Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность
Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность
Т.А.Блинова
БОУ Ростиловская средняя общеобразовательная школа
Коль суждено дышать нам
воздухом одним,
Давай те же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
(Н. Старшинов)
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств такова актуальность данной темы.
На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Задача учителя состоит не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе, развивать навыки научного анализа природных явлений. Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологического культуры.
Мой опыт и творческий поиск по этой проблеме привел к выводу, о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры учащихся является создание научно-исследовательского общества учащихся, целью которого становится организация научно-исследовательской деятельности учащихся, и всестороннее, творческое развитие личности, воспитание экологической культуры. Поэтому я разработала свою программу научно – исследовательской деятельности с 1 по 4 класс, которая соответствует теме школы: «Развитие способностей к альтернативному мышлению и выбору способов решения экологических проблем. Приобретение практического опыта природопользования и принятия компетентных решений».
Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Наша задача создать интересную для ребят творческую среду. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей предусмотрена смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.
Предлагаемые темы подбираются таким образом, чтобы рекомендуемые методики и литература были доступными и понятными учащимся.
На начальном этапе школьники знакомятся с основными экологическими проблемами. В том числе особое внимание уделяется региональным проблемам. Знакомство с причинами возникновения таких проблем, влияние неблагоприятных факторов на окружающую среду и на здоровье человека все это приобретает личностно-ценностное значение для учащихся.
Основным условием развития творческих способностей учащихся является активное включение их в учебный процесс как исследователей, самостоятельно добывающих знания, открывающих для себя что-то новое, неизвестное. Одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися, является исследовательская деятельность. Такая активная форма деятельности позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками.
Важно чтобы ученики поняли разницу между проектом и исследованием.
Учащиеся знакомятся с методикой исследовательской работы и проекта. В учебно-исследовательской деятельности главное внимание уделяется развитию умения видеть и формулировать проблему, а также выдвигать гипотезу о способах решения экологической проблемы.
Основными формами исследовательской деятельности является непосредственное наблюдение за природными объектами, выполнение определенных экспериментов. Составление отчетов о работе развивает умения анализировать, делать выводы. Последний этап литературное оформление работы.
В ходе работы учитываются его теоретические знания, интерес к научно-исследовательской деятельности, знания правил техники безопасности, правил поведения в природе и оказания первой медицинской помощи.
Работа проходит по трем направлениям деятельности:
просветительская, связанная с пропагандой экологических знаний среди жителей, воспитанников детских садов и пришкольных летних лагерей.
учебно-исследовательская, направленная на изучение экологического состояния деревни, парков, водоемов, родников, растительного и животного мира
практическая природоохранная, связанная с санитарной уборкой прикрепленных территорий.
Школьники на конкретных примерах убеждаются в необходимости природоохранных мероприятий. Учащиеся также ведут дневники наблюдений. Проводятся различные акции “Чистый берег”, “Чистый двор” “Защитим лес от пожара”, “День Земли” “Мы за ЗОЖ” “Защитим птиц”. Выпускаем санбюллетень «О здоровом образе жизни». Младшие ученики пишут сказки, стихи о природе. Работает группа учеников, которые проводят рейды по экологическому состоянию поселка.
Как традиция в зимнее время развешиваются кормушки и подкармливаются зимующие птицы. Объявляется конкурс на лучшие кормушки и скворечники.
Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у школьников экологического сознания, в формировании экологической культуры. Наиболее любимые детьми темы экскурсий «Покорми птиц зимой», «Встреча перелетных друзей», «Первое растение весной», «Помоги дереву», «Братья мои меньшие» и другие.
Считается, что процесс формирования экологических отношений у младших школьников будет эффективным если:
1. Формирование экологических отношений осуществится не только на уроках природоведения, но и на других уроках и во внеурочной деятельности.
2. Если проводятся интегрированные уроки экологического содержания.
3. Если внеклассная работа включает мероприятия экологического содержания.
У детей развиваются практические умения рационального взаимодействия с окружающей средой.
Методологические основы проектной деятельности лежат в личностно-деятельном подходе.
И.А.Зимняя описала личностно-деятельный подход как основу организации образовательного процесса.
Основываясь на определении учебной деятельности Д.Б.Эльконина, согласно которому её специфика состоит в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности личностно-деятельного подхода: с позиции педагога и с позиции ученика. Такая постановка вопроса «встречается» с результатами многолетних исследований (И.С.Янишанская, А.К. Маркова, А.Б.Орлова и др.), показавших неоспоримость значения не только учета, но и специальной организации в процессе обучения целого ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности, уровня притязаний, самооценки, когнитивного стиля и т.д.
При этом подчеркнём, что основы личностно-деятельного подхода были заложены в психологии работами Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в обучении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и обучения.
Определяя личностно-деятельный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов соотносится с личностно-ориентированным подходом (И.О.Ямиманская, Е.В.Бондаревская, М.Н.Берулова, В.В.Сериков и др.).
Цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом.
Все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого – его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.
Личностно-деятельностный подход, предполагая организацию самого процесса обучения как организацию учебной деятельности обучающихся, означает переориентацию этого процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т.д.). Естественно, что при личностно-деятельностном подходе педагогу предстоит определить номенклатуру учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления и организовать выполнение этих действий обучающимися при условии овладения ими ориентировочной основой и алгоритмом их выполнения.
В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что, прежде всего в этом процессе ставится и решается основная воспитательная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряет с ними. Оно является воспитывающим, ибо личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации, реализуя основную цель – воспитание человека.
Краткое изложение замысла проектно – исследовательской деятельности с 1 по 4 классы.
Вид проекта: долгосрочный, социальный, практико - ориентированный.
Форма проекта: интегрированный, поисково – исследовательский, коллективный с применением индивидуальных заданий.
Проблема возникла в 1 классе на экскурсии, когда дети увидели сухое дерево: «Что случится, если не станет деревьев вокруг школы?»
Возникли вопросы:
Какие растения произрастают на территории нашей школы?
В каком состоянии эти растения?
Твое отношение к миру растений?
Что я могу узнать о них?
Как могу повлиять на экологическое состояние окружающей среды?
Мотивация: о чем бы ты хотел узнать в процессе работы?
- Разнообразие растений, их состояние,
- влияние человека и окружающей среды в целом на состояние растений,
- значение растений для человека и животных,
- как эти растения показаны в произведениях художников, композиторов
Наметили пути решения проблемы (то, что я могу сделать).
Название долгосрочного проекта «Школьный дворик»
1класс. Тема подпроекта «Зеленая школа».
Составить список растений
Собрать гербарий
Составить правила поведения в природе
Убрать территорию
Собрать семена
Нарисовать деревья
2класс. Тема подпроекта «Растения в творчестве поэтов, писателей и композиторов».
Подбор стихов, песен, загадок, пословиц и поговорок о произрастающих на территории школы растениях (деревья, кустарники).
Оформление страниц для книги – буклета.
3 класс. Тема подпроекта «Мое любимое дерево».
Фотозарисовки: деревья по сезонам с описанием признаков по времени года: когда появились почки, листья, цветы, плоды, листопад и т.д.
Сочинения (мини сочинения) например на тему: «Мое любимое дерево».
4 класс. Тема подпроекта «Мы с деревьями друзья».
Оформление страницы книги: значение деревьев в промышленности, в жизни людей.
Подбор и составление математических задач с данными о деревьях.
Изготовление поделки «Дерево» из бросового материала.
Конечный продукт: книга – буклет, поделки деревьев (дополнение к уже выполненному макету школы в музее – озеленение).
На примере работы над подпроектом 1 класса организуется работа 2, 3 и 4 класса.
1класс. Тема подпроекта «Зеленая школа».
Составить список растений, произрастающих на территории школы
Собрать гербарий этих растений
Составить правила поведения в природе
Убрать территорию
Собрать семена
Нарисовать деревья
Вид проекта: социальный, практико-ориентированный.
Форма проекта:
- интегрированный
- поисково-исследовательский
- долгосрочный
- коллективный с применением индивидуальных заданий.
Проблема 1 класса: какие растения произрастают вокруг школы, их значение для окружающих, правила поведения в природе.
Гипотеза: наша школа будет зеленой зоной, если каждый ученик будет беречь растения и посадит, хотя бы, одно дерево.
Сущность проекта 1 класса: составление перечня произрастающих растений в алфавитном порядке, выделение растений занесенных в Красную книгу, составление правил поведения в природе.
Определяющая задача – оформить страницы книги.
Значение проекта.
Познавательное: углубление и расширение знаний о растениях, конкретно тех, которые произрастают вокруг школы.
Социальное: соотнесение того, что было раньше посажено вокруг школы и того, что растет сейчас (высажена кедровая роща).
Коммуникативное: умение работать в группе, паре, умение презентовать свою работу.
Личностно-развивающее: развитие мышления, памяти, речи, умение оценивать, доказывать, делать выводы.
Культурное: ценность растений для школьников, населенного пункта в целом.
Диагностические оценки будущего результата в соответствии с поставленной задачей:
- научность
- актуальность
- занимательность
- оригинальность
- логичность изложения материала (в алфавитном порядке)
- полнота подбора материала
- практическая значимость
- дизайн выполнения работы
Планирование деятельности учащихся:
- Записать перечень произрастающих растений на территории школы.
