Конспект по биологии + химии для 10 класса «Металлы в организмах и их биологическая роль»
Тема « Металлы в организмах и их биологическая роль»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель: Выяснить роль элементов металлов в живых организмах
Задачи:
рассмотреть биологическую роль элементов металлов
провести качественные реакции на ионы металлов
применять полученные знания в повседневной жизни
Методы: объяснительно- иллюстративный, исследовательский
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
План урока:
Организационный момент
Объявление хода урока
Работа по станциям
Закрепление
Подведение итогов
Информация о домашнем задании
Ход урока.
I. Организационный момент (2 мин.)
Учитель химии. Здравствуйте, садитесь. Кто отсутствует? Тема нашего урока « Металлы в организмах и их биологическая роль» откройте тетради и запишите ее.
II. Целью нашего урока будет рассмотреть биологическую роль элементов металлов, провести качественные реакции на ионы металлов, применять полученные знания в повседневной жизни. Урок пройдет не совсем в обычной форме – совместный с биологией, работа будет проходить по станциям. Станция познавательная: на уроках химии мы с вами рассмотрели металлы с химической точки зрения (строение, свойства, получение и применение) а с учителем биологии вспомните классификацию элементов по содержанию в организме, историческая - ваши сообщения об истории открытия элементов, информационная – работа индивидуальная с источником по инструктивной карте, экспериментальная - вы проведете качественные реакции на катионы металлов, итоговая - рассмотрим ситуации, которые могут произойти с каждым человеком. Из итогов работы на каждой станции мы получим общий итог урока.
III. Станция познавательная (10 минут). Учитель биологии. Все живые организмы представляют собой «химические лаборатории», состоящие из химических веществ и постоянно протекающих химических реакций.
Давайте вспомним химический состав живых организмов (химические элементы, органические и неорганические вещества)
Все живые организмы состоят из химических элементов, содержание которых колеблется в широких пределах. Вспомните классификацию химических элементов в живых организмах
макроэлементы- биоэлементы -99%
микроэлементы -1%
ультрамикроэлементы- следы
На перекрестке биологии, химии и медицины возникла новая научная область- бионеорганическая химия, которая рассматривает роль металлов в жизнедеятельности живых организмов, создает препараты на основе металлорганических соединений, которые помогут сохранить здоровье человека, продлить человеческую жизнь. 10 металлов таблицы Менделеева названы элементами жизни, среди них Na, K, Mg, Ca, Zn, Cu, Mn, Fe, Co, Mo. Наша задача, выяснить роль металлов в жизнедеятельности живых организмов.
Станция Историческая (10 минут).
Учитель химии. Мы вспомнили классификацию химических элементов в живых организмах, прежде чем определить их влияние, мы познакомимся с историей открытия этих элементов. В тетрадях зафиксируйте, когда и кем был открыт данный металл.
Физкультминутка (2 минуты).
Станция информационная (20 минут).
Учитель биологии. Мы познакомились с историей открытия химических элементов. А как же эти элементы попадают в организм, и какую роль выполняют? Рассмотрим на станции информационной. У вас на столах находятся источники информации, изучив, его вы должны представить свой металл по плану инструктивной карты и по ходу ответа заполнять таблицу, которая лежит у вас на столах.
Станция экспериментальная (20 минут). Инструктаж по ТБ.
Учитель химии. И так, мы с вами рассмотрели действия металлов в живых организмах. Металлы в организме человека находятся в виде ионов, поэтому на станции экспериментальная ваша задача провести качественные реакции на ионы некоторых металлов, В инструктивных картах записать наблюдения, сделать выводы.
Станция итоговая (15 минут).
Учитель биологии. Мы проделали с вами большую работу, рассмотрели металлы с точки зрения химии и биологии, а сейчас обратимся к нашей повседневной жизни. Вам будут предложены игровые ситуации. Ваша задача определить о каком металле идет речь.
Кабинет врача.
Ситуация №1.Больной жалуется на то, что у него сильно кровоточат даже мелкие царапины. Порой судорожно сокращаются мышцы, и он с трудом удерживает в руках мелкие предметы. Кроме того, у больного имеются перебои в работе сердца, а окружающие заметили, что в последнее время он стал каким-то необычайно нервным. ( Кальций)
Ситуация №2. Больной жалуется на проблемы с кишечником, отечность и ревматические боли в суставах. ( Калий)
Ситуация №3. Больной жалуется на вялость, быструю утомляемость, особенно при физической нагрузке. При осмотре врач обратил внимание на синие круги под глазами и необычную бледность пациента. (Железо)
Ситуация №4. «И что ты собираешься делать с этой ягодой»:- спросил дядя Вася.
«Не знаю, может, сварю половину, а половину истолку»:- ответила мама.
- «С этой ягодой вообще делать ничего нельзя»:- ответил дядя Вася.
- «Почему?»:- спросила мама.
-«Ягоды в этой посуде хранить нельзя»:- ответил дядя Вася.
О, какой посуде идет речь. ( О посуде из цинка)
Ситуация №5. Учитель химии.
Опыт. В химический стакан с куриным белком добавить нитрат свинца. Объяснить полученный результат. ( Необратимая денатурация, нарушение структуры белковой молекулы).
Выводы.
Макро- и микроэлементы необходимы организму человеку для нормального функционирования.
Они должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям.
Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального питания.
Есть металлы, которые оказывают токсическое действие и их присутствие в организме нежелательно.
Наличие металла в продуктах питания можно определить при помощи качественных реакций на ионы металла.
Все процессы с металлами в организме основаны на их способности к восстановлению.
Домашнее задание.
По химии подготовиться к контрольной работе по теме «Металлы»
По биологии творческая работа (биологическое сочинение) «Путешествие химических элементов в организме человека»
Оценки за урок.
Урок закончен, спасибо за работу. До свидания.
15