Статья: Роль математики в процессе социализации учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Роль математики в процессе социализации учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Христенко Лариса Евгеньевна
учитель 1 категории
ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»
г. Ростов-на-Дону
Учитель ничего не производит, кроме будущего…
Два мира есть у человека:Один, который нас творил,Другой, который мы до векаТворим по мере наших сил.
Н.А.ЗаболоцкийПроблемы социализации детей с ОВЗ не новы и достаточно широко всем известны. Более того, с такими проблемами сталкиваются и дети не имеющие ограничений по здоровью. Если ребенок не будет адаптирован к окружающему социуму, у него могут возникнуть проблемы с поведением в обществе. Поэтому в школе учащиеся должны не просто получить образование, а главное получить знания и умения о способах жизнедеятельности в человеческом обществе. А это и есть формирование жизненно важных компетенций, о которых говорит нам ФГОС. Как же может и должна нам помочь в этом вопросе математика?
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Эта фраза, сказанная Ломоносовым более 200 лет назад, актуальна и в наши дни.
Математику применяют все люди без исключения, хотя бы потому, что все считают. Считают яблоки, калории, электроны, количество нераскрытых преступлений, прочность конструкций, рекордные секунды и деньги, деньги, деньги.
Ни у кого не вызывает сомнения, что математика нужна будущим рабочим, строителям, инженерам, технологам и другим специалистам различных профессий.
Но задача математики не ограничивается только тем, чтобы научить решать определенные задачи, вычислять логарифмы или интегралы. Главная задача математики - это формирование определённой культуры мышления, повышение общего кругозора, формирование научного мировоззрения.
Математика способствует появлению нового знания о природе, обществе и человеке.
Социализация – это, прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность.
Это 30 лет назад у нас не было ни социального ни экономического, ни национального неравенства, сейчас приоритеты поменялись, что бы чего-то добиться в жизни человек должен чем-то выделиться, он должен быть чем-то умнее других, талантливее, инициативней, энергичней.
Что бы комфортно себя чувствовать в современном обществе, человек должен быть информационно культурным и грамотным, уметь пользоваться сотовым телефоном, банкоматом, компьютером и т. п., а никакая информатика без математики невозможна.
В современном обществе человек должен быть социально и экономически грамотным, что бы уметь планировать семейный бюджет, планировать свою будущую жизнь, а экономика без математики невозможна.
В этом мире все взаимосвязано. И даже ставя перед собой вполне утилитарную задачу обеспечить экономический рост, следует помнить, что для этого недостаточно, как полагали прежде, подготовить грамотных, квалифицированных, исполнительных работников. Современная экономика нуждается не просто в специалистах, но в людях энергичных и инициативных, способных принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их осуществление, в людях, для которых общественно-полезный труд является не только источником заработка, но и формой творческой самореализации.
Так постепенно складывается ситуация, при которой интересы отдельной личности и общества в целом начинают объективно совпадать.
Прошли те времена, когда человек отучившись в школе, получив профессию в училище, техникуме или в ВУЗе, мог спокойно прожить всю жизнь и пользоваться багажом знаний, полученных в начале жизни.
В современном обществе, где поток информации каждый день увеличивается в десятки раз, где ежедневно меняются технологии, каждый человек, и мы с вами, как педагоги, в первую очередь, должны быть нацелены на то, что процесс обучения должен стать непрерывным. Что бы в современном обществе чувствовать себя комфортно, учащиеся должны понимать, что для этого им придётся учиться в течении всей своей жизни.
Способность и готовность учителя XXI века дать личности возможность получения образования необходимого уровня и глубины на любом отрезке ее жизнедеятельности становится теперь одной из основных тенденций развития современного образования.
А математика воспитывает волевые качества личности, умение преодолевать трудности (не это ли так важно для детей с ОВЗ), путём овладения приёмами постановки и решения задач, развивается интеллект учащихся, формируется культура мышления, эстетическое развитие, базирующееся на способности оценить красоту научных построений и радости от приобретения новых знаний.
