Ролевая игра как средство реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Ролевая игра как средство реализации компетентностного подхода
в обучении младших школьников.
Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.
Й. Хейзенга
Учитель: Суворова Татьяна Васильевна учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.
Технология: Ролевая игра
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: Повторение по теме «Глагол»
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
Коммуникативную: освоение диалектики общения;
Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
Диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры;
Коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
Творческий, очень активный характер этой деятельности;
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренции;
Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, этическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности
Особенности игровых технологий в младшем школьном возрасте13 EMBED Word.Document.8 \s 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста.
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают её в игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно-игровом плане.
Ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя социальные функции взрослых людей и специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Вызывает стремление к ответственности, умению работать в группе. Возможны варианты, когда включаются элементы такой игры на уроке, а можно весь материал урока простроить в форме ролевой игры.
Используя данную технологию, рассмотрим мастер класс на уроке русского языка в 4-м классе.
Тема урока «Повторение по теме Глагол».
Цели урока: Повторить изученный материал по теме о глаголе как самостоятельной части речи, учиться использовать знания в разных формах групповой творческой работы, развивать навыки работы в группе, способствовать формированию положительных отношений к освоению различных способов согласия, договорённости с одноклассниками, ответственности личной и коллективной, способствовать возникновению стремления к познанию нового.
Этапы мастер класса и их содержание рассмотрим в таблице
Этап мастер класса
Форма этапа
Комментарии, сопровождение
I этап
Актуализация (апелляция к ассоциативному мышлению)
Игра «Устами прохожего»
Слайды № 2 – 7
Приложение
II этап
Планирование функций
Мозговой штурм
(какие профессии участвуют в издании газеты)
Слайды № 8 - 9
III этап
Распределение ролей и содержания деятельности для каждой группы
Обмен мнениями
(какие функции выполняет каждый участник)
Слайды № 19,22,23,27,29,34,38
Приложение
IV этап
Подготовка продукта
Творческая работа в группах
Возможны варианты, в зависимости от количества участников
V этап
Объединение продукции
Газета (оформление материала на доске)
VI этап
Презентация газеты
Выступления каждой из групп
Слайд №40
VII этап
Рефлексия
Ответы на вопросы
Слайд №41
Рассмотрим подробнее некоторые этапы мастер класса.
I этап – начало, мотивирующее деятельность каждого.
В форме игры участники знакомятся с темой и формой мастер класса.
II этап – «Мозговой штурм».
Выясняются, какие профессии участвуют в работе редакции.
III этап – распределение ролей и содержания деятельности для каждой группы рассмотрим подробно.
В зависимости от количества участников и уровня подготовки возможны варианты заданий, их количество и смысловая нагрузка.
Например, задания для корреспондентов можно предложить различные по уровню сложности, в зависимости от подготовки детей.
III уровень – детям даются готовые наводящие вопросы, они должны ответить на них от имени Глагола. (низкий уровень сложности)
II уровень – даны ответы, надо правильно поставить вопросы. (средний уровень)
I уровень – дети самостоятельно составляют интервью, выступая в роли корреспондента и Глагола. (высокий уровень сложности)
См. приложение № 2 с вариантами интервью.
В заданиях для корректоров возможны варианты, когда ошибки допущены
а) только на одну орфограмму,
б) орфограммы на различные правила,
в) стилистические ошибки и др.
В приложении №3 дано три варианта
Задания для редакторов-оформителей дано в четырёх вариантах. См. Приложение
IV этап – основной, когда каждая группа выполняет своё задание. Главный редактор контролирует работу, по необходимости оказывает помощь и вместе с каждой группой даёт название рубрики для презентации.
V этап
Объединение продукции. Каждая группа прикрепляет свой продукт к доске под руководством главного редактора
VI этап – После окончания работы в группах проводится презентация газеты.
Каждая творческая группа представляет продукт своей деятельности.
По результатам совместной деятельности повторяется учебный материал урока.
VII этап – в свободной форме участники отмечают положительные моменты в работе каждой группы и возможности применения данной формы на других предметах.
