Дополнительная общеразвивающая программа Краски соленого теста
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» г. Алексин
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
методическим советом Директор МБУ ДО «ЦРТДиЮ»
протокол №_________ _______________ Харитонова Н.Н.
от «__»______2015 «___ »___________2015
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Краски соленого теста»
Уровень: основное общее образование
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст детей: 11-14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Козырева Татьяна Владимировна,педагог дополнительного образования
Алексин
2013
Пояснительная записка
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такие материалы как солёное тесто и холодный фарфор становятся все более популярными в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ними многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляют эти материалы для творчества. Изделия из данных материалов в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом, как изделия из глины. Кроме того, солёное тесто и холодный фарфор по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходят популярную за рубежом полимерную глину, которая, достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов.
Изготовление работ из солёного теста, а также изделий из холодного фарфора способствует формированию художественной культуры обучающихся как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помогает им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. У обучающихся развивается наблюдательность, которая является не врождённой, а приобретённой активной формой познания, формируется творческое мышление (память, воображение, умение анализировать), способствующее развитию обучаемых. Дополнительная общеразвивающая программа «Краски соленого теста» способствует духовному, нравственному, эстетическому и экологическому воспитанию обучающихся.
При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Краски солёного теста» учитывался опыт работы педагогов дополнительного образования:
- «Когда мы творим чудеса», авторская программа педагога дополнительного образования Киселёвой А.А. МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Томск , 2012 год;
- «Основы изодеятельности и декоративно-прикладного искусства», авторская программа Лебедик Л.В., сборник авторских образовательных программ «Радуга творчества», часть 2, г. Тула, 2010 год;
- «Тестопластика», автор - составитель Дюкина Ф.К., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества», г. Балезино, Удмуртская республика, 2013 год.
Актуальность программы
Обучение по данной программе даёт подросткам возможность освоить технологии изготовления декоративных изделий из солёного теста и холодного фарфора. Кроме того, реализация данной программы позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности подростков, но и создать условия для развития личности, обеспечить эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации и развития проектного мышления.
Особенность программы
Основное отличие данной общеразвивающей программы заключается в том, что она позволяет ребёнку творчески включаться в организацию окружающей его пространственной среды, используя одновременно и силу творческого воображения, и навыки работы с пластическим материалом и, в то же время, эмоционально ощущать самого себя частью этой среды. Такой подход обеспечивается опорой на семейные ценности и традиции, которые содержательно организуют учебный материал. Кроме того, в данной программе на втором году обучения предусмотрена творческая проектная деятельность, которая позволяет обучающимся проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер, и значим для самих открывателей.
Педагогическая целесообразность и новизна
Существует большое количество образовательных программ по лепке из глины, пластилина и солёного теста, но преобладающее большинство из них предназначено для дошкольников и младших школьников. Логическая же последовательность, системность, дающая возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей среднего звена практически отсутствуют. А ведь с солёным тестом и холодным фарфором с удовольствием работают и подростки. В умелых руках возможности лепки для создания великолепных художественных произведений (картин, панно, сувениров и объёмных композиций) бесконечно велики.
В процессе работы над проектом у обучающихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений, происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. В связи с этим разработанная общеразвивающая программа “Краски солёного теста” является педагогически целесообразной и обладает новизной.
Цель программы – развитие потенциальных творческих способностей и проектного мышления обучающихся посредством самовыражения через изготовление изделий из солёного теста и холодного фарфора.
Задачи: Обучающие:
- научить изготовлению классического и цветного солёного теста, холодного фарфора; - обучить изготовлению картин и объёмных композиций;
- обучить методам творческой проектной деятельности;
Развивающие: - развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; - формировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
- развивать проектное мышление с помощью проектной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочётов;
- воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество;
- воспитывать умение работать в коллективе, организовывать творческое общение в процессе обучения.
Тематика занятий строится с учётом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы, например, более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Краски солёного теста», учащиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Продолжительность реализации программы – 2 года.
Условия вхождения в программу – собеседование.
Оптимальный возраст для освоения программы – 11-14 лет.
Формы и режим занятий: программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа в год. Занятия в группе проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятий 45 минут с перерывом 10 минут. Количество обучающихся в группе 13-15 человек.
