ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТАРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Рабочая программа Рабочая программа по курсу «Организация секретарского обслуживания» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специально
Организация секретарского обслуживания
Рабочая программа
Рабочая программа по курсу «Организация секретарского обслуживания» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности – Документоведение и документационное обеспечение управления.
Общий объём курса ______ часов. Из них: лекции – _____ часов, самостоятельная работа – ______ часов.
Разработчик программы
преподаватель:
Ладнер М.Н.
I. Организационно-методический раздел
Цель курса
Курс «Организация секретарского обслуживания» предназначен для слушателей, обучающихся по специальности – «Документоведение и документационное обеспечение управления», входит в цикл дисциплин специальности. Цель курса – изучение роли и обязанностей секретаря в организации информационно-документационного и организационного обеспечения руководства, структурных подразделений и т.д.
Задачи курса
- ознакомление с ролью секретаря в управленческом процессе и особенностями организации труда секретаря;
- изучение содержания работы секретаря с документами;
- изучение практики ведения организационной работы, а также правил делового этикета, необходимых при выполнении секретарских обязанностей.
Требования к уровню освоения курса
В результате изучения курса студенты должны:
Знать квалификационные требования, предъявляемые к различным категориям секретарей; необходимые нормативно-методическую базу работы секретаря; принципы организации рабочего места; правила эффективного использования рабочего времени; секретарские обязанности по работе с документами; информационно-аналитические и организационные функции секретаря; правила делового этикета; основные требования к технике безопасности и охране труда в современных учреждениях. Уметь вести информационно-документационное и бездокументное обслуживание руководства, структурного подразделения, фирмы.
II. Содержание курса
Темы и краткое содержание:
Тема 1. Роль секретаря в управленческом процессе.
История секретарской службы в России. Секретарь в современной структуре управления и его типовые обязанности. Основные знания и умения необходимые секретарю. Деловые и личные качества секретаря. Современные категории секретарей. Профессиональные требования к различным категориям.
Тема 2. Нормативно-методическая база работы секретаря.
Общегосударственные нормативно-методические документы. Нормативные документы, содержащие нормы времени на основные виды работ, выполняемых секретарем. Должностная инструкция секретаря, ее основные разделы: общие положения, квалификационные требования, функции, должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения. Рекомендации по разработке должностной инструкции. Обучающие инструкции для секретарей.
Тема 3. Организация работы секретаря.
Эргономические требования к организации рабочего места секретаря. Необходимые офисные аксессуары. Обязательная справочная литература. Основные технические средства секретаря. Организация компьютеризированного рабочего места. Основные правила техники безопасности.
Организационные принципы распорядка дня секретаря. Примерный план рабочего дня. Метод «самофотографирования» как способ рационального планирования. Использование компьютера для планирования рабочего дня. Контроль над результатами соблюдения рабочего графика. Роль секретаря в планировании рабочего дня руководителя.
Тема 4. Работа секретаря с документами.
Делопроизводственные функции секретаря и его роль в документационном обеспечении управления.
Общие требования к тексту документов. Прием и первичная обработка документов. Предварительное рассмотрение и распределение поступивших документов. Регистрация документов. Передача документов на исполнение. Контроль исполнения: текущий и предупредительный. Снятие документа с контроля. Создание базы данных о документах учреждения и информационно-справочная работа. Обработка и отправка исходящих документов.
Организация текущего хранения документов. Номенклатура дел. Требования к формированию дел, их оформлению и хранению.
Подготовка дел к архивному хранению. Сроки хранения документов. Экспертиза ценности документов. Оформление дел для архивного хранения. Составление описей. Сдача дел в архив.
Защита информации в работе секретаря с конфиденциальными документами. Определение состава конфиденциальных документов, организация работы с ними, их учет.
Тема 5. Работа секретаря по организационному обслуживанию.
Организация работы приемной. Общие правила приема посетителей. Прием сотрудников по текущим и личным вопросам. Прием посетителей из других организаций и командированных. Информационное обеспечение в приемной. Защита информации при работе с посетителями.
Особенности подготовки деловых встреч и переговоров руководителя.
Совещание как вид управленческой деятельности, типы совещаний. Роль секретаря в подготовке и обслуживании совещаний. Ведение протокола. Организация презентаций и деловых приемов.
Роль секретаря в подготовке командировок руководителя. Программа деловой поездки руководителя, порядок разработки.
Тема 6. Информационное обеспечение деятельности руководителя.
Роль секретаря в информационном обеспечении деятельности руководителя. Информационно-аналитические функции секретаря. Основы референтской работы. Сбор и систематизация информации. Подготовка информационных обзоров, рефератов, справок. Основы работы с ведомственными изданиями, публикациями в СМИ, специальной литературой, Интернет-ресурсами. Роль секретаря в подготовке выступлений руководителя, спичрайтерство.
Тема 7. Этические аспекты секретарской работы. Деловой этикет.
Деловое общение, его основные виды. Служебная субординация. Взаимоотношения секретаря с руководством и коллегами по работе. Конфликтные ситуации в работе секретаря (предотвращение и разрешение конфликтов).
Работа секретаря с телефоном. Особенности служебного телефонного разговора. Общие рекомендации по ведению телефонных переговоров. Прием и оформление телефонограмм.
Истоки делового этикета. Этика речевой коммуникации. Поведенческий этикет. Имидж секретаря. Женщина в рамках служебного этикета.
Тема 8. Профессиональный отбор и трудоустройство секретаря.
Общие принципы профессионального отбора. Документальное оформление трудоустройства (резюме, заявление о приеме на работу, автобиография, трудовой договор).
Примерная тематика рефератов
Роль и место секретаря в управленческой структуре организации.
История секретарской службы в России.
Коммуникационные аспекты деятельности секретаря.
Бездокументное обслуживание организации в работе секретаря.
Культура делового общения в профессиональной деятельности секретаря.
Профессия секретаря – гендерный аспект.
«Internet» в работе секретаря.
Роль секретаря в организации документооборота предприятия.
Организационно-информационное обеспечение деятельности руководителя как основа секретарской работы.
Профессия секретаря на современном рынке труда.
Должностные обязанности секретаря-референта (на примере какой-либо организации).
Контрольные вопросы
История развития секретарской службы в дореволюционной России.
Организация секретарского дела в СССР.
Организация секретарского обслуживания за рубежом.
Роль секретаря в современной структуре управления.
Категории секретарей и профессиональные требования к ним.
Знания, умения, деловые и личные качества секретаря.
Общегосударственные нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления в работе секретаря.
Должностная инструкция секретаря, ее структура, порядок и особенности разработки.
Требования к оборудованию и организации рабочего места секретаря.
Организация рабочего времени секретаря. Рациональное планирование.
Основные формы работы секретаря с документами.
Деловая переписка. Приемы рационализации.
Информационно-аналитические функции секретаря.
Участие секретаря в подготовке и обслуживании совещаний. Ведение и оформление протоколов.
Организация приема делегаций, виды представительских приемов.
Организационное обеспечение служебных командировок руководителя.
Работа секретаря по приему посетителей.
Правила ведения телефонных переговоров. Прием телефонограмм.
Сервисные функции секретаря.
Защита информации в работе секретаря.
Взаимоотношения секретаря со своим профессиональным окружением. Служебная субординация.
Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в работе секретаря.
Основы профессиональной этики и делового этикета.
Трудоустройство секретаря. Составление и оформление резюме.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
№№
п/п
Наименование
тем
Всего
часов
Аудиторные занятия (час)
Самостоятельная
работа
в том числе
лекции
1.
Роль секретаря в управленческом процессе
2.
Нормативно-методическая база работы секретаря
3.
Организация работы секретаря
4.
Работа секретаря с документами
5.
Работа секретаря по организационному обслуживанию
6.
Информационное обеспечение деятельности руководителя
7.
Этические аспекты секретарской работы. Деловой этикет
8.
Профессиональный отбор и трудоустройство секретаря
ИТОГО
IV. Форма итогового контроля
(Экзамен/Зачёт)
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература:
1. Байкова Ю.И. Настольная книга секретаря-референта. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во: ООО «Издательство «Эксмо», 2009. – 312с.
2. Басаков М.И. Справочник секретаря-референта. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 416с.
3. Галахов В.В., Корнеев И.Н. Секретарское дело (Образцы документов, организация и технология работы). Учебно-практическое пособие. М., 2005.
Галахов В.В. Секретарь-референт высокой квалификации: Организация секретарского дела. – М.: Академия, 2007. – 240с.
Демин Ю.М. Секретарское дело. Универсальный справочник. М., 2003.
Еремина Н.Л. Эффективный секретарь: делопроизводство, организация работы, деловое общение. – Новосибирск, 2009. – 192с.
Кузнецов И.Н. Секретарь-референт. М., 2004.
Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). М., 2006. 384 c,
Кузнецова Т.В. Секретарское дело. М., 2004.
Организация работы с документами. Учебник для вузов. Под ред. В.А. Кудряева. М., 2001. 574с.
Рогожкин М.Ю. Документы делового общения. М., 1999.
Рогожин М. Экспресс-курс секретаря. – СПб.: Питер, 2008. – 288с.
Смирнова Е.П. Делопроизводство для секретаря: Разработка, учет и хранение служебной документации. – СПб.: Омега-Л, 2008. – 152с.
Стенюков М.В. Профессия – секретарь. – М.: Приор-издат, 2005. – 288с.
Харрисон Дж. Организация работы секретаря учреждения. М., 1985.
Хмельницкая О. Секретарь - лицо компании (имидж секретаря, деловой этикет и протокол). – Новосибирск: Изд-во: Сибирское университетское издательство, 2009. – 127с.
Шейнов В.П. Секретарь: Секреты профессии. М., 2003. 180с.
Янковая В.Ф. Секретарь-референт высокой квалификации: Язык и стиль управленческих документов. – М.: Академия, 2007. – 272с.
Дополнительная литература:
Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. М., 1996.
Андреева В.И. Статус профессии секретаря сегодня // Справочник секретаря и офис-менеджера. – № 6. - 2004. – С.19-21.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
Илюшенко М.П. История делопроизводства в России до 1917 года. Учебное пособие. - М.: РГПУ, 2007. – 133с.
Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум. М., 2000.
Мартин Ч. Международный этикет. Особенности делового этикета разных стран. – Ростов н/Д: ИД «Феникс», 2008. – 396с.
Настольная книга секретаря-референта. М., 1998.
Привалова М.Ю., Домникова М.А. Секретарь: успешная карьера. М., 1997.
Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. М., 2003.
Стенюков М.В. Справочник секретаря. М., 2002.
Универсальный сборник должностных инструкций. – М.: Изд-во «ГроссМедиа», 2008. – 632с.
Энциклопедия офиса: Практическое руководство для секретаря. М., 1995.
Рекомендуемые периодические издания:
«Секретарское дело»
«Секретарь-референт»
«Справочник секретаря и офис-менеджера»
«Делопроизводство»
13PAGE 14115
13PAGE 14615
Заголовок 1Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915