Доклад на тему Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании


Перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании.
Песоцкая Н.В.
ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус»
«Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации учебного процесса и оценки познавательных результатов»
О.Е. Лебедев
Термин «компетенция» (в переводе с латинского – соответствие, соразмерность) имеет два значения - это круг полномочий какого-либо учреждения или лица и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Компетентность – это уровень образованности, способность действовать в ситуации неопределенности. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования. Первоначально, когда в начале 80-х годов прошлого века в педагогике зародилась идея компетентностного подхода, речь шла не о компетентностном подходе, а о компетенции, профессиональной компетенции, компетенции личности. Компетенцию в широком смысле слова в то время понимали как «углубленное знание предмета или освоенное умение», говорили «компетентен в такой-то области».
Мы живем в 21 веке, в веке цивилизации и интеллекта. Именно интеллект является силой развития общества, является залогом модернизации. Сегодня важно говорить не только об изменениях в экономике и производстве, но и в образовании. Система образования в России кардинального меняется. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Главное изменение в обществе, которое глобально влияет на образование – это ускорение темпов развития. Трудно себе представить каким будет мир в середине этого века, но люди должны быть готовы ко всему. И главные качества, которые необходимо развивать у молодого поколения – это мобильность, динамизм, конструктивность. Дальнейшие исследования в области рынка труда привели к формуле: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. «Хороший сотрудник» включает в себя и хорошего специалиста и коммуникабельного человека, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, быть инициативным, способным к инновациям. Если раньше от сотрудника требовались сильные мышцы, то сейчас от него требуются крепкие нервы, а именно психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать ее в решении своих проблем. Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. Уровень образованности человека тем выше, чем выше сфера деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность обучающегося воспроизвести в учебной ситуации большой объем сложного по своему содержанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Сейчас появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей, например, монография Андрея Викторовича .Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения». Он разработал теорию и методику компетентного обучения, в которой разделил компетенции (внешние формы) и компетентности (внутренние качества человека). Эвристические формы обучения, по его мнению, вполне соответствуют современному компетентностному подходу в образовании. Научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Эта форма обучения работает медленно, но основательно. Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта настоящего с ориентировкой на будущее. Воспитывая всезнайку-энциклопедиста, можно потерять творца, так как программа обучения, ориентированная только на усвоение, воспитывает потребителя, который начинает возмущаться, когда от него требуют творческого подхода к задаче. Образование человека имеет смысл связи времен. Создавая будущее он «воскрешает» прошлое, изучая прошлое – создает будущее. Через личную деятельность в историческом времени человек становится участником культурно-исторических процессов человечества. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения. Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Актуальность проблемы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе ВПО ни у кого не вызывает сомнений. Задача овладения всеми педагогами вузов теорией компетентностного подхода особенно актуальна для освоения ими методологической стратегии современного ВПО, базирующего на компетентностном подходе, так как переход от традиционных форм обучения к новым компетентностным неизбежен. Чтобы студенты стали более активными в образовательном процессе необходимо использовать новые современные формы обучения, например проектные формы, моделирование, различные деловые игры.
Предметные компетенции – это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области. В частности, математическая компетенция – это способность создавать математическую модель конкретной ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты, т. е. применять математический аппарат для решения практических задач. Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью. Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений достаточно велик. Для компетентности студентов на международном уровне используются два типа задач – чисто математические и контекстные (практико-ориентированные). К контекстным относятся задачи, у которых контекст обеспечивает подлинные условия для использования математики при решении, оказывает влияние на решение и его интерпретацию. Составление математической модели требует высокого уровня математической подготовки и является результатом обучения. Принято три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. Первый уровень (уровень воспроизведения) это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений. Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. На уроках математики необходимо формировать и такие общие компетенции как: информационную (способность находить в учебниках, справочниках, в интернете необходимую информацию для решения задач); коммуникационную (групповые формы работы на уроках, при которых важно умело распределять обязанности и принимать решения); исследовательскую (проектные и исследовательские работы со сбором и обработкой информации); готовность к решению проблем (составление математической модели экономической задачи и решение поставленной проблемы); готовность к самообразованию (самостоятельная постановка цели и нахождение методов ее решения). Однако компетентность нельзя трактовать только как сумму предметных знаний, умений и навыков. Это приобретаемое в результате обучения и жизненного опыта новое качество, увязывающее знания и умения учащегося со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих в повседневной практике. Должны быть определены не только цели, достижение которых гарантировано изучением конкретной учебной дисциплины, но и цели, которые определяют направление движения: формирование ценностных ориентаций, мировоззренческих установок; развитие интересов, формирование потребностей и т.п.  
Более подробно с проблемами и перспективами компетентностного подхода к образованию можно познакомиться в трудах Лебедева О. Е., Хуторского С. Е., Краевского В. В., Скаткина М.Н., Иссаака Лернера и др.