Статья Формирование гражданской идентичности юных нижегородцев на уроках физики и во внеурочной деятельности


Формирование гражданской идентичности юных нижегородцев на уроках физики и во внеурочной деятельности.
«Человек, не знающий и не почитающий историю своей страны, своего народа, похож на дерево без корней, которое может быть использовано другими, но само уже никогда не зацветет и не даст молодых побегов» (народная мудрость)
В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор, стоит особенно остро. Наиболее полно педагогические задачи воспитания гражданской идентичности в школе решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности ребенка. Особенностью работы учителя физики в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.
В процессе преподавания физики имеются большие возможности для воспитания гражданской идентичности через любовь к своей стране, гордости за российскую науку и технику, глубокого уважения к тем, кто своим трудом преумножил славу нашей Родины, родного края, через использование потенциала Нижнего Новгорода.
Начиная с первого года обучения физики формировать у школьников чувство патриотизма на уроках можно на примере жизнедеятельности, гражданской позиции не только великих российских ученых, таких как М.И. Ломоносов, М.Г.Басов, П.П.Капица, Л.Б.Ландау, Л.И.Мандельштам, А.М.Прохоров, С.П. Королев, И.В. Курчатов. Но и на примере жизнедеятельности ученых нижегородцев таких, как:
изобретатель Иван Петрович Кулибин
математик Николай Иванович Лобачевский
инженер и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов
учёный и изобретатель Александр Степанович Попов
радиотехник Михаил Александрович Бонч-Бруевич
инженер, судостроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев
физик Александр Александрович Андронов
физик Виталий Лазаревич Гинзбург
физик, общественный деятель Андрей Дмитриевич Сахаров,
которые своим ярким примером внесли большой вклад в развитие российской и мировой науки. Успехи нижегородцев в области физики и техники позволяют формировать у учащихся чувство гордости за свою малую Родину.
В соответствующих местах курса физики следует подчеркнуть высокую гражданственность и патриотизм отечественных ученых, раскрыть их нравственные качества. Примером может служить правозащитная деятельность одного из создателей атомной физики - А.Д. Сахарова и деятельность А.С. Попова – изобретателя радио. А.С. Попов на неоднократные приглашения жить и работать за границей отвечал “Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только своей Родине. И если не современники, то может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине, и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи»
Средствами формирования гражданской идентичности так же можно отметить некоторые формы внеклассной работы, которые могут быть задействованы и на уроках физики:
Предметные декады:
"Проблемы энергетики и охрана окружающей среды"; "50 лет полетам в космос"; "Оружие Победы"
Научные викторины:
"Наши соотечественники - лауреаты Нобелевской премии"; "Из истории открытия", "Семейные династии ученых-физиков", "Физики о патриотизме"
Диспуты:
"Электромагнитное поле и жизнь", "Ядерная энергетика: за и против"
Физические вечера:
Вечер, посвященный научной деятельности А.С.Попова. Вечер, посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова.
Кружок (или элективный курс):
"Экология Нижегородской области" - решение задач по физике с элементами экологи
Экскурсии:
"Нефтепромышленный комплекс", "Водоканал", "Строительные площадки города", "Физиотерапевтический кабинет поликлиники", "Телецентр", "Электростанция", "Телефонная станция", Музей А.Д. Сахарова», Музей «Нижегородская радиолаборатория»
Физика не только наука о природе. Изучая ее, человек изучает мир во всем его многообразии. При этом важной составляющей при ее изучении является формирование гражданской позиции подрастающего поколения.