Программа развития музея военно-исторического направления
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алексеевская общеобразовательная школа №3 им. Г.С.Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Программа развития школьного музея военно-исторического направления, действующего в МБОУ АСОШ №3 им. Г.С.Боровикова
на 2016-2019 годы
Авторы: директор АСОШ №3 им. Боровикова О.Ю.Фомин,
руководитель школьного военно-исторического музея
при МБОУ АСОШ №3 им. Г.С.Боровикова Гордеева Т.А.,
Учитель истории и обществознания Боровикова О.Н.
Алексеевское 2016 г.
Содержание.
1.Паспорт школьного музея военно-исторического
направления при МБОУ Алексеевской средней
общеобразовательной школе №3им. Г.С.Боровикова………….3
2. Аналитическая записка………………………………………...4
2.1. Направления деятельности музея …………………………. .4-11
2.2. Взаимодействие с районными музеями……………………..11-12
2.3. Формы развития фондов ……………………………………..12
3. План работы музея на 2015-2016 уч. год……………………...12-15
4. Заключение……………………………………………………...16
Паспорт школьного музея военно- исторического направления МБОУ Алексеевской средней общеобразовательной школе №3 им. Г.С.Боровикова
1. Наименование программы: «Программа развития школьного военно-исторического музея, действующего в МБОУ АСОШ №3 им. Г.С.Боровикова на 2016-2019 годы»
2. Основания для разработки программы:
- Приказ директора школы о создании музейной комнаты № 35 од. От 2.09.2014 года.
- Устав МБОУ Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г.С.Боровикова
- Решение совета командиров МБОУ Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г.С.Боровикова
- Ходатайство учителя истории и обществознания Боровиковой О.Н.
3. Координатор программы: Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевская средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.С.Боровикова
4. Разработчики программы: директор МБОУ АСОШ №3 им. Г,С,Боровикова Учитель истории и обществознания Боровикова О.Н., руководитель музейной комнаты военно-исторического направления Гордеева Т.А.
5. Сроки реализации: 2016- 2019 годы (3 года).
6. Цель программы: воспитание патриотизма на основе героического прошлого нашей Родины.
7. Задачи:
1. Пробудить интерес школьников к героическому прошлому Родины.
2. Способствовать увековечиванию памяти о старшем поколении.
3. Воспитать уважение к старшему поколению.
4. Привить интерес к военной профессии и к воинской службе.
5. Привлечь учащихся к исследовательской и проектной деятельности.
Аналитическая записка
Направления деятельности музейной комнаты
Поисковая и исследовательская работа.
Поисково-собирательная работа.
Поисково-собирательная работа ведется классными коллективами под руководством классных руководителей. В начале учебного года руководитель музея совместно с учителями истории и обществознания распределяет между классными коллективами подшефных ветеранов Великой Отечественной войны. Учащиеся по графику ежедневно оказывают посильную помощь ветеранам войны и труда. Также к праздникам (23 Февраля, 8 Марта, Новый год, Рождество, 9 Мая) каждый коллектив учащихся готовит подарки, сделанные собственными руками ( на уроках технологии мальчики вырезают из дерева статуэтки, подставки и др., девочки пекут торты, делают декоративные цветы, вышивают полотенца, салфетки и др.)
Ветераны с удовольствием рассказывают ребятам о своей военной и послевоенной жизни, дарят фотографии, дают интервью.
Руководитель музея, учителя истории стараются сохранить то наследие, которое оставили нам ветераны, ушедшие от нас совсем недавно. Так, ветеран Великой Отечественной войны Бычков Николай Яковлевич при жизни собственноручно написал воспоминания о пережитых им годах Великой Отечественной войны. Года идут, стираются карандашные записи, но не сотрется память об этом замечательном человеке.
Рукопись ветерана свято хранится в школьном музее. Ею интересуются ученики, они используют материалы рукописи при подготовке рефератов, проектов, исследовательских работ. В рукописи всего 16 страниц, она написана карандашом зеленого цвета. Материалы рукописи были отражены в районной газете «Заря», в рубрике, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, под заголовком «Голос ушедшего солдата».
Продолжить поисковую работу, отражая ее в стенгазетах, по школьному радио на странице «Вести из школьного музея», в буклетах, в проектах, (Приложение 1), в брошюрах (Приложение 1 А)
Патриотическому воспитанию школьников также способствуют конкурсы, сочинений на патриотическую тематику: «Вопросы российской государственности в русской литературе», «Родина там, где я родился», «Право «быть гражданином своей страны», «Стань солнцем, и тебя все увидят!», «Родиться русским слишком мало!», «Мой прадед – ветеран Великой Отечественной войны».
