Рабочая программа дополнительного образования — кружка «За страницами учебника географии»


Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с.Прокудино«Рассмотрено»
Руководитель ШПС____(М.В.Сергеева) «Согласовано»
Зам.директора по УВР:___ (Л.Г.Курочкина) «Утверждаю»
Директор школы________(С.П.Зонова)
ПРОГРАММА
дополнительного образования
Кружок «За страницами учебника географии»
Программа рассчитана на учащихся 5 – 7 классов общеобразовательной школы.
Срок реализации: 1 год.
Составитель: учитель географии Давыдова Л.П.
2013 -2014 уч. год.
II. Пояснительная записка
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники. В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков.
Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.
III. Основные направления и содержание деятельности.
Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой курса физической географии, представляет некоторые трудности для учащихся.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Тема 1. Введение
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Тема 2. Ориентирование на местности.
- история изобретения компаса
- упражнения и движение на местности с компасом и без него
- определение направлений, расстояний по плану местности и карте
Тема 3. Жизнь земной коры.
- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности.
Тема 4. Мировой океан.
- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море.
- части мирового океана.
- растительный и животный мир океанов и морей.
- экологические проблемы Мирового океана.
Тема 5. Воды суши.
- крупнейшие реки Земли.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
- минеральные источники, их происхождение
- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.
- воды суши своего края.
Тема 6. Атмосфера Земли.
-современные методы изучения атмосферы.
- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
- грозные явления в атмосфере.
- местные признаки и приметы для предсказания погоды
- климат своей местности.
Тема 7. Природа своего края.
- изучение особенностей природы своего края
- ПК своей местности.
- Антропогенное воздействие на ПК.
IV. Учебно – тематический план
Количество часов – 34; в неделю – 1 час.

п/пНазвание темы Вид деятельности Количество часов
Всего Теорет. Практич.
1 Введение Беседы 1 1 0
2 Ориентирование на местности Экскурсии, практические занятия 11 4 7
3 Жизнь земной коры Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой 5 5 0
4 Мировой океан Беседы, кинозанятия6 5 1
5 Воды суши Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины 4 0 4
6 Атмосфера Земли Практические занятия, решение географических задач 4 1 3
7 Природа своего края Экскурсии 3 1 2
V.Календарно – тематическое планирование

п/пСодержание темы Дата проведения
1 Введение 2 Ориентирование на местности 3 Ориентирование на местности 4 Ориентирование на местности 5 Ориентирование на местности. Занятие – игра. 6 Определение расстояний по плану местности 7 Определение расстояний по географической карте. 8 Ориентирование на местности. Решение задач – рассказов, кроссвордов. 9 Ориентирование на местности. Игра «Города» 10 Ориентирование на местности. 11 Ориентирование на местности. 12 Ориентирование на местности. 13 Жизнь земной коры. 14 Жизнь земной коры. Кинофильм «Вулканы» 15 Жизнь земной коры. Работа с картой. 16 Жизнь земной коры. Викторина, решение кроссвордов. 17 Жизнь земной коры. Решение задач, кроссвордов. 18 Воды суши. Работа с картой. 19 Воды суши. Решение кроссвордов. 20 Воды суши. Конкурс рисунка «На берегу озера» 21 Воды суши. «Реки – тупики» Что это? 22 Мировой океан. Беседа 23 Мировой океан. Работа с картой. 24 Мировой океан. Сказка «Приключения капельки воды» 25 Мировой океан. Кинофильм «Вода» 26 Мировой океан. «Путешествие по океанам» 27 Мировой океан. «Цветные моря» 28 Атмосфера Земли. 29 Атмосфера Земли. Решение географических задач. 30 Атмосфера Земли. Игра «Светофор» 31 Атмосфера Земли. 32 Природа своего края. Экскурсия. 33 Природа своего края. Экскурсия. 34 Природа своего края. Экскурсия. VI. Список литературы.
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные»- М: ООО «Издательство АСТ»2002
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru5. География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru