Конспект по русскому языку для 7 класса «Викторина «За страницами учебника»»
Внеклассное мероприятие ( викторина « За страницами учебника» ) по русскому языку для 7 класса.
Цели игры:
- привлечение интереса к изучению русского языка;
- формирование положительных мотиваций при изучении предмета;
- воспитание любви к родному языку.
Оборудование:
- высказывания писателей о языке;
- выставка книг, использованных при подготовке мероприятия;
- газеты, изготовленные учащимися к Неделе русского языка.
На доске – эпиграфы.
Язык стоит изучать потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям
М. Горький.
Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
М. Горький.
Ход игры.
Ведущий. Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на викторине по русскому языку. В нашей школе проходит Неделя русского языка. Цель её: привлечение вашего внимания к предмету, к его изучению, воспитание любви к языку.
Великий русский язык – один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говорящий или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли.
Но люди не всегда умели разговаривать. Послушайте, пожалуйста, о том, как зарождался язык. ( Сообщение ученицы ).
Ученица. С математикой, физикой, географией человек начинает знакомиться, когда приходит в школу, и только одну науку он осваивает с самого детства – родной язык. Осваивает пока без учебников и пособий, даже не замечая, что учится.
Наши мамы знают, что одним из первых в жизни слов мы произносим требовательное «Дай»! Подрастая, мы прислушиваемся к речи окружающих и пытаемся повторить слова, понять, как их использовать, выбрать более подходящее, чтобы выразить свои ощущения и мысли.
Задолго до того, как человек пойдет в первый класс, он уже умеет говорить. Теперь ему предстоит новый шаг в развитии – научиться читать и писать. Тут начинаются многочисленные трудности: почему пишется не так, как слышится, почему перестановка ударения может изменить значение слова?
В языке, как в почве, есть различные слои, образовавшиеся в разное время. В русском языке существует интересный пласт слов, появившихся во время татаро-монгольского нашествия. Это, например, – сарай, сарафан. Их можно отличить по большому количеству гласных «а». А вот слова из другой группы, пришедшие гораздо позже из французского – саквояж, багаж.
Удивительно, но древние люди вообще не умели разговаривать, хотя все у них для этого было: и достаточно развитый мозг, и органы речи. Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. А у человека, «царя природы», все по-другому: только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно учиться. Но кто же обучал звуковой речи самых первых детей, если взрослые сами не умели говорить?
Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Без языка человек не мог размышлять, обмениваться мыслями, не мог общаться. Невозможно было столковаться об охоте, поведать друг другу, где созрели орехи или ягоды, выразить чувства привязанности, дать толковый совет, предложить помощь и так далее.
Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства: кряхтели, ворчали, визжали – но эти звуки не были словами. Наверняка в ход шел язык жестов. Но ничто – ни звуки, ни жесты – не могло передать качества предмета.
Чтобы выразить подобные понятия, человеку пришлось обзавестись совсем новой привычкой. Пришлось звуками не изображать, а обозначать понятия, действия, предметы. Очень странно это, если вдуматься: звуком, который едва прозвучал и тут же растаял, можно обозначать камень – такой тяжелый и твердый.
Люди, которые это придумали, открыли величайший секрет языка: звуками можно обозначать предметы, чувства, действия. Никто точно не знает, когда возникала речь, но многие специалисты считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад.
С появлением речи люди вырвались из мира одиночества и безмолвия. Естественно, слова не валялись у них под ногами, их приходилось придумывать или перенимать у других. Возможно, самыми первыми словами нашего древнего предка были междометия, выражающие ощущения.
«Ух!» – может быть, так воскликнул однажды охотник, швырнув наземь оленя, которого притащил в стойбище. А члены его семьи стали повторять этот звук после тяжелой работы. «Ого!» – так, возможно, сказала дочь охотника, увидев, какого большого оленя он принес. «Уф!» – может, этот звук выдохнула жена охотника, разделывая оленя не слишком острым камнем. «Ай!» – могло вырваться у ее маленького сына, когда он выхватил кусок горячего мяса прямо из огня и обжегся.
