Программа внеурочной деятельности «Юные географы» («План местности – модель земной поверхности») для 5 класса.
Краснодарский край, Кущевский район, с. Красная Поляна
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 2016 года протокол № 1
Председатель ______ Долгополов А.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Юные географы» («План местности – модель земной поверхности»)
Класс 5
Количество часов: 34 часа
Учитель: Аникеева Галина Ивановна
Программа внеурочной деятельности «Юные географы»
(«План местности – модель земной поверхности»)
по географии для 5 класса.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «План местности - модель земной поверхности» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2) Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 имени Полевого П. Г., принятой решением педагогического совета МБОУ СОШ №9, протокол № 1 от 29 августа 2015 года.
3) Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Курс внеурочной деятельности «План местности – модель земной поверхности» в 5 классе направлен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию, развитие оргдеятельностных (методологических) качеств обучающихся – способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность и практическая значимость программы:
Современный человек – это, прежде всего, человек компетентный, человек, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире. А познание требует использования таких методов как работа на местности, умение использовать различные приборы, источники информации. Ребята должны быть вовлечены в практикумы и проекты, творческие и игровые занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Цель программы:
Через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной работы учащихся путем выполнения практикумов и создания проектов путешествий.
Задачи:
Образовательные:
-углубление и расширение имеющихся у школьников географических знаний, полученных на уроках:
-формирование представлений о методах изучения темы «План местности – модель земной поверхности»;
-приобретение знаний и умений работать с планом.
Воспитательные:
-формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего планы местности
-воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся.
Развивающие:
-формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении местных проблем, которые будут стоять перед ними в будущем;
-развитие пространственного мышления, обучение аналитической деятельности
-развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативу.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Отличительные особенности программы: пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, практическую, проектную и социальную деятельность. Программа включает выполнение практикумов, создание планов местности, схем туристических маршрутов, использование карты своего района, села, проектирование путешествий по своей местности, экскурсии к историческим и природным объектам малой Родины.
Реализация программы внеурочной деятельности «План местности – модель земной поверхности» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому воспитанию школьников, привитию навыков работы с планом. В ходе реализации программы ребята научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать условные знаки по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления ООП МБОУ СОШ №9 им. Полевого П.Г. и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 5-классников и соответствует требованиям ФГОС.
Программа рассчитана на добровольное изучение пятиклассниками в течение 34 часов в год. 17 часов отведено на теоретическую часть и 17 часов на практическую. Проведение занятий планируется по 1 часу в неделю.
На каждом занятии осуществляется практическая направленность.
Основной формой организации внеурочной деятельности является кружок с элементами творческой лаборатории.
Программа предусматривает взаимосвязь с предметными областями: «Математика», «История», «Естествознание».
Методы и приемы обучения:
-беседа по изучаемому материалу;
-практикумы и практические работы на местности;
-географические игры;
-проектирование учащимися маршрутов путешествий по своей местности;
-защита проектов;
-проведение походов.
Технологии, применяемые на занятиях во внеурочной деятельности:
-исследовательские технологии;
-проектные технологии;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-игровые технологии.
Формы организации внеурочной деятельности:
-практикумы;
-проектные работы, и их защита;
-выставки проектов, разработанных маршрутов путешествия и походов по своему району.
3. Тематическое планирование.
№п\п
Тема
Общее количество часов
В том числе
аудиторные
внеаудиторные
1
Введение.
1
1
2
План местности.
11
11
3
Работа на местности.
6
6
4
Съемка местности, составление плана.
8
8
5
Виды планов и их использование
7
4
3
6
Итоговое занятие
1
1
4. Примерное содержание занятий.
Введение. 1 час
План местности- модель земной поверхности.
Тема. План местности. 11 часов
Что такое план местности. Условные знаки: масштабные, внемасштабные. Пояснительные. Лото «Топографические знаки»
Масштаб плана местности и его виды. Игра «Путешествие в страну Масштабию». Ориентирование по плану местности. Компас, алгоритм работы с ним. Азимут. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высота. Горизонтали. Берштрихи. Определение направлений, расстояний, абсолютных высот по плане. Игра «Ралли по плану».
Основные понятия: план, условные знаки, масштаб, азимут, горизонтали, абсолютная и относительная высота.
Формы организации внеурочной деятельности:
-игра «Топографическое лото»;
-игра «Путешествие в страну Масштабию»;
-игра «Ралли по плану».
Тема: Работа на местности. 6 часов
Горизонт. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Определение азимута. Особенности ориентирования в природе. Определение расстояния на местности. Определение неровностей земной поверхности при помощи нивелира.
Формы организации внеурочной деятельности:
-практические работы (индивидуальные, парные, групповые);
-проектные работы.
Тема: Съемка местности, составление плана. 8 часов
Как составить план местности. Глазомерная (полярная) съемка местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Маршрутная съемка. Составление своего маршрута из дома в школу. Составь маршрут для игры «Найди клад». Игра по станциям.
Основные понятия: Глазомерная и маршрутная съемка.
Формы организации внеурочной деятельности:
Практические работы на местности (индивидуальные, парные, групповые)
Тема: Виды планов и их использование. 7 часов
Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.).
Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.
Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, и т.д.) Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района.
Оформление проектов путешествий с использованием личных фотоматериалов.
Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор информации об объектах посещения. Реализация запланированных путешествий.
Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-, видео- и других материалов.
Основные понятия: план местности, азимут, условные знаки, масштаб, направления, проект путешествия, рекреационный маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут.
Формы организации внеурочной деятельности:
- проектные работы;
- экскурсии к памятным местам района;
- выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по своему району.
Итоговое занятие: 1 час
5. Предполагаемые результаты внеурочной деятельности:
личностные результаты предусматривают:
- способность к самоорганизации для выполнения заданий на местности;
- осмысление личностно значимых для семей учащихся мест на карте Кущевского района;
метапредметные результаты:
- опыт исследовательской деятельности;
- построение схем, маршрутов путешествий;
- умение планировать свою деятельность, оформлять результаты своей деятельности, представлять её товарищам;
- умение прогнозировать результат своей деятельности;
- умение использовать имеющиеся знания и умения для планирования путешествий;
предметные результаты:
- формирование представлений о плане, съемке местности;
- иметь представления об использовании планов местности;
- формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;
- умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе внеурочной деятельности по курсу «План местности – модель земной поверхности»;
- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;
Это предполагает:
-освоение знаний об основных понятиях, изучаемых в курсе «План местности – модель земной поверхности»; особенностях работы на местности;
-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса внеурочной деятельности.
1. Компасы
2. Рулетки
3.Транспортиры
4. Циркули
5. Нивелир
6. Топографическая карта
7. План села
8. Карта района
9. Карточки- задания
10.Электронное приложение «География 5-9 класс. Изображение земной поверхности» Дрофа. 2013 год.
11.Учебник географии «Землеведение» 5-6 класс В.П. Дронов, Е.Л. Савельева, Москва «Дрофа» 2014 год.
12. Военная топография под редакцией генерал-полковника Б.Е. Бузова
13.Военная топография под редакцией А.С. Николаева.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания замдиректора по УВР
методического объединения учителей _________ Кульбачная А.А.
МБОУ СОШ №9 им.Полевого П. Г подпись ФИО
От ___________2016 года
__________ Калюта Т.И.
Подпись ФИО
15