Ежегодно проводить конкурсы сочинений. Разработать примерную тематику сочинений на 2015-2016 уч.год, 2016-2017 уч.год, 2017-2018 уч год, выпускать сборники лучших сочинений по следующим разделам: «Моя Родина», «Государство и право», «Внуки о дедах и прадедах». (Приложение 2)
В 2016-2018 годах продолжить работу по составлению сборника лучших сочинений - победителей конкурсов на различных уровнях.
Патриотическому воспитанию способствует работа по изучению истории семьи, школы и родного края. Лучшие нравственные качества учащимся можно привить через осознание значимости места своего проживания, любви к семье, природе, людям, живущим рядом с тобой. Поэтому мы выделили три направления: семья, школа, родной край.
В связи с этими направлениями даются задания, которые выливаются в проекты: «Родословная моей семьи» «История моей школы», «Природа моего родного края», «Судьба семьи в судьбе страны», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Мои семейные реликвии».
Внимание к семейному наследию – важнейшая задача нашего музея, так как для молодого поколения бесценен опыт ветеранов, их мудрость, выстраданная в нелегких испытаниях военного времени, послевоенного лихолетья. А душевная стойкость и оптимизм будут служить примером того, как жить достойно, как любить свою Родину и верить в ее будущее.
Для этого молодое поколение должно знать о жизни, судьбах, характерах ветеранов, их трудовых подвигах в послевоенное время.
(на фотографии Герман и Николай БоровиковыС дедушкой ветераном Вов Бычковым Николаем
Яковлевичем)Необходимо продолжить сбор воспоминаний детей, внуков, о дедах и прадедах ветеранах-алексеевцах и совместно с редакцией газеты «Заря» Алексеевского муниципального района издавать брошюры воспоминаний учащихся о дедах и прадедах-фронтовиках.
С 2008 года Алексеевский район взял шефство над спасательным судном «ЭПРОН», входящим в состав Черноморского флота, где военную службу проходят наши земляки. За 8 лет на этом корабле служили 51 человек, трое из которых подписали контракт и остались там (источник: газета «Заря»).
(на фото слева направо: Ковшаенко Олег, Зверев Антон,
Мишанин Алексей, Белов Максим,Скалов Денис, Камалов Марсель, Егоров Олег)
Учащиеся встречаются с отслужившими, берут интервью, интересуются условиями службы, составляют фотоальбомы.
Следить за судьбами служащих в рядах Российской армии на военно-спасательном корабле «Непрон».
Формы работы: поиск в сети интернет, сбор фотографий, посещение семей служащих в армии, написание писем солдату, оформление фотоальбомов, поздравление солдатских матерей с праздником 8 Марта
Исследовательская работа.
Продолжить исследовательскую работу.
Одним из приоритетных направлений исследовательской деятельности учащихся является экологическое направление, ребята с пристальным вниманием наблюдают за изменениями экологической среды нашего района. Формирование экологического сознания нуждается в поиске яркой, интересной, легко запоминающейся формы. Именно поэтому в школе создан и успешно функционирует «Клуб любителей зеленых растений», который занимается не только благоустройством школьного двора, но и оформлением школьных рекреаций, контролирует наличие «Цветочного паспорта класса», проводит большое количество природоохранных акций. Результаты деятельности - это такое благоустройство школьного двора и прилегающих территорий, которое позволяет становиться победителями районных и республиканских конкурсов на лучшее благоустройство школьного двора и прилегающих территорий: 2006 год – 1 место в районе , 3 в Республике.
Результатом исследовательской работы является выполнение социальных проектов на темы: «Чистота воды», «Загрязнение воздуха ведет к катастрофе» (Приложение 3), работает «Зеленый патруль». Ежегодно осенью ребята выходят на сбор отборных желудей, которые проращиваются и используются в качестве семенного материала для посадки леса. Работа ведется совместно с лесным хозяйством Алексеевского района. Таким образом, социальные проекты учащихся находят свое применение в промышленности.
Одним из значимых проектов является проект «Святые источники нашего района», в рамках которого ребята занимаются очищением источников и окружающей их местности, открывают новые родники, собирают легенды и предания, связанные с источниками Алексеевского района. (Приложение 4).
