Открытый урок по ОБЖ в 8 классе. По теме Первая медицинская помощь при остановке сердца и отсутствии дыхания
План урока по предмету Основы безопасности жизнедеятельности.
Тема: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания».
Класс: 8.
Раздел: оказание первой медицинской помощи.
Дата: 10.04.2014.
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с правилами экстренной медицинской помощи при остановке
сердечной деятельности.
2) Закрепить практические навыки по проведению непрямого массажа сердца,
искусственной вентиляции легких и оказанию первой медицинской помощи при
остановке сердца.
3) Прививать учащимся чувство ответственности за личную безопасность и безопасность
окружающих; учить принимать решения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, практическая работа)
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), ИКТ, показ приемов и действий учащимся, практическая работа учащихся.
Методическое обеспечение: ИКТ (презентация, компьютер, медиапроектор, экран), кукла – тренажер «Максим».
№
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент:
-приветствие
- проверка посещаемости, готовности к уроку.
1 мин.
Приветствие, работа с классным журналом.
Дежурный – рапорт.
2
Введение в тему урока:
5-6
Вопрос: Человек упал или лежит, возможно, что не дышит. Что с ним?
Предполагаемый ответ: клиническая смерть, смерть, без сознания.
Вопрос: Почему вы решили, что это клиническая смерть?
Вопрос: Что делать?
Вопрос: Как помочь?
Вопрос: вы уверены, что все сможете в экстремальной ситуации не растеряться, выполнить все действия правильно, не навредить?
Вывод?
Тема сегодняшнего урока:
«Первая медицинская
помощь при остановке
сердца и дыхания».
Предполагаемый ответ: Потеря сознания, нет дыхания.
Предполагаемый ответ: Вызвать скорую помощь, помочь пострадавшему.
Предполагаемый ответ: сделать массаж сердца, искусств.дыхание
Предполагаемые ответы: да, нет, не уверены
ВЫВОД: необходимо научиться правильно выполнять все действия, до автоматизма.
3.
Основная часть урока
16-18
Сообщение «Сердце. Пульс». Выделить основные моменты: сердце сокращается 60-70 ударов в минуту; где чаще всего определяем пульс.
Показ действий по определению пульса.
Сообщение «Клиническая смерть и ее признаки».
Сообщение «Биологическая смерть»
Сообщение «Реанимация». Показ приемов реанимации на манекене (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца).
Выделить основные моменты: оказание помощи одним человеком, двумя.
Используя знания по предмету «Биология», рассматривая слайды, дают определение, что такое пульс. Наблюдают за действиями учителя.
Определяют пульс на сонной артерии у себя.
Работа в парах: определение пульса.
Отвечают на вопросы учителя, дают определение понятию «реанимация», рассматривают слайды.
Рассматривают слайд.
Наблюдают за действиями учителя.
Один учащийся выполняет действия по реанимации на манекене, учащиеся комментируют, подсказывают, оценивают.
4
Практическая
работа «Первая
медицинская
помощь при
остановке сердца и
дыхания».
18-20
Вводный инструктаж.
Текущий инструктаж (проверка правильности выполнения действий, при необходимости – оказание помощи, объяснение неправильных действий)
Заключительный инструктаж
Работа в парах: выполнение практической работы, самооценка действий.
5
Заключительный этап урока
2
Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся, домашнее задание.
Определяют, в каких ситуациях могут потребоваться умения, навыки, знания, полученные на уроках.
С. 45-49 прочитать.
План-конспект урока: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания».
I. Орг. момент.
II.Введение в тему урока:
Вопрос: Человек упал или лежит, возможно, что не дышит. Что с ним? (клиническая смерть)
Вопрос: Почему вы решили, что это клиническая смерть? (без сознания,нет дыхания)
Вопрос: Что делать? (Вызвать скорую помощь, помочь пострадавшему).
Вопрос: Как помочь? (сделать массаж сердца, искусств.дыхание)
Вопрос: вы уверены, что все сможете в экстремальной ситуации не растеряться, выполнить все действия правильно, не навредить?
ВЫВОД: необходимо научиться правильно выполнять все действия, до автоматизма.
Тема сегодняшнего урока: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания». (СЛАЙД 1, текст)
Вопрос: Что такое сердце? (СЛАЙД 2)
Вопрос: Какой внешний признак определяет работу сердца? (СЛАЙД 3)
«Пульс это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца»
Вопрос: Где чаще всего определяем пульс? (на запястье, на сонной артерии)
Вопрос: Что можно узнать по пульсу? (количество сокращений сердца в минуту).
Вопрос: как определить пульс пострадавшего? (СЛАЙД 4)
Работа в парах: определите пульс друг у друга
Мы вспомнили основные моменты работы сердца. Вдруг возникает ситуация: сердце прекращает свою деятельность.
Вопрос: Что произойдет в такой ситуации с человеком? (Человек впадает в состояние клинической смерти) (СЛАЙД 5)
(СЛАЙД 6) Признаки клинической смерти: отсутствие сознания; пульса, реакции зрачка на свет.
ЗАПОМНИТЕ: Продолжительность состояния клинической смерти в среднем 5мин. В течение этого времени человека можно вернуть к жизни. Еще раз запомните, что весь комплекс экстренной реанимационной помощи должен быть оказан в течение 5 мин после начала состояния клинической смерти. Исключением служит утопление в холодной воде полноценное оживление возможно в течение 20 мин, а при утоплении в ледяной воде в течение 2 час. Если не оказана человеку своевременная помощь, то человек умирает или находится в состоянии биологической смерти. (СЛАЙД 7)
Если вы все таки определили, что человек находится в состоянии клинической смерти, не тратьте времени на вопросы лежащему человеку: «Все ли в порядке?», «Нужна ли помощь?» Не тратьте времени на определение признаков дыхания – они трудноуловимы. Если пострадавший лежит неподвижно и не реагирует на происходящее вокруг него, то, не теряя ни секунды, приступайте к определению реакции зрачков на свет и наличия пульса на сонной артерии. При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации.
Попробуйте дать определение понятию реанимация. (СЛАЙД 8,два щелчка)
Прежде чем приступить к реанимации нужно подготовить пострадавшего, освободить грудную клетку и определить анатомические ориентиры для реанимации. Анатомические ориентиры мы рассмотрим далее, но сначала посмотрим как правильно и быстро освободить грудную клетку от одежды (СЛАЙД 9).
(СЛАЙД 10) Анатомические ориентиры (показ указкой на тренажере)
Теперь мы можем приступить к рассмотрению этапов реанимации. При этом необходимо пострадавшему сделать непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. (СЛАЙД 11)
Перед проведением ИВЛ убедится в том, что дыхательные пути свободны. Если необходимо, то очистить дыхательные пути от воды (положить на живот, приподнять в области таза, например за ремень, очистить полость рта от инородных предметов). Уложить на спину. Имеется три способа ИВЛ: «изо рта в рот», «изо рта в нос», комбинированный. Важное условие – это положение головы во время выдоха, голова запрокинута назад. Прижать нос или нижнюю челюсть, сделать глубокий выдох. При этом воздух заполняет легкие пострадавшего.
(СЛАЙД 12) При проведении непрямого массажа сердца необходимо освободить грудную клетку от одежды. Надавливание осуществлять выпрямленными руками, тыльной, выступающей скрещенной стороной ладоней, выше окончания мечевидного отростка грудной клетки примерно на два пальца, на