Описание опыта педагогической деятельности «Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 имени А.А.АбрамоваНовоургальского городского поселения
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
Описание опыта педагогической деятельности
«Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Батеева Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11
п. Новый Ургал Верхнебуреинского района
2015 г.
Названия основных разделов:
1. Актуальность и перспективность опыта. с. 4
2. Главная идея опыта и его теоретическое обоснование. с. 5-9
3.  Технология реализации идеи.
3.1. Изучение актуального состояния сформированности
познавательных универсальных учебных действий
младших школьников с. 9-10
3.2. Содержание, формы и методика работы по формированию познавательных универсальных учебных действий
у младших школьников. с. 10-17
3.3. Результаты контрольного эксперимента по формированию познавательных универсальных учебных действий. с. 17-19
4. Результативность опыта. Достижения и результаты учащихся. с. 19-20
Список литературы
1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -- 104 с.
2. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
3. Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2020" [Текст] / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2008. № 1. - С. 32-64.
4. Ковалева, Г. С/ Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ /Г. С. Ковалева [и др.]. - /www. standart. edu. ru/.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. – 180 с.
6. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
7. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 321 с.
8. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.
9. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.
10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. – 194 с.
11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения.)
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 251 с.
13. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г, А Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. – 156 с.
1.Актуальность и перспективность опыта . Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Актуальность темы связана с постепенным введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где требования предъявляются к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в Стандарте. В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
С учётом результативности работы и изучения научно-педагогических публикаций по данной теме, выявила противоречие между высоким уровнем значимости познавательной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности навыков младших школьников, а соответственно и обучающихся на других ступенях обучения, что и стало условием возникновения и становления данного опыта.
Цель работы – создать условия по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Задачи работы:
1.Раскрыть сущность понятия познавательные универсальные учебные действия.
2. Подобрать и разработать такие методы обучения, которые бы позволили развивать познавательную активность ребят с разным уровнем мотивации.
Данный опыт актуален по ряду причин:
Опыт позволяет на высоком уровне осуществлять начальное образование в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.
Опыт подтверждён диагностическими наблюдениями школы.
Исследование помогает организовать познавательную деятельность согласно ведущим концептуальным задачам курса начального образования
Опыт имеет широкую область применения, может использоваться практически в любом из учебно-методических комплексов.
Таким образом, тема «Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» является на сегодняшний день актуальной.
В связи с этим, по моему мнению, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных способностей.
2.Главная идея опыта и его теоретическое обоснование.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать "качество" каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логическими универсальными действиями являются:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения учебных задач;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
3.Технология реализации идеи
3.1 Изучение актуального состояния сформированности познавательных универсальных учебных действий младших
школьников
Теоретические основы проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, позволяют говорить о необходимости создания специальных условий, способствующих ее разрешению.
Исследование состояло из трех этапов:
1 этап – констатирующий эксперимент - диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий;
2 этап – формирующий эксперимент – формирование познавательных универсальных учебных действий;
3 этап – контрольный эксперимент – повторная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Целью констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования является определение сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся (26 учеников).
Для выявления исходного состояния уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся я использовала следующие методики. Приложение 1
1.Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952).
Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества.
Оцениваемые УУД: логические универсальные действия.
2.Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
3.Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.
4. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)
Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.
Оцениваемые УУД: универсальное познавательное действие общего приема решения задач; логические действия.
5. Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной)
Цель: методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования).
Результаты пакета диагностик констатирующего этапа
Уровень №1 №2 №3 №4 №5
высокий 3 4 4 5 4
средний 15 16 15 14 16
низкий 8 6 7 7 6
3.2 Содержание, формы и методика работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся.
Целью формирующего эксперимента стало формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края.
С 2002 по 2015 года я работала по системе развивающего обучения           Л.В. Занкова, где развитие, обучение и воспитание направлено главным образом на формирование способов умственных действий, через развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, которые составляют основу познавательных универсальных учебных действий.
Именно эти качества способствуют осознанной реализации интеллектуальных и творческих задач развития ребёнка.
Основной целью учебной деятельности в развивающем обучении является формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому обучение ориентировано главным образом на усвоение научных понятий. Без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна. Познавательные процессы развиваются в деятельности и сами представляют собой виды деятельности.
Педагогические условия для формирования познавательных УУД:
1. "Слитность" познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо все время использовать "эмоциональную поддержку".
2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка ("я уже что-то об этом знаю"), стремление к самостоятельной деятельности ("хочу сам"), желание рассуждать ("я думаю, что...") играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.
3. Необходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.
В данном исследовании мной был разработан комплекс занятий, который включал в себя 4 блока и предполагал теоретические занятия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
На первом этапе "Самоопределение в деятельности" организовывалось стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа являлось самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно - значимой цели деятельности.
На втором этапе "Учебно-познавательной деятельности" организовывалось освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имел содержательные блоки, каждый из которых включал определенный объем учебной информации и являлся лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определялось мной с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представлял цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включал:
-на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне "знания" - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
- на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне "понимания";
- на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне "умения";
- на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствовало заданию на "умение", но его цель - установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на "знание", "понимание", "умение" формулировались с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создавало условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствовали метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служило основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являлись приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе "Интеллектуально-преобразовательной деятельности" для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирали уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и организовывались самостоятельно для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включала: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа являлось выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе "Рефлексивной деятельности" соотносился полученный результат с поставленной целью и проводился самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом являлось умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивала условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Систематизированы для использования основные принципы активизации познавательной деятельности, методы, приёмы работы по развитию познавательных универсальных учебных действий :Принцип поиска
Знания детям не даются в готовом виде (в виде образцов, правил, алгоритмов). Поиск способа решения новой задачи является мотивационным ядром учебной деятельности, основой желания и умения учиться.
Принцип постановки учебной задачи
Необходимость поиска способа решения новой задачи не диктуется требованиями учителя, учебника. Она мотивирована для детей внутренней логикой содержания обучения. Когда ученики обнаруживают, что задача не может быть решена теми способами, которыми они уже владеют, они заявляют о необходимости поиска новых способов действия.
Новый способ действия, который будет открыт классом под руководством учителя, не возникает для детей случайно; каждое следующее понятие с необходимостью вытекает из предыдущего.
Принцип содержательного обобщения
Учитель направляет поисковые действия детей (их пробы, мнения, предложения, вопросы) не на внешние свойства вещей, а на общий принцип их строения. Суждение ученика, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Принцип моделирования
Отношение, которое дети обнаруживают, нуждается в особом, модельном способе презентации. При этом не всякое изображение можно назвать учебной моделью, а лишь такое, которое отображает внутренние особенности объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель, выступая как продукт мыслительного анализа, затем сама может стать особым средством мыслительной деятельности человека.
Принцип движения от общего к частному
Обучающиеся конкретизируют ранее найденный общий способ, тем самым конкретизируют и соответствующее ему понятие.
Принцип соответствия содержания и формы
Для того чтобы дети смогли через собственные поисковые действия открыть новый способ действия, необходимы особые формы организации совместной учебной деятельности класса и учителя. Основой этой организации является общеклассная дискуссия, в которой каждое высказанное предложение оценивается остальными участниками обсуждения. У школьников складывается способность к самоконтролю и самооценке как к базисным компонентам умения учиться.
Эффективными средствами развития познавательных универсальных действий на уроке являются:
- учебно - игровая деятельность;
- дидактические игры;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- групповая работа;
- проблемное обучение;
- использование ИКТ,
- использование современных образовательных технологий.
Повысить у учащихся познавательный интерес мне помогают нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок - КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. 
Приложение 2 (урок – путешествия)
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.
Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение.
Работая по развивающей системе Л.В.Занкова я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал:
« Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.    
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование информационно - коммуникационных технологий
Одним из условий формирования познавательных УУД считаю применение информационно – коммуникационных технологий, которые занимают в моей работе важное место: создание слайдовых презентаций, использование ресурсов Интернета, диски учебного назначения, компьютерное тестирование в различных формах, использование интерактивной доски. Применение на уроках цифровых образовательных ресурсов и наглядных пособий, создание собственных презентаций учебного материала по различным предметам и темам, стали нормой моей работы. Повышаю учебную мотивацию учащихся использованием на уроке интерактивной школьной доски. Участие в таком уроке повышает интерес к предмету у самых "средних" учеников, которые иногда в современной технике разбираются лучше других учеников. Разработала методику по применению учебных презентаций с помощью инструментов интерактивной доски. В 2008 году я делилась опытом работы на районном семинаре-практикуме. В 2010 году выступала на РМО по теме самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий на начальном этапе обучения школьников»
Организовываю урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Это даёт возможность выбора различных методов обучения и воспитания. Так на уроках русского языка применяю методику Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», основанную на принципах:
принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка;
принцип действенного подхода к обучению;
принцип обоснованого ответа;
принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся;
Готовясь к урокам литературного чтения, дети находят дополнительный материал о поэтах, писателях. На уроках веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. На различных уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. Побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки. Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной литературой
Со второго класса все учащихся завели портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательную активность. Приложение №3
С 2012-2015гг. в рамках школьного компонента реализовывала программу факультативного курса «Занимательная математика». Это комплекс упражнений, заданий, игр, тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты. В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач: по содержанию и по сложности.
С 2011 учебного года внедряю в свою работу новую программу «Я – исследователь»
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности;
Анализ результатов показал, что в процессе обучения наблюдаются позитивные изменения в деятельности учащихся:
- устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения;
- проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в реализации собственных потребностей;
- успешно осваивается более сложный учебный материал;
- в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения;
- проявляется желание планировать свою деятельность и осуществлять само и взаимоконтроль;
2.3 Результаты контрольного эксперимента по формированию познавательных универсальных учебных действий
Для выявления динамики сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся я использовала те же методики что и на констатирующем этапе.
Методика 1. Построение числового эквивалента или взаимно однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска).
Результаты констатирующего и контрольного этапа можно проследить на диаграмме.