Некоторые ученые считают, что первыми были слова – подражания природным шумам и голосам зверей. «Эй! Стой!» – эти звуки как бы сами вырываются у нас, когда мы хотим предупредить кого-то об опасности. Видимо, так же предупреждали своих сородичей и наши далекие предки. «Ешь! Режь! Дай! Брось» – слова-команды, обозначающие действие, были одними из первых. Постепенно в язык входили названия предметов.
Когда люди научились говорить, им казалось, что слово и предмет, который он обозначает – одно и то же. Если слово в твоей власти, то значит, ты завладел и тем, что оно обозначает. Не так-то легко было освободиться от этого заблуждения.
Люди даже стали задумываться: а не является ли язык колдовством? Стоит сказать нужные слова – и убьешь больше дичи, исправишь погоду, избавишься от болезней (они не могли даже поверить в возможность случайности). Появились слова-заклинания на все случаи жизни: и к хорошему урожаю, и к хорошей погоде, и от сглаза, и от несчастья, и против врагов.
Так или иначе, люди научились говорить, потому что остро нуждались в общении и очень зависели друг от друга. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Можно было потолковать с членами семьи, с друзьями, вспомнить о прошлом, наметить планы на будущее.
Ведущий. Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства. С другой стороны, это сложная дисциплина, и изучение её требует большого труда.
Воспитать любовь к русскому языку – значит, воспитать интерес. Доказано, что знания, усвоенные без интереса. Нередко становятся мёртвым грузом. « Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними.
Не только плод учения, но и сам процесс постижения нового должен быть для каждого из вас увлекательным, принося радость приобщения к неведомым ранее тайнам. Чувство гордости за свои успехи.
Именно поэтому мы и проводим викторину, которая покажет, каких успехов мы достигли в изучении родного языка, над чем ещё стоит работать.
На викторине присутствуют гости: учащиеся школы, учителя, родители.
В конкурсах участвуют две команды. Сейчас они сообщат нам свои названия и покажут эмблемы. Эмблемы и все дальнейшие конкурсы будет оценивать жюри, в состав которого входят учащиеся и ученики. Высший балл за эмблему- 5.
А теперь первый конкурс, который мы назвали « Говори правильно».
Помните: « Чтобы правильно и хорошо говорить, надо ясно мыслить. Это требует умения выбирать и употреблять в речи наиболее точные и нужные слова».
Первый вопрос команде « Грамотеи».
Вы подходите к очереди, как спросить:
- Кто последний? Или Кто крайний?
( Последний. « Кто крайний» к человеку, занимающему конечное положение в ряду, в очереди, бессмысленно, т.к. начинающего ряд или очередь называют первым, а понятию первый – противопоставляется « последний».)
Первый вопрос команде « Знатоки».
Найдите ошибку в предложениях и исправьте её:
- Почтовое отделение находится возле правления колхоза. Оно недавно открылось.
( Ошибка в употреблении личных местоимений. Почтовое отделение недавно открылось, оно находится возле правления колхоза.)
Второй вопрос команде « Грамотеи».
Слово атлас может быть прочитано двояко, с ударением на первом или втором слоге. Прочитайте указанные слова. Сколько их получилось?
( 7 слов.)
Второй вопрос команде « Знатоки».
В каком году отменено крепостное право? или в котором году?
( В каком году, потому что « какой» - обозначает качество или свойство предмета, а « который» - порядок.)
Третий вопрос « Грамотеям».
Могут ли трое волков напасть на одного человека?
( Три волка. Собирательные числительные нельзя сочетать с названиями животных.)
Вопрос « Знатокам».
Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетанияхотличаются друг от друга. Что означают выражения « птичий базар» и « птичий рынок»?
( Птичий базар – « место массовых гнездовий птиц на морском берегу».
Птичий рынок – « место, где продают птиц и другую живность».)
Четвёртый вопрос « Грамотеям».
Я сейчас одену или надену своё пальто?
( Надену. Действие направлено на того, кто его производит.)
Вопрос « Знатокам».
Исправьте ошибку:
Охота была удачная, но опасна.
( В предложении употребляется краткая и полная формы прилагательных. Такого не должно быть.)