С другой стороны, именно эти новые знания дают мощный мотивационный заряд изучения математических дисциплин и, как следствие, повышение интереса к профессии учителя математики, поскольку математическое образование наиболее приспособлено к развитию качеств мышления, развитию теоретического мышления (сравнение, эвристика, аналогия, интуиция, анализ, синтез и т. п.) Математическое мышление отличают доминирование логической схемы рассуждений, лаконизм, четкая распределенность хода рассуждений, умение выделить главное, способность к обобщению, анализу, синтезу. Не случайно известный математик и педагог А.Я. Хинчин считал, что высокий уровень математического мышления является необходимым элементом общей культуры человека.
Математика, являясь дисциплиной естественно-научного цикла, представляет своим предметом методологию и язык других дисциплин, связи между идеализированными объектами, далеко не однозначно отражающими реальную действительность. В этом смысле место математики - особое даже среди дисциплин естественно-научного цикла.
Поэтому обучение математике и содержание математического образования как в средней, так и в высшей школе должны пересматриваться в направлении большей визуализации, наглядного моделирования и раскрытия социального статуса математики.
Продуктивность мышления и восприятия, развитие предметной речи, логическая полноценность аргументации, развитие умственных способностей могут быть реальным результатом математического образования при условии его разумной организации.
Как показать, что физика - мощный поддерживающий компонент жизнедеятельности и мировоззрения, который без знания и использования математики есть просто наблюдение и эксперимент, а психология без использования статистических методов обработки и анализа экспериментальных данных и моделирования психических процессов есть тенденция к внешней феноменологии и эмпиризму без вскрытия внутренних, сущностных механизмов психических процессов.
Преподавание любого раздела математики благотворно сказывается на умственном развитии учащихся, поскольку прививает им навыки ясного логического мышления, необходимого им в дальнейшей жизни.
Что бы сделать процесс обучения для детей с ОВЗ и детей-инвалидов более доступным, интересным и увлекательным, я стараюсь на уроках решать больше нестандартных задач, задач с бытовым, производственным содержанием, со связью с другими предметами, применять игровые моменты, написание рефератов, докладов, сочинений, сказок. Такие моменты на уроке развивают фантазию учащихся, эстетическое восприятие мира. Сочинение собственных историй -это увлекательное занятие, которое предполагает не только умение фантазировать, но и владеть грамотной русской речью, математическими понятиями. Таким образом творчество становится востребованным, что порождает состояние успеха, так необходимое для таких детей.
Урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения — это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведен без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Такие уроки требуют от учителя большого напряжения, тщательной подготовки к урокам, но результаты ее видны: повышается активность учащихся, проявляется их самостоятельность при овладении учебным материалом.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему я отбираю и совершенствую те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. Из различных форм обучения для повышения качества знаний большую роль играет активное вовлечение учащихся в учебную деятельность за счет смены и разнообразия форм общения между учителем и учащимися и между самими учащимися. Ведь именно этого общения зачастую так не хватает детям, прикованным к инвалидным коляскам и вынужденным большую часть времени находиться дома. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Для формирования социализации очень важен такой вид деятельности, как проектная. Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны. Вот несколько интересных тем таких проектов :• Как обсчитать бюджет семьи?• Сколько стоит ремонт квартиры ?• Умный покупатель.• Геометрические тела в архитектуре нашего города.
Такая работа всегда приводит к верному решению, прочному усвоению материала- и, самое главное, происходит осмысление и понимание решаемой задачи. Китайская мудрость гласит: «Я слышу- я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я усваиваю».
К каждому ученику стараюсь подходить с безграничной верой. Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником. Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке).
Таким образом, можно заключить, что процесс социализации представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта и требует создания определенных условий организации жизни ребенка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
Не владея математикой, не имея научного мировоззрения, не умея качественно и количественно что-то оценивать, применять в других сферах деятельности, жизни, невозможно в современном обществе стать успешным человеком.
Список литературы:
Ремезова Л.А. Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательном учреждении.Самара: Изд-во СГПУ, 2007.
Белозубов, А. В., Николаев, Д. Г. Система дистанционного обучения // Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007.
Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-метадический и прикладной аспекты. Сб. науч.- метод материалов / под ред. А.Ю. Белогурова и др. –М.: Издательство “Спутник+”,2014.