Комплексное занятие по математике На лугу
Комплексное занятие по математике «На лугу»
Цель.
Познакомить детей с составом числа (на примере числа 5).
Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Закрепить у детей понятие – насекомые.
Закрепить знания геометрических фигур.
Закрепить у детей навыки симметричного вырезывания из бумаги.
Материал.
Вырезанные из бумаги и раскрашенные 10 жуков “божьи коровки», 5 бабочек; кузнечик, жук, божья коровка, муха, стрекоза.
На каждого ребенка — вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, треугольник; чистый лист белой бумаги; 10 маленьких, вырезанных из красной бумаги кругов («божьи коровки»). Вырезанные из цветной бумаги квадраты. Ножницы на каждого ребёнка. Аудиозапись «Звуки природы».
Ход занятия.
Воспитатель. Наступила осень, на улице с каждым днём становится всё холоднее и холоднее. А я предлагаю вам сегодня вспомнить то время, когда было тепло и солнечно и отправиться в небольшое путешествие на летний лужок. (Включаю аудиозапись песенки из мультфильма“ Паровозик из Ромашкова”).
Посмотрите, куда мы с вами попали, как вокруг нас красиво.
(включается запись «Звуки природы».)
Чьи голоса вы сейчас слышали? Правильно. Это голоса лесных птиц.
Давайте представим, что мы пришли на сказочный луг. Какие красивые цветы растут на нашем лугу: и ромашка, и клевер, и колокольчики! А что же это за цветок?
Спал цветок — и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх – и полетел.
Правильно, это бабочка.
— Назовите, кого вы ещё видите на сказочном лугу. (Ответы детей.)
(дети называют: бабочки, кузнечик, жук и т.д. Я одновременно помещаю насекомых на магнитную доску)— Как их можно назвать, одним словом? (Насекомые)
— Посчитайте, сколько бабочек на лугу. (4)
— Сколько других насекомых? (5)
— Что можно сказать о количестве бабочек и количестве других насекомых: больше, меньше?
— Как это можно проверить?
— Правильно, надо их сравнить. Расположить бабочек в один ряд, а под ними тоже в ряд — других насекомых. (ребёнок располагает насекомых на магнитной доске)
— Из чего составлен первый ряд, первая группа? (Из бабочек.)
— Из чего составлена вторая группа? (Из одной стрекозы, одного кузнечика, одной божьей коровки, одного жука, одной мухи)
— Поровну ли насекомых в первой и второй группах? (Нет, бабочек меньше чем других насекомых)
— Что надо сделать, чтобы всех стало поровну? (Прибавить одну бабочку, убрать одно насекомое)
— Сколько у нас стало бабочек и других насекомых? (по 5, т.е. поровну)
(Убираю изображения насекомых)
Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться обратно в группу.
(Звучит песенка из мультфильма)
Мы с вами снова очутились в группе. Давайте сядем за столы и посмотрим, что за фигуры лежат у вас на столах. Назовите их.
— Как называются квадрат, треугольник, овал и круг? (Геометрические фигуры.)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру, которая называется “Угадай на какую фигуру похоже?”
(показываю детям картинки с различными предметами, а они показывают геометрическую фигуру, соответствующую данному предмету)
А теперь давайте отдохнем и поиграем. Выходите из – за столов.
Вот какая стрекоза — (Руки в стороны.)
Очень круглые глаза. (Круговые движения кулаками на уровне глаз.)
Вертится как вертолет: (Руки в стороны, круговое вращение туловища.)
Вправо, влево, назад, вперед. (Руки на поясе, наклоны в разные стороны.)
Воспитатель. Пока мы играли, на луг прилетели красивые жуки — божьи коровки.(Располагаю изображения божьих коровок на наборном полотне.)
Эти жуки очень любят куда — нибудь заползать. Вот и наши божьи коровки тоже начали расползаться.
Настя, выходи и покажи, где очутились жуки. А вы ребята будете выкладывать своих жуков у себя на листах:
2 божьих коровки поползли в правый верхний угол, 3 уползли в левый нижний угол, 2 жука очутились в верхнем левом, 2 в правом нижнем углу, а одна божья коровка остановилась по середине листа. Ребята посмотрите на доску и проверьте, правильно сделала Настя? А вы все правильно?
А теперь сложите своих жучков в подносы.
Ребята, посмотрите, здесь у меня нарисован летний лужок. Трава растёт, цветы есть.
Но какой — то он не живой, не красивый. Кого-то на нём не хватает. (Бабочек)
А теперь, посмотрите, у вас на столах лежат разноцветные прямоугольники. Из них мы с вами сейчас вырежем бабочек и украсим наш лужок. Будем смотреть на него, и вспоминать прошедшее лето.
В конце занятия в группе появляется девочка – бабочка, она приносит детям угощение.