? — Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? — О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.) — Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? — Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова? — Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему так описана сцена самоубийства? (Ч. 6, гл. 7.) Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
- Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?
- В чем заключается смысл противопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа, письменный анализ эпизода предоставляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература».
Литература
Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М., 1970.
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 435. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 436. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 79.
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 558.
Писарев Д.И. Борьба за жизнь (в любом издании).
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. –М., 1972.
Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.- // Три шедевра русской классики. М., 1971.
Фридлендер Реализм Достоевского.– М., Л., 1964.
Этов В.И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского. В сб.: Достоевский – художник и мыслитель.
– М., 1972.
Практические занятия № 37-38
Тема: Герои рассказов А.П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник»
Ц е л ь : выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к этой проблематике.
З н а т ь: содержание изучаемого материала; позицию автора по отношению к поднимаемым проблемам.
У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь (в клетку)
Ручка.
Вопросы и задания:
Вопросы и задания к рассказу «Человек в футляре» 1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности? 2. Как он относится к своему рассказу? 3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила? 4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»? — Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли? 5. Как и почему Беликов терроризировал город? 6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»? — За что осуждает автор Буркина? Вопросы и задания к рассказу «Крыжовник» 1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик? 2. Почему он не может заснуть, о чем задумался? 3. Как в этом рассказе появляется автор? 4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»? 5. Какова роль описаний природы в рассказе? 6. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту. 7. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»? 8. В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели? 9. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл? Вопросы и задания к рассказу «О любви» 1. Как и каким показан герой-рассказчик? 2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира? 3. В чем дисгармоничность жизни Алехина? 4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Вопросы и задания к рассказу «Ионыч» 1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.) 2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться? 3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа? 4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось
5. Почему на рубеже 1880—1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа, письменный анализ эпизода предоставляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература».
Литература
1.Катаев В. Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М., 1998. 2. Письмо А. П. Чехова сестре М. П. Чеховой от 16 мая 1890 г. из Томска // А. П. Чехов. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1963. — Т. 11. — С. 427.3. Горький М. См.: По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» // М. Горький. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 23.
Практические занятия № 39-40
Тема: Комедия «Вишневый сад». Жизненная беспомощность героев пьесы.
Символичность пьесы. Жанровое своеобразие комедии.
Ц е л ь : выяснить философско-нравственную проблематику рассказов
трилогии и авторское отношение к этой проблематике.
З н а т ь: - особенности чеховской « новой драмы»;
- основные приёмы чеховской поэтики (в рассказах);
- жанровое своеобразие пьесы «Вишнёвый сад»;
- особенности чеховского диалога;
- что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова.
У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа, находить черты «новой драмы» в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература: Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. Ч. 2.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Проанализируйте пьесу «Вишневый сад». На выделенный вопрос дайте развернутый ответ в тетрадях для практических работ по литературе.
Вопросы для обсуждения 1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?
2. Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани? Драматичен ли Лопахин? 3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни? 4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов - Пищик, Епиходов). 5. Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы. 6. «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная», — писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX в.?
7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в «Вишневом саде»? Что олицетворяет Фирс? А Яша? 8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина? 9. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев? 10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену? 11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе?Проанализируйте образ вишневого сада . На вопрос № 5 ответьте письменно в тетрадях для практических работ по литературе.
Вопросы и задания для наблюдений 1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? 2. Какие чувства автора выражаются в этих ремарках? 3. Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? Как оно меняется? 4. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Подтвердите свои позиции текстом. Раневская, Гаев: сад — прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад». Гаев: «И в „Энциклопедическом словаре“ упоминается про этот сад» и др. Фирс: сад — барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!» Лопахин: сад — воспоминание о прошлом, дед и отец были крепостными; надежды на будущее — вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад — источник богатства, предмет гордости. Лопахин: «Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др. Трофимов: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...». «Вся Россия наш сад» — это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано. Аня: сад — символ детства, сад — дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». Сад — надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». 5. Каково авторское отношение к саду?
Форма контроля выполнения практической работы: устный опрос, беседа, письменный анализ эпизода предоставляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Литература».
Литература
Катаев В. Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М., 1998.
По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» // М. Горький. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 23.
Горький М. Цит. по: М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Выступления. — М., 1951.
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — М., 1954. — С. 223.