Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Родной угол»
ГБПОУ КК КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Пробный урок изобразительного искусства
по теме «Родной угол»
студентки 3 курса группы "Б"
Марченко Виктории,
проведённый в 4 "Г" классе
16.11.15г
Методист_________\ Невкипелова Е.Н\
Учитель________\Невкипелова Е.Н\
Оценка _____ ___________
План – конспект урока изобразительного искусства в 4 «Г» классе.
Тема: «Родной угол»
Тип урока: Изучения новых знаний
Цели: Вызвать восхищение красотой древнерусской архитектуры. Развитие фантазии, воображения у учащихся. Знакомство с памятниками древнерусской архитектуры. Научить изображать город-крепость.
Задачи урока:
Предметные: Приобретение умения создавать изображать древнерусского города; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
Метапредметные (УУД):
Познавательные: знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, посад, торг); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; Эстетическая оценка красоты древнерусской архитектуры.
Оборудование: для учащихся: альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик. Для учителя: наглядные пособия, презентация, таблицы.
Этап урока Содержание и ход урока
1. Орг. момент Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
2. Объяснение нового материала. Беседа по теме урока. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Удивительны они – нигде в мире таких не сыскать.
Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов.
Но, глядя на эти неприступные по тем временам укрепления, осознаешь: их могучую силу трудно назвать грозной. Это спокойная и радостная сила! В своей устрашающей мощи они напоминают сильных и непримиримых к врагам, но добрых защитников своей земли – былинных богатырей.
У этих городов много мягких, округлых, как у природы вокруг, очертаний. Разновысотные церкви и звонницы образуют узорчатый, веселящий глаз рисунок. А впереди широкой лентой лежит, повторяя очертания рельефа земли, горизонтальная полоса крепостных стен.
Когда мы смотрим на постройки, горизонталь, горизонтальные линии обычно внушают нам впечатление величия и покоя.
А вертикаль с настойчивой силой уводит взгляд человека кверху, рождая напряжение, желание вытянуться.
Каменными стены стали делать далеко не сразу. Давным-давно вбивали в землю частокол – забор из огромных, заостренных сверху бревен. Позднее придумали Городню – сруб, наполненный камнями и землей. Из Городней, примкнув их друг к другу, ставили прочные стены с деревянными башнями.
Венцы громадных, в обхват, потемнелых бревен предостерегали самонадеянного врага и прятали в случае опасности крестьян-пахарей всех окрестных селений.
Такие крепости-городища, начала будущих городов, строили на стрелке – на крутом мысу у впадения речки-притока в основное русло реки. Так поступали для удобства обороны.
Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две стороны очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъемный мост.
Отсюда, от этих разбросанных по Руси городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь не задумываешься.
Над массивом широких стен в вечном дозоре застыли островерхие башни.
Сторожевые башни древних крепостей называли вежами. Вежа – от слова «ведать»– знать, что творится вокруг. От этого корня и древнерусское слово «вежды» - глаза, видеть и, значит, знать.
Крепостные башни в основе похожи друг на друга, а двух одинаковых не найти. Каждую строили с учетом особенностей ее места и назначения.
По углам крепости башни часто каменные круглые – для удобства обороны. А четырехгранные, кубические башни обычно стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел.
Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а потому и свой образ. С этой вежи особенно далеко видно округу, она словно вытянулась выше всех. В древности въездные ворота делали неприступными, они высились грозно. Но когда набеги врагов становились редкими, а торговля шла все более бойко, то и надвратные башни меняли свой облик.
3. Пояснения к выполнению задания. Начало работы. Сегодня вы приступите к работе, которую продолжите на другом уроке. Начните ее с выполнения ограды города и постройки домов.
Приступайте к выполнению ваших работ.
Рефлексия. -Что нового сегодня узнали на уроке?
-Что такое родной угол?
- В чем заключается сходство архитектуры древнерусского города и деревни?
- Какие приемы в работе вы использовали?
Итог урока Проверка и анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом. Выставление оценок.
Домашнее задание Принести: альбом, краски, кисти, ластик, клеенку, карандаш.