Доклад по физике на тему Решение вопросов здоровьесбережения при изучении физики


Решение
вопросов здоровьесбережения при изучении физики
Хорошее здоровье, ощущение полноты,
неистощимости физических сил – важнейший источник
жизнерадостного мировосприятия, оптимизма,
готовности преодолеть любые трудности.                           
       В.А. Сухомлинский.

Здоровье человека является актуальной для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной задачей для всех поколений. Дети, начиная с пятилетнего возраста, с момента обучения в классах предшкольной подготовки и до 17,18 летнего возраста находятся в школе и этот период совпадает с периодом роста, развития, процесса формирования состояния здоровья всей дальнейшей жизни.
На состояние здоровья детей в школе влияют многие факторы:
стрессовая тактика ведения урока; несоответствие методик и технологий обучения с запросами учащихся; нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса; несоответствие требований родителей в вопросах сохранения здоровья детей; интенсификация учебного процесса; отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы, например учителя физической культуры, медицинские работники. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается в процессе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому каждому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
   Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Сегодня педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.  Поэтому  одной из важнейших задач  современной школы является сохранение здоровья детей. Учитель должен постоянно об этом помнить, он должен так же заботиться о состоянии психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.  
Поэтому педагогам,  необходимо применение  здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности здорового образа жизни.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. В школе физика  рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять  здоровье  учащихся.      Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет очень важное  значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие.  Физика изучается в среднем и старшем звене, с 7 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться некоторые различные хронические и «приобретенные» заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов физика занимает третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности физика в 9 классе, например, имеет самый высокий рейтинг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем физики постоянно стоит задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу,  их активность на протяжении всего урока, в то же время надо  учитывать уровень   усталости детей, стараться  не причинить вред здоровью. Включение в процесс уроков физики 7-11 классов элементов   здоровьесберегающих  технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.
Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или родители, он сам испытывает недомогание, а дети самостоятельно должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и насколько это так важно для будущего любого человека.
Как и многие учителя, я владею приемами, направленными на поддержание здоровья учащихся (проведение сквозного проветривания, гимнастики для глаз, физминуток во время урока, индивидуального темпа работы). Считаю, что роль физики в сохранении и укреплении здоровья учащихся значительна.
На уроках физики применяю дифференциацию и индивидуализацию обучения; также игровые моменты, работу в парах, группах. Часто включаю задания здоровьесберегающего характера. Например, вопросы, связанные с физикой человека, что позволяет учащимся лучше узнать самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.
Здоровьесберегающие технологии в обучении физики – проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские технологии. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение новых путей решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, использование образов, идей. Без всего этого нет творчества, интереса и хорошего  самочувствия, а также желания учиться.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок физики исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. На начальном этапе обучения физике это могут быть игровые задания для обобщения знаний (эссе, физические сказки, кроссворды, викторины, задачи-загадки и т.д.).
Применение здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету. Например, при изучении темы «Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений» рассматриваем меры безопасности при работе со стеклянной посудой, осуществляем простейшие физиологические измерения (вес, рост, частота пульса). При изучении темы «Инерция» - изучаем процесс перехода улицы на перекрестке, правильность приземления во время прыжков, правила безопасного спуска на лыжах с гор. При изучении темы «Масса тела. Вес тела» учу измерять массу тела и вес тела. Путем рассуждений учащиеся приходят к выводу что ожирение – угроза здоровью.
При изучении вопроса о влиянии музыки на самочувствие человека рассматриваю влияние тональности и громкости музыкальных произведений на его психическое и физическое состояние. Учащиеся задумываются о том, что жалобы соседей на громкую музыку бывают обоснованными. В содержательную часть урока включаю вопросы, связанные с анатомией человека, с принципами работы органов и систем, со здоровьем и здоровым образом жизни. Например, определение объема легких курящего и некурящего человека, определение сопротивления тканей тела человека постоянному и переменному току.
Для учащихся при изучении темы «Электромагнитные волны» интересны вопросы влияния компьютера и телефонов на здоровье человека. Это тема важна и для родителей, поэтому привожу правила работы, время безопасного пользования этими приборами, говорю о влиянии компьютеров на тазовые органы, органы пищеварения, опорно - двигательный аппарат, зрение, кисти рук. Много познавательного и развивающего материала применяется при изучении тем по вопросам охраны окружающей среды, освоения космического пространства, использованию тепловых двигателей.
Практически почти при изучении каждой темы можно использовать здоровьесберегающий аспект.
Для старших классов использую задания фантастического или детективного содержания, также задания, активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического механизма, прибора, закона или явления. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление. Интересно составление кластеров, при создании которых воспитывается чувство ответственности, творчество, раскрытие личностных качеств.
В современных условиях гигиеническое обучение и воспитание учащихся приобретает важную роль в деле сохранения здоровья подрастающего поколения, однако оно проводится школах не регулярно и, как правило, лишь на уроках биологии. Между тем проблема гигиенического воспитания учащихся должна решаться комплексно, при изучении практически всех школьных предметов, в том числе и физики. Преподавая эту науку,  рассматриваю влияние многих физических параметров окружающей среды (силы тока, напряжения, влажности, температуры и др.) на организм человека, даю ученикам представление  о том, что существуют критические значения этих параметров, превышение которых вредно для здоровья и даже опасно для жизни. Гигиенический аспект физических знаний способствует повышению интереса учащихся к физике, помогает им овладеть важными практическими умениями и навыками, необходимыми в жизни и трудовой деятельности. Вот несколько примеров гигиенических сведений, с которыми  знакомлю учащихся на уроках физики.
При изучении свойств твердых, жидких и газообразных тел, одновременно с рассмотрением молекулярного строения и физических характеристик воды (текучести, малой сжимаемости, передачи давления по всем направлениям и др.),  знакомлю учеников с физическими методами очистки питьевой воды (использовании с этой целью отстойников, фильтров ), устройством водопровода и качестве воды в нем, рациональном использовании водных ресурсов,  а также о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде, подчеркнув необходимость выполнения гигиенических правил при употреблении воды из природных источников в походах, на экскурсиях на природе, а также в загородних лагерях. Они должны знать, что использование воды для питья из открытых водоемов опасно, особенно в весенний и летний периоды, когда на полях применяются удобрения и ядохимикаты, попадающие через грунтовые воды в источники. Каждому школьнику необходимо осознать, что пить некипяченую воду нельзя.
Темы о теплопередаче, процессах нагревания и перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое дополняю сведениями о возможности переохлаждения,  перегревания организма человека в зимнее или летнее время года в районах резко континентального климата, о роли закаливания, физических свойствах одежды, ее гигиенически правильном использовании, о «микроклимате» классных комнат, жилых помещений (температуре, влажности), необходимости соблюдения гигиенических норм физических параметров и способах поддержания нормальных условий в них.
При знакомстве с темой о взаимных превращениях жидкостей и газов, о
свойствах паров, следует подчеркиваю важность с гигиенической точки
зрения поддержания норм влажности воздуха в помещении, говорю о
том, что избыток или недостаток паров воды в воздухе приводит к
плохому самочувствию человека, заболеваниям органов дыхания.
Изучение физических основ работы тепловых двигателей сопровождается выяснением того вреда окружающей природа, людям, который обусловлен загрязнением воздуха выхлопными газами автотранспорта, а также рассмотрением всех возможных мер, снижающих его негативное воздействие. По этой теме учащиеся готовят презентации, сами анализируют проблему, предлагают решение. С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Используем таблицы, графики, чертежи. Для этого я использую обычную классную и интерактивную доски проектор либо при объяснении нового материала, либо при закреплении пройденного материала, либо при проверке знаний.
Любой стандартный хорошо продуманный урок по физике, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье надо подразумевать здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь: полноценно преподнести учебную программу; сформировать у учащихся интерес к своему предмету; установить с учащимися доверительные, партнерские отношения; продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.