Технологическая карта по теме «Сочинение по картине Ф.Решетникова «Опять двойка!»


Конспект урока русского языка в 5 классе
«Сочинение по картине Ф.Решетникова «Опять двойка!»
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Тип урока: урок развития речи..Цель урока: раскрыть основную мысль картины, подготовить обучающихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят; средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.Планируемые результаты:
а) Предметные: научиться соотносить словесный и зрительный образ описания картины, формировать первый навык описания картины, совершенствовать навыки грамотного письма;
б) Метапредметные: развивать самостоятельность и творческие способности детей, связную речь и логические умения составлять законченный рассказ:
Регулятивные УУД: осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; зная признаки текста, написать сочинение по теме; самостоятельно вносить коррективы в написанный текст.
Личностные УУД: уметь делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей.
Познавательные УУД: анализировать содержание картины, познакомиться с творчеством русского художника Ф. П. Решетникова; продолжить работу по формированию у обучающихся умения писать сочинение по картине.
Коммуникативные УУД: прививать обучающимся чувство ответственности, уважительного отношения к близким, развивать навыки осознанного речевого высказывания в устной и письменной форме; учиться понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.в) Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового;
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
1. Орг.момент. Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение обучающихсяв деятельность. - Сегодня мы с вами на уроке работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас. Запись даты и темы в тетрадь.
Р.: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного; волевая регуляция в ситуации затруднения.
Л.: самоопределение.
П.: самостоятельное формулирование темы.
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. ЦелеполаганиеЦель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Определим задачи нашего урока. Что нам предстоит сегодня решить?
-Познакомиться с творчеством русского художника Ф. П. Решетникова.
-Продолжить работу по формированию у учащихся умения писать сочинение по картине.
-Развивать навыки осознанного речевого высказывания в устной и письменной форме.
-Воспитывать положительное отношение к учебе, стремление лучше учиться.
Ответы:
-Познакомиться с творчеством русского художника Ф. П. Решетникова.
-Продолжить работу по формированию у учащихся умения писать сочинение по картине.
-Развивать навыки осознанного речевого высказывания в устной и письменной форме.
-Воспитывать положительное отношение к учебе, стремление лучше учиться.
Р.: целеполагание, постановка вопросов.
П.: самостоятельное формулирование цели
К.: умение выражать свои мысли.
3. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала для «открытия нового знания».
Познакомимся с творчеством Ф.П.Решетникова и историей создания его картины.
Слово учителя о художнике.
       Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
      Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
      В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.
      В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!”
Доклад об истории создания картины “Опять двойка”(заранее подготовившимся учеником).
      Картина “Опять двойка!” была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
       Сейчас картина “Опять двойка!” выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
      А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: “Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого “двоечника” и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе”.
Р.: контроль.
П.: анализ объектов с целью выделения признаков.
К.: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
4.Беседа по картине.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления.
Рассмотрим внимательно картину.
- Решетников назвал свою картину «Опять двойка». Скажите, а почему он выбрал эту тему?
- Придумайте рассказ на тему: “История двойки”. Отразите в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку.
- А в каком жанре написана эта картина?
Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности.
-  Как художник показал, что главный герой картины – ученик?
- Определите возраст ученика.
- Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица?
- Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.
О чём говорит его “бывалый” портфель?
- Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои?
- Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой?
- Каково отношение к мальчику младшего братишки?
- Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится?
- Кто встречает мальчика с радостью?
- Есть ли у мальчика возможность учиться?
- Какова основная мысль картины?
- Какими художественными средствами автор её выразил?
- Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины?
Ответы:
- Потому что в жизни часто встречаются дети, которые получают двойки. 
- Мысль написать картину «Опять двойка» (1952г.) родилась у Ф.П.Решетникова в школе, когда он  сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину.
- Картина написана в бытовом жанре.(Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра).
- Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.
- Мальчику примерно 10-11 лет.
- Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.
- В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.
- Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.
- Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!
- Катается на велосипеде да посмеивается над двоечником.
- Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.
- Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.
- Условия есть. В комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет.
- Невесело приносить домой двойки.
- Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.
- Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.
Р.: планирование, прогнозирование, составление алгоритма.
П.: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование анализ объектов с целью выделения признаков.
К.: сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

5. Физкультминутка 6. Словарно-стилистическая работа
Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию. 1. Составим словосочетания по данной картине, запишем в тетрадь, объясним орфограммы.
2. Работа над деформированными предложениями.
Предложите правильный вариант составленного предложения.
1.Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.
2. Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.
3. Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.
3. Синтаксическая пятиминутка.
Выполните синтаксический разбор предложения: 1 ряд -1, 2 ряд -2, 3 ряд -3. Запись в тетради:
    Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной и т.д.Ответы обучающихся. Запись в тетрадь.
1. Мальчик держит в руках рваный потертый портфель.
2. Сестра смотрит на него с осуждением.
3. Маленький братишка смеется на велосипеде.
Выполнение синтаксического разбора в тетради.
Р.: контроль, оценка, коррекция, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, волевая регуляция в ситуации затруднения.
Л.: самоопределение.
П.: действие по аналогии,
умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
К.: умение выражать свои мысли.
7. Составление плана
Цель этапа: закрепить алгоритм действий Составим план по данной картине. Как же мы будем писать сочинение? С чего начнем?
Запись в тетради:
План
1. История создания картины.
2. Описание картины:
а) главный герой картины (внешность, поза, портфель).
б) Осуждающий взгляд матери.
в) Взгляд и поза сестры.
г) Собака – верный друг мальчика.
д) Основная мысль картины.
3. Моё отношение к картине.
Р.: контроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.
Л.: самоопределение.
П.: действие по аналогии,
умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
8. Систематизация материала. Написание сочинения.
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности своей и всего класса. Систематизируем материал.
Рефлексия:
- По какой теме работали?
- Какие задачи ставили?
- Решили ли поставленные задачи?
- Какие трудности испытали?
- Что интересного узнали?
Давайте попробуем теперь устно составить рассказ по картине. Кто попробует?
- Довольны ли своей работой? Оцените свою деятельность. Ответы на вопросы:
- Сочинение по картине Ф. П.Решетникова «Опять двойка!»
-Познакомиться с творчеством русского художника Ф. П. Решетникова.
-Продолжить работу по формированию у учащихся умения писать сочинение по картине.
-Развивать навыки осознанного речевого высказывания в устной и письменной форме.
-Воспитывать положительное отношение к учебе, стремление лучше учиться.
- Да.
-
-
Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников. Ответы обучающихся.
Самооценка. Р.: волевая регуляция в ситуации затруднения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Л.: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.
П.: рефлексия
умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
К.: умение выражать свои мысли.
9. Домашнее задание
Написать сочинение в черновике. Л.: самоопределение