Научная статья
Министерство образования Пензенской области
ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»
Отделение «Архитектура»
Автор
Бирюкова Наталья Викторовна
Публикация в социальной сети
взаимовыручки для учителей
INFOUROK
Статья «СВЕТ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА»
Современный дизайн интерьера зависит от многих факторов – это цветовое решение помещения, текстура и фактура отделочных материалов, эргономические требования, оборудование и аксессуары. Все это работает на создание единого образа. Но вот неожиданно гаснет свет Меркнут краски, мебель оказывается в самых неожиданных местах, а уютные портьеры превращаются в таинственных незнакомцев. И все это – результат погасшей лампы!
Свет оказывает значительное влияние на эмоциональный настрой человека. Он может быть радостным и бодрящим, интимным и расслабляющим, таинственным и мрачным. Во многом это зависит от источников освещения: ярких солнечных лучей, пылающего огня камина, мягкого света торшера. Так какой он, свет в интерьере?
Свет в интерьере
Освещение – один из важнейших факторов формирования интерьеров При создании дизайна интерьера большое значение имеет как естественное, так и искусственное освещение пространства.
Научные критерии оптимального светового комфорта и обоснование наилучших условий светового климата разрабатываются специальным разделом строительной науки – светотехникой.
Использование естественного освещения в интерьере – самостоятельная задача создания комфортных условий жизнедеятельности человека. Разрабатывая объемно – пространственную композицию будущего здания, архитекторы рассматривают ориентацию помещений по сторонам света: север, юг, запад, восток, а также их инсоляцию.
Инсоляция помещения – это освещенность его прямым солнечным светом. Прямой солнечный свет из оконного проема возможен при ориентации на юг, восток и запад. Под воздействием солнечной радиации происходит уничтожение болезнетворных бактерий. В среднем для жилых помещений она суммарно должна составлять для центральной части России 2 - 2,5 часа. В южных районах этот показатель снижается, в северных – повышается.
Прямой солнечный свет может мешать работе, но, с дугой стороны, создает приподнятое радостное настроение. Для рассеивания света устраивают специальную солнцезащиту. А для создания живописной игры света и тени солнечный свет улавливают, устраивая сверху специальные отверстия, направляющие контуры которых совпадают с направлением солнечных лучей.
Наиболее мягок и спокоен естественный рассеянный свет: он не утомляет зрения, позволяет «раздвинуть» пространство. Такой свет можно получить не только определенной ориентацией оконных проемов, но и заполнением их матовым стеклом или стеклоблоками. Стеклоблоки – полые «кирпичи» из стекла. Воздух, находящийся внутри придает им хорошие теплосберегающие и звукоизоляционные свойства. Поверхность стеклоблоков может быть гладкой, рифленой, прозрачной, матовой, цветной. На их поверхность можно нанести рисунок. Стены из стеклоблоков достаточно прочны и могут выполнять роль перегородок. Однако, площадь стены из стеклоблока не желательно делать более 15 – 16 кв. метров.
Другим светорассеивающим приемом может быть использование витражей, выполненных как в классическом (наборном, из отдельных кусочков стекла, закрепленных металлическим каркасом), так и в расписном виде (роспись выполняется специальными красками с обжигом). Все более распространенным явлением становятся псевдовитражи, отличающиеся своей дешевизной. Они выполняются из цветной светопрозрачной пленки или с помощью лаковой росписи. Витраж может использоваться и между помещениями, в качестве перегородок или дверных заполнений.
Биологически наиболее благоприятным является сектор восток – юг. Однако продумывая организацию освещения помещений, прежде всего, учитывают их функциональное назначение. Так, для работы в ряде случает лучше северные окна: для кухонь, мастерских живописцев, модельеров. Нюансировка цвета лучшим образом различима именно при таком освещении, поскольку чистый небосвод придает солнечным лучам голубой оттенок, белый же цвет позволяет даже в черном цвете различить до 40 оттенков.
Разные помещения требуют различной освещенности. Достаточно ярко освещается гостиная, кухня – столовая, ванная. В спальне свет может быть более приглушенным.
Естественное освещение может быть боковым и верхним. Немаловажное значение на стадии проектирования играет количество, форма и размеры световых проемов в помещении, от которых зависит общая освещенностью. Так, большие витражные окна хорошо пропускают свет, но на севере они приводят к дополнительным энергозатратам на обогрев помещений, а на юге – к перегреву. Поэтому в архитектуре нормируется коэффициент естественной освещенности, представляющий отношение площади пола помещения к площади оконных проемов. Для разных видов помещений он различен. Равномерность наполнения помещений светом решается при помощи двухстороннего освещения, а также верхнего света.
Полноценное освещение помещения возможно только при совмещении дневного и искусственного света (см. рис. 1).
Искусственным считается свет, который происходит от источников, не являющихся естественными и может регулироваться человеком в соответствии с его потребностями. Искусственное освещение позволяет придать одинаковую направленность лучам, создает правильное тенеобразование.
Запроектировать искусственное освещение – достаточно сложная задача, поскольку приходится учитывать самые разнообразные факторы. Например, создавая высокую освещенность помещения при помощи светящегося потолка, необходимо помнить о том, что во избежание перегрева воздуха и арматуры, надо предусмотреть местную вентиляцию. При устройстве «прозрачного» потолка не должны возникать световых полос.
Основным источником искусственного света являются электрические лампы. Лампы для жилых помещений бывают разные и отличаются источниками света (см. рис. 2). Все источники искусственного освещения делят на два основных класса: тепловые источники (лампы накаливания и галогенные лампы) и газоразрядные источники (люминесцентные лампы, компактные люминесцентные лампы, металлогалогенные лампы)
Лампы накаливания обладают прекрасной цветопередачей и излучают мягкий свет с желтоватым оттенком, настраивающий человека на отдых. У обычных электрических ламп накаливания свечение создается за счет подогрева вольфрамового элемента до накаливания. Лампы стоят недорого и удобны в применении. Недостатком ламп является короткий срок службы (около 1000 часов). Кроме того, этот тип ламп преобразует в световое излучение лишь 5 % потребляемой электроэнергии, а 95 % - тепло.
Галогенные лампы произвели в свое время революцию в сфере осветительных приборов. Принцип работы этих ламп такой же, как и у обычных ламп накаливания. Отличие состоит в том, что их внутренний объем наполнен парами йода или брома, т.е. обладают химической способностью собирать на колбе частицы вольфрама и «возвращать» их в вольфрамовую спираль. Это позволяет в 5 раз продлить срок действия ламп и в 1,5 – 2 раза повысить световую отдачу. Свет таких ламп более близок к естественному, а расход электроэнергии снижается в 5 – 6 раз. Лампы сравнительно дороги. Применяются лампы чаще в общественных сооружениях – актовых залах, офисах.
Люминесцентные лампы (лампы дневного света) – газоразрядные лампы. Свечение в них создается за счет возбуждения слоя люминофора с помощью ультрафиолетового излучения, возникающего во время разряда. Эти лампы обладают длительным сроком службы (до 18000 часов), высокой светоотдачей и стабильностью светового потока. К недостаткам ламп относится чрезмерно «холодный» оттенок света, характерный для отечественной продукции. Яркость этих ламп ниже, чем у ламп накаливания, это позволяет использовать их в местах, где не должно быть отражения (например, от компьютеров) и прямого света в глаза (в спортзалах)
Несколько реже применяют ксеоновые и металлогенные лампы. Богатые возможности у зеркальных ламп накаливания. Они дают возможность концентрированным пучком света выделить отдельные фрагменты интерьера, что особенно важно при создании экспозиционных пространств. Перечисленные лампы комплектуют при помощи арматуры в светильники и размещают в помещении так, чтобы создать законченный художественный образ интерьера.
Искусственное освещение способно влиять на восприятие пространства. Так, при включенном потолочном свете помещение кажется больше, а при местном – меньше. Свет может сгладить или даже исправить недостатки пространства. Длинное узкое помещение будет казаться шире при одностороннем местном освещении. Малая зона освещения в большом помещении зрительно сократит пространство. Если необходимо визуально увеличить высоту помещения, то можно установить в углу светильник и направить пучок света вверх; понизить высокие потолки можно, осветив нижнюю часть стен и пол.
Особыми эстетическими качествами обладает отраженный свет, создаваемый с помощью подсветки потолка и стен или отдельных фрагментов помещения. Такой свет образует плавный, но достаточно активный переход от света к тени, притушевывает формы, дает ощущение легкости конструкции и интимности помещению. Одним из современных приемов дизайна интерьера являются «светящиеся» поверхности: потолок, стены, отдельные полосы. Точечные светильники могут создавать эффект звездного неба и иллюзию «уничтожения» потолка.
Освещение играет две основные роли: функциональную и эстетическую. Хотя наиболее важной является функциональная, но и эстетика играет большое значение при создании комфортного и уютного жилища.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Гигиена света – важный компонент создания рационального рабочего места. Медики установили влияние освещения на здоровье, самочувствие, продуктивность работы. Достаточный уровень освещенности достигается комбинированием источников света: общим и местным. Должно исключаться прямое попадание света в глаза или отраженное от поверхности стола, резкий контраст света и тени, многократные тени от светильников. Рабочее место должно быть оборудовано таким образом, чтобы каждый сотрудник мог корректировать освещение, не мешая окружающим.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Работоспособность увеличивается, если через 3 – 4 часа несколько увеличить освещенность. Моделирование обстановки (увеличение и уменьшение освещенности) во время занятий также способствует успеху обучения, поддержанию эмоционального настроя, снятию усталости.
Освещение бывает трех типов:
- Общее – его задача равномерно осветить и тем самым объединить освещаемое пространство. Такое освещение достигается использованием потолочных и настенных светильников.
- Местное – предполагающее направленность света на определенные участки пространства. Для него используются торшеры, настольные, люминесцентные или галогенные лампы.
- Декоративное – выявляющее отдельные фрагменты и детали интерьера. Это могут быть как специальные виды светильников, так и свечи.
Светильники – это устройства, на котором крепится электрическая лампочка (см. рис.3). Их можно разделить на два основных типа: рассеянного и направленного освещения. Рассеянное освещение может охватывать все помещение, а направленное – конкретный предмет или место. Современные дизайнеры светильников используют для создания новых моделей самые разнообразные их виды: настольные, напольные, настенные, встроенные, рельсовые, точечные, висячие (потолочные)
К настольным светильникам относятся источники света, рассчитанные на установку на приподнятой над полом поверхности. Устанавливаются они на подставку или зажим. Настольные светильники отличаются огромным разнообразием декоративных форм (абажура, ножки, подставки) и зависящим от назначения. Такие лампы идеальны для вспомогательного освещения, как дополнение к общему освещению.
Напольные торшеры способны стоять самостоятельно, не завися от поддерживающих элементов (столов, тумбочек). У современных торшеров можно менять высоту, в них имеются диметры – регуляторы яркости, что делает их удобными и практичными. Применяются чаще для местного освещения.
Настенные светильники – бра – могут использоваться для местного и общего освещения. Они могут быть направлены как вверх, так и вниз, а также для подсветки отдельных элементов интерьера (картин, антиквариата).
Встроенные светильники обычно «утапливают» в поверхность потолка, реже стен или в теле архитектурных элементов (например, карнизов). Обычно применяются в виде групп источников света. Чаще свет направлен вниз, но могут быть и с изменяющейся ориентацией.
Рельсовые светильники (рампы) образуются двумя основными элементами: рельсом (длиной чаще не превышающей 1 метра), служащим опорой, и источников света, которые можно перемещать. Рампы могут объединяться в замкнутые структуры. Это единственный тип освещения, отвечающий самым разнообразным потребностям. Рампы широко используются в фото- и киностудиях, в выставочных павильонах.
Точечные (фокусные) светильники применяются как самостоятельно, так и в сочетании с рельсовой системой. Точечные светильники бывают самых разных типов, с использованием различных типов лампочек и часто снабжаются светоотражателями, дающими направленный луч света. Направленные на стены, точечные светильники заливают их светом, создавая ощущение простора. Размещая светильники ближе к стенам, можно использовать их в большей степени в качестве декоративных. Если такие светильники используются для освещения рабочего места, то необходимо следить, чтобы падающие от него тени не закрывали рабочую поверхность.
Висячие (потолочные) очень широко используются для создания общего освещения, особенно в помещениях с высокими потолками. Свет, испускаемый такими светильниками, объединяет освещаемое пространство. Висячие светильники часто применяются над обеденным столом, выделяя этот фрагмент интерьера и создавая уют.
Светильники – это не только источник света. Они служат прекрасным украшением интерьера, подчеркивают принятый дизайнерский стиль.
Светильники – это не только источник света. Они служат прекрасным украшением интерьера, подчеркивают принятый дизайнерский стиль.
СЕКРЕТЫ ОСВЕЩЕНИЯ
Планировка и мебель в комнате – формируют ее главные черты, а освещение призвано создавать определенное настроение. В профессиональном освещении есть свои хитрости и секреты. Непрактично и не стильно делать в спальне яркое освещение, а в гостиной наоборот тусклое. Да и никто не пытается организовать освещение в ванной комнате посредством хрустальной люстры. Но не каждый знает некоторые хитрости, владея которыми можно грамотно организовать пространство. Не зная секретов рационального использования света, можно в будущем испытывать дискомфорт от допущенных ошибок с освещением.
ПРИХОЖАЯ[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Прихожая не должна находиться в полумраке. Даже если он присутствует, в прихожей всегда должно быть достаточно светильников, чтобы сделать пространство освещенным. Ведь прихожая – функциональная комната, в которой происходят сборы перед выходом на улицу, в ней красятся и оценивают свой внешний вид. Помимо этого, по уровню освещенности прихожая не должна уступать другим комнатам.
Здесь действует правило: много света в соседней комнате – значит в прихожей должно быть столько же. Прихожая – первая комната куда попадают, входя в дом, поэтому она должна производить хорошее впечатление. И это впечатление должно быть далеким от образа средневекового замка. Свет помогает расширять и увеличивать пространство прихожей, делая ее приветливой и уютной.
Помимо общего освещения в прихожей должно присутствовать местное – возле зеркала. Направление лучей света должно идти от зеркала, тогда не будет теней, бликов и получится четкое отражение. Светильники нужно размещать на уровне головы, желательно чтобы их было два. Светильники можно крепить как к стене, так и на полотно зеркала, тем самым добившись другой интенсивности освещения.
ГОСТИННАЯ[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Если традиционная люстра кажется раритетным решением освещения, можно прибегнуть к точечным светильникам. Конструкции на базе токоведущих шин – еще одна возможность необычно осветить комнату, при этом можно дать волю фантазии и менять без ремонта их конфигурации по своему усмотрению.
Для гостиной важно не только общее освещение, но и местное, которое необходимо разместить в зоне отдыха и т.п. В зоне отдыха как нельзя лучше подойдет настенный светильник или торшер. Причем торшер предпочтительней, за счет создаваемой атмосферы защищенности. Такое освещение четко выделяет зону отдыха.
Возле журнального столика всегда должно находиться бра или настольный светильник. Ведь чтение книг и газет, вышивание или другое занятие требует хорошего освещения. Хорошо если светильник не только удобно размещен, но и дает возможность регулировать его интенсивность.
Для того чтобы гостиная уютной и комфортной в ней должно быть как минимум три источника света на разных уровнях и разной мощности.
КУХНЯ[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В качестве общего освещения на кухне прекрасно подходит опускающаяся люстра, которую размещают над столом. При этом светильник должен быть выше уровня глаз, таким образом, луч света не сможет попадать в глаза.
Если в кухне используется традиционный источник света, к нему предъявляются те же требования – хорошее освещение обеденного стола. Кухонные светильники позволяют легко играть с формами и стилем. Особенность кухни такова, что верхний ряд кухонного гарнитура находится над рабочими поверхностями и те оказываются в их тени.
Чтобы осветить рабочие области под верхний ряд шкафов помещают точечные светильники и направляют свет на рабочую поверхность. Такие светильники не должны быть без замкнутых абажуров во избежание попадания света в глаза.
КАБИНЕТ[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Организация рабочего места – ответственное занятие. Грамотно подобранное освещение помогает увеличить работоспособность и сохранить зрение. При этом ночное освещение в кабинете должно максимально полно соответствовать интенсивности дневного.
Если в кабинете есть компьютер, то на нем не должно быть бликов. Для этого на стене должно быть два светильника, которые будут давать косвенное освещение, а на столе – настольная лампа. Лампа позволяет избежать отражений. Благодаря ей смягчается контраст между общим и местным освещением, который также действует утомительно.
Оптимально, если настольная лампа не будет нагревать зону возле себя и иметь подвижную конструкцию. Для организация места для рисования нужны мощные яркие светильники, обеспечивающие ясную передачу цвета. Выбор должен быть сделан в пользу мягкого освещения, без теней – источника белого света.
ДЕТСКАЯ КОМНАТА[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Первое правило при организации освещения детской комнаты – это безопасность ребенка. Если светильники будут находиться вблизи ребенка, он может попытаться открутить патрон или разбить лампочку.
Мобильные (переносные) светильники нежелательны в детской комнате, они непрактичны, так как могут быть свалены и разбиты. Хорошее решение – источники света на длинных кронштейнах. Интенсивность освещения в детской должно не меньше чем в других помещениях дома. Ведь от этого зависит зрение ребенка.
Нередко дети по ночам боятся темноты. С этой целью рекомендуется установить лампу-подсветку (ночник). У нее приглушенный комфортный свет, не мешающий засыпанию.
СПАЛЬНЯ[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В спальне может использоваться общее освещение. Но основная специфика освещения спальной комнаты состоит в том, что свет рассеивают по потолку, а не направляют вниз. Блики неприемлемы в спальне, вот почему конструктивному расположению и взаимодействию светильников в спальне уделяется особое внимание.
Платяной шкаф освещают светильником, расположенным на уровне глаз, который при желании можно направить на внутреннее пространство шкафа. С таким освещением выбор одежды станет более легким.
Спальня предназначена для сна и освещение должно только содействовать этому. Нежелательно, чтобы светильники излучали слишком яркий свет, который может помещать спать второму партнеру. Прикроватное освещение – важная деталь спальни. Оно может быть в виде прикроватного светильника, торшера или настенных бра. Свет от такого источника должен идти по направлению сбоку и сверху от головы, при этом быть комфортным для чтения.
В спальне ставят светильники с непрозрачным абажуром. Он позволяет направлять потоки света. Для освещения зеркала туалетного столика подойдут два светильника на уровне головы. Не рекомендуется направлять свет сверху вниз и тем более использовать цветные оттенки лампочек.
ВАННАЯ КОМНАТА[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ванная комната – помещение с повышенной влажностью. В ванной целесообразно по многим причинам использовать галогеновые лампочки мощностью 12 Вольт. Для обеспечения безопасности светильники в ванной должны быть полностью защищены матовыми абажурами из стекла.
Создать атмосферу радости праздника помогает яркое насыщенное освещение в ванной комнате. Эффекта покоя и неги можно добиться, если установить местное приглушенное освещение возле зеркала.
Синий и дневной свет, взаимодействуя друг с другом, позволяют добиваться потрясающих эффектов, за счет игры теней и отражений в зеркалах. Если корректно расположить светильники с таким освещением, можно без труда превратить традиционную ванну в любимое место в доме, где можно расслабиться, предаваться релаксации и отдыхать.
Существует множество приемов, при помощи которых можно увеличивать, сужать или расширять пространство в .зависимости от поставленной цели.
1. Максимальная освещенность стен и применение при их отделке материалов с хорошими отражающими свойствами помогут вам визуально расширить пространство, что очень актуально для небольших помещений.2. При освещении больших помещений лучше всего использовать светильники прямого света.3. Изменяя яркость света, отраженного от пола, стен и потолка, можно корректировать объем помещения.4. Отраженный или рассеянный свет зрительно увеличивает пространство.5. Уменьшить высоту потолка вам удастся, если на нем вы разместите светильники, световые лучи которых будут направлены на стены, в этом случае потолок будет в тени и зрительно снижен.6. Увеличения высоты вы добьетесь обратным приемом, установив на стенах светильники с направленными вверх лучами, ярко освещенный потолок будет казаться выше.7. Чтобы зрительно расширить узкий коридор, необходимо расположить светильники по ровной линии, вдоль одной из стен помещения. Часто встречаемое расположение светильников, когда они установлены вдоль средней линии потолка, наоборот сужает пространство.8. Освещенная стена в конце коридора делает его шире.9. Яркий поперечный свет зрительно сокращает длину.10. Углубить перспективу длинного коридора можно посредством размещения на потолке ровного ряда однотипных светильников.11. Продольное освещение позволяет вытянуть короткое пространство.
ВАННАЯ КОМНАТА