Таким образом, ролевая игра в начальной школе:
Это продуктивная деятельность, так как в конце деятельности получили общий продукт – газету.
Это личностно-ориентационная технология, так как содержание и формы работы определялись самими участниками групп.
Эта технология направлена на формирование ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, самоорганизующих.
Задания для каждой группы приведены в приложении.
Приложение
Наборщики (шифровальщики)
I вариант
Читатель нашей газеты прислал зашифрованное слово под грифом «совершенно секретно». Вам надо узнать, что зашифровано. Объяснить написание. Записать пословицу или поговорку, или фразеологический оборот с этим словом. Можно пользоваться дополнительной литературой.
Зашифрованное слово
Шифр
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 А 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Т13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 ж13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415е13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415ь13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 л
II вариант (более сложный)
Расшифруйте слово. Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв и правильно произведете вычисления, то узнаете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.
Шифр
1
6
7
8
9
1-я буква – 16
3-я буква – 14
5-я буква – 40
2-я буква – 36
4-я буква – 21
6-я буква – 27
2
Л
В
К
Ж
3
Б
А
Д
Ь
4
У
Ф
М
И
5
П
Г
Т
О
Редакторы - оформители
I вариант
Ваша задача: отредактировать полученный материал, убрать то, что не относится к теме номера газеты.
Расположить оставшиеся слова в два столбика в газету (соединить начало и конец фразы по смыслу).
Составить по опорным словам сообщение для презентации своей рубрики.
Набор карточек для редакторов-оформителей
Часть речи
1
Дательный
2
Самостоятельная
а
Обозначает
б
Прошедшее вр.
3
Что делать?
Что сделать?
4
Член предложения
в
Лицо, число
г
Действия предметов
5
Сказуемое
6
Вопросы
д
Л, род, число
е
Спряжение
7
Настоящее вр.
Будущее вр.
8
Постоянные признаки
ж
Склонение
з
I группа II группа
Правильный вариант: Дательный, склонение – лишние слова
А – 1, б – 5, в – 6, д – 4, ж – 7, г – 8, е – 3 .
II вариант. Игра «4-й лишний» (простой)
Жечь, печь, дочь, речь
Думал, плаваем, разрешает, платит
Слышать, смотрит, рисует, вертеть
III вариант. Игра «Найди лишнее» (средний)
По какому-либо признаку исключите «лишнее слово», обосновав причину исключения. Затем из оставшейся цепочки исключите с обоснованием второе. Так продолжайте, пока не останется одно слово.
Мыслим, душевный, обижает, зацементирует, закопает, наломает, запретит, замелькает.
душевный – это прилагательное
мыслим – множественное число
обижает – настоящее время
наломает – приставка на-
закопает – в корне гласная –о
запретит – II спряжение
зацементирует – в корне две непроверяемых гласных, а в слове замелькает – одна.
IV вариант ( сложный)
Исключите из цепочки последовательно одно за одним лишнее слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Разрушаеш_, глядят, поменяеш_, дружба, расшатаеш_, подсчитаеш_, надпишеш_,накормиш_.
дружба – имя существительное
глядят – глагол множественного числа
разрушаешь – настоящего времени
накормишь – глагол II спряжения
поменяешь – приставка на гласную
подсчитаешь – приставка с –о
расшатаешь – есть безударная гласная в корне
надпишешь – последнее слово в цепочке.
Корреспонденты
Взять интервью у «Глагола». Подумайте, какие вопросы вы бы задали при встрече. Как мог ответить «Глагол».
Интервью оформить для газеты в виде диалога. Расскажите о своих впечатлениях в презентации своей рубрики.
Примерный вариант интервью корреспондентов с Глаголом
( сложный).
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша газета берёт интервью у Глагола.
Здравствуйте!
И наш первый вопрос. Где вы живёте?
В городе Частей.
А что вы любите больше всего?
Я люблю действовать, всегда что-нибудь делать.
Наши читатели очень часто задают вопрос: А что вы не любите больше всего?