Методика 2. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)

3.Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

4. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

5. Методика «Нахождение схем к задачам»

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента:
Уровень №1 №2 №3 №4 №5
Этап исследоКонст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр.
высокий 3 6 4 5 4 7 5 7 4 6
средний 15 18 16 18 15 16 14 16 16 18
низкий 8 2 6 3 7 3 7 3 6 2
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Как показали результаты моего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации у 15% (4) детей познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне, у 58% (15) детей на среднем уровне и у 30% (7) детей на низком уровне.
На контрольном этапе высокий уровень был выявлен у 23% (6) детей, средний у 65% (17) детей, низкий у 12% (3) детей. В результате работы на формирующем этапе показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников значительно улучшились на контрольном этапе.
5. Результативность опыта. Достижения и результаты учащихся.
Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности. Показателем применяемых методов и технологий является:
средний балл по русскому языку -4,0, качество знаний 76%,
по литературе -4,5, качество знаний 97%.
по математике-4,0, качество знаний 77%,
по окружающему миру 4,4, качество знаний 89%, что превышают краевые значения на 0,2-0,3 балла. Обучающиеся подтверждают свои результаты при переходе в среднее звено.
Учащиеся моего класса принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных марафонах различного уровня.
В 2012 г.- 5 победителей во Всероссийской конкурс-игре по математике «Слон»., 1 победитель и 2 призёра во Всероссийской дистанционной олимпиаде по литературному чтению.
В 2012-2013гг.- 8 победителей и 2 призёра во Всероссийской дистанционной викторине «Русский играючи», 5 победителей во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Что нас окружает»; 4 победителя и 5 призёров в дистанционной олимпиаде «Юный математик».
В 2013-2014гг. - 3 победителя в дистанционной олимпиаде по русскому языку; 8 победителей в дистанционной олимпиаде по литературному чтению; 2 победителя в дистанционной олимпиаде по математике; 1 победитель и 3 лауреата в международном чемпионате знаний «Вундеркинд»; 3 место в районном конкурсе детского творчества, посвященном 365 годовщине образования пожарной охраны России; 1 победитель в конкурсе детского творчества «Ёлочка», проводимого в рамках Всероссийской операции «Ель»
В 2014-2015гг. - 2 победителя в районной олимпиаде по литературному чтению; 1 победитель в районной олимпиаде по математике; 1 победитель в районной олимпиаде по русскому языку; 1 призёр в районной олимпиаде по окружающему миру, 2 победителя 1 тура XIII Всероссийского марафона учеников-занковцев, 1 победитель 2 тура XIII Всероссийского марафона учеников-занковцев, 1 призёр краевой выставки «Действующие модели роботов», активные участники сетевых учебных проектов «Лукоморье есть на карте» и «Парк чудес», проводимых на сайте ХКИРО.
Ежегодно обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт через открытые уроки, мастер - классы, персональный сайт http://o-bateeva.narod2.ru/, выступления на районных семинарах, практикумах, конференциях.
Приложения
Приложение№1 Методики диагностики познавательных универсальных учебных действий.
Приложение №2 Конспекты уроков.
Приложение №3 Портфолио ученика

Приложение№1
Методики диагностики познавательных УУД
Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952).
Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества.
Оцениваемые УУД: логические универсальные действия.
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Материалы: 12 красных и 12 синих фишек
Методика проведения: 7 красных фишек выстраивают в один ряд ( на расстоянии 2 сантиметров друг от друга).
Пункт 1.
Испытуемого просят положить столько же (такое же количество, ровно столько) синих фишек (или яиц), сколько красных (или подставочек для яиц)- не больше и не меньше. Ребенку позволяют свободно манипулировать с фишками, пока он не объявит, что окончил работу. Затем психолог спрашивает: «Что у тебя получилось? Здесь столько же синих фишек, сколько красных? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить еще кому-нибудь? Почему ты думаешь, что фишек поровну?» К следующему пункту приступают после того, как ребенок установит правильное взаимно-однозначное соответствие элементов в двух рядах. Если это ребенку не удается, психолог сам устанавливает фишки во взаимно-однозначном соответствии и спрашивает у испытуемого, поровну ли фишек в рядах. Можно в качестве исходного момента задачи использовать и неравное количество элементов, если на этом настаивает ребенок.
Пункт 2.
Испытуемого просят сдвинуть красные фишки (или подставки для яиц) друг с другом так, чтобы между ними не было промежутков (если необходимо, психолог сам это делает), затем ребенка спрашивают: « А теперь поровну красных и синих фишек (подставочек для яиц)? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить?». Если испытуемый говорит, что теперь не поровну, его спрашивают: «Что надо делать, чтобы снова стало поровну?» Если испытуемый не отвечает, психолог задает такой вопрос: «Нужно ли нам добавлять сюда несколько фишек (указывает на ряд, где, по мнению испытуемого, фишек меньше)?» Или задается такой вопрос: «Может быть, мы должны убрать несколько фишек отсюда (указывая на ряд, где, по мнению ребенка, их больше)?»
Для того, чтобы оценить уверенность ответов ребенка, психолог предлагает контраргумент в виде вымышленного диалога: « А знаешь, один мальчик мне сказал… (далее повторяются слова испытуемого), а другой не согласился с ним и сказал…». Если ребенок не меняет своего ответа, психолог может пойти еще дальше: «Этот мальчик сказал, что фишек поровну, потому что их не прибавляли и не убавляли. Но другой мальчик сказал мне, что здесь их больше, потому что этот ряд длиннее… А ты как думаешь? Кто из них прав?». Если испытуемый меняет свои первоначальные ответы, несколько подпунктов задачи повторяются. ( В этой и других задачах на сохранение количества используются одни и те же контраргументы, поэтому мы их специально не описываем).
Критерии оценивания:
умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие
сохранение дискретного множества.
Уровни сформированности логических действий:
Отсутствует умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие. Отсутствует сохранение (после изменения пространственного расположения фишек ребенок отказывается признать равенство множеств фишек различных цветов).
Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия. Нет сохранения дискретного множества.
Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия. Есть сохранение дискретного множества, основанное на принципе простой обратимости, компенсации или признании того, что мы «ничего не прибавляли и не убавляли».
2. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и назвать их.
Скажи, сколько слов в предложении ?Назови первое слово, второе …
Предлагаются предложения:
Маша и Юра пошли в лес.
Таня и Петя играют в мяч.
Критерии оценивания:
Ориентация на речевую действительность
Уровни развития знаково-символических действий:
Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.
Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.
3. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.
Форма: индивидуальная или групповая работа с детьми.
Ситуация оценивания: ребенку предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.
Критерии оценивания:
количество допущенных при кодировании ошибок;
число дополненных знаками объектов.
Уровни сформированности действия замещения:
Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована.
Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.
Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно.
4.Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака)
Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели.
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий.
Форма и ситуация оценивания: групповая и индивидуальная форма.
Для диагностики поискового планирования можно использовать тип задач, в которых для достижения результата требуется выполнить ряд действий. В этом случае можно будет различить уровни развития планирования у детей в зависимости от того, какое количество действий (до выполнения) способен наметить ребенок.
К такому типу относятся задачи «слон—ладья». Смысл их заключается в том, чтобы некоторое расположение объектов преобразовать в другое за определенное количество действий по определенным правилам.
Например, расположение цифр в квадрате «А» нужно преобразовать в расположение тех же цифр, указанное в квадрате «Б» за два действия по следующему правилу: любая цифра за одно действие может переместиться прямо или наискось только в соседнюю свободную клетку:

