Урок-путешествие в 5 классе: «Путешествие в страну Русского языка»
Путешествие в Страну Русского языка.
6 каз класс.
Цель урока: 1. Обобщить знания учащихся по предмету.
2. Прививать интерес и любовь к русскому языку.
Тип урока: путешествие.
І. Мотивация.
1. Ребята, я работаю с вами первый год. Мы провели вместе около 100 уроков, и каждый раз с нетерпением ждали встречи с очередным уроком. Чем вам были интересны уроки русского языка?
- Мы узнали много интересного из жизни других народов.
- Мы узнали, как появился русский язык.
- Мы изучили много произведений русских писателей и поэтов.
- Мы изучили русский алфавит, научились писать и читать по-русски.
- Мы можем общаться с ребятами русских классов.
2. Я расскажу вам одну историю. Вы послушайте внимательно, а затем ответьте на мой вопрос. Однажды на соревнованиях стретились ребята из разных стран. Им было трудно общаться: грузин говорил на грузинском языке – его не понимали другие, украинец говорил на украинском – его тоже не понимали. Казахи стали объяснать всё на казахском – всё равно никто ничего не понял. А потом пришёл мальчик из одной команды и начал говорить на понятном для всех языке. Угадайте, из какой команды пришёл этот мальчик и на каком языке он говорил?
- Из российской команды. Он говорил на русском языке.
3. Правильно, ребята значит все стали понимать друг друга потому, что знали один общий язык – русский. Наша страна – Казахстан – очень большое миролюбивое государство. В нем дружно живут люди более 130 нац-тей, и все они общаются между собой при помощи русского языка. Главный закон нашей страны гласит, что «Русский язык является языком межнац-го общения». А где, кроме нашей сраны, изучается рус. язык?
- За границей.
Правильно, значит рус. язык является международным языком. На нем составлены важные междунар. соглашения договоры. Ещё в начале учебного года мы говорили о значений рус. языка. Кто помнит, что говорил о рус. языке великий Абай?
Изучай язык и культуру русских – это ключ к жизни. Если ты получишь его – жизнь твоя станет легче.
ІІ. Реализация.
1. В каждой стране всегда есть главный город. Как он называется?
- Столица.
Какой город является столицей Казахстана?
- Астана.
А в Стране рус. языка главным городом является Алфавит, потому что в любом языке все начинается именно с алфавита. Итак:
Что такое алфавит?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных и согласных?
А где ещё 2 буквы?
Назовите все буквы рус. алфавита
А кто знает, как возникли буквы в языке?
(Ученики рассказывают историю возникновения письма. Показать рисунки по пиктографии).
Итак, ребята, мы подошли к городу Алфавит. Но попадещь туда не сразу: он надежно охраняется. У ворот стражники ъ и ь (входят 2 мальчика).
Давайте я первой войду в этот город (мальчики преграждают путь и подают мне грамоту: Тот, кто хочет войти в наш город, должен без ошибок написать словарный диктант и объяснить правила правописания ъ и ь) Давайте, ребята, быстро выполним это задание:
Сем...я, об...явление, руж...ё, под...езд, лист...я, в...езд, читаеш...,
ноч..., кричат....
А теперь объясните, когда в словах пишется Ъ.
- После приставки перед гласными Я, Е, Ё, Ю.
- Когда пишется Ь?
- В окончаниях глаголов 2-лица –ешь, ишь.
- В сущ. 3 склонения.
- В нфг.
- В корне или в окончании слова перед гласными Е, Ё, Я, И.
Стихотворение О Высотской. «Мягкий знак». (стр. 40)
Ну как, стражники, правильно ребята выполнили задание?
- Да, добро пожаловать в наш город!
(Я заглядываю и говорю).
- Ой, как много разных букв гуляет в городе! Какой-то интересный круг с буквами. Давайте попробуем составит слова по часовой стрелке и назад.
(Ребята составляют слова: сок, кол, лес, око, село, сокол, лесок, колесо).
А чтобы пройти в город, Числительное, нам нужно сделать вот эти задания:
1. Прочитать ребусы:
7я, 40а, 100л, 100н, 100г.
2. Назовите пословицы и поговорки, в которых есть числительные.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семеро одного не ждут.
- Старый друг лучше новых двух.
- Одна голова хорошо, а две – лучше.
- Один в поле не воин
·и т.д.
3. Какими бывают числительные по составу?
- Простые, составные, сложные.
4. А по значению?
- Количественные, порядковые. (Приводят примеры).
5. Молодцы, теперь можно в следующий город пройти. Он называется Лексика. Что изучает лексика любого языка?
- Значение слов.
Вот следующее задание:
6. Каждая группа получает слово и раскрывает его лекическое значение.
І – Родина, ІІ – Мать, ІІІ – Солнце.
Вы заметили, что некоторые слова имеют несколько значений. Они называются
А теперь выполним задание на ассоциативное мышление. С какими оттенками цветов вы ассоциируете данные слова. Почему?
Родина – голубой, желтый, зеленый.
Мать – Белый, красный, розовый.
Солнце – желтый, красный.
7. В русском языке есть такие слова, которые можно объединить по тематике. Например: вежливые слова. Назовите их. Сейчас каждая группа получит свои слова и выполнит общее задание.
Весёлые слова
а) Радостная улыбка.
б) У меня от смеха радостная улыбка.
в) Мой друг рассказал нам смешную историю. От смеха у нас на лице были радостные улыбки. От радости все забыли про плохое настроение.
Теплые слова
а) Добрая мама.
б) У меня самая добрая мама.
в) Ей 35 лет. У неё ласковые руки. Они очень любит меня.
Снежные слова
а) Крепкий мороз.
б) Этой зимой часто стояли крепкие морозы.
в) Выпало много снега. Мы не могли кататься на коньках, потому что каток замело.
8. Идем дальше, ребята. Мы попали в тупик Ошибок. Чтобы продолжить путешествие, нужно исправить ошибки в стихах (стр. 198-199).
9. Ошибки исправлены. Идем дальше. Это город Падежей. Он назван в честь шести братьев. Вы не забыли, как их зовут? (Ребята называют падежи и их вопросы). Каждая группа склоняет словосочетание. Красный шар, голубая лента, красивые цветы, большое ведро.
Вы, ребята, дружите с братьями –падежами, поэтому допустили мало ошибок. А вот кое-кто не любит падежи. Об этом стихотворение Г. Траубина.
(Назира читает наизусть)
10. Следующий город носит интересное название. Город вежливости. Чтобы пройти в него, нужно выполнить несколько заданий на вежливость.
1. Как вы обратитесь при встрече к учительнице?
2. Как вы обратитесь к маме, когда проснетесь утром?
3. Как вы обратитесь к бабушке перед сном?
11. Следующий город называется Фразеология. Здесь живут устойчивые сочетания слов или фразеологизмы. Назовите несколько фр-мов (Называют).
А теперь вы должны изобразить фр-зм, а ребята отгадывают его.
1. Работать спустя рукава.
2. Вешать лапшу на уши.
3. Носить на руках.
12. Молоцы! Вы получили пропуск в следующий город. Не пойму, что там написано?
Куль-ту-ра ре-чи.
Какие-то ребята идут оттуда (входят три ученика).
- Ребята, здравствуйте!
- Привет! Че те надо?
- Вы идете из города Культура речи?
- Ну допустим. А тебе какое дело?
- Какие вы грубые, ребята.
- Женщина, не обижайтесь. Только что их выгнали из этого города, поэтому они такие сердитые.
- Наверно, в этот город только вежливых и культурных людей пускают. Разве вас пропустят? Вы и поздороваться нормально не можете, грубите мне.
- Ты, тётка иди своей дорогой. Мы торопимся на денюху друга. Хотим клёво вечер провести, нам некогда с тобой лясы точить!
- Ой, ребята, не попасть вам никогда в этот город! Идите своей дорогой! (Уходят).
ІІІ. Рефлексия.
Видите, ребята, нужно уметь культурно разговаривать. Нельзя засорять язык разными словами. Я думаю, что вы не будете употреблять в речи слова – сорняки, как эти ребята. К сожалению, время у нас ограничено. Страна Русского языка очень большая и чтобы побывать во всех её уголках, нужно много лет учиться в школе, быть добросовестным, не стесняясь, спрашивать у взрослых, если вам что-нибудь непонятно. Помогайте друг другу в изучении великого русского языка, освоив который вы смело будете шагать вперед.
Песня «Вместе весело шагать»
Работать спустя рукава – работать плохо
Носить на руках – обращаться бережно
С головой ушёл в книгу – зачитался
Обвёл вокруг носа – обманул
Сидеть сложа руки – ничего не делать
Сидит на шее отца – бездельничает