АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1 города Сычевки Смоленской области
Рассмотрено Утверждено
на заседании Директор школы
педагогического совета школы ____________М.А.Лопухова Протокол №__от_______20__г. Приказ №__от________20__г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рассмотрено
на заседании
Методического совета школы
Протокол №__от ______20__г
город Сычевка
Смоленской области
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения………………………………………………………………………3
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….4
1.2.Право детей с ОВЗ, детей-инвалидов на образование и его реализация на практике с правоприменением современного законодательства…………………….5
1.3.Функции программы……………………………………………………………….7
1.4.Особенности ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов………………………..7
2. Содержательный раздел
2.1.Программа формирования у обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов универсальных учебных действий…………………………………………………….8
2.2.Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся (для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в том числе)………………………………………...10
2.3.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в том числе).…………………...14
2.4.Программа коррекционной работы……………………………………………….17
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план для детей с ОВЗ, детей-инвалидов……………………………..21
3.2. Формы текущей и промежуточной аттестации…………………………………24
3.3.План внеурочной деятельности……………………………………………………24
3.4.Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами……………………………………………………………………………...25
3.5.Реализация программы……………………………………………………………..28
Приложение 1 Образовательная программа индивидуального обучения на дому
Общие положения
Основная адаптированная образовательная программа (далее – ОАОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов разработана в соответствии с:
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт НОО);
Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Основной образовательной программой начального общего образования «Первые ступени к знаниям» (далее ООП НОО)
ОАОП определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию ОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учётом образовательных потребностей и запросов участников ОП.
Содержание ОАОП для детей с ОВЗ, детей инвалидов ОУ отражает требования Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
современные тенденции организации доступного образования для детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
функции программы;
требования к результатам освоения основных образовательных программ
Содержательный раздел определяет содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно­ коммуникационных технологий;
программу духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Организационный раздел включает:
учебный план для детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
план внеурочной деятельности;
систему условий реализации ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в соответствии с требованиями Стандарта.
Образовательное учреждение, реализующее ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление ОП в ОУ;
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, установленными законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в обеспечении освоения всеми детьми ОАОП, закреплены в заключённом между ними и ОУ договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов — обеспечение выполнения требований Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение права детей с ОВЗ, детей-инвалидов на образование.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
введения в образовательное пространство всех детей с ОВЗ, детей-инвалидов вне зависимости от тяжести их проблем, т. е. исключения самой возможности определения ребёнка как «необучаемого». Решение этой задачи возможно в том случае, если при достижении итоговых результатов освоения ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов учитывать в обучении индивидуальные возможности ребёнка;
создания индивидуальных специальных программ для обучения детей с самыми тяжёлыми комплексными нарушениями развития и обеспечение специальных условий, гарантирующих их реализацию;
гарантированного оказания систематической специальной помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, способным обучаться в условиях массовой школы, поскольку включение в общий поток обучения вне удовлетворения особых образовательных потребностей таких детей может иметь для них негативные последствия. Решение этой задачи возможно только при введении специального стандарта образования, гарантирующего ребёнку с ОВЗ, детям-инвалидам, получающему образование в соответствии с ФГОС в обычной школе, коррекционную помощь силами специалистов по профилю имеющегося у ребёнка нарушения развития;
обеспечения ребёнку с ОВЗ, ребёнку-инвалиду, имеющим вынужденные ограничения контактов с миром, не только овладения академическими знаниями, умениями и навыками, но и развития жизненной компетенции, возможности стать более активным, независимым и приспособленным к реальной каждодневной жизни. Поэтому в структуре содержания образования чётко выделяются его взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненной компетенции». При этом подчёркивается, что образование ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида может считаться качественным и удовлетворять взрослых лишь при условии его продвижения по обоим направлениям.
формирование общей культуры, духовно ­ нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
обеспечение доступности получения качественного общего образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Данная программа предусматривает дифференциацию уровней и вариантов образования, соответствующую возможностям и потребностям детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Право детей с ОВЗ, детей-инвалидов на образование и его реализация на практике с правоприменением современного законодательства
Ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов (Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012) свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребёнка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Легитимным становится право любого ребёнка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечёт за собой необходимость структурной, функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.
Отказ от представления о «необучаемых детях» и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции обусловливают необходимость создания инструмента инновационного развития образовательной системы страны — Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. Он гарантирует каждому ребёнку право на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, и вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.
Дети с ОВЗ, дети-инвалиды — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Биологическое неблагополучие ребёнка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребёнка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ, детей-инвалидов зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ, детей-инвалидов чрезвычайно велик — от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы; от ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе детей с ОВЗ, детей-инвалидов в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.
Вследствие неоднородности состава группы детей с ОВЗ, детей-инвалидов диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже максимально широк — от среднего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам. То есть для каждой категории детей с ОВЗ, детей-инвалидов требуется дифференциация специального образования — разработка вариантов, на практике обеспечивающих: охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению основного уровня образования, а также ограничений в получении специальной помощи детьми с ОВЗ, детей-инвалидов, включёнными в общий образовательный поток.
Современные тенденции в изменении состава школьников с ОВЗ, детей-инвалидов.
Состав группы школьников с ОВЗ, детей-инвалидов в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания.
Часть наиболее «благополучных» детей с ОВЗ, детей-инвалидов «уходят» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы.
На фоне перемещения части наиболее «благополучных» детей с ОВЗ, детей-инвалидов в массовую школу необходимо нам добиваться обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, обучающимся в общеобразовательной школе.
Дети с ОВЗ, дети-инвалиды — это дети с особыми образовательными потребностямиОбразовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.
Целью специального образования является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребёнка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приёмы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, детям-инвалидам и требующие для своего удовлетворения следующих условий:
специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;
требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;
необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
необходимо максимальное расширение образовательного пространства — выход за пределы образовательного учреждения.
Соответственно, ещё одним важнейшим основанием для разработки адаптированных образовательных программ является необходимость предусмотреть удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех групп и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает необходимость разработки дифференциации в подходах, формах, методах обучения; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей.
1.3. Функции программы
ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов несёт в себе следующие функции:
максимально расширить охват детей с ОВЗ и детей-инвалидов образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
обеспечить каждому ребёнку с ОВЗ, детям-инвалидам конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня образования;
гарантировать ребёнку с ОВЗ, детям-инвалидам удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия для реализации реабилитационного потенциала;
обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребёнка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, предоставив при этом семье всю полноту информации о диапазоне возможных достижений ребёнка при выборе того или иного варианта стандарта;
сделать регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
1.4. Особенности ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов
В соответствии с отечественной традицией, развивающейся в контексте становления ценностей современного мира, целью образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в наиболее общем смысле является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития. Культура в данном случае рассматривается прежде всего как система ценностей (частных, семейных, государственных), взрослея и присваивая которые, ребёнок реализует свои личные устремления, берёт на себя посильную ответственность за близких, занимает активную жизненную позицию в сообществе. Только полноценно развиваясь в поле ценностей своей культуры, ребёнок с ОВЗ, детей-инвалидов может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе.
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов составляются на основе рабочих программ учителя по учебным предметам. Они соответствуют требованию ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
Для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся на дому, составляется индивидуальный учебный план /Приложение1/.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования у обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий у детей с ОВЗ, детей-инвалидов конкретизирует требования Стандарта к личностным результатам освоения ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, дополняет традиционное содержание образовательно- воспитательных программ.
Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно­деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего образования.
Программа формирования УУД:
-устанавливает ценностные ориентиры общего образования;
-определяет понятие, функции, состав и характеристики УУД в школьном возрасте.
Ценностные ориентиры общего образования (для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в том числе)
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Характеристика универсальных учебных действий
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий:
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Виды УУД
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
2.2. Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся (для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в том числе)
Программа духовно­нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально­педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа конкретизирует задачи, ценности, планируемые результаты, а также фор­мы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, определяет развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в деятельности детско­юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу.
Цель и задачи духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся
Целью духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно­игровой, предметно­продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
Основные направления и ценностные основы духовно­нравственного развитияи воспитания обучающихся
Организация духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; сво­бода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старшихи младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Принципы и особенности организации содержания духовно­нравственного развитияи воспитания обучающихся
Принцип ориентации на идеал. Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно­деятельностный характер.
Принцип системно­деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно­нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно­нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно­нравственном развитии и воспитании личности.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Основное содержание духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно­трудовых проектов;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно­музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
о нормах морально­нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий;
участие в экскурсиях по микрорайону, городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями (в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий);
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
получение первоначального опыта эмоционально­чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
получение первоначального опыта самореализации в раз­личных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения душевного состояния человека;
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно­нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Для проведения работы в этом направлении могут быть использованы различные формы взаимодействия:
участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
проведение совместных мероприятий по направлениям духовно­нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно­нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Содержание работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно­деятельностная и психологическая игра, собрание­диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Планируемые результаты духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся
В результате реализации программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивется достижение обучающимися:
воспитательных результатов — тех духовно­нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком­либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально­психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
2.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в том числе)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Одним из компонентов формирования экологической куль­туры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы школы по охране здоровья обучающихся.
Цели и задачи программы
Основная цель настоящей программы – сохранениеи укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
Этапы организации работы образовательного учреждения по реализации программы
Работа образовательного учреждения по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть реализована в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно­оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
организации проводимой и необходимой для реализации программы просветительской работы образовательного учреждения с обучающимися и родителями (законными представителями);
выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация просветительской, учебно­воспитательной и методической работы образовательного учреждения по данному направлению.
1. Просветительская, учебно­воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает:
внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов, которые направлены на формирование экологической культуры обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни и могут реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс (курс ЗОЖ);
лекции, беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;
проведение дней здоровья, конкурсов, экологических троп, праздников и других активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни;
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;
привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Основные направления, формы и методы реализации программы
Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.
Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть организована по следующим направлениям:
создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
организация физкультурно­оздоровительной работы;
реализация дополнительных образовательных курсов;
организация работы с родителями (законными представителями).
Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Организация физкультурно­оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно­двигательного характера;
организацию занятий по лечебной физкультуре;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3­м и 4­м уроками;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно­оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Работа с родителями (законными представителями) включает:
лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей, и т. п.;
Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности администрации образовательного учреждения, всех педагогов.
Критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения.
Мониторинг реализации Программы включает:
аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте.
2.4. Программа коррекционной работы
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети­инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми­инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ, детей-инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.
Задачи программы:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
оказание родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы формирования программы
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еёрешению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого­медико­педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно­развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно­просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально­волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
анализ успешности коррекционно­развивающей работы.
Коррекционно­развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно­развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно­познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально­волевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Информационно­просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно­аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно­методического обеспечения, материально­технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно­исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно­развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно­развивающей образовательной среды (контрольно­диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно­развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно­корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизмы реализации программы
Основными механизмами реализации коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиляв образовательном процессе, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов образовательного учреждения предусматривает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно­познавательной, речевой, эмоциональной­волевой и личностной сфер ребёнка.
Социальное партнёрство предусматривает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детейс ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество с родительской общественностью.
Условия реализации программы
Программа коррекционной работы предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, включающих:
Психолого­педагогическое обеспечение, в том числе:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии;
обеспечение психолого­педагогических условий (коррекционная направленность учебно­воспитательного процесса;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно­методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно­развивающие программы, диагностический и коррекционно­развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога­психолога, социального педагога, учителя­логопеда.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья ООП НОО, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития введены в штатное расписание ставки педагогических (учителя­логопеды, педагоги­психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности отвечает квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Материально­техническое обеспечение
Материальнотехническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционноразвивающую среду образовательного учреждения, в том числе надлежащие материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно­профилактических мероприятий, хозяйственнобытового и санитарно­гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно­методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио­ и видеоматериалов.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план для детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Учебный план образовательного учреждения (далее — учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет в соответствии с Федеральным базисным учебным планом перечень учебных предметов, обязательных для изучения на начальном общем уровне образования, а также нормативы максимального объема учебной нагрузки учащихся.В учебном плане учтены интересы и возможности педагогического коллектива и учащихся, ресурсные возможности школы.
В учебном плане начального общего образования каждая образовательная область представлена полным набором соответствующих учебных дисциплин, соблюдается минимальное инвариантное количество часов, отводимое на соответствующую образовательную область и традиционные учебные предметы, входящие в неё.
В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Обучение общеобразовательным учебным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.
При построении учебного плана обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов государственный образовательный стандарт выдержан по основным его параметрам.
« Русский язык» и «Литературное чтение», как учебные предметы являются ведущими, так как от их усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. На первом этапе главное - научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, что позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.
« Математика», как учебный предмет имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду.
Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется с 1 по 4 класс. Естественнонаучное образование обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Раздел « Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего- вопросы профилактики различных заболеваний.
Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка » предполагают обучение овладением школьниками элементарными основами этих видов деятельности: навыками рисования, слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей - сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков - обязательное условие учебного процесса.
Учебный предмет «Физическая культура» направлен на коррекцию психофизического развития учащихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки.
Учебный предмет «Технология» дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. «Технология» имеет общетехнический характер, рассматривается, как пропедевтический период для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, целью которого является определение индивидуальных профессиональных возможностей учащихся в овладении тем или иным видом профессионального труда.