В данной задаче первое действие состоит в перемещении по прямой (ходом шахматной фигуры «ладья») цифры «1», а второе действие связано с перемещением в соседнюю свободную клетку наискось (ходом шахматной фигуры «слон») цифры «2».Усложнение условий планирования при решении таких задач связано как с увеличении числа требуемых операций, так и с возрастанием числа клеток и числа перемещающихся объектов.
Групповое диагностическое исследование для определения различий в планировании у младших школьников строится следующим образом.
Учитель, проводящий диагностическое занятие, приходит в класс с комплектом бланков и с чистыми листами бумаги для записи решения задач: на этих листах каждый ребенок пишет свою фамилию и ставит дату проведения занятия.
Пока дети подписывают чистые листы, психолог чертит на классной доске два четырехклеточных квадрата:

Детям говорится: «Сегодня мы будем решать интересные задачи. Посмотрите на эти два квадрата. Каждая клетка в квадрате имеет свое название, которое состоит из буквы и цифры. Эта клетка (следует указать нижнюю левую клетку) называется А1, а эта клетка (указывается правая нижняя) называется Б1, а эти две клетки (верхние две клетки квадрата) называются А2 и Б2».
«Теперь решим такую интересную задачу. Сначала три фигурки — круг, треугольник и ромб — были в таких клетках», — психолог рисует указанные фигурки:

«А потом фигурки поменяли свои места и оказались в других клетках», — психолог рисует фигурки в правом квадрате:

«Нам нужно угадать, узнать, какие два действия, два перемещения сделали фигурки, чтобы попасть в другие клетки. Чтобы решить эту задачу, нужно знать правило: любая фигурка может перемещаться только в свободную соседнюю клетку прямо или наискось. Кто скажет, какое было первое перемещение, какая фигурка первая передвинулась в свободную клетку?... Правильно, первое действие сделал ромб: из клетки Б1 он передвинулся наискось в клетку А2. Запишем это действие, используя названия клеток:

А какое будет второе действие?. Правильно, второе действие выполнил круг. Он передвинулся из клетки Б2 прямо в клетку Б1. Запишем второе действие рядом с первым:
1)Б1 ->вА2; 2)Б2-*Б1.
Вот так решаются задачи на перемещение фигурок из одних клеток в другие.Сейчас я раздам бланки с условиями задач, которые вы будете сегоднярешать», — учитель раздает бланки, в каждом из которых даны 12 задач.
«Давайте посмотрим на лист с задачами. На самом верху есть задачи №1 и№2. В них нужно отгадать, найти два действия. Затем идут задачи №3 и №4 в них нужно найти 3 действия. Далее в задачах №5 и №6 нужно найти 4действия, в задачах №7 и №8 нужно найти 5 действий, в задачах №9 и №10
6 действий, в задачах №11 и №12 — 7 действий.
7.Теперь попробуйте сами решить задачу №1 в два действия. Помните наше
правило: фигурки перемещаются прямо и наискось в свободную клетку.Подумайте, как перемещались фигурки: какая фигурка передвинуласьпервой, какая передвинулась второй. Потом запишите эти два действия также, как мы это делали на доске: сначала номер задачи, потом первое действие и второе».
Дети решают задачу №1, учитель проходит по рядам и контролируетправильность записи решения.
«Давайте проверим теперь решение задачи №1», — учитель на доскерисует условие задачи № 1:

Кто скажет решение? Верно, первое действие сделал круг, второе — треугольник: №1.
1) А2 —> Б1; 2) А1 —> А2.
10. Теперь решайте задачу №2, — в ней тоже нужно найти 2 действия». Детирешают задачу, психолог контролирует работу детей.
11. «Давайте проверим решение задачи №2», — учитель рисует на доскеусловие задачи:

12.«Кто скажет решение этой задачи? Верно, первое действие: треугольник переместился из клетки Б1 в В1. Запишем эти два действия:
№2. 1)В1 →Б2; 2)Б1→ В1.
13.Вот так решаются и записываются действия в наших задачах. Теперь сами и уже без проверки решайте все задачи подряд: №№3, 4 и т.д., кто сколько успеет. Только помните правило: фигурки перемещаются прямо и наискось в соседнюю свободную клетку. На бланке с задачами ничего писать нельзя: ни точки, ни линии. Нужно просто смотреть на условия задач и думать, какие перемещения сделали фигурки из одних клеток в другие». Последнее требование, — не касаться бланка ручкой или карандашом, — принципиально важно для диагностики планирования, поскольку проверяется развитие способности действовать «в уме», в мысленном плане, в представлении, т.е. без фиксирования промежуточных результатов на бумаге, например, в виде точки на клетке с той или иной фигуркой или проведения линий, указывающих на возможные перемещения фигурок.
14.На инструктирование детей отводится (в зависимости от возраста) 10-15 минут, а на самостоятельное решение задач №№ 3 - 12 должно быть потрачено ровно 20 минут. По истечении этого времени бланки и листы с ответами (кто сколько успел решить) собираются.
Критерии и уровни оценки планирования:
1. протяженность последовательности действий (количество действий), спланированная ребенком.
Обработка результатов
Результаты решения задач, находящиеся на листах бумаги с фамилиями детей, можно обрабатывать, сверяясь с ключом, где представлены правильные действия к каждой задаче.
Диагностическое задание включает задачи двух видов. К первому относятся задачи, решение которых может быть достигнуто с помощью частичного планирования, — это задачи №№ 1 и 2, — поскольку выбор первого действия однозначен, и его наметка и выполнение не связаны с наметкой и выполнением второго действия.
Ко второму виду относятся задачи, решение которых предполагает осуществление целостного планирования, это задачи № 3 - 12, поскольку выбор первого действия неоднозначен. Последнее означает, что правильный выбор первого действия влияет на возможность решить задачу за требуемое число действий, и поэтому наметку первого действия следует проводить одновременно с наметкой всех остальных действий.
Уровни планирования:
1 - успешное решение задач № 3 и №4
2 – успешное решение задач №5 и №6
3 – успешное решение задач №6 и №7
4 – успешное решение задач №9 и № 10
5 – успешное решение задач № 11 и № 12
В целом, таким образом, проведение группового диагностического занятия с детьми 7-10 лет позволяет выделить тех, кто обладает либо только частным планированием (при решении лишь двух первых задач), либо разными уровнями развития целостного планирования, — при успешном решении, соответственно, задач №№ 1 - 4; 1 - 6; 1 - 8; 1 - 10; 1 - 1
Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)
Цель: выявление сформированности общего приема решения залач.
Оцениваемые УУД: универсальное познавательное действие общего приема решения задач; логические действия.
Возраст: ступень начальной школы.
Известно, что процесс решения текстовых арифметических задач имеет
сложное психологическое строение. Он начинается с анализа условия, в котором дана сформулированная в задаче цель, затем выделяются существенные связи, указанные в условии, и создается схема решения; после этого отыскиваются операции, необходимые для осуществления найденной схемы, и, наконец, полученный результат сличается с исходным условием задачи. Достижение нужного эффекта возможно лишь при постоянном контроле за выполняемыми операциями.
Трудности в решении задач учащимися в большинстве случаев связаны с недостаточно тщательным и планомерным анализом условий, с бесконтрольным построением неадекватных гипотез, с неоправданным применением стереотипных способов решения, которые нередко подменяют полноценный поиск нужной программы. Причиной ошибок нередко оказывается и недостаточное внимание к сличению хода решения с исходными условиями задачи и лишь иногда — затруднения в вычислениях.
Решение задачи является наиболее четко и полно выраженным интеллектуальной деятельностью. Внимательный анализ процесса решения задачи в различных условиях дает возможность описать структуру изменений этого процесса и выделить различные факторы, определяющие становление полноценной интеллектуальной деятельности.
Таким образом, анализ решения относительно элементарных арифметических задач является адекватным методом, позволяющим получить достаточно четкую информацию о структуре и особенностях интеллектуальной деятельности обучающихся и ее изменениях в ходе обучения.
А.Р.Лурия и Л.С.Цветкова предложили известный набор задач с постепенно усложняющейся структурой, который дает возможность последовательного изучения интеллектуальных процессов обучающихся.
Наиболее элементарную группу составляют простые задачи, в которых условие однозначно определяет алгоритм решения, типа a + b = х или a – b = х:
У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?
Коля собрал 9 грибов, а Маша — на 4 гриба меньше, чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?
В мастерскую привезли 47 сосновых и липовых досок. Липовых было 5 досок. Сколько привезли в мастерскую сосновых досок?
Простые инвертированные задачи типа a – х = a или x – a = b, существенно отличающиеся от задач первой группы своей психологической структурой:
У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал?
На дереве сидели птички. 3 птички улетели; остапось 5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?
Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа a + (a + b) = x или a + (a – b) =x:
У Маши 5 яблок, a y Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих?
У Пети 3 яблока, a y Васи — в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?
Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a + (a + b) + [(a + b) - c] = x или x = a b; y = x/n; z = x – y:
Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меныие отца. Сколько всего грибов собрала вся семья?
У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 тонны зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?
Сложные задачи с инвертированным ходом действий, одна из основных частей которых остается неизвестной и должна быть получена путем специальной серии операций и котрые включают в свой состав звено с инвертированным ходом действий, типа a + b = x; x – m = y; y – b = z:
Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
Задачи на сличение двух уравнений и выделение специальной вспомогательной операции, являющейся исходной для правильного решения задачи, типа x + y = а; nx + y = b или x + у + z = а; x + у - b; у + z – b:
Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоит отдельно одна ручка и один букварь?
Три мальчика поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго был 7 кг; улов второго и третьего — 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый из мальчиков?
Конфликтные задачи, в которых алгоритм решения вступает в конфликт с каким-либо хорошо упроченным стереотипом решающего, и правильное решение которых возможно при условии преодоления этого стереотипа:
Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим?
Рабочий получал в получку 1200 рублей и отдавал жене 700 рублей. В сегодняшнюю получку он отдал жене на 100 рублей больше, чем всегда. Сколько денег у него осталось?
Длина карандаша 15 см; Тень длиннее карандаша на 45 см. Во сколько раз тень длиннее карандаша?
Типовые задачи, решение которых невозможно без применения какого-либо специального приема, носящего чисто вспомогательный характер. Это задачи на прямое (обратное) приведение к единице, на разность, на части, на пропорциональное деление:
5 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?
Купили кисточек на 40 рублей. Сколько кисточек купили, если известно, что 3 таких кисточки стоят 24 рубля?
На двух полках было 18 книг. На одной из них было на 2 книги больше. Сколько книг было на каждой полке?
Пузырёк с пробкой стоят 11 копеек. Пузырёк на 10 копеек дороже пробки. Сколько стоит пузырёк и сколько стоит пробка?
В двух карманах лежало 27 копеек. В левом кармане было в 8 раз больше денег, чем в другом. Сколько денег было в каждом кармане?
Трое подростков получили за посадку деревьев 2500 рублей. Первый посадил 75 деревьев, второй — на 45 больше первого, а третий — на 65 меньше второго. Сколько денег получил каждый?
Усложненные типовые задачи типа [(x – a) + (x – b) + m = x]; [nx + ky = b; x – y = c]:
Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для ее покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им все равно не хватило 3 рублей. Сколько стоит книга?
По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап?
Все задачи (в зависимости от ступени обучения испытуемых) предлагаются для устного решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правилен.
Существенное место в исследовании особенностей развития интеллектуальной деятельности имеет анализ того, как испытуемый приступает к решению задачи, и в каком виде строится у него ориентировочная основа деятельности. Необходимо обратить внимание на то, как учащийся составляет план или общую схему решения задачи, как составление предварительного плана относится к дальнейшему ходу ее решения. Кроме того, важным является анализ осознания проделанного пути и коррекции допущенных ошибок. Также достаточно важным является фиксация обучающей помощи при затруднениях уроков учащегося и анализ того, как он пользуется помощью, насколько продуктивно взаимодействует со взрослым.
Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной)
Цель: методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования).
Возраст: ступень начального образования (7-9 лет).
Форма и ситуация оценивания: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.
Инструкция: «Найди правильную схему к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами». Предлагаются следующие задачи.
Миша сделал 6 флажков, а Коля на 3 флажка больше. Сколько флажковсделал Коля?
На одной полке 4 книги, а на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двухполках?
На одной остановке из автобуса вышло 5 человек, а на другой вышли 4человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках?
На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со стартасошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу?
В первом альбоме 12 марок, во втором — 8 марок. Сколько марок в двухальбомах?
Маша нашла 7 лисичек, а Таня — на 3 лисички больше. Сколько грибовнашла Таня?
У зайчика было 11 морковок. Он съел 5 морковок утром. Сколько морковокосталось у зайчика на обед?
На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй — на 4 тюльпана больше,чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах?
У Лены 15 тетрадей. Она отдала 3 тетради брату, и у них стало тетрадейпоровну. Сколько тетрадей было у брата?
В первом гараже было 8 машин. Когда из него во второй гараж переехали две машины, в гаражах стало машин поровну. Сколько машин было во втором гараже?
34486857810500
03048000
Приложение№2
Урок математики в 3 классе по системе Л.В.Занкова.
Тема: Сложение многозначных чисел.
Цель: создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о независимости выполнения операции сложения многозначных чисел от количества знаков, помочь включить новое знание в практическое умение, совершенствовать умения работать с задачами.
Планируемые результаты:
Предметные: читать, записывать многозначные числа;
выполнять операции сложения с многозначными числами.
Метапредметные :Познавательные УУД
формулировать информационный запрос, выдвигать предположения.
находить, анализировать и выбирать рациональные пути решения проблемы.
уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя учебник;