Начало есть. Пока члены жюри подсчитывают очки. Команды выполняют второе задание, которое мы назвали « Произноси правильно».
Вы должны помнить: « Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь».
За 1,5 минуты вы должны расставить ударения в словах ( задания выполняются на листках.)
Слова для « Грамотеев» :
досуг, квартал, магазин, силос, цемент, апартамент, газопровод, каталог, клеить, красивее.
Слова для « Знатоков» :
звонишь, километр, облегчить, столяр, щавель, вербовщик, добыча, договор, созыв, танцовщица.
За каждое правильно произнесённое слово – 1 балл.
Пока команды работают, мы со зрителями будем разгадывать шарады. Может быть не все знают, что такое шарады. Послушайте, пожалуйста. ( Сообщение ученика.)
Ученик. Слово «шарада» произошло от французского слова «charade». Это слово означает «разговаривать», «беседовать», «вести, под вечер, непринужденную беседу». Шарада – это игра в слова (точнее загадка со словами), которая известна еще с античных времен. Особое распространение эта игра в виде инсценировок или стихотворений получила в великосветских салонах 18 века. У русских классиков встречаются упоминания о шараде. В драме «Маскарад» у М. Ю. Лермонтова: «Что жизнь? – давно известная шарада…» Задача разгадки шарады заключается в том, чтобы отгадать слово, состоящее из нескольких частей. Обязательное условие: эти части являются самостоятельными словами. Само разгадываемое слово должно быть существительным в именительном падеже, а его составляющие могут быть любой частью речи (глаголами, прилагательными, местоимениями, наречиями, предлогами, союзами). Чтобы найти их нужно внимательно прочитать текст, в котором эти слова – составляющие разгадываемого слова зашифрованы. Затем составить из них загаданное в шараде слово. Часто шарады были представлены стихами, а загаданное слово представлено в виде односложий. Позже эта разновидность стихосложения исчезла, и осталась только игра. Пример простой шарады: слово «семья» можно разделить на слово «семь» и слово «я». Каждая из двух составляющих и само разгадываемое слово образно представляется в живых сценах или описывается.
Старшеклассник.
Мой первый слог – могучий бык,
К труду он тяжкому привык.
Второй мой слог – простой предлог.
А я качусь на берег моря
В короне пенной, с ветром споря. ( Волна.)
Предлоги эти – просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое – у наших ног,
Пушистый, ласковый зверёк. ( Кот.)
Предлог с частицей – по бокам,
А в середине – палка,
Идёт к пушистым волосам,
А потеряешь – жалко. ( Заколка.)
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёю живём.
Две буквы к названью приставь заодно.
Получится то, что решать суждено. ( Дача – задача.)
С буквой н я по ночам
В небесах гуляю.
С буквой п частенько вам
Видеть помогаю. ( Луна – лупа.)
Я смерть и разрушенье сею,
Несу я гибель в дни войны.
Но о прибавь, и я повею
Покоем мирной тишины. ( Пушка – опушка.)
Я с в – ночная птица,
Но замените в на д –
И растворяюсь я в воде. ( Сова – сода.)
Ведущий. Давайте послушаем, как участники команд произнесут слова.
Жюри, сообщите, пожалуйста, счёт, учитывая баллы за эмблему, за первый и второй конкурсы.
Продолжим игру.
Сейчас « Конкурс чтецов».
Л.Н. Толстой: « Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.»
Соревнуются по одному участнику из каждой команды. Высшая оценка – 5 баллов.
« Грамотеи» - стихотворение И.А. Реформатского « Слово о слове».
« Знатоки» - стихотворение С. Скачко « Язык».
Члены жюри, огласите счёт.
Речь – это важнейшее средство связи между людьми. Каждый из нас должен сделать всё возможное, чтобы овладеть ею как можно лучше, чтобы не быть похожим на героев шутливого стихотворения известной детской писательницы А. Барто « Сильное кино». (Чтение ученицей стихотворения.)