Учебный предмет « Иностранный язык» тесно связан с социально-бытовой ориентировкой детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для проведения уроков данного предмета используются практико-направленные методы обучения. Данный предмет повышает уровень социализации детей в обществе, заключается в узнавании наиболее распространенных слов или фраз, часто используемых в социуме.
Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» (изучается в 4 классе) даёт обучающимся возможность усвоить социокультурные ценности и способствует накоплению социокультурного опыта. Оценка результатов обучения рассматривается как промежуточный контроль за достаточно большой промежуток времени, поэтому отметка «зачёт» выставляются по итогам полугодия и учебного года. Одной из форм промежуточной аттестации в 4 классе является проект.
С 4 класса начинается активная профориентационная работа с детьми, знакомство с разными видами профессий.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для общеобразовательного учреждения.
Продолжительность учебного года
Начало учебного года 01.09.2015
Окончание учебного года
для обучающихся 1 - 8 классов
для обучающихся 10-х классов
для обучающихся 9,11-х классов 27,31.05.2016
31.05.2016
25.05.2016
Продолжительность учебного года
1-е классы
2-11-е классы 33 учебные недели
Не менее 34 учебных недель
Регламентирование образовательного процесса на учебный год
1). Учебный год делится:
на учебные четверти для обучающихся 2-11 классов
ДАТА Продолжительность /количество учебных недель/
Начало четверти Окончание четверти Первая четверть 01.09.2015 30.10.2015 – для учащихся, занимающихся по 5-дневной учебной неделе; 8 недель 5 дней
31.10.2015 – для учащихся, занимающихся по 6-дневной учебной неделе Вторая четверть 09.11.2015 26.12.2015 - для учащихся, занимающихся по 5-дневной учебной неделе; 7 недель
27.12.2015 - для учащихся, занимающихся по 6-дневной учебной неделе Третья четверть 13.01.2016 26.03.2016 - для учащихся, занимающихся по 5-дневной учебной неделе; 10 недель 4 дня
27.03.2016 – для учащихся, занимающихся по 6-дневной учебной неделе Четвертая четверть 04.04.2016 25.05.2015 – для учащихся 9-х,11-х классов
27.05.2015 – для учащихся 1-х классов
31.05.2016 – для учащихся 2-8-10-х классов,
9 недель +2 дня
ИТОГО 35 недель 5 дней : из них праздничные дни:
22 и 23 февраля; 7и8 марта; 2,3, 9 мая. Учебных недель:
34 недели 5 дней
на учебные четверти для обучающихся 1-х классов
ДАТА Продолжительность /количество учебных недель/
Начало четверти Окончание четверти Первая четверть 01.09.2015 30.10.2015 9 недель
Вторая четверть 09.11.2015 26.12.2015 7 недель
Третья четверть 13.01.2016
29.02.2016 19.02.2016
25.03.2016 9 недель 3 дня
Четвертая четверть 04.04.2016 31.05.2016 8 недель 2 дня
ИТОГО 34 недели. Из них праздничные дни: 7,8 марта, 2,3,9 мая – Учебных недель: 33
2). Продолжительность каникул в течение учебного года:
Каникулы Дата начала каникул Дата окончания каникул Продолжительность в днях
осенние 02.11.2015 08.11.2015 7 дней
зимние 28.12.2015 12.01.2016 16 дней
22.02.2016 27.02.2016 7 дней
весенние 28.03.2016 03.04.2016 7 дней
Итого: 30/37 дней
3.2.Формы текущей и промежуточной аттестации.
Аттестация учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов проводится в форме текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными актами ОУ.
Текущей и промежуточной аттестации подлежат учащиеся 2-4-х классов. Текущая аттестация учащихся включает в себя поурочное оценивание результатов обучения. Успешность освоения учебных программ учащихся 2-4 классов оценивается в форме 5 балльной отметки по итогам четвертей и учебному году.
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов завершается обязательной промежуточной аттестацией.
Основные виды контроля в урочной деятельности:
-стартовый (предварительный) контроль, имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года;
-текущий, осуществляется поурочно;
-рубежный контроль осуществляется по итогам изучения темы, раздела, курса, четверти.
Письменные и устные работы включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка за итоговую проверочную работу фиксируется учителем в журнале и учитывается при выставлении оценки за аттестуемый период.