Учащиеся и учителя с удовольствием делятся своим опытом поисковой и исследовательской работы, что отражается в районной газете «Заря».
О ветеране Николае Бычкове узнали в Москве
22.06.2015 19:19 |
Ученик 11 класса третьей школы поселка Николай Боровиков и его руководители, учитель истории и обществознания Ольга Боровикова и учитель русского языка и литературы Татьяна Гордеева, 29 июня в рамках российского конкурса «Моя страна — моя Родина» (в номинации «Моя семья») будут презентовать свой проект.
Пройдя заочный этап творческого состязания, которое организуется при поддержке Министерства образования РФ и Госдумы РФ, авторам проекта теперь предстоит представить свою конкурсную работу экспертной группе в Москве.
В частности, Николай выступит с рассказом о своем дедушке Бычкове Николае Яковлевиче, прошедшем Великую Отечественную войну. Помимо этого, в трехминутном видеоролике будет отражена работа, которая ведется в отношении ветеранов Великой Отечественной в Алексеевском районе, и показаны памятники павшим в борьбе за свободу солдатам.
-Если мы выиграем грант, - говорит Ольга Боровикова, - то материальные средства будут направлены на публикацию всех собранных в процессе подготовки проекта материалов об участниках Великой Отечественной войны, чтобы их имена остались в сердцах сегодняшнего молодого поколения, чтобы люди знали об их подвигах.Главная наша цель — чтоб узнали о наших героях в Москве.
Ученик 11 класса школы №3 им. Германа Боровикова - в рамках российского творческого конкурса «Моя страна — моя Россия» - представил проект «Внуки о дедах и прадедах» в Москве.
Проект был подготовлен совместно с руководителями — учителем истории и обществознания Ольгой Боровиковой и учителем русского языка и литературы Татьяной Гордеевой.
Результатом выступления старшеклассника стало вручение ему Сертификата и приглашение продолжить обучение после окончания школы в Московском государственном социальном университете вне конкурса.
И хотя Николаю не удалось выиграть грант, он получил огромный опыт не только подготовки исследовательской работы, касающейся сбора материалов об участниках Великой Отечественной войны (и в частности, о своём дедушке Николае Яковлевиче Бычкове), но и рассказал о них в столице своей Родины. Кстати, теперь перед молодым человеком стоит дальнейшая цель — создание небольшой книги об алексеевских ветеранах. (по материалам газеты «Заря»)
Подготовить к печати брошюру «Внуки о дедах и прадедах»: о ветеранах Алексеевского района.
С проектами и исследовательскими работами по краеведению выступают как ученики, так и учителя на международных и всероссийских научно- практических конференциях, делятся своим опытом поисковой работы.(Приложение 5) Так, в 2014 году учитель русского языка и литературы Евланова А.Ф. выступила на международной конференции «Русский язык и русская культура в полиэтническом пространстве» с докладом на тему: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка , литературы и во внеурочное время как фактор формирования творческих и коммуникативных способностей учащихся», по материалам конференции издан сборник, куда вошел доклад Евлановой А.Ф. (стр. 162-166). В 2015 году на международной конференции «Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений; региональный аспект» выступила с докладом на тему: «Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся». По материалам конференции издан сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. (Приложение 6). За активную и плодотворную исследовательскую деятельность также дети награждаются дипломами и грамотами (Приложение 7)
Не может быть любви к своей Родине без любви к родному языку. Это понимают учащиеся, поэтому уделяют пристальное внимание изучению родного (татарского) языка. Поэтому в музейной комнате имеется раздел: «Культура татарского народа». Учащиеся постоянно занимаются поисковой и исследовательской работой на своем родном языке, которая способствует сохранению и развитию культуры татарского народа.
Подготовить к печати сборник исследовательских работ школьников.
Военно - патриотическое направление.
В рамках данного направления учащиеся открывают новые имена ветеранов Великой Отечественной войны. Основной формой работы является работа в архивах. По результатам работы оформляются папки , ученики пишут письма ветеранам.
Продолжить работу в архивах, подготовить публикации в районную газету «Заря».
Активизировать работу с ветеранами афганской и чеченской войн.
Активизировать сотрудничество с музеем Боевой Славы Алексеевского района, принять участие в работе поискового отряда по местам боевых действий.