- Собрать гербарий.
- Выполнить рисунки этих деревьев и кустарников.
- Составить перечень и собрать рисунки в алфавитном порядке, подписать название.
- Вспомнить правила поведения в природе и записать их.
Вспомнить ранее изученный материал:
- алфавит
- правила поведения в природе
- названия растений
- что такое гербарий
- правила сушки листьев
- оформительские навыки
Круг непосредственных субъектов: обучающиеся, учитель, библиотекарь, учитель биологии, родители, Интернет, словари, энциклопедии.
Взаимодействие между субъектами:
- коллективное
- индивидуальное (распределение внутри группы).
Последовательность выполнения этапов.
Перечень деревьев и кустарников
Создание гербария
Оформление рисунков
Правила поведения в природе
Форма работы
Составить план изучения источников (учитель биологии, учитель изобразительного искусства, библиотека, родители, Интернет и другие источники)
Коллективная работа
Изучить источники для сбора информации о растениях
Изучить источники для сбора информации о гербарии
Изучить источники для сбора информации о рисунках деревьев и кустарников
Изучить источники для сбора информации о правилах поведения в природе
Индивидуальная работа
Отбор более интересного материала
Коллективная работа
Составление в алфавитном порядке перечня растений
Отбор более ценных экспонатов (листьев, цветов)
Соотнесение рисунка с перечнем растений в алфавитном порядке
Составление правил поведения в природе
Оформление в алфавитном порядке перечня растений
Сбор гербария, оформление.
Составление книги рисунков
Оформление правил поведения в природе
Коллективная с применением индивидуальных заданий
Защита проектов
«Перечень деревьев и кустарников. Красная книга»
«Гербарий»
«Книга рисунков деревьев и кустарников»
Листовка «Правила поведения в природе»
Дети предлагают критерии промежуточной диагностики:
- соблюдение плана выполнения проекта
- самостоятельность
- количество источников
- умение отбирать нужный материал
- коммуникативные качества
- качество оформления
- оценочные качества
- презентационные качества
Средства, как потребность для решения проблемы:
- составить вопросы для беседы библиотекарем, учителем биологии и изобразительного искусства, родителями;
- посетить библиотеку, кабинет биологии и изобразительного искусства;
- совершить экскурсию по территории школы;
- приобрести диски (флешки);
- обеспечить выход в Интеренет;
- приобрести цветную бумагу, клей, ножницы, альбом, фломастеры и другое.
Прообраз будущего проекта: мы соберем в алфавитном порядке названия и рисунки тех растений, которые произрастают на территории школы; составим правила поведения в природе.
На протяжении всей работы каждый участник проекта оценивает себя по листу самооценки:
1. соблюдение плана выполнения проекта
2. самостоятельность
3. количество источников
4. умение отбирать нужный материал
5. логичность изложения материала
6. коммуникативные качества
7. качество оформления
8. оценочные качества
9. презентационные качества
Рефлексивная оценка идет по листу самооценки, взаимооценки, оценки удовлетворенностью работой.
Презентация готового продукта в подпроекте 1 класса «Зеленая школа» проходит во внеурочной деятельности на празднике в мае «Цвети мой край родной». Защита четырех блоков: « Перечень деревьев и кустарников. Красная книга», «Гербарий», «Книга рисунков деревьев и кустарников», листовка «Правила поведения в природе».
Оценка жюри по листам оценки, 10 бальной оценке или по «линейке» самооценки и оценки.
И так, правильно построенная работа учителя и школьного коллектива может дать прекрасный результат.
Своим опытом я делилась на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме «Развитие УУД средствами проектно – исследовательской деятельности» и на межрайонной педагогической конференции «Современные образовательные технологии как важнейший ресурс реализации новых стандартов и повышения качества образования».
Таким образом, экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания и образования.
Используемая литература.
Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников.// Начальная школа. Плюс до и после.- 2007.- №9.- с.19-21.
Лушников И.Д. Технология проектной деятельности.//Источник. 2008.- №2.- с.40-41.
Ногтева Е.Ю. Проектная деятельность учащихся в развитии экологической культуры.//Источник. 2008.- №1.- с.36-37.
4) Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987
5) Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996
6) Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: Словарь/ Перспектива// 2010
7) Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе/ Практическое пособие//- Москва.2007
8) Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры/Чистякова Л.А.-Челябинск: Урал. ГАРК. 1998
9) Павленко Е.С. Экологические проблемы и начальная школа/ Е.С.Павленко//Начальная школа.- 1998.-№5
Заголовок 115