Итоговый (годовой) контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года. Оценка за итоговую работу фиксируется учителем в журнале и учитывается при выставлении оценки за год. При этом используются разные формы контроля:
Контрольные работы;
Тематические проверочные работы;
Самостоятельные работы;
Практические работы;
Творческие работы;
Тестовые задания;
Устные ответы на уроках и т.д.
План внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.Цели организации внеурочной деятельности в классах для детей с ОВЗ, детей-инвалидов: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно­оздоровительное, духовно­нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов определяет образовательное учреждение. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательном учреждении заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках ОАОП для детей с ОВЗ, детей-инвалидов образовательного учреждения.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательном учреждении предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя начальной школы, учителя­предметники, социальные педагоги, педагоги­психологи, логопед, воспитатели, и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.
Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико­ориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
3.4. Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
В единстве с Концепцией ФГОС и с целью сохранения единого образовательного пространства требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем данная система требований включает в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ, детей-инвалидов и каждой категории в отдельности.
Кадровое обеспечение — характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медикопсихологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ, детей-инвалидов в системе школьного образования.
Специалисты, которые обеспечивают процесс сопровождения детей-инвалидов и
детей с ОВЗ
Должность в штатном расписании Количество специалистов
Учитель-логопед 1 человек
Социальный педагог 1 человек
Педагог-психолог 1 человек
Медсестра 1 человек
Психолого – медико-педагогическое сопровождение.
Педагогический коллектив школы работает в тесном сотрудничестве с инспектором по делам несовершеннолетних, отделом социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые вместе с педагогами школы проводят профилактическую работу с учащимися и их родителями, что позволяет сохранить контингент учащихся. Школа сотрудничает с областной психолого –медико –педагогической комиссией. Организацией работы данного направления занимается социальный педагог.
Психолого -педагогическая диагностика:
Социальная:
- посещение семей детей «группы риска» - классный руководитель, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних (сотрудник полиции);
Педагогическая:
-посещение уроков администрацией школы;
-мониторинг сформированности ЗУН учащихся через систему контрольных работ;
-анализ результатов промежуточной аттестации учащихся (педагогический совет, совещания при директоре, заседания методических объединений);
- тестирование уровня воспитанности учащихся.
Психологическая:
-индивидуально по инициативе учителя и письменного согласия родителей учащегося.
Психолого-педагогическое обеспечение:
- оптимальный режим учебных нагрузок;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий;
- оздоровительный и охранительный режим;
- укрепление физического и психического здоровья;
- профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается тесным взаимодействием всех специалистов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов:
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- логопед;
- учитель
- учителя- предметники;
- медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с педагогом – психологом, социальным педагогом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и  медико-социальное сопровождение учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов отвечает не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ, детей-инвалидов в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения отражена специфика требований к:
организации пространства, в котором обучается ребёнок с ОВЗ, дети-инвалиды:
архитектурная доступность школы:
пандус при входе.
расширены дверные проемы
оборудованная сенсорная комната
оборудованный туалет
техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребёнка с ОВЗ, детей-инвалидов к образованию (ассистирующие средства и технологии):
- игра развивающая «Скалолазы»
- игра развивающая «Сырный ломтик» (напольная)
- игра тактильная «Рисуем на песке. Стол для работы с песком.
- клавиатура Clevy с большими кнопками и с разделяющей клавиши накладкой
- конструктор «Город» (большой) с игровым столом
- кукольный театр. Надевающиеся на руку игрушки
-набор мягких кубиков LEGO
- панель игровая. Звуки
- панель игровая. Формы
-пуфик-мешок
- сухой бассейн
- чаша звучащая большая
- чаша звучащая средняя
- чаша звучащая малая
- маты гимнастические
- тренажер элиптический (кардиотренажер) Magnum
- коврик массажный резиновый для стоп
- мяч для фитнеса
- тактильные доски
- доска магнитно-маркерная
техническим средствам обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей):
- компьютерная техника
- моноблок HP AII-in-One 3420 Pro
- мультимедийный проектор Mimio- ресивер для беспроводной связи SimpiyWorks Receive (USB)
- электронная доска

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые имеют неограниченный доступ к организационной технике, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с ОВЗ, детей-инвалидов. Обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования.
Информационное обеспечение школьного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Информационное обеспечение - создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, электронным библиотекам, порталам и сайтам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
3.5. Результаты реализации программы.
Оценка результатов коррекционной работы
Оценка результатов коррекционной работы педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ, детей-инвалидов производится по результатам промежуточной аттестации обучающихся, психологического исследования, результатов медицинского обследования.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
- формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей  с ОВЗ, детей-инвалидов;
-повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами.