Индивидуальное перспективное планирование коррекционно-развивающей работы по устранению ОНР – III уровня у ребёнка с дизартрией учащегося 1 класса
Индивидуальное перспективное планирование
коррекционно-развивающей работы по устранению
ОНР – III уровня у ребёнка с дизартрией
учащегося 1 класса
I Закрепить диафрагмальный тип дыхания в статических и динамических упражнениях.
развиваем силу и длительность выдоха, через специальные дыхательные упражнения:
1. Вдох и выдох через нос. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
развитие силы и способности к модуляции, через специальные голосовые упражнения:
1. Петь на выдохе серию гласных А, О, У, И, Э, Ы (начиная с двух звуков, постепенно прибавляя по одному). Счёт на выдохе до 10, в три приёма. Проговаривание дней недели на выдохе, за два приёма.
II Развитие мелкой моторики руки:
- закреплять навык раскрашивания карандашом;
- пальчиковая гимнастика;
- рисование узоров, фигур по клеточкам, штриховка.
III Развитие артикуляционной моторики:
Для губ: 1.Вытянуть сомкнутые губы вперёд, удерживая под счёт до семи;
слегка приоткрыть губы (как при звуке У), тянуть вперёд под счёт до семи.
2.Улыбочка, оскал.
3.Вытянуть сомкнутые губы вперёд, производить движения: вверх – вперёд – вниз – вперёд; вправо – вперёд – влево – вперёд.Для языка. Шипящие и звуки [р] и [л].
– вырабатывать длительную воздушную струю направленную посередине языка через упражнения: "Фокус", "Загнать мяч в ворота";
- тренировать умение переключаться с одного движения на другое, чередуя упражнения: "Заборчик", "Трубочка";
закрепить умение удерживать язык за верхними зубами с помощью упражнений: «Вкусное варенье», «Беззвучно пощёлкать кончиком языка»;
укреплять мышцы языка, вырабатывая подъём языка при помощи упражнений «Чьи зубы чище», «Достать языком нос», «Лошадка», «Гармошка», «Барабан».
Для щёк; надуть обе щеки; втянуть обе щеки; имитировать полоскание рта водой.
IVРазвитие навыков фонематического анализа и синтеза:
а) формирование навыка простого анализа и синтеза:
- определение наличия звука в слове;
- анализ и синтез слогов, слов.
б) формирование навыка сложных форм фонематического анализа и синтеза:
- выделение последнего звука в слове;
- определение последовательности звуков в слове и их количество.
V Формирование правильного произношения:
- постановка звуков: [ш], [ж],[л],[р][р’],- по подражанию или механическим способом;
- автоматизация звуков: изолированно, в слогах, словах, предложениях, в чистоговорках и потешках;
- дифференциация звуков от всех оппозиционных.
VI Развитие лексико – грамматического строя:
1. Работа с существительными.
- накопление словаря по темам; «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Обувь», «Транспорт»;
- упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имён существительных во множественном числе;
- подбор антонимов;
- согласование существительных с числительными.
2. Работа с глаголами.
- пополнение глагольного словаря (подбор глаголов к существительным, существительных к данному глаголу)
3. Работа с прилагательными.
- учить подбирать признак к предмету, предмет к признаку;
- образование притяжательных прилагательных.
VII Фразовая речь:
- дополнение предложений по картинке (по сюжетной, по предметной, по схеме с вопросом);- составление предложения по картинке, схеме, по вопросу;
- обучение составлению сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
VIII Развитие связной речи:
- составление рассказа по сюжетной картинке и по серии картин;
- составление описательного рассказа по схеме;
- заучивание чистоговорок, небольших стихотворений.
IX Развитие психических процессов:
Зрительное восприятие
- подбор геометрических фигур по форме и цвету;
- узнавание контурных, зашумлённых предметов.
Слуховое восприятие
- различение ритмических последовательностей
Временное восприятие
- перечислить дни недели;
- перечислить месяца времена года;
Словесно - логическое мышление
- классификация предметов; исключение предметов;
- установление последовательности событий (серии сюжетных картинок).