Коррекционно-развивающая программа для детей с задержкой психического развития 3 класс


Программа
коррекционно-развивающих занятий
в 3 «б» классе
на 2015-2016 учебный год
составлена на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта
программу составил учитель
начальных классов
Фефилова Наталия Борисовна
ГБОУ НАО «СШ п. Красное»
2015 г
Пояснительная записка
Адаптированная программа 3 класса коррекционно-развивающих занятий для специальных (коррекционных) классов, для детей с задержкой психического развития в общеобразовательных школах. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого- педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация, необходимых для успешного обучения. Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во внеурочное время. Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю)
Программа предусматривает решение следующих задач:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие
Представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
Развитие основных мыслительных операции: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; формирование умения планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно- образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция отклоняющегося поведения.
Развитие чувства сплоченности, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
Работа поставленных задач строится на основе следующих принципов:
-диагностика учащихся в начале и конце года;
-«доведение» уровня знаний до возрастных норм;
-ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка;
-познавательно-личностное развитие учащихся;
-развитие самостоятельности детей; -занимательность, наглядность, доступность;
-ориентация на соревновательность;
-связь теории с практикой
Формы проведения занятий– групповая, индивидуальная. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, тексты с хвостами и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Планируемые образовательные результаты:
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
Мотивационная основа для усвоения знаний по предмета.
Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Усвоение моральных ценностей: «дружба», «толерантность», «сопереживание».
Метапредметные результаты:
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;
Уметь работать в паре, группе;
Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;
Сформированность мотивации достижения результата;
Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;
Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Ожидаемый результат
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающихся 3 класса, имеющих низкий или ниже возрастной нормы уровень познавательных УУД.В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;- находить несколько способов решения задач;
Методы контроля
Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:
Оценка поведения ребенка родителями;
Оценка учебной деятельности педагогом;
3. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 3 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
4. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ПМПК.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
В 3 классе
В третьем классе, продолжая работу над речевыми умениями и навыками, включены упражнения по работе над текстом. Данные упражнения проходят в игровой форме.Тексты с «хвостами» о животных.
Почему и как это - тексты с «хвостами»? Очень просто. Почти у всех животных есть хвосты. А здесь собраны рассказы о животных. В текстах и предложениях тоже есть «хвосты», т.е. концовки. И эти «хвосты» перепутались или потерялись. Поэтому будет очень интересно «навести порядок» - соединить начала и концовки предложений или сочинить свои «хвостики».
Для отработки навыков осмысленного беглого чтения и развития связной речи предложена система заданий:
-расставить предложения или части текста в правильной последовательности;
-расположить рисунки по порядку;
-выборочно прочитать предложение или часть текста для ответа на вопрос;
-пересказать текст по картинкам;
-пересказать текст по опорным словам;
-составить вопросы к предложениям или к тексту;
-связать начала и концовки предложений;
-определить, какой рисунок лишний или неверный, объяснить своё мнение и составить маленький рассказ по этой картинке.
Тексты для чтения «шиворот-навыворот».
Шиворот-навыворот могут быть шубки, шапки, рубашки, носки... и даже рассказы для детского чтения. Только одежда выворачивается наизнанку случайно или по неумелости, а тексты подготовлены шиворот-навыворот специально. И сделано это для того, чтобы ребёнок читал не механически, а вдумывался в смысл прочитанного.
Представлены задания на:
-исправление смысловых ошибок в тексте и в рисунке;
-составление рассказа по серии картинок на основе незавершённого текста и опорных слов-подсказок. (Ключевые слова помещены в столбик около каждого рисунка, иллюстрирующего эпизод рассказа.)
Принцип чтения текстов с «прятками»:
-сначала надо прочитать обычный текст, а затем такой же текст, но с пропущенными в некоторых словах слогами.
Чтение предложений, включающих слова с пропущенными последними слогами, - это хорошее упражнение и для формирования навыка осмысленного чтения, и для отработки правильного употребления окончаний с целью точной связи слов в предложении.
Структура занятий:
-речевая зарядка (дыхательные упражнения, проговаривание чистоговорок, проговаривание скороговорок);
-упражнения на развитие речевых навыков и умений (работа с текстом, упражнения на повышение скорости чтения);
-упражнения на развитие когнитивной сферы учащихся;
-упражнения на развитие мелкой моторики (рисование фигур по клеточкам, штриховка)
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам)
-осознанно читать про себя;
-устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;
- различать предложения по интонации;
-озаглавливать текст;
- восстанавливать деформированный текст.
В данную программу включена работа над проектами по окружающему миру, литературному чтению, математике. Работа с литературой- научной, художественной (энциклопедии, справочники). Поиск различной информации по проектам (предметам), написание сообщений. Диагностика знаний по предметам, игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
в 3 «б» классе

п\пмесяц Тема занятия.
Развитие умений и навыков чтения (письма, счета) Развитие когнитивной сферы(память, мышление, внимание, воображение,
логика) Методики и задания
1.
2.
3. Проект «Богатства отданные людям» предмет- окружающий мир Мышление вербально- смысловое
Пространственные представления, воображение (художник, писатель, исследователь)
Посещение библиотеки, подбор материала
(сообщения),оформление презентации, защита проекта
4.
5. Предложение, текст виды предложений Память (непосредственная слуховая)
Пространственные представления
Произвольность движений Добавь слово
Составление предложений, определить вид
Составление текста
6.
7. Решение задач: цена, количество, стоимость Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей) найти вопрос- ответ
Подчеркни главное в тексте, заполни таблицу, реши задачу, проверь по плану
8.
9. Проект «Сочиняем волшебную сказку» предмет- литературное чтение Память опосредованная
Мышление логическое
Посещение библиотеки, подбор материала
(сообщения),оформление, рисунок, защита проекта
10.
11. Придумай продолжение рассказа по ключевым словам и картинкам «Про хвосты», многократное чтение Мышление вербально- смысловое
Пространственные представления, воображение
Подбери слова
Закончи рисунки
.12.
13. Работа над текстом с «хвостом»-«Волчиха», выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Память (непосредственная слуховая)
Пространственные представления
Произвольность движений Добавь слово
Раскрась фигуру
14.
15. Работа над текстом с «хвостом» «За грибами», чтение перевернутого текста Внутренний план действия
Произвольность движений Муха
Бери осторожно
16 Решение задач: Масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей) найти вопрос- ответ
Подчеркни главное в тексте, заполни таблицу, реши задачу, проверь по плану
17.
18.
19. Проект «Мой парк» Мышление вербально- смысловое
Пространственные представления, воображение (какие бывают парки, их значение), моторика
Экскурсия, работа с природным материалом,
оформление презентации, защита проекта
20.
21.
23. Проект первый снег чтение октябрь Мышление, память, ассоциации
Воображение Подбор произведений о зиме, загадки, рисунок, музыкальные произведения
24. Работа с нитками – Гобелен октябрь Моторика
Мышление
Память (установление закономерностей) Работа с нитками, картоном
25. Решение математических задач (См2 ,дм2) Мышление (аналогии)
Внутренний план действия
Назови четвертое слово
Алгоритм решения заданий
26. Части речи, состав слова Мышление (логическое), память
Произвольность, умение работать с таблицами, схемами Разложи слова по группам, разбери слова по схемам
27.
28. Составление текста по сюжетному рисунку Внутренний план действия
Мышление (сравнение) Алгоритм составления текста, выдели главное(передний план..)
29. Таблица умножения: решение примеров и задач на умножение, деление Ориентировка на заданную систему требований, контроль своих действий, память Работа с таблицей, решение задач и примеров, найди ответ, реши.
30. Геометрический материал находим периметр, площадь Ориентировка на заданную систему требований, контроль своих действий, память Начерти фигуру, найди заданное, проверь
31.
32.
Сочинение по картине Память зрительная
Мышление (вербально - смысловое)
Пространственные представления Индивидуальная работа по картине, составление плана, выдели главное, напиши, проверь
33.
34. Проект «Математическая сказка» Ориентировка на заданную систему требований, Память зрительная, Мышление логическое Математические знаки, сюжет, рисунок
35.
36.
Работа над текстом с «хвостом» «Умная галка», чтение в темпе скороговорки Память опосредованная
Мышление логическое
Произвольность движений
Запомни фигуры
Логический квадрат
Обведи точно
37. Сообщение о писателе
И.А. КрыловеПоиск информации, Мышление вербально- понятийное
Мышление вербально- смысловое
Слуховое восприятие Посещение библиотеки, знакомство с творчеством писателя, выставка книг
38.
39. Работа над текстом с «прятками» «Встреча», выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Мышление (словесно – логическое)
Внутренний план действия
Произвольность движений (помехоустойчивость) Выбери главное
Совмести фигуры
Знай свой темп
40. Сообщение – музыкальные инструменты Память зрительная
Мышление (вербально - смысловое)
Пространственные представления Презентация о инструментах, поиск информации о инструментах, музыкальное сопровождение
41.
42. Обобщение знаний о падежах Мышление (сравнение)
Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов)
Воображение Работа по таблице «Определи падеж», текст, индивидуальные тесты
43.
44. Проект «Школа кулинаров» Воображение
Мышление
Память Поиск рецептов национальной кухни, составление книжки с рецептами, приготовление блюд
46 Работа над текстом с «прятками» «Зоопарк», Память (опосредованная)
Мышление Объедини по смыслу
Найди фигуры
47. Методика "Четвертый лишний" Найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее ,логической и механической памяти методом запоминания Методика "Четвертый лишний"
48.
49. Диагностика развития речи "Расставь точки". Фиксируется скорость нахождения и продуктивность ассоциаций Диагностика развития речи Инструкция: "Расставь точки".
50. Методика "Домик" Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. Методика "Домик" как можно точнее срисовать изображение домика
51. Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения Операции сравнения, концентрации внимания, кругозор, расширение словарного запаса «Бывает - не бывает» «Обобщение», Загадки»
52. Диагностика познавательных и регулятивных УУД Развитие наглядно-образного мышления и пространственного восприятия Коррекция математического аспекта Логические закономерности Индивидуальные бланки с заданиями
53. Работа над текстом с «хвостом» «Друзья», чтение Пространственные представления
Мышление вербально - смысловое
Память (непосредственная зрительная) Учись уменьшать и увеличивать
Объедини пословицы
Запомни и нарисуй
54. Работа над текстом с «хвостом» «Медведь», чтение Мышление (установление закономерностей)
Мышление (сравнение)
Внутренний план действий Найди «девятый»
Найди одинаковые..
55.
56. Проект « Кто нас защищает» представления
Мышление Память (непосредственная зрительная) Сбор информации. Презентация, защита проекта
57. Работа над текстом с «хвостом» «Хитрая рыба», чтение перевернутого текста Внутренний план действия
Произвольность движений Муха
Бери осторожно
58. Упражнение «Конкретизация понятий». Назвать предметы и явления (более широкие понятия) Категории: имена, животные, обувь и т.д.
59.
60. Задание «Продолжи логический ряд» Развитие невербального мышления Продолжи логический ряд
61. Диагностика по русскому языку Сделать определенное умозаключение (память, мышление, внимание, логика) Индивидуальные бланки с заданиями
63.
64. Проект « Экономика родного края» изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое) Изучить экономические аспекты округа( цены, товар, добыча, продажа).
65. Художественные и научные описания Мышление (логическое)
Внимание (устойчивость)
Чувство времени
Мышление (синтез)
Внимание (переключение) Примеры различных по написанию текстов
66.
67.
68. Составление научного (художественного) текста- описание растения Ориентировка на заданную систему требований, контроль своих действий Сбор информации о растении округа, написание текста, докажи научность
69. Задание «Установи закономерность» Математическая закономерность в графической форме логика Продолжи ряд рисунков
70. Задание «Исключи лишнее Внимание, память, логическое мышление Ряд слов, исключи лишнее
71.
72. Методика "Изучение скорости мышления образовать как можно больше существительных единственного числа, уровень мышления набор слов с пропущенными буквами, секундомер
73. Задание «Подбери пару» Внимание, мышление, память Карточки с словами
74. Задание «Поиск ошибок в тексте» Внимание, логическое мышление, построение предложений Тексты с заданиями
75.
76. 77.
Проект «Музей путешествий» Ориентировка на заданную систему требований, контроль своих действий
изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия Сбор информации. Презентация, защита проекта
78. 79.
Проект «Водный транспорт»
(конструирование) Воображение, память
Ориентировка на заданную систему требований, контроль своих действий
изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия Презентация о водном транспорте, трафареты, конструирование, защита
80.
81.
82. Проект « Праздник поэзии » Мышление (обобщение)
Воображение
Внутренний план действия, работа с книгой Посещение библиотеки, сбор информации о писателях, произведениях, сообщения, защита
84 Задание точки Развитие визуальной памяти Запомнить расположение точек и воспроизвести
85.
Упражнение «Графический диктант» Воспроизвести узор по клеткам Инструкция на доске
86.
87 Упражнение «Перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку» придумать историю, которая свела бы слова вместе запоминание
88.
Оригами Оперирование образами, опора на представление, моторика Выполнение фигуры из бумаги
89.
90. Составление пригласительного письма Устанавливать логические ассоциации(подбор слов) Примеры пригласительных открыток, составление текста соответственно тематике
91.
92. Времена глаголов Мышление (аналогии)
Внутренний план действия, алгоритм определения времени Индивидуальные тесты
93.
94. Деформированный текст коррекция звукопроизношения, формирование плавного длительного выдоха, развитие зрительной произвольной памяти, развитие зрительно-двигательных координаций, развитие слуховых ощущений, пополнение словарного запаса детей. Найди пары рисунков, дыхательная гимнастика, кто изображен на рисунке
95.
96. Работа над текстом с «прятками» «Леша и Барбос» Мышление (ассоциативное)
Мышление (обобщение)
Воображение Свяжи слова
Четвертый лишний
Закончи рисунок
97.
98. Работа над текстом с «хвостом»- «Олениха», чтение в темпе скороговорки Мышление (аналогии)
Внутренний план действия
Произвольность движений Назови четвертое слово
Муха
Запретное движение
99. 101 вопрос с подвохом развитие логических связей Найди рядом слово
Одинаковое, разное
100
101. Создание сборника «Добрых советов» Операции сравнения, концентрации внимания, кругозор, расширение словарного запаса Подбор литературы о человеческих качествах (добро, зло, неряха, драчун и т.д.)
Выделение главного, составление сборника, рисунок, защита
102.
103.104.
105. Проект «Кукольный театр» Моторика, кругозор, расширение словарного запаса, воображение, план действия, зрительно-двигательных координаций Работа совместно с родителями (делаем куклы из ткани, бумаги, ниток, клеим)
106.
107.
108.
109. Диагностика уровня знаний по программе за 3 класс оценивание элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующими между некоторыми объектами этого мира: животными. рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Индивидуальные бланки с заданиями

Интернет ресурсы:
1.http://www.moi-sat.ru
2.http://moi-universitet.ru
3.http://pandia.ru
4.http://do.arkh-edu.ru
5.http://best-session.ru/korrekcionno-razvivayushee-obuchenie/index-14.html
6.http://litirus.ru/psihologiya/osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-detey-z-zpr.html
7.http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/10/07_ПрАООП_ЗПР_11.10.2015.pdf
8.http://www.proshkolu.ru/
9.http://www.zavuch.ru
10.http://gigabaza.ru
Список литературы:
1.Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР[Текст] / Л. Н. Блинова. – М., 2002.
2.Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефекторлога [Текст] – М., 2005.
3.Ульенкова, У. В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова, Т. Н. Князева
4.Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., 2003.
5.Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 1991. - № 2.
6.Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.