Программа 2 года обучения - 216 часов в год. Занятия в группе проходят 2 раза в неделю по 3 академических часа или 3 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятий 45 минут с перерывом 10 минут. Количество обучающихся в группе 10-12 человек. Увеличение количества часов объясняется введением в программу проектной деятельности и предоставлением возможности самовыражения через участие в системе конкурсных мероприятий.
Тесто по своим свойствам обладает особой живой энергетикой, мягкостью и упругостью и поэтому композиции, выполненные в технике тестопластика, «излучают тепло». А холодный фарфор – это доступный, дешёвый и самый податливый материал для лепки на сегодняшний день. Работа с холодным фарфором абсолютно безопасна и не требует каких-то особенных навыков и познаний, заниматься таким творчеством может даже маленький ребёнок. По своему внешнему виду холодный фарфор напоминает глину или пластилин, но после высыхания он становится очень твёрдым. При лепке из него можно использовать любые типы украшений, любые аксессуары, от мелкого бисера и бусин, ракушек, пуговиц, веточек или засохших цветов, до текстиля любой структуры – ниточек или тряпочек, оставшихся от вязания, вышивания или пошива одежды. Поверхность изделия в технике холодного фарфора можно окрашивать, обсыпать мелкими материалами (песок, бисер), покрывать лаком.
При организации работы с солёным тестом и холодным фарфором целесообразно соединять труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических задач. Выполнение композиций из теста и изделий из холодного фарфора способствует установлению добрых отношений между детьми, созданию атмосферы открытости и доверия. Наиболее целесообразно, когда каждая последующая работа дополняет, усложняет, предшествующую, подсказывает новые идеи, активизирует творческое мышление, открывает перспективу дальнейшего творческого развития.
При выполнении практических работ обучающиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. В процессе творческой деятельности ребёнок вынужден постоянно сравнивать, сопоставлять разные элементы и детали, подмечать общее, что объединяет их, и индивидуальное, что разобщает.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие обучающихся осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, в подарок, использованы для оформления интерьера или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом подбирать для демонстрации высокохудожественные образцы.
В программе предусмотрен цикл творческих работ. Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в календарно-тематический план согласно календарному времени. Он предусматривает занятия, связанные с подготовкой праздников, посещением выставок, участием в онкурсах, выставках, фестивалях. Это даёт возможность детям расширять свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы. Кроме того, данный цикл необходим для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий.
Формы подведения итогов образовательной программы включают в себя: организацию и проведение открытых занятий для педагогов, учителей, родителей; проведение мастер-классов; участие в тематических выставках; участие в выставках, конкурсах различных уровней; защита творческих проектов.
Методическое обеспечение программы
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип учёта возрастных особенностей обучающихся. Главное содержание подросткового возраста (11-15 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.
Методы, используемые на занятиях, можно разделить на несколько групп:
Информационные (устные словесные и демонстрационные):
устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Нужно учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть лаконичным и чётким, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием;
демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию книг и журналов с образцами изделий, стендов с готовыми изделиями позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком-либо образце и способствуют более прочному усвоению материала. Они дают точное представлении о размере, форме, объёме изделий.
Практические (репродуктивные и проектные) – направлены на овладение общетрудовыми умениями и знаниями. Умение – знание, применяемое на практике.
Среди практических методов обучения можно выделить репродуктивные методы и методы проектного обучения.
Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы.
Немалую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания подростков играют такие методы обучения, как метод проектов. Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению роли и функции педагога. Педагог при таком подходе выступает консультантом, партнёром, организатором познавательной деятельности обучающихся. В процессе работы над проектом у детей появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения проектированию – сложное, многомерное, многокачественное образование. Он позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Управление деятельностью учащихся (эвристическая беседа и метод алгоритмов).
Эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму обучения на основе оперативной обратной связи. Учащиеся с помощью полученных теоретических знаний решают конкретную учебную задачу, то есть после объяснения самостоятельно находят рациональную последовательность практических действий.
Алгоритм управления определяет кратчайший путь решения задачи, указывающий обучающемуся цель совокупности выполняемых действий и логическую последовательность их выполнения. При строгом выполнении заданных алгоритмов действий учащийся обязательно придёт к правильному решению задачи.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами: индивидуальная (школьнику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей); фронтальная (работа со всеми учащимися одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма); групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определённой работы); коллективная (выполнение работ для выставки).
Большую помощь педагогу оказывают методы, стимулирующие интерес к обучению: создание ситуаций успеха, конкурсы, а также метод оформления работами учащихся интерьера кабинета, учреждения, привлечение личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей. Выставки работ в кабинете способствуют созданию настроения и ощущения нужности своего труда.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из солёного теста, учащиеся от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам, а затем к изготовлению авторских работ. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций в целом.
Уровень подготовки учащихся, посещающих занятия, различен, поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребёнку добиваться положительного результата.
Основной формой являются групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории, с учётом возрастных особенностей, целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы, практикумы, экскурсии, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс и др.
Программа «Краски солёного теста» относится к продуктивному уровню, поскольку учащиеся самостоятельно выполняют художественные композиции из солёного теста и холодного фарфора, творчески применяя полученные знания и умения. Программа предусматривает, прежде всего, выполнение панно и объёмных композиций, сложность которых зависит от индивидуальных способностей обучаемых. В процессе изготовления сложных поделок, требующих сосредоточенности, усидчивости, развитие мелкой моторики рук, осуществляется формирование таких качеств личности, как терпение и трудолюбие. Учащиеся учатся работать аккуратно, планомерно, стремятся к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая усилия.
Занятия строятся таким образом, что сначала даётся теоретический материал по данной теме, который ложится затем в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранному художественному слову и наглядному материалу, создаётся настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе. Педагогический процесс обеспечивается дидактическим материалом, в который входят книги и журналы с образцами изделий, стенды с готовыми изделиями, позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала.
Отдельно как форму можно выделить общественно-полезный труд, где учащиеся изготовляют небольшие изделия для реализации, в результате которого не только наблюдают востребованность результатов своей работы, приобретая на заработанные средства расходный материал для занятий, но и обеспечивают возможность заниматься в объединении бесплатно.
Педагогический контроль.
Цель контроля: побудить учащихся к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью учащегося, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль.
Промежуточный контроль: выполнение творческих работ по темам.
Проведение персональных выставок наиболее одарённых воспитанников.
Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества, защиты творческого проекта.
Кроме этого в течение года учащиеся участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.
По итогам обучения детям за особые успехи и достижения присуждается почётное звание «Лучший мастеровой» и личный приз педагога.
Условия реализации программы
Техническое оснащение: кабинет, имеющий хорошее освещение; стулья, рабочие столы; стол и стул педагога; шкаф для размещения материалов, наглядных пособий; доска школьная, электрический шкаф для просушивания поделок.
Инструменты и приспособления: кисточки №№ 1-6, скульптурные стеки, деревянные скалки, плотный картон.
Материалы: пшеничная мука грубого помола, кукурузный крахмал, соль помола №1, клей ПВА, акварельные краски и гуашь.
Дидактическое обеспечение: технологические карты, образцы изделий, книги, журналы.
Учебно-тематический план
1-го года обучения
144 академических часа в год (4 часа в неделю)
№ п/п
Название темы
Часы
(общие)
Часы
(теорет.)
Часы
(практич.)
1.
Вводное занятие. ТБ.
2
1
1
2.
Техника изготовления плоской и объёмной композиции
2
1
1
3.
Плоская композиция
92
20
72
4.
Объёмная композиция
46
6
40
5.
Итоговое занятие
2
1
1
Всего
144
29
115
Содержание программы «Краски солёного теста» 1-го года обучения
Вводное занятие (2 часа)
Теоретическая часть:
Виды декоративно-прикладного искусства, его роль в жизни общества. Творческий процесс создания предметов декоративно-прикладного творчества.
Знакомство с содержанием первого года обучения. Цель и задачи программы. Организация рабочего места, подготовка его к работе. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности. Правила приготовления теста. Демонстрации работ.
Практическая часть:
Приготовление солёного теста (цветное, классическое). Лепка геометрических фигур (круг, цилиндр, конус).
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, репродуктивный).
Техника изготовления плоской и объёмной композиции (2 часа)
Теоретическая часть:
Основные элементы формообразования в лепке. Понятие о плоской и объёмной композиции. Изготовление поделок на основе базовых элементов.
Практическая часть:
Деление теста на части, соединение деталей. Лепка пирамидки.
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, репродуктивный).
Плоская композиция (92 часа)
Теоретическая часть:
Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Основные правила составления композиции. Расположение элементов в композиции. Приёмы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание). Способы лепки (конструктивный, пластический). Сборка композиции. Понятие «стилизация». Картины и панно.
Технология изготовления овощей, фруктов и ягод. Беседа: «Дары осени». Рассматривание иллюстраций и рисунков с изображением овощей, фруктов, ягод. Обсуждение особенностей форм и размеров различных плодов.
Технология изготовления подсолнухов и цветов. Беседа «Садовые и полевые цветы». Рассматривание иллюстраций и рисунков с изображением цветов. Технология изготовления корзинки.
Технология изготовления разных видов деревьев.
Технология изготовления фигурок людей и животных.
Беседа «Хохломская, Дымковская, Филимоновская игрушка». Беседа «Народные традиции».
Украшение картин и панно декоративными элементами.
Беседы «История сувенира», «Требования к современному сувениру». Технология изготовления сувениров и плоских украшений, выполненных с помощью шаблона.
Практическая часть:
1. Изготовление композиции «Патиссоны» из цветного или классического теста (по выбору).
2.Изготовление композиции «Клубничка» (лепка листьев, ягод, цветков, сборка композиции).
3. Лепка различных видов корзинок. Изготовление композиции «Корзина с цветами и фруктами» (лепка роз, листьев, яблок, груш, винограда, сборка композиции).
4. Изготовление панно «Красная шапочка» (лепка деревьев, фигурки девочки). Сборка изделия из готовых деталей.
5. Изготовление картины «Пастушок» (лепка дерева и фигурки мальчика, играющего на дудочке). Сборка.
6. Изготовление композиции «Чучело» в круглой или в квадратной рамке (по выбору).
7. Изготовление панно «Пастушок с овечками» (лепка фигурки мальчика, овечек, деревьев). Сборка панно из готовых элементов.
8. Зарисовка эскизов панно: «Совушки»; «Пейзаж с бурёнкой»; «Рыболов» и др. Изготовление композиций по эскизам.
9. Зарисовка эскизов настенных панно: «Корзина с ромашками»; «Колокольный звон» и др. Изготовление изделий по эскизам.
10. Лепка сувениров: «Матрёшка»; «Подкова»; «Хохломская, Дымковская и Филимоновская игрушка».
11. Изготовление Рождественских украшений, Пасхальных сувениров, кулонов.
12. Изготовление панно «Чаепитие».
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта, создание «ситуации успеха»).
Объёмная композиция (46 часов)
Теоретическая часть:
Закрепление знаний основ цветоведения. Технология изготовления объёмной поделки. Объёмная поделка с добавлением природного материала. Технология выполнения поделки на каркасе. Роспись и оформление объёмной композиции.
Практическая часть:
1. Изготовление объёмной поделки (лепка фигурок животных).
2. Изготовление объёмной поделки на каркасе: «Слонёнок на острове»; «Пряничный домик»; «Филимоновская и Дымковская игрушка»; «Сказочный замок», «Парк юрского периода» и др.
3.Творческая работа «Подводный мир».
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта, создание «ситуации успеха»).
Итоговое занятие (2 часа)
Теоретическая часть:
Подведение итогов. Анализ результатов работы объединения за год.
Практическая часть:
Выставка лучших работ.
(Методы обучения: словесный, творческий, создание «ситуации успеха»).
После завершения 1-го года обучения:
обучающийся должен знать:
виды и назначение изделий из солёного теста;
необходимые инструменты и материалы;
основные этапы изготовления изделий;
основные приёмы лепки, технологию выполнения;
композиционные основы построения изделия;
законы сочетания цветов;
требования к качеству и отделке изделий;
правила безопасной работы во время изготовления изделий.
обучающийся должен уметь:
составлять плоские и объёмные композиции;
приготавливать тесто для лепки;
использовать инструменты для работы;
изготовлять отдельные детали;
соединять детали в готовое изделие;
сушить изделие;
гармонично сочетать цвета;
проводить окончательную отделку изделий;
выполнять правила безопасной работы;
организовывать рабочее место;
определять качество готового изделия.
.
Учебно-тематический план
2-го года обучения
216 академических часов в год (6 часов в неделю)
№ п/п
Название темы
Часы
(общие)
Часы
(теорет.)
Часы
(практич.)
1.
Вводное занятие. ТБ.
3
2
1
2.
Оформление, обжиг и сушка изделий
6
1
5
3.
Раскрашивание и лакирование изделий
9
1
8
4.
Композиция, эскиз, сюжет.
24
2
22
5.
Изготовление сувениров
6
1
5
6.
Народная игрушка
30
2
28
7.
Холодный фарфор
48
3
45
8.
Творческая проектная деятельность
57
3
54
9.
Цикл творческих работ
30
2
28
10.
Итоговое занятие
3
1
2
Всего
216
18
198
Содержание программы «Краски солёного теста» 2-го года обучения
Вводное занятие. ТБ (3 часа).
Теоретическая часть:
Знакомство с учебной программой и режимом работы объединения.
Обзор итогов 1-го года обучения. Задачи на новый учебный год. Организационные вопросы.
Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть:
Повторение материала: приготовление солёного теста (цветное, классическое).
(Методы обучения: словесный).
Оформление, обжиг и сушка изделий (6 часов).
Теоретическая часть:
Способы оформление изделий дополнительными деталями: из подручных материалов (бусины, пуговицы, нитки, кусочки ткани); с использованием природного материала (гвоздика, чёрный перец-горошек, сухоцветы, пёрышки и т.п.)
Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке). Условия, необходимые для обжига изделий. Температурный режим, меры предосторожности. Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, после лакирования). Способы сушки (в духовке электроплиты, в духовке газовой плиты, воздушная сушка, комбинированная сушка).
Практическая часть:
1. Лепка фигурок животных и насекомых с последующей сушкой (по выбору).
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, создание «ситуации успеха», творческий, привлечение личного эмоционального опыта).
Раскрашивание и лакирование изделий (9 часов).
Теоретическая часть:
Виды красок, лаков и растворителей. Технология и последовательность раскрашивания лакирования и глазурования изделий. Материалы и инструменты, используемые при работе с лаком. Средства индивидуальной защиты (респиратор, перчатки). Правила техники безопасности при работе с лаком.
Практическая часть:
1. Изготовление композиции-картинки на тему «Зима».
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, творческий, создание «ситуации успеха», привлечение личного эмоционального опыта).
Композиция, эскиз, сюжет (24 часа).
Теоретическая часть:
Композиции, их виды (симметричная, асимметричная композиции, однофигурные и многофигурные композиции). Основы составления многофигурных композиций.
Технология изготовления композиций с одновременным использованием объёмных и плоских элементов. Приёмы работы. Детали элементов. Эскиз. Зарисовки, наброски. Виды сюжетов.
Практическая часть:
1. Изготовление настенного панно «Деревенька моя»:
а) разработка эскиза на заданный сюжет с учётом основ композиции; б) подбор цветового решения для эскиза; в) изготовление основы композиции (твёрдого фона в рамке); г) лепка деталей, сушка деталей на воздухе; д) раскрашивание или тонирование деталей; е) наклеивание деталей на основу; ж) сборка и покрытие панно лаком, глазурование.
2. Изготовление композиции по замыслу.
3. Изготовление настенного панно на морскую тему.
4. Изготовление панно по замыслу.
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, творческий, создание «ситуации успеха», привлечение личного эмоционального опыта).
Изготовление сувениров (6 часов.)
Теоретическая часть:
Термины: объем, полуобъём, рельеф, барельеф. Технология изготовления полуобъёмных изделий.
Практическая часть:
1. Изготовление сувениров по образцу (косы, венки, подковы).
2. Изготовление сувениров по замыслу.
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, творческий, создание «ситуации успеха», привлечение личного эмоционального опыта).
Народная игрушка (30 часов).
Теоретическая часть:
История возникновения и развитие народного промысла глиняная игрушка. Технология и особенности изготовления Каргопольской глиняной игрушки. Технология и особенности изготовления Новзимской глиняной игрушки. Технология и особенности изготовления Абашевской глиняной игрушки. Технология и особенности изготовления Воронежской глиняной игрушки. Технология и особенности изготовления Петровской глиняной игрушки.
Практическая часть:
Изготовление игрушек из теста по мотивам Каргопольской, Новзимской, Абашевской, Воронежской, Петровской глиняных игрушек.
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, творческий, создание «ситуации успеха», привлечение личного эмоционального опыта).
Холодный фарфор (48 часов).
Теоретическая часть:
История создания холодного фарфора. Технология и рецепты приготовления холодного фарфора. Особенности технологии изготовления изделий из холодного фарфора. Оптимальные условия для хранения изделий.
Практическая часть:
1. Приготовление холодного фарфора.
2. Лепка, сборка и сушка цветка ромашки.
