Программа элективного курса по русскому языку «За страницами учебника» для 9 класса
Пояснительная записка
Учащимся 9-го класса предстоит в конце года пройти испытания. Представленный курс «За страницами учебника русского языка» поможет подготовиться к сжатому изложению и сочинению-рассуждению, предусмотренными новой формой итоговой аттестации в основной школе. Данный курс разработан по желанию самих обучающихся и по выбору их родителей.
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г;
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень);
- авторской программы М.Т. Баранова и др., соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.Т.Баранов и др. Русский язык. Программы общеобразовательных. 5-9 классы, - 11-е издание, - М.: Просвещение, 2010 г.).Данный курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи курса:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
- формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;
- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы;
- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.
Одно из главных направлений программы – проникновение в текст, сосредоточение внимания на его основных признаках и способах их раскрытия. Раскрытие признаков текста базируется на соответствующих им речеведческих понятиях, являющихся теоретическим фундаментом работы над содержанием исходного текста.
В основе уроков-практикумов лежит работа с научным и публицистическим текстами, представленными как единицы обучения. Задания помогают понять содержание, структуру, тип речи текста. На этапе обучения сжатому изложению возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Упражнения подобного рода предполагают использование одного из способов сжатия текста, решают проблему адекватности восприятия текста при чтении и на слух.
Срок реализации рабочей программы - 1 год. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
писать сочинения части С
сокращать текст изложения
Содержание учебного материала
№
п/пНаименование разделов и тем Всего
часов В том числе на:
Теория Практика
1 Введение. Понятие о тексте. 1 1 -
2 Анализ исходного текста. 26 8 9
3 Обучение сжатому изложению. 8 19 -
4 Обобщение курса русского языка 19 11 -
5 Обучение сочинению-рассуждению 14 3
Итого: 68 56 12
Литература
1. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2008.
2. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / I И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2006.
3. Пахнова Т. М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2010.
4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: Сфера,2008
5. Сенина Н.А., Гармаш С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010/ Под редакцией Н.А.Сениной.- Ростов-на-Дону, 2009
6. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов ОУ. Авторы-составители: Л.С.Степанова, И.П.Цыбулько М.-2010.
Календарно - тематическое планирование дополнительного платного курса по русскому языку в 9 классе
(68 часов)
№ п\пТема Элементы содержания Дата
по плану факт
1. Введение. Понятие о тексте Речеведческие понятия тема, тематика, проблема, проблематика, основная мысль (идея) текста Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта
Анализ текста «Культура речи» (научный стиль) Анализ текстов «Свершилось», «Охрана воды» (публицистический стиль) Анализ текстов «Свершилось», «Охрана воды» (публицистический стиль) Самостоятельная работа Речеведческие понятия абзац, микротема, композиция, тип речи, описание, повествование, рассуждение Знать изучаемые понятия: абзац, микротема, композиция, тип речи, описание, повествование, рассуждение Уметь анализировать текст, пользуясь данными понятиями Способы изложения информации в научном тексте. Дедукция, индукция. Структура и средства организации научного текста «Культура речи». Составление таблицы. Сжатый вариант исходного текста в виде тезисов. Анализ текста «Голубая ель» (художественная публицистика) Речеведческие понятия: синонимы, контекстуальные синонимы, анафора. Знать изучаемые понятия.
Уметь анализировать текст, пользуясь данными понятиями Речеведческие понятия: риторический вопрос, цепная и параллельная связь Логические средства связи предложений в научном тексте Урок-практикум. Средства связи предложений в тексте. Составление связного текста «Басни И.А.Крылова» Средства связи предложений в тексте. Составление связного текста «Басни И.А.Крылова» Способы связи предложений в тексте. Анализ публицистического текста «Свершилось!» Самостоятельная работа. Составление связного текста по заданной модели Речеведческие понятия функциональный стиль, ситуация общения, стилевые особенности, языковые средства. Уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языкаСопоставительный анализ разностилевых текстов План полного стилистического анализа Самостоятельная работа. Характеристика адаптированных текстов со стилистической точки зрения Самостоятельная работа. Характеристика адаптированных текстов со стилистической точки зрения Практическая работа Практическая работа Практическая работа Речеведческие понятия план, тезисы, конспект. Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, использовать изученные синтаксические конструкции.
Языковые способы и приёмы сжатия текста Подготовка к сжатому изложению при зрительном восприятии текста Подготовка к сжатому изложению при зрительном восприятии текста Подготовка к сжатому изложению при слуховом восприятии текста Подготовка к сжатому изложению при слуховом восприятии текста Подготовка к сжатому изложению при слуховом и зрительном восприятии текста Рекомендации для учащихся по выполнению части 1 (сжатое изложение) экзаменационной работ Трудные случаи правописания гласных в корне слова. Знать:
- что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм;
- сильные и слабые позиции согласных;
- правописание проверяемых безударных и непроверяемых безударных гласных и согласных орфограмм в корне слова;
- употребление и, у, а после шипящих;
- употребление ъ и ь;
Уметь:;- правильно писать гласные и согласные в корне слова;
- подбирать проверочное слово;
- опознавать признаки орфограммы;
- объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков в словах с ъ, ь;
- определять части речи;
И т.д. Трудные случаи правописания согласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих и ЦПравописание приставок Правописание суффиксов существительных, прилагательных. Правописание суффиксов глаголов, причастий, наречий. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Знать:
- понятие лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова;
- что входит в общеупотребительную и необщеупотребительную лексику;
- определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи
Уметь:
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- работать с толковыми словарями;
- определять, из какого языка заимствовано слово;
пересказывать сжато исходный текст
- оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности;
- определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения Синонимы, антонимы и омонимы. Стилистическая принадлежность слов Тропы и фигуры речи. Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Однородные члены. Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами
Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Обособленные члены (определения, приложения, обстоятельства, уточнения) Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Обращения. Вводные слова и предложения. Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Сравнительные обороты. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении. Предложение. Понятие о грамматической основе предложения Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении Синтаксический анализ сложного предложения Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания Бессоюзное сложное предложение Знать грамматические признаки БСП. опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания Предложения с разными видами связи Знать структурные особенности сложного предложения с ; разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительной и подчинительной, подчинительной и бессоюзной, сочинительной и бессоюзной, сочинительной, подчинительной, бессоюзной; интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.
Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного . текста, понимать его коммуникативную цель, уметь создавать текст публицистического характера, выбирать жанр будущего сочинения (газетный очерк, заметка, портрет, лирическая зарисовка о человеке, который произвел впечатление, удивил), на письме владеть основными нормами построения высказывания (соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия, темы, развертывание содержания по плану), нормами правописания
Тема, идея, проблема текста. Практическая работа. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа. Анализ написанного. Классификация речевых и грамматических ошибок. Редактирование исходного текста Написание сочинения – рассуждения на самостоятельную интерпретацию смысла одного из фрагментов текста. Написание сочинения – рассуждения на самостоятельную интерпретацию смысла одного из фрагментов текста. Написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему «Роль вводных слов» Написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему «Роль вводных слов»