уметь донести информацию до других; умение оценить свою деятельность.
Регулятивные УУД
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
составлять план и последовательность действий; уметь оценивать правильность выполнения действий;
Коммуникативные УУД
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вести диалог, аргументировано отвечать;
уметь осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме; выстраивать диалог в паре при помощи распределения обязанностей
Личностные:
проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний;
уметь оценить себя.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
-Любите ли вы путешествовать? На каком виде транспорта вы мечтали бы попутешествовать?
-Давайте, скорее, начнём наш урок- путешествие. Встаньте красиво. Улыбнитесь друг другу. Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по морю. (Видеозапись.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
А) Индивидуальная работа по карточкам.
- Как называют подростков, обучающихся морскому делу? (Юнга.)
Итак, на вахту заступают юнги.
(Два ученика у доски и два ученика на местах).
Карточка №1
Вычисли сложение в столбик:
245+384 456+279 348+497 354+ 128 ( 629, 735, 845, 482)
Карточка №2
289+543 143+484 668+257 459+326 (832, 627, 925, 785)
Б) Устный счёт.
-Ребята, при какой погоде вы любите путешествовать? Наше солнышко закрыто тучами, нам нужно их разогнать.
86 х 3= 258 А 45х 3= 135 Ф
113 х 3= 339 Т 84 х 3= 252 Г50 х3= 150 Р 72х 3= 216 ЕРасположите значение произведений в порядке возрастания, и вы узнаете название судна, на котором мы будем путешествовать. (Фрегат.)
- Фрегат – это трёхмачтовый военный корабль с полным вооружением.
В) Решение простых задач.
Итак, на море штиль, и поэтому мы должны набрать как можно больше узлов, а для этого нужно решить несколько простых задач.
Записывайте только знак арифметического действия, с помощью которого решается задача.
(Один ученик выполняет эту работу на компьютере)
-Внимание! Задачу читаю один раз! Слушайте!
1. На фрегат погрузили 27 мешков картошки, а муки на 8 мешков меньше. Сколько мешков муки?
2. На костюмы для моряков выделили 80 метров ткани. После того, как несколько костюмов сшили, осталось 12 метров ткани. Сколько метров ткани израсходовали?
3. Длина палубы 7 метров, а ширина 9 метров. Найти площадь.
4. 81 литр пресной воды разлили в бидоны по 9 литров в каждый. Сколько потребуется бидонов?
5. В кубрике на левой стороне стояли 21 койка, а на правой 7 коек. Во сколько раз на левой стороне больше коек, чем на правой?6.Во время путешествия мореплаватели встретили 38 акул и 24 кита. Сколько всего морских обитателей встретили мореплаватели.
Проверка. КСО (- - * : : +)- Поменяйтесь своими бортовыми журналами и оцените работу товарища.
Г) Проверка учеников, которые работали по карточкам у доски и на местах.
-Но мы до сих пор не знаем, как называется наш фрегат, а помогут нам в этом наши юнги.
-На какие группы можно разделить все суммы? (С одним переходом через разряд и с двумя переходами через разряд)
-Расположите значения сумм в порядке возрастания и прочитайте название нашего фрегата. (Отважный)
3.Постановка учебной задачи.
На доске запись: 5324 4563
2157 3456
- Какие затруднения перед нами возникли? (Нам нужно сложить 4-х значные числа, а до этого мы складывали только трёхзначные)
-Какой будет тема урока? (Сложение многозначных чисел)
-Чему будем учиться? (Учиться складывать многозначные числа)
4.Открытие детьми нового знания.
- Что нужно знать при сложении трёхзначных чисел?
-При сложении четырёхзначных чисел нам потребуются новые знания об этом действии или нет?
Решение выражения коллективно с объяснением.
5. Первичное закрепление во «внешней речи»
Работа с учебником с.175, №396 (3-4 выражения)
- Какой можно сделать вывод?
-При сложении натуральных чисел……..
- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике с.176.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
(Каждый ученик выбирает посильное задание и его решает)
3426 4125 3897 ** 56748 196351
5678 2765 3956 13256 451185 (9104, 6890, 7853,)
Самопроверка. На доске записаны ответы. **(70004, 647536)
Физминутка.
7. Решение задач на повторение и закрепление изученного раннее.
-Ребята мне на телефон пришло сообщение прочитайте, пожалуйста. (Звучит музыка)
«Дорогие ребята, заберите меня с острова, мне страшно. На острове уже не осталось еды. Прошу вас, помогите мне, я передаю вам карту.» Последний герой.
А) Работа над задачей.
1-ое препятствие.
Перед нами айсберг.
Айсберг- отколовшийся от ледника ледяной массив с глубоко погружённой подводной частью.
-Чтобы не столкнуться с айсбергом мы должны правильно решить задачу.
Два племени посадили 196 деревьев. Племя «Реки» работало 7 часов, высаживая каждый час по 16 деревьев. Племя «Песка» остальные деревья посадили за 6 часов. У какого племени производительность труда была выше и на сколько?
Производительность труда за 1 час Количество часов Всего деревьев
16 д. 7 ч. ? д.
? д. 6 ч. ? д., остальные
Вписать данные задачи в таблицу.
Повторите по краткому условию задачу.
Какая это задача? Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
Решите задачу. (Один ученик решает на доске с объяснением)
**Записать решение задачи выражением.
Второе препятствие.
Перед нами рифы- скалистые возвышения морского дна.
-Чтобы пройти мимо рифов мы должны составить задачи по выражению и записать их в свои бортовые журналы:
13*4 + 19*5- 1 вариант
19*5-13 -2 вариант
Дифференцированный подход.
(Для слабых учеников выдаются карточки с задачей с пропущенными числами. Нужно правильно вписать числа:) В магазин привезли ….коробок конфет, по….килограммов в каждой, и …коробок печенья по ….килограммов в каждой. Сколько……
13 4+ 19 5=
Б) Работа с дробными числами
Расположите части круга в порядке их уменьшения и прочитайте телеграмму. (Шторм)
В) Нахождение периметра и площади фигуры.
Работа в четвёрках.(1,2,3,4) (Звучит музыка)



-Остров имеет форму многоугольника. Нужно найти его площадь.
5 группа. Находит периметр плота, на котором мы приближаемся к острову.
Плот имеет прямоугольную форму. Длина плота 3м, а ширина 4м . Найти периметр плота.
Проверка работы в группах.
8.Рефлексия. Молодцы! Вы хорошо поработали! Успели до шторма высадиться на остров и забрать «последнего героя». А помогли нам в этом дружба, старание и труд.
Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке?
9.Самооценка
10. Домашнее задание с.176, №397
Обобщающий урок по теме «Глагол»
Цели: обобщить и систематизировать изученный грамматический материал по теме; закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глагола;
Личностные УУД: - формировать  мотивацию к обучению и познанию  целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; Регулятивные УУД:- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;Познавательные УУД:- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- формировать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказательств;Коммуникативные УУД:- формировать умения использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;- формировать умения слушать и вступать в диалог;

Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Самоопределение к деятельности
2 мин Настраиваю учеников на доброжелательный лад, используя задачу: Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится 43 мышцы. На сколько мышц больше работает, когда человек хмурится?
Что полезнее хмурится или улыбаться? Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу. 2.Постановка учебной задачи.
3 мин Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – Всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
Это новая тема для вас или нет?
У вас на партах лежат листочки. Выберите цель, которую вы поставите перед собой на уроке (V).
- обобщить и закрепить знания о глаголе;
-закрепить умения правильно писать безударные личные окончания глагола;
-закрепить умения определять спряжение глагола;
-закрепить умения определять грамматические признаки глагола;
- пополнить словарный запас; Сегодня на уроке мы будем говорить о глаголе.
Нет.
Дети отмечают на листочках выбранные цели. 2-3 ученика зачитывают.
3. Актуализация знаний учащихся.
3 мин -Расскажите всё, что знаете о глаголе.
Прочитайте слова, что вы можете сказать о них? На доске слова: время, число, лицо, вид, склонение, род, спряжение.
На какие 2 группы можно разделить все грамматические признаки? Ответы детей.

Это грамматические признаки глагола. Склонение –лишнее слово, т.к. грамматический признак существительного.
На постоянные и непостоянные признаки.
Минута чистописания.
Индивидуальная работа.
3 мин Определите закономерность и продолжите писать до конца строки: лна, нле, лнё, нли….
1 ученик работает с тренажёром.
2 ученик выполняет морфологический разбор слова Заглянул
3 ученик выполняет транскрипцию слов: солнце, пробежали Буквы н и л чередуются в соединении с гласными буквами по алфавиту.
Запись под диктовку с комментированием.
5 мин Луч солнца пробежал по веточкам сирени, заглянул на поляну.
1 ученик пишет и объясняет орфограммы.
2 ученик выполняет синтаксический разбор предложения.
-Когда у глагола нельзя определить время, лицо, число и др. признаки? - если это неопределённая форма глагола.
4. Словарно – орфографическая работа.
3 мин -Что общего в этих словах?
-Образуйте от этих слов неопределённую форму глагола. Определите спряжение глаголов.
На слайде слова:
Б-седа –
Адр_с –
Д_журный –
Д_р_жёр –
В_селье –
- Для чего нужно знать спряжение глагола? - существительные, с б/уд гласной в корне слова.
Дети записывают в тетрадь.
1 ученик на ИД вставляет буквы и записывает глаголы
- чтобы правильно писать б/уд личные окончания глаголов.
5. Систематизация
знаний о глаголе.
Упражнение в определении спряжения глаголов и правописании безударных личных окончаний.
3 мин Составление ментальной карты «Как определить спряжение глагола»
На доске карточки, нужно восстановить с их помощью ментальную карту.
Дети по очереди выходят к доске и составляют ментальную карту.
6. Физминутка2 мин Если услышите глагол 1 спряжения – прыгнуть,
2 спряжения – хлопнуть
Светит, завянем, носит, вертите, крикнешь, ненавидит, гонишь, скажите, едет, повиснет. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
5 мин Запишите последнее слово. Выделите окончание и укажите спряжение.
Слова для справок: законч_шь, крепн_т, вид_т, помож_шь, удерж_шь(ученик работает за доской)
1)Раньше начнешь – раньше и ….
2)Слезами горю не …
3)Воду в решете не …
4)Кто вперед смотрит, тот далеко …
5)Дружба правдой …
Проверка. 8. Дифференцированная работа
1)Работа в парах
2) Работа с нетбуками
5 мин Игра «Ты - редактор».. На партах листочки с заданиями двух уровней. Выберите уровень и выполните задание в тетради.
1 ряд работает на нетбуках.
1 уровень.
Замени словосочетание глаголом и запиши этот глагол в том же лице и числе.
Дашь ответ - …
Сделаете подарок - …
Выйдешь навстречу - …
Сделает проверку - …
Окажем помощь - …
Укажи спряжение, лицо, выдели окончание.
2 уровень.
Подбери к фразеологизмам глагол, близкий по значению и запиши его в заданной форме.
Обвести вокруг пальца – 2 л. ед. ч. …
Гладить по головке – 1л. мн. ч. …
Вставлять палки в колёса – 3 л. ед. ч. …
Зарубить на носу – 2 л. мн. ч. …
Клевать носом – 3 л. мн. ч. …
Укажи спряжение, выдели окончания.
Проверка по нетбукам. Ответишь (2 спр., 2л., ед.ч)
Подарите (2 спр., 2л., мн.ч)
Встретишь (2спр., 2л, ед.ч)
Проверит (2 спр., 3 л., ед.ч)
Поможем (1 спр., 1л, мн.ч)
Обведёшь 1 спр.
Хвалим 2 спр.
Мешает 1 спр.
Запомните 2 спр.
Засыпают 1 спр.
9. Рефлексия
2 мин Что вам понравилось сегодня на уроке?
Какое задание было самым интересным? Самым трудным?
Оцените свою работу на уроке.
Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок.
Урок полезен, всё понятно. ( ! )
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? )Ещё придётся потрудиться, да, трудно всё-таки учиться! ( ? )
Домашнее задание. Упр.391 Приложение №3
Портфолио ученицы Жигаловой Софьи
lefttop
lefttop