СтатьяРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В.Яценко
КГУ «ОСШ № 24 города Балхаш»
Карагандинская область , город Балхаш.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно сделать его творческим.
В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении 30 лет, свою педагогическую деятельность я планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета.
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. В школе мы успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств.
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности.
Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека.
Ведущей педагогической идеей считаются – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи:
привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы.
Исходя из поставленных задач, можно выявить следующие идеи:
творчеству нужно и можно учить;
творческое начало не является природным качеством ума.
Развитие творческих способностей учащихся я реализую, опираясь на следующие принципы:
принцип развития мотивации к творческой деятельности;
принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
принцип приоритета творческой деятельности;
принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.
Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла, до его реализации и использования на практике. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя его, ребята находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы они самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.
Например: в пункте проекта «Разработка идей, вариантов» я включила подпункт «Фантазии от.. Асель». В нем уч-ся придумывают только свои модели, рецепты и т.п.
В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» им предлагается не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.
При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представляли то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Стараюсь поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
К каждой теме я составляю учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, я как можно чаще задаю детям творческие работы.
Например, при изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагаю выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно, нити, ткань, а придумывают форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т.д.).
При изучении темы «Получение шерстяных тканей» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Юрта». Учащиеся выполняют макет юрты, в которой элементы выполнены из шерсти. Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся.
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить презентации, сообщения по той или иной теме и заранее придумать вопросы для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
При изучении темы «Моделирование» в 5-11 классах я включаю в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель …….».
Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия…
На занятиях по построению и чтению чертежей, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани.
Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия. Сначала объясняется несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы девочки показывают лучшие варианты. Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке.
С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Ставлю перед девочками задачу – не сверять свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?). Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составь инструкцию по приготовлению салата, придумай сказку «Как получают ткань», составь рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.
Один из путей творческой активности учащихся является актуализация идей свободного выбора деятельности в дополнительном образовании детей – это создание творческих лабораторий, где опытный педагог может работать в нескольких направлениях. Создав программу «Мастерицы »5 лет назад, я пришла к выводу, что одним направлением ДПИ, «вязанием» мне не заинтересовать большое количество учащихся, не все дети готовы подключиться к этому виду труда. Проведя опрос, и анкетирование я определила те виды ДПИ, которыми учащиеся хотели бы заниматься:
техника «Мокрая ткань», «Сувениры из бисера и флористика», «Батик и вышивка лентами», «Аппликация из ткани», «Работа с кожей», «Квилинг» и другие. Овладев этими технологиями, я успешно теперь применяю их на своих занятиях по дополнительному образованию. За эти годы посещаемость моих факультативов и кружков выросла в несколько раз, увеличилось количество изделий для создаваемых проектов. Ежегодно, в конце года в нашей школе проходит дефиле вязаных изделий «Сияние молодости», выставка картин и сувениров.
Практика показала, что через уроки технологии можно добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, тогда его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002. – М.: Просвещение, 1997.
Гульянц Э.К. - Что можно сделать из природного материала – «Просвещение» - 1991г.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. - 240 с.
Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.Петрова. Ростов н/Дону.: Феникс, 2005. – 96 с.
Зеньковский Василий (прот.). Педагогика. М., 1996.
Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под. ред. А.Н.Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
Куломзина С. С. Наши дети. М., 1994.
Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М., 2000.
Пантелеева Л.В. Е.Каменов, М.Станоевич-Кастори, Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.- М.: Высш. шк., 1991.- 320 с.
Сасова И.А. Технология 6 класс, «Вентана-Граф» - 2004.
Симоненко, В.Д. Технология 5-9 классы: пробные учебники для школы / В. Д. Симоненко. – М.: Наука, 1999. – 87 с.
Трудовое обучение в начальных классах - Москва «Просвещение» 1978.
– И.Г.Майорова, В.И.Романина, А.М.Гукасова.
Толстой Л.Н. Сборник статей. М.: Учпедгиз, 1955.470 с.
Художественный труд – Москва «Просвещение». 1987.
Школа и производство – «Школа - Пресс 1», 2004.