Поэтесса сумела точно передать бессодержательную, малопонятную речь. Помочь говорить правильно могут уроки русского языка, а ещё мудрый совет скороговорки:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Работа по повышению речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Для выработки чёткой артикуляции могут быть использованы скороговорки. Скороговорка – это народно – поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания звуков и слов.
Вся прелесть скороговорки состоит в том, что её очень трудно правильно проговорить с первого раза. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние.
Недаром в народе говорится: « Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.»
Сейчас мы устроим « Соревнование телефонистов.»
Я тихо говорю скороговорку одному члену команды. По моему сигналу ученик дальше передаёт её на ухо соседу, и так далее. Последний игрок должен громко вслух произнести 3 раза переданную ему « по телефону» скороговорку. Побеждает и получает 5 баллов команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст.
« Грамотеям» : В ночной тиши у шалаша
Чуть слышен шорох камыша.
« Знатокам» : Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Жюри оглашает счёт.
А сейчас мы отдохнём и послушаем частушки из школьной жизни в исполнении группы поддержки команд.
Вова вертится в буфете,
Пробивается вперёд –
Пожалейте Вову, дети,
Дайте Вове бутерброд.
Дал списать я на контрольной
Все задачки Колечке,
И теперь у нас в тетрадках
У обоих двоечки.
Мой дневник, как верный друг,
Для меня старался:
Я не выучил урок –
Дома он остался.
Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.
Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.
Ведущий. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. В нём существует большое количество средств, позволяющих по- разному передавать одно и то же понятие. К этим средствам, в первую очередь, относятся синонимы.
Послушайте рассказ – шутку « Сотрудник института Синонимов».( Инсценировка.)
Сейчас мы увидим, насколько богата ваша речь.
Необходимо подобрать наибольшее количество синонимов к данному слову. Зрители потом смогут помочь командам, добавив свои слова. Вам даётся 1 минута. Максимальное количество баллов – 5.
« Грамотеям» даётся слово «беда»
« Знатокам» -« бездельничать»
В конце – зрители помогают командам.
Жюри, огласите счёт.
Задумывались ли вы когда – нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются?
Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология ( наука о значении и происхождении слов ) и фразеология ( наука о значении и происхождении устойчивых выражений.)
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
« Хромое слово – хромая речь»,- гласит русская пословица.
Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не « хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Словарь А.С. Пушкина содержал более 21 тысячи слов. В 17 – томном академическом словаре современного русского литературного языка зарегистрировано более 120 тысяч слов. Словарный запас современного образованного человека составляет 10 – 30 тысяч слов.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми.
Вспомните и назовите пословицу по двум словам:
« Грамотеям» - журавль, синица ( Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
свет, тьма ( Ученье – свет, а неученье – тьма.)
« Знатокам» - труд, лень ( Труд кормит, а лень портит.)
шило, мешо ( Шила в мешке не утаишь.)
Зрители могут подсказать командам. За каждую пословицу – 1 балл.
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Так как ключевым у нас сегодня является слово « язык», то и задание будет связано с ним.
За 1 минуту подберите как можно больше фразеологизмов со словом « язык».
У кого окажется больше, тот получит 5 баллов. ( Команды выполняют задание за створками доски.)
Открываем створки, по очереди читаете фразеологизмы и зачёркиваете их. У кого больше, та команда выиграла.
Жюри подводит итоги конкурса.
Сейчас мы отдохнём и послушаем занимательные диалоги из школьной жизни. ( Ученик рассказывает диалоги.)
Вовочка опаздывал на урок и вошел в класс, не постучавшись.
Учительница говорит:
— Выйди за дверь и войди, как положено.
— А я не знаю, как положено.— Ну, войди, как твой папа входит.
Вовочка выходит, затем что есть силы пинает дверь ногой и кричит:— Ага, дармоеды, не ждали?!
***
В классе.
— Ребята, наш гость уходит. Что надо сказать на прощание?— Слава Богу!
***
После диктанта по русскому языку.
— Марья Ивановна! За что же вы мне двойку поставили? Вы говорили, что «двойка» — за 5 ошибок, а у меня их 25!!!
***
Учитель. Петров, что такое биссектриса угла?
Петров встает.— Биссектриса… Биссектриса Угла… Какое красивое имя, но какая странная фамилия!