Я не люблю предлоги и ещё одну частицу , всегда стою от неё отдельно, разве что в исключительных случаях.
Сколько у вас вопросов?
О, вопросов у меня очень много. Например: что делать? Что сделаешь? И т.д.
Сколько у вас лиц?
У меня три лица.
Умеете ли вы изменяться?
Да, я меняю лицо, когда нахожусь в настоящем и будущем; число; могу измениться по временам, могу быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.
И последний вопрос: Что вы пожелаете нашим читателям?
Побольше действий, активности и, конечно пятёрок вместе со мной.
Большое спасибо, Глагол! До свидания. Желаем вам удачи!
До новых встреч!
Примерный вариант вопросов корреспондентов к Глаголу (простой).
Здравствуйте!
И наш первый вопрос. Кто вы, представьтесь.
Что вы обозначаете?
Чем вы являетесь в предложении?
Какие у вас бывают вопросы к окружающим?
Правда ли, что вы бываете в прошлом времени и даже будущем?
Сколько у вас лиц? Как их узнать?
Что нужно знать, чтоб правильно написать ваше безударное личное окончание?
Правда, что есть исключения, не подчиняющиеся общим правилам? Перечислите, пожалуйста.
Большое спасибо за ответы, до новых встреч!
Корректоры
Исправить ошибки в тексте, который прислали в газету читатели. Какие правила написания глаголов надо вспомнить? Приготовьте мини-сообщение для презентации на тему «Глаголы пишите правильно»
(можно использовать схемы, рисунки)
Не забудьте подписать авторов.
Задания для корректоров
I вариант
Исправить ошибки в тексте, который прислали в газету читатели:
Когда я был маленький, я отправился с друзями в лес за гребами. Но не- нашёл ничего, кроме прекрастного красноголовова гриба с белыми пятнышками. Но, к моему огорчению и удевлению мама нестала варить из него суп.
II вариант
Найти и исправить ошибки в пословицах и во фразеологических оборотах. Объяснить их смысл. Написать те из них, в которых есть неопределённая форма глагола. Какие правила написания инфинитива вы знаете. Подчеркните орфограммы.
Толочь в ступе соду.
Ус хорошо, а два лучше.
Купить кита в мешке.
Один в золе не воин.
Рождённый ползать метать не может.
III вариант
Форму глагола на –ся часто употребляют, но не всегда уместно.
Найди ошибки, исправь:
Сведения собираются к вечеру.
Скот отправляется на бойню.
Мама постиралась и повесила белье на верёвку.
Фотографы
Сделать фотопортрет «Глагола» или фоторепортаж. Дать его описание. Приготовить сообщение для презентации своей рубрики. Не забудьте подписать авторов.
Отдел работы с читателями
1. Ответить на вопросы читателей.
В редакцию пришло письмо:
Уважаемый, Глагол, вам пишут Саша и Миша, помогите разрешите наш спор. Мы хотим выяснить, как пишутся слова: бросит?ся, нравит?ся, удивит?ся, вернут?ся. Саша говорит, что во всех словах надо ставить мягкий знак, а Миша не согласен с ним. Как быть?
-- Сделайте вывод о важности определения связи глагола с другими словами.
2. Составить ребус, загадку, шараду по теме «Глагол»
I этап – начало, мотивирующее деятельность каждого.
В форме игры участники знакомятся с темой и формой мастер класса.
Игра «Устами прохожего»
Роль
По другому значение
Характер и степень участия в чём-либо
Бывает главная, бывает эпизодическая
Её играет артист
Игра
Развлечение
слов
судьбы
воображения
Газета
СМИ
Ежедневная, еженедельная
Периодическое печатное издание
Рубрика
Ограниченный вид какой-либо деятельности
Часть чего-то
Рифмуется с публика
Глагол
С мягким знаком – буква славянской азбуки
Раздел морфологии
Обозначает действие или состояние
Тренин-говые
Драма-тизация
Имита-цион-ные
Эври-стиче-ские
Оргде-ятель-ностные
Деловые
Сюжетно-ролевые
Пред
метные
Виды педагогических игр по игровой методике