«Коррекционно-развивающая среда как условие повышения уровня познавательного развития детей с интеллектуальными нарушениями».


«Коррекционно-развивающая среда как условие повышения уровня познавательного развития детей с интеллектуальными нарушениями».
Учитель: Коломейцева Т.Е.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы впрямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд ввысшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Главная сложность состоит в том, чтобы построить коррекционно-развивающую среду с учетом особенностей восприятия мира ребенком.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в школьном учреждении — правильная организация коррекционно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей класса. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование.
Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. В школе ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая предметная среда — это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей класса в соответствии с их потребностями и интересами. Коррекционно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Организация жизнедеятельности детей с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от того, насколько целесообразно создана коррекционно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Коррекционно-развивающая среда в специальных школьных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с интеллектуальными нарушениями.
На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребёнка, успешной социализации в обществе. Интегративным результатом реализации федеральных государственных образовательных стандартов является создание коррекционно-развивающей среды. При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников и новыми стандартами ФГОС, индивидуальными и возрастными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач основного общеобразовательного образования необходимо обеспечить интегративный подход и к организации коррекционно-развивающей среды. Интеграция коррекционно-развивающей среды обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных направлений, содержания школьного образования, обеспечивающая целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребёнка в образовательном процессе. Тщательно продуманная коррекционно-развивающая среда пробуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство класса. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы при реализации вариативной части программы коррекционно-развивающая среда должна отражать наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.
Организуя коррекционно-развивающую среду, необходимо руководствоваться следующими принципами:
- доступность
- системность
- здоровьесбережение- мобильность
- вариативность
- эстетичность
Коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми.