СтатьяРазвитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка
С древнейших времен человечество стремилось строить бытие по законам творчества, красоты. Видеть в труде созидательное начало творчества — следовательно, создавать прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность. Недаром Достоевский Ф.М., раздумывая об общественных катаклизмах и трудных путях социального прогресса, писал: «Красота спасет мир». Можно перефразировать это утверждение и привнести в него еще более глубокий смысл: «Творчество спасет мир». Именно поэтому о необходимости воспитания инициативной и творчески активной личности на сегодняшний день много говорят и пишут.
Безусловно, вопрос развития творческой растущей личности является на сегодняшний день одной из самых востребованных в педагогической науке и практике.
Но творчество содействует не только духовному прогрессу общества. Значительное воздействие оно оказывает на личностное формирование человека и его деятельность. Исключительно велико значение творчества в познании окружающего мира, в формировании сознания, чувств, взглядов и убеждений человека.
В. Г. Белинский отмечал, что в познании мира имеются два пути, путь научного познания и путь познания творческими средствами. Ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а творческий человек — образами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких причин. Творческая личность показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение. Белинский подчеркивал, что творчество способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
Творчество является могучим средством духовного возвышения человека и, зачастую, оказывает непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека.
Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности. Однако влияние творчества на формирование человека во многом зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Главная задача педагога — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир творчества и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования.
Педагог должен стремиться к духовному обогащению учеников. Совместное погружение в образно-эмоциональный мир творчества воспитывает ум, формирует характер, влияет на душевное здоровье ребенка. Если происходит слияние творческих устремлений ученика и учителя, то занятия способны в огромной степени повлиять на нравственное и духовное развитие ребенка.
Сверхзадача, предназначение педагога — достигнуть того, чтобы в качестве потенциального пространства для творческого развития ребенка стали не разрушающая, а созидающая человека сфера деятельности.
Человеческая индивидуальность всегда неповторима, и обеспечение возможности реализации уникальности каждой человеческой индивидуальности – это и есть творческий акт учителя через его урок.
Чтобы любой урок был сконцентрирован на формировании творческих способностей учащихся, учителю необходимо при его проведении опираться на следующие принципы:
1. Педагогу необходимо применять современные педагогические развивающие технологии, ориентированными на формирование способности учащегося, как субъекта образовательной деятельности.
2. Принцип «принятия другого». В соответствии с данным принципом, педагогу необходимо изначально воспринимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сформировавшимися особенностями. Это означает, что связь ученик-учитель уже не может формироваться по логике объект-субъектного взаимодействия.
3. Принцип проектирования образовательной среды, способствующей выявлению и раскрытию творческих способностей учащихся.
4. Принцип «самосознающей позиции», то есть умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.
5. Принцип сотрудничества. Чтобы на любом занятии у учащихся присутствовал потенциал формировать свои творческие способности, педагогу в ходе проведения занятия необходимо сосредоточивать внимание на:
- способности учащихся быстро схватывать значение принципов, понятий, логических построений;
- потребности и способности продолжительное время сосредотачиваться на заинтересовавших учащегося сторонах проблемы и стремление разобраться в них;
- способности замечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные;
- повышенной молчаливости или же, наоборот, повышенной потребности в непрерывном высказывании и отстаивании своего мнения.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сенситивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Специфика данного возраста определяется тем, что он охватывает период между двумя кризисами и характеризуется латентным протеканием многих важных процессов в развитии ребенка (В настоящее время существуют многочисленные доказательства, опровергающие понимание младшего школьного возраста как латентного. В действительности в этот период общее психическое развитие ребенка не останавливается, напротив, здесь происходят глубокие и очень важные изменения (Исаев Д. Я., Каган В Е, Раттер М., Петрунек В. П., Таран Л. Н, и др.)).Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление становится центром сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие ― думающим» говорил Эльконин Д.Б.(«Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.» Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.) Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий, что дает основательную базу для развития творческих способностей.
Воображение младшего школьника развивается под влиянием учебной деятельности и связано с развитием памяти и мышления. Большинство сведений, сообщаемых детям в школе, имеет вербальную форму, поэтому вербальное мышление и речь оказывают огромное влияние на содержание развития всех психических функций, в том числе и воображения.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.
Неустанная работа воображения ― важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативного социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.
Активизация творческой деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка, представляет собой сложную проблему. На многочисленном примере педагогов начальных классов, можно сделать вывод, что уроки русского языка для некоторых детей относятся к числу нелюбимых. Чтобы пробудить у учащихся интерес к русскому языку, можно проводить уроки в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, т.е. использование огромного арсенала такой деятельности как игровая. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте на первое место выходит учебная деятельность, игровая еще не утратила свою актуальность и может стать для педагога помощником в развитии творческих способностей на уроках русского языка. Включение в учебный процесс игры, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Однако при этом нужно не забывать, что игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, познавательных способностей. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные, дидактические, игры-забавы, словесно-предметные игры.
Далее, по мере того как у детей развивается воображение, фантазия, практически все они переходят к сочинительству. И, безусловно, здесь высшей формой творчества учащихся являются их первые литературные произведения - стихи, проза, выпускаемые газеты и журналы, а также личные дневники, переписка и пр. И здесь творческие способности ребенка развиваются в полной мере, даже если у отдельных ребят не было создано подготовительной почвы для этого процесса в домашних условиях. Дети привносят в свое маленькое произведение собственные чувства, мысли, настроение, переживание, «оживляют» ими свое творение. И это уже настоящее творчество.
К числу творческих работ можно отнести не только сочинения, но и изложения и пересказы с элементами творчества, изложения с изменением лица рассказчика, с изменениями сюжета, с дополнениями, различные виды драматизации (от чтения по ролям до постановок на сцене), импровизации учащихся, иллюстрирование сочинений, использование музыкальных моментов, лучшие образцы выразительного чтения. Творческой является также исследовательская деятельность учащихся: изучение местных топонимов, фразеологии, фамилий, местного диалекта и пр.
Основными обстоятельствами для формирования атмосферы творчества и потенциала «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат нижеследующие содержательно-процессуальные ресурсы:
педагог в максимально обязан избегать чисто информационного способа передачи знаний;
в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей;
все сценарии занятий непременно выстраиваются по логике «прочувствовать — осознать — выявить свое отношение»;
учебные занятия необходимо построить в диалогической форме, в сочетании с индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности;
в процесс обучения необходимо включать элементы эвристической дискуссии.
Общеизвестно, что развитие творческих способностей, а в широком смысле данного понятия, занятия творчеством, формируют у детей индивидуальность, самобытное видение мира, вырабатывают творческие задатки и способности. При этом абсолютно понятно, что «мозаика» усвоенного ребенком культурно-художественного материала и «калейдоскоп» проявлений своего уникального творческого «Я» у детей будут разнообразными. Хотя практика показывает, что подобные личностные преобразования могут не являться для ребенка жизненно необходимыми на сегодняшний день. Тем не менее они наделяют нынешнего маленького человека драгоценным опытом — механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, помогают ребенку постигать, чувствовать, справляться с будущими проблемными ситуациями. Стало быть, личностный смысл, возникающий у ребенка в процессе развития творческих способностей, является при этом одним из содержательных элементов культуры и самоопределения в целом.