Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей с ограниченными возможностями в развитии
Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей
«… Мозжечок (от лат. «cerebellum» - малый мозг) чаще рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус.…Однако за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека.
Например, неоспоримо его участие:
- в регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций;
- в регуляции поведения, эмоций и внимания;
- в интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;
- в обеспечении сенсо-моторных и рече-двигательных координаций;
- в формировании схемы тела;
- в моторном планировании, в том числе, в планировании временем движения.
Ю.В. Зуева, Н.К. Корсакова и Л.А. Калашникова в результате нейропсихологического исследования больных с мозжечковым инфарктом убедительно доказали участие мозжечка.
- в динамической интегративной организации психической деятельности (внимание, счет, динамические составляющие речи, динамический праксис, объем текущего запоминания, память на прошлые знания);
- в обеспечении пространственных функций (актуализация зрительных представлений; реализация структурно-топологических, метрических, проекционных и координатных параметров пространственной организации);
- в осуществлении контроля и программирования психических процессов (при дефиците контроля отмечались контаминации и конфабуляции, при актуализации следов памяти; при дефиците программирования - нарушения реализации психического акта в двигательной, мнестической иинтеллектуальной сферах).
Различные нарушения в деятельности мозжечка приводят к рассеянности, забывчивости и повышенной утомляемости; снижению памяти и внимания, трудностям сенсорного переключения, невозможности последовательного выполнения необходимых действий, затруднениям в длительном стоянии и сидении, неуклюжести, поведенческим (гиперактивность) и речевым (мутизм, афазия)расстройствам, что, несомненно, приводит к затруднениям в обучении и социальной адаптации.
Известны исследования, показывающие роль мозжечка в расстройствах аутистического спектра, сопровождающихся снижением скорости переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушением зрительно-моторных координаций, искажением когнитивного и социального развития личности.
К основным причинам мозжечковых нарушений можно отнести внутриутробную дефицитарность развития, генетические нарушения, вирусные инфекции, накопление токсинов (свинец, ртуть и т.д.), вакцинации, аутоиммунные болезни [9], опухоли, сосудистые заболевания, врожденная гипоплазия и т.д. , мозжечковую стимуляцию необходимо начинать с самого раннего возраста. Особенно она рекомендуется детям с задержками психического и речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами, хромосомными нарушениями.
Мозжечковая стимуляция включает в себя:
- развитие крупной и мелкой моторики, равновесия и координации движений, схемы тела, выразительности движений, чувства ритма;
- овладение способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика), приемами мышечного расслабления и эмоционального раскрепощения;
- формирование умения дифференциации качества движений (быстрые-медленные, сильные-слабые, мягкие-жесткие и т.д.);
- мысленного представления (!) деятельности с воображаемыми предметами.
К средствам мозжечковой стимуляции можно отнести:
- прибор «Постурограф», созданный для оценки и тренировки равновесия, координации движений, мышечного чувства;
- балансирная доска Ф. Билго, направленная на развитие координации, навыка балансирования и ловкости (Learning Breakthrough («прорыв в обучении»);
- интерактивная платформа Wii Fit, содержащая четыре категории упражнений: аэробика, физические упражнения, йога и игры, улучшающие баланс тела;
- комплект оборудования «Тренажерно-информационная система», включающая устройство для развития вестибулярного аппарата (вестибулярная платформа).
Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать свободное и быстрое перемещение тела в пространстве:
- по вертикали (прыжки на батуте, перемещения на пружинящих снарядах, прыжки на мягкие маты, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям (горка);
- по горизонтали (прыжки на фитнес мячах, перемещения на роликах, велосипедах и самокатах);
- вращение вокруг своей продольной оси (лечебная центрифуга, вращающееся кресло, кольца, трапеция, диски);
- вращение вокруг своей поперечной оси (кувырок вперед в воде или на перекладине при помощи инструктора);
- маятниковые возвратно-поступательные движения (качели, карусели, гамак);
- уменьшение чувства гравитации, или частичная «невесомость»(плавание, прыжки на батуте и фитнес мячах, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям).
Интересно отметить, что дети сами выбирают наиболее предпочтительные для себя вестибулярные упражнения: кто-то любит кататься на качелях, кто-то - прыгать на кровати, а кто-то - кружиться или нырять.
У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях, и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса.
Однако если у ребенка появились вегетативные реакции на вращательные упражнения (бледность, повышенное потоотделение, тошнота, головокружение), страх или неудовольствие, то вращательную нагрузку следует в данный момент прекратить, в дальнейшем уменьшить, постепенно увеличивая от занятия к занятию.
Приведем примеры упражнений для мозжечковой стимуляции : прыжки на батуте, прыжки на фитнесмячах, катание на качалках, вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя), удержание равновесия на балансировочных подушках, удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе, прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную); прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную), прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и др.Список литературы
1. Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.: Рус- ская медицина, 1884. 30с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 159 с.
3. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html4. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С.111- 133.
5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с