3. Изготовление композиций «Розы», «Цинии»:
а) разработка эскиза; б) изготовление основы фона; в) лепка деталей композиции; г) сушка; д) сборка композиции; е) наклеивание на основу.
4. Изготовление композиции по замыслу.
5. Изготовление объёмных композиций «Колокольчики», «Букет из роз»:
а) лепка и сушка цветов, листьев, стебельков и дополнительных элементов; б) сборка и оформление композиции.
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, творческий, создание «ситуации успеха», привлечение личного эмоционального опыта).
Творческая проектная деятельность (57 часов).
Теоретическая часть:
Творчество и творческий проект. Этапы проектирования. Порядок выбора темы проекта. Обоснование композиционного и цветового решения изделия и этапов его изготовления. Этапы выполнения проекта: подготовительный этап, технологический этап, этап изготовления изделия, заключительный этап, оформление результатов, защита творческого проекта. Пример проекта.
Практическая часть:
Предпроектные исследования: выбор темы; сбор и анализ информации; формирование художественно-эстетической задачи. Художественно-эстетический поиск. Разработка эскизного проекта. Создание проектной документации. Выполнение рабочих эскизов. Композиционная проработка изделия и отдельных деталей. Изготовление изделия на выбранную тему. Оформление результатов проекта. Защита проекта.
(Методы обучения: словесный, иллюстрированный, проектный, исследовательский, творческий, создание «ситуации успеха»).
Цикл творческих работ (30 часов).
Теоретическая часть:
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Тематические конкурсы, выставки. Причины, побуждающие участвовать в выставке, конкурсе. Обсуждение и выбор тематики и техники выполнения творческих работ. Приёмы оформления творческих работ.
Практическая часть:
изготовление подарков и сувениров, изготовление выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам, выбирает сам педагог или предлагают дети в соответствии с индивидуальными особенностями, с тематическими праздниками года и т.д.
(Методы обучения: словесный, иллюстрированный, создание «ситуации успеха», творческий, привлечение личного эмоционального, визуального, бытового опыта обучающихся для установления связей с окружающим миром.)
Итоговое занятие (3 часа).
Теоретическая часть:
Подведение итогов. Анализ результатов реализации программы
Практическая часть:
Выставка лучших работ.
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, привлечение личного эмоционального опыта, «создание ситуации успеха»).
После завершения 2-го года обучения:
обучающиеся должны знать:
виды и назначение изделий из солёного теста и холодного фарфора;
необходимые инструменты и материалы;
основные этапы изготовления изделий, требования к качеству и отделке изделий;
основные приёмы лепки, технологию выполнения изделий;
композиционные основы построения изделия, законы сочетания цветов;
этапы и методы проектирования;
правила безопасной работы во время изготовления изделий.
обучающиеся должны уметь:
приготавливать тесто и холодный фарфор для лепки;
составлять композицию из отдельных элементов;
свободно владеть техникой лепки и выполнять сложные элементы;
самостоятельно создавать эскизы работ;
проводить окончательную отделку изделий, раскрашивание и лакирование;
выполнять творческие работы по замыслу;
определять качество готового изделия;
разработать, оформить и защитить проект.
.
Литература для педагога
1. Давыдова Г.Н., Анималистическая живопись. Москва, «Эсмо», 2008
2. Деревянко Т., Фигурки из солёного теста. М., «АСТ – пресс», 2009
3. Диброва А., Шкваря Ж., Соленое тесто. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012.
4. Силаева К., Михайлова А., Соленое тесто. М., «Эсмо», 2004
5. Скребцова Т.О., Данильченко А.А., Соленое тесто. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
6. Хананова И., Соленое тесто. М., «АСТ – пресс», 2008.
7. Цирулина Л.Н., Проснякова Т. Н., Технология, Уроки творчества. Самара, «Учебная литература», 2011.
8. Чабаева С.О., Большая книга поделок из природного материала. Москва, «АСТ- Астрель», 2011.
9. Энциклопедия «Подарки». Москва, «АСТ – пресс»,1999.
Литература для детей и родителей
1. Давыдова Г.Н., Пластилинография. Москва, «Эсмо», 2008.
2. Чаянова Г., Соленое тесто. М., «Дроора – Плюс», 2005.
3. Теронимус Т., Я все умею делать сам. Москва, «АСТ- пресс», 2011.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Заголовок 1Заголовок 215