Образовательная (культурно-просветительская) работа
В музейной комнате проводятся уроки мужества, уроки истории по теме «Великая Отечественная война», «История Татарстана», используется материал для подготовки к конкурсам и олимпиадам по истории и краеведению, по семейному воспитанию работа ведется по специально разработанной программе руководителем музея «Эволюция семьи в русской литературе», 2013 год , рецензированной профессором кафедры поликультурного образования ИРО РТ, доктором исторических наук Ф.Г.Ислаевым.
Тематика экскурсий разнообразна: «Уголок России – отчий дом», «Родная школа – начало начал», «Тропинка школьная моя», «Выдающиеся выпускники», «Победные дни России», «Святые из святых», «Мои семейные реликвии», «Выдающиеся люди нашего района», «Литературные места нашего района».
Проводятся конкурсы в музее: конкурс на лучшее сочинение «Мой дед (прадед)», «Каким я запомнил своего деда (прадеда)», на лучший рисунок «Война глазами детей», «Я иду в школу», на лучший экспонат для музея, на лучшую разработку экскурсии.
Разработать тематику экскурсий на 2016-2019 годы.
Собрать в единую книгу методические разработки экскурсий.
Использовать интерактивные формы музейной педагогики: исторические игры, театрализации
Принимать участие в международных конференциях по вопросам взаимодействия органов власти, общественных объединений и образовательных организаций.
2.2. Взаимодействие с районными музеями и органами власти, общественными организациями
( В музее Боевой Славы Алексеевкого района)
1. Запланировать экскурсии в музей Боевой славы.
2. Проводить конкурс сочинений на тему «Первый раз в музее» (в 5-11 классах)
3. Принять участие в поисковой экспедиции по местам боевых действий, составить отчет, пополнить экспозицию школьного музея экспонатами, привезенными из экспедиции.
4. Интервьюировать ветеранов афганской и чеченской войн, собрать материал об их армейской и после армейской жизни.5. Создать брошюру, посвященную ветеранам-афганцам.
6. Пригласить на классные часы ветеранов-афганцев.
7. По материалам бесед снять фильм «Ветераны афганской войны, живущие рядом с нами».
8. Пополнить коллекцию экспонатов личными вещами ветеранов-афганцев.
9. Принимать участие в международных конференциях по вопросам взаимодействия органов власти, общественных объединений и образовательных организаций.
10. Работы печатать в сборниках, составленных по итогам конференции
2.3. Формы развития фондов:
Имеется в музее на 2015 год:
Рукописные воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Бычкова Николая Яковлевича на 16 страницах рукописного текста.
Личные вещи Гарипова С.Г., Бычкова Н.Я., Варламова М.П.
Монеты 39-45 годов.
Воспоминания родственников о ветеранах.
Проекты о ветеранах.
Эмблема празднования 70-летия победы.
Одежда мужская и женская, носимая в 30-40 годы (шаль, рубашка, гимнастерка, шинель)
Посуда, которую использовали жители села Алексеевское в 30-40-е годы.
Патефон.
Рисунки детей на военную тематику, сочинения учащихся.
Рисунки и картины ветерана Великой Отечественной войны Ильмушкина Алексея Николаевича.
Брошюры, буклеты, созданные учениками об их дедах и прадедах.
Фотографии из семейных архивов.
Некоторые фонды музея рассредоточены по учебным кабинетам, для использования их в учебных целях: лучшие сочинения (кабинет литературы и русского языка), лучшие рисунки, картины (кабинет ИЗО), экологические проекты (кабинет химии и биологии),проектные и исследовательские работы: «Лучшие люди нашего района» и др.(кабинет истории и обществознания).
Планируется приобрести или сделать своими руками:
Сделать макеты дома Толстого А.М., в котором побывал А.Н.Некрасов.
Продолжить сбор личных вещей ветеранов Вов, афганской и чеченской войн.
Разработать тематику выставок на 2016-2019 годы
Театрализованные представления.
Создать 3-4 интерактивные игры.
План работы музея военно-исторического направления, действующего на базе МБОУ АСОШ №3 им. Г.С.Боровикова
на 2014-2015 учебный год
Тема: «Внуки о дедах и прадедах»
(Посвящается 70-летию Победы над фашистской Германией)
Цель: на героическом прошлом старшего поколения воспитать у младшего поколения патриотические чувства к своей Родине.
Задачи:
упрочить родственные связи между старшим и младшим поколениями;
увековечить память о дедах и прадедах - ветеранах Великой Отечественной войны;
пробудить интерес младших школьников и подростков к жизни и судьбе своих родственников;
пополнить знания учеников о послевоенной жизни их дедов и прадедов;
вызвать интерес к изучению истории о Великой Отечественной войне;
составить сборник воспоминаний «Внуки о дедах и прадедах»
План работы на 2015 -2016 уч. год.
№ п/п наименование мероприятий срокиОжидаемые результатыОтветственные
1. Выявление семей ветеранов ВОв. Сентябрь 2015 Уточнить количество семей, в которых были или есть участники Вов. Классные руководители
2. Объявление конкурса на лучшее сочинение по темам: «Мой дед», «Мой прадед», «Каким я знал своего деда?», «Каким был мой дед», «Самые лучшие воспоминания о деде (прадеде)», «Жизнь моего деда –ветерана» Октябрь-ноябрь 2015 годаСобрать информацию о дедах и прадедах учащихся школы Учащиеся, учителя русского языка и литературы
3. Фотоконкурс «Я и мой дед», «Я и мой прадед». Ноябрь 2015 годаСобрать наглядный материал для сборника: «Из жизни моего деда» Руководитель фото-кружка
Кутуева Р.М.
4. Формирование группы редакторовДекабрь 2015 годаСформировать группу из числа участников научного общества «Эврика», учителей русского языка и литературы для редакции и подготовки сборника «Из жизни моего деда (прадеда)» Учащиеся 10-11 классов, учителя истории и обществознания
5. Объявление сбора личных вещей деда или прадеда-ветерана Великой Отечественной войны с целью пополнения экспонатов школьного музея боевой славы. Январь 2016 годаПополнят экспозицию музея боевой славы школы №3 им. Г.С.Боровикова личными вещами ветеранов Вов, узнают о семейных реликвиях, научатся хранить их. Классные руководители, учителя истории и обществознания, руководитель музея Гордеева Т.А.
6. Оформление стенда в музее «Внуки о дедах и прадедах» Февраль 2016 годаОсвоят основы профессии оформителя Руководитель музея Гордеева Т.А.
7. Фотовыставка «Я и мой дед или прадед» Февраль 2016 Дети заинтересуются семейными архивами, узнают больше о жизни своих родственников Руководитель кружка Кутуева Р.М.
8. Составляем книжки-раскладушки, посвященные дедам и прадедам - ветеранам Вов. Февраль 2016 годДети научатся систематизировать собранный материал, выделять важное, располагать в определенной последовательности. Учителя начальных классов
9. Изготовление подарков для поздравления дедушек, прадедушек с днем Защитника Отечества. Февраль 2016 годУзнают о потребностях дедов, разовьют свой эстетический вкус. Учителя технологии, руководитель музея
10. Конкурс на лучшее оформление книги «Внуки о дедах и прадедах – ветеранах Великой Отечественной войны» (обложки, форзаца, иллюстрирование). Подведение итогов конкурса. Февраль- март 2016 годаРазовьют эстетический вкусРуководитель музея Гордеева Т.А.
11. Составление и заключение договора между учащимися школы и главным редакторов газеты «Заря» о выпуске брошюры «Внуки о дедах и прадедах – ветеранах Вов». Март 2016 годаОсвоят основы профессии редактора, научатся систематизировать материал, помогут увековечить память о ветеранах – алексеевцах. Руководитель музея Гордеева Т.А.
12. Издание книги воспоминаний «Внуки о дедах и прадедах» Апрель 2016 годаУвековечат память о ветеранах Великой Отечественной войны, что будет способствовать изучению истории родного края Руководитель музея
Заключение
В 2015-2019 годах музей военно-исторического направления МБОУ АСОШ №3 им. Г.С.Боровикова продолжит поисково-исследовательскую работу, реализуя проекты: «Внуки о дедах и прадедах», разработает тематику экскурсий, будет осуществлять запланированные экскурсии в музеи района и городов Чистополя, Казани, Елабуги, Булгар. А также пополнит музей новыми экспонатами, способствующими патриотическому воспитанию школьников, руководитель музея совместно с руководителем районного музея Боевой Славы подготовит участника экспедиции по местам боевых действий, с целью поиска новых экспонатов для школьного музея. Учащиеся вместе с руководителем музея разработают и реализуют новые проекты: «Служу России!», «Служба на подшефном «Эпроне». Создадут сообщество служащих на «Эпроне». Будут организованы встречи с ветеранами-афганцами. Работа будет отражаться в газете «Заря», в сборниках. Обобщат свой опыт исследовательской деятельности учащиеся и учителя на научно-практических конференциях всероссийского и международного уровней.