Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
«Компетентностный подход в образовании – модный термин или требование времени, возможность повышения уровня качества образования?»
Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти» М. Монтень.
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить” Роджер Левин.
“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” Китайская мудрость.
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Актуальность. В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX-XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на свободное становление человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, готовность к постоянному самообразованию, мобильность будущих специалистов. А также воспитание личности конструктивно мыслящей, личности, допускающей множественность истин и считающей это естественным явлением, личности, которая уважает позицию других, личности терпимой, нравственной.
Рассматривая образование гражданина как основание его социальной успешности, следует существенно изменить цели, методы и формы организации обучения. Школа, ориентированная на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Успешность, конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций. Следовательно, общее образование должно быть нацелено на формирование у школьника ключевых компетентностей, которые являются ответом системы образования на требования социума.
Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на период до 2020 года, подчеркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”.
Концепция определяет важнейшие задачи воспитания: “формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. С точки зрения А.С. Белкина, быть успешным, значит добиться значительных результатов в деятельности, чувствовать удовлетворение от того, что результат, к которому стремился, совпал с ожиданиями или превзошел его. Это, в свою очередь, обусловливает наличие у школьников сформированных компетенций. Таким образом, формирование социально успешной индивидуальности, с нашей точки зрения, предполагает реализацию компетентностного подхода в образовательном учреждении
Понятие «компетентность» определяется как способность, самостоятельность, правомочность, предназначенность для выполнения конкретных функций или решения задач или как способность и готовность человека к действиям, обладание личностью в необходимом объеме специальными знаниями, умение ими пользоваться в типичных и нестандартных ситуациях, как особенность видов и способов деятельности, которая обеспечивает успешность решения поставленных задач. Таким образом, следует отметить, что понятие компетентности не совпадает с известными понятиями уровня и качества обученности и должно быть поставлено перед образовательным учреждением как самостоятельная задача.
Истоки современной теории ключевых компетенций можно найти в зарубежной психологии и педагогике начала ХХ века. Анализ состояния разработанности данной проблемы свидетельствует о ее сложности в силу того, что она является объектом исследования целого ряда научных дисциплин (лингвистики, философии, социологии, когнитивной и социальной психологии, социальной медицины, общей, социальной и специальной социальной педагогики) и существует на их стыке, а также тем, что представлено к обсуждению многообразие моделей способностей и компетенций и механизмов их формирования. Данный пункт является принципиальным для решения основной цели развития лицея: складывания и развития такой модели образовательного учреждения, которая ориентирована на развитие способностей и компетенций у учащихся.
Компетенции представляют собой интегративное сочетание составляющих «знания + умения + опыт», проявляющихся в способности личности решать практические задачи в различных сферах жизни и деятельности на базе теоретических знаний и практического опыта. Вместе с тем, понятие «компетенция» сложно приживается в российской педагогической практике, где обучение традиционно имеет не прикладную, а академическую направленность. Как правило, в образовательных учреждениях формируются лишь компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности - общекультурная компетенция и коммуникативная компетенция. В формировании других социально значимых компетенций основную роль играет внешкольный опыт учащихся.
По результатам, полученным в 2007 году в области ключевых компетенций, в исследовании PISA , 62% российских учащихся обладают умениями, которые отвечают требованиям ХХI века и готовы к получению дальнейшего образования, которое позволит им стать квалифицированными кадрами. Этим учащимся легче стать деятельной частью современного общества. Они могут решать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решений при выборе четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников, в которых есть различные формы ее представления – как знакомые, так и незнакомые; могут делать выводы, основываясь на двух или более источниках информации.
Из них 12% достигают самого высокого уровня компетентности, то есть систематически подходят к решению проблемы; одновременно учитывают большее число различных условий и ограничений, выявляют зависимости между ними; организуют и контролируют свои размышления на каждом шаге решения; создают свое собственное решение и проверяют, удовлетворяет ли оно всем требованиям, которые имеются в условии поставленной проблемы; внятно и ясно представляют решение в словесной или иной форме.
Принципы реализации компетентностного подхода
·
·Моделирование деятельностного пространства
·
·Максимальное разнообразие возможностей для развития личности
·
·Свобода выбора
·
·Поисково-исследовательское творчество
·
·Междисциплинарная интеграция
·
·Субъект-субъектные отношения
·
·Творческий характер деятельности
Педагогические технологии
·
·Антистрессовая педагогика
·
·Педагогика успешности
·
·Педагогика сотрудничества
·
·Педагогика активности
·
·Педагогика деятельности
·
·Ценностно-ориентированная педагогика
·
·Педагогика непрерывного самообразования
Современная жизнь требует от любого работника не только знаний, умений, хороших исполнительских навыков, но и сформированных у него на высоком уровне новых компетентностей, лежащих в основе качественного овладения любой профессией, в т.ч. и педагогической.
Сразу же надо внести ясность относительно используемых определений. С позиции управленческих дисциплин, например управления человеческими ресурсами и управления эффективностью работы. Различают понятия «компетенция» и «компетентность». Компетентность – способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено). Компетенция – способность человека следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность). По мнению ученых и специалистов по управлению персоналом, именно компетенция характеризует потенциал человека. Она позволяет с большей долей вероятности прогнозировать степень его успешности в деятельности по сравнению с результатами (компетентностями), которые относятся к прошлому опыту специалиста.
Таким образом, компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека.
Учителя в формулу «знания – умения - навыки» не загонишь. Компетентность хоть как-то можно «измерить», в то время как компетенция часто не поддается диагностике с помощью традиционного набора оценочных средств. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет.
Результатами работы любого учителя являются:
-ключевые компетенции;
- воспитанность;
- здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.
Заголовок 115