***
— Вовочка, — говорит учительница, — разбери предложение: «Папа ушел в гараж».— Папа — подлежащее, ушел — сказуемое, в гараж — предлог.
***
— Вася, признайся, кто тебе домашнее задание сделал? — спрашивает учитель.— Не знаю. Я рано лег спать!
***
Во время урока разразилась страшная гроза, и, чтобы успокоить детей, учительница стала объяснять происхождение молнии.
— Так вот, Вовочка, скажи, почему молния никогда не ударяет в одно и то же место?— Потому что после первого удара этого места больше не существует!
***
Учительница спрашивает Вовочку.
— Вовочка, ты запомнил, что я говорила сегодня на уроке?— Запомнил: «Вовочка, не хулигань!», «Вовочка, сиди тихо!», «Вовочка…»
***
Вовочка выскакивает на улицу и ловит такси.— Будьте добры, подкиньте до школы!
Водитель отвечает:
— Я бы с удовольствием, но не могу — мне в другую сторону.— Везите в другую! Это еще лучше
А сейчас – конкурс « Гонка за лидером».
Вам предлагаются занимательные вопросы. За правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, отвечает другая команда. Начинаем с проигрывающей пока команды.
В каком слове 40 гласных? ( Сорок – а.)
В каких словах по 100 согласных? ( Сто – л, сто – г, сто – н.)
Как можно слово « мел» превратить в мелкое место, « угол» - в топливо, « шест» - в число? ( Мель, уголь, шесть.)
Сколько букв о в данном предложении? А звуков о ? ( Букв – 5, звуков нет.)
Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? ( Коля – колья.)
Чем кончаются день и ночь? ( ь)
Что стоит посредине земли? ( М)
Чем кончается лето и начинается осень? ( О)
Все вы знаете басню Крылова « Квартет». Как бы называлась эта басня, если бы музыкантов было 3, 5, 6? ( Трио, квинтет, секстет.)
В каком глаголе слово « нет» слышится 100 раз? ( Сто – нет.)
Жюри оглашает счёт.
Мы приближаемся к финалу. Впереди – одно задание. Оно называется « Проба пера».
Я предлагаю вам начало поэтической строчки, а вы должны её закончить. За каждое удачное четверостишие – 1 балл. Вам даётся 2 минуты.
Если в кухне тараканы
Маршируют по столу…
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы льёт…
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот…
Зрители тоже сочиняют стихи.
В это время один член команды выполняет своё задание. Он должен из букв слова ««аккуратность» составить как можно больше других имён существительных. У кого слов будет больше, та команда получит 5 баллов.
Послушаем, какие стихи получились.
Жюри оглашает счёт игры и называет наиболее активных болельщиков.
Награждение победителей и участников.
В заключении послушайте стихотворение А. Яшина « Русский язык». ( Читает ученик.)
Я люблю свой родной язык!Он понятен для всех,Он певуч,Он, как русский народ, многолик,Как держава наша, могуч.Хочешь - песни, гимны пиши,Хочешь - выскажи боль души.Будто хлеб ржаной, он пахуч,Будто плоть земная - живуч.Для больших и для малых странОн на дружбу,На братство дан.Он язык луны и планет,Наших спутников и ракет.На советеЗа круглым столомРазговаривайте на нем:Недвусмысленный и прямой,Он подобен правде самой.Он, как наши мечты, велик,Животворный русский язык!
Ведущий. К. Паустовский писал: « Нам дан во владение самый богатый,самый меткий, могучий и поистине волшебный язык».
Давайте же наслаждаться нашим языком, овладевать им, следуя словам А.И. Куприна: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»
Использованная литература.
1 « История русского языка в рассказах», Колесов В.В., Просвещение,2005.
2 « Русский язык в рассказах, сказках, стихах», Волина.В.В., АСТ,1996.
3 « На берегах Лингвинии», Чеснокова Л., Букаренко С., Дроботова Л. и др.,
Просвещение, 1996.
4 « Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. Книга для
учащихся 5 – 7 классов средней школы., Шкатова Л.А., Просвещение, 1989.