Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 2 класс УМК «Гармония» Тема урока: Разнообразие музеев. Экспонаты музее
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 2 класс УМК «Гармония»
Автор: Ращупкина Наталья Леонидовна
Место работы: МБОУ «Чебеньковская СОШ»
Должность: учитель начальных классов
Дата: 16 апреля 2015 год.
Тема урока: Разнообразие музеев. Экспонаты музеев.
Цели и задачи урока:
-Познакомить с видами музеев;
-Рассказать о старинной русской одежде и истории осветительных приборов;
-Раскрыть важность профессий археолога и экскурсовода;
-Развивать историческое мышление.
-Продолжить развивать логическое мышление.
-Воспитывать уважительное отношение к предметам старины.
-Обогащение словарного запаса.
УУД
Личностные: обогащение нравственного опыта, развитие нравственных чувств.
Регулятивные: понимание учебной задачи урока, работа в заданном темпе, оценивание и контроль своих действий и действий своих товарищей.
Познавательные: самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации, целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.
Коммуникативные: выражение своего отношения по теме урока, участие в обсуждении, умение работать в группе, вести диалог по заданной теме.
Оборудование:
-учебник " Окружающий мир" 2 класс, автор О. Поглазова (программа "Гармония");
-тетрадь к учебнику;
-старинные предметы;
-карточки для мини – проекта;
-карточки;
- учебная презентация;
- интерактивная доска.
Сценарий урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
-Покажите с помощью карточки, какое у вас настроение. Подготовка класса к работе. Л: самоопределение;
П: выделять существенную информацию из текста на основе ранее полученных знаний
Р: целеполагание;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Повторить ранее изученный материал. Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
-Отгадайте загадку:
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей)
-Правильно.
Справка*
Слово "музей», в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз.
Первым в России музеем естественных наук стала основанная царем Петром I Кунсткамера
А кто был в музее?
Что знаете о музее?
-Какие бывают музеи?
Какие есть предположения? Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Музей
Ответы детей
П: умение владеть полученными ранее знаниями; логические — анализ объектов с целью выделения признаков.
К: умение оформлять свои мысли в устной речи; умение работать в парах.
3. Целеполагание (постановка учебной задачи)
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи. Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
-Какова цель нашего урока?
-Какие учебные задачи мы должны решить?
-Для этого я приглашаю вас в путешествие по залам музеев. Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.
Познакомиться с разными музеями.
Узнать что-то новое о музеях. Р: целеполагание; умение принимать учебную задачу
К: постановка вопросов;
П: определять круг своего незнания, находить с помощью учителя или самостоятельно информацию в учебнике (словаре).
4. Открытие новых знаний
Обобщение и систематизация знаний. Способствовать умению обобщать
наблюдения, делать простейшие выводы Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
-А сейчас мы проведём небольшое исследование и результаты запишем в таблицу.
-Для этого откройте с.90-93, внимательно прочитайте материал учебника.
- А теперь все вместе заполняем таблицу.
-Какая колонка в таблице не заполнена?
-Почему?
-А из каких источников мы сможем получить дополнительную информацию?
-С какой целью выполняли работу? Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.).
Работают по учебнику, заполняют таблицу.
Работа в группах.
Дополнительная информация Р: планирование, прогнозирование;
П: моделирование, логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Л: формирование интереса к учению
Физминутка
5. Первичное закрепление Устанавливает осознанность ситуации.
А теперь давайте узнаем о музеях, что-то новое, чего нет у нас в учебниках и продолжим заполнять нашу таблицу.
Выступления детей:
Исторический музей – Газова Карина
Палеонтологический музей – Барахтина Даша
Политехнический музей – Курбанова Диана
Художественный музей – Газова Карина
Что нового вы узнали из сообщений?
Ребята, как вы думаете, как старинные вещи попадают в музеи? (работа археологов)
В чём заключается работа людей этой профессии? (раскопки и исследования).
Археология (древ.греч. -древний и слово, учение) — историческая дисциплина (наука), изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Жизнь археологов – сплошное приключение. Сначала они изучают летописи, книги, древние карты тех мест, где предположительно были поселения людей. Такие места называются археологическими памятниками. Археологи собирают информацию о каждом таком памятнике – производят «разведку». Затем они отправляются в экспедицию и уже на месте проводят раскопки. Находят предметы старины – оружие, монеты, рукописи, украшения, руины древних зданий. По вещам, найденным в земле, ученые-археологи пытаются понять, как развивалась история человечества и каждого народа, узнать, какими были наши предки, чем занимались
•А кто нам рассказывает о предметах в музеях? (экскурсовод, гид).
Слово «гид» по-английски означает «тот, кто ведет».
От того, как работает гид, во многом зависит впечатление туристов от музея, города или целой страны. Туристы могут задавать любые вопросы: от истории старинных домов до правил проезда в городском транспорте.
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Прослушивают сообщения, заполняют таблицу.
Рассказывают.
Археологи и ученые.
Гиды или экскурсоводы.
.
Р: контроль, оценка, коррекция;
П: общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Л: формирование интереса к учению;
К: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
6. Самостоятельная работа (контроль, взаимопроверка знаний, самопроверка по эталону). Организует деятельность по применению новых знаний.
Я сейчас предлагаю вам выполнить одну исследовательскую работу.
Вы сейчас побудите в роли археологов и экскурсоводов. Вам в группах нужно найти среди множества экспонатов нужные вам и подготовить выставку, рассказать про нее.
В конвертах у вас лежат картинки с различными экспонатами. Вам нужно наклеить их на листы и подготовить небольшой рассказ.
В этой работе вам поможет таблица, которую вы заполняли.
Правила работы:
1.Откройте конверт.
2.Выньте картинки, рассмотрите их.
3.Попробуйте определить по картинкам,
о каком музее вы будете готовить выставку.
4.Прочтите информационную справку.
5.Подпишите название музея на листе.
6.Соберите картинки.
7.Подготовьте сообщение о вашем музее. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку пошагового сравнения с эталоном
Защита работ.
Понравилась ли вам работа, которую вы выполняли?
Какой музей хотели бы посетить?
Какой музей вы бы посоветовали посетить вашим друзьям?
-С какой целью выполняли это задание?
-Оцените свою работу Р: контроль и коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения личности;
Л: самоопределение; умение адекватно оценивать свою работу.
П: умение соотносить выполненное задание с образцом учителя, корректировать выполненное задание.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
7. Рефлексия деятельности. Формировать умение оценивать себя.
-Какова цель нашего урока?
-Какую учебную задачу ставили на уроке?
-Что узнали о музеях?
Отметь смайликом своё настроение в листе самооценки. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
П: рефлексия;
Л: смыслообразование.
Р: контроль, оценка, коррекция;
8. Домашнее задание Найти какие музеи есть в Оренбурге. Подготовить о них сообщения.
Л: желание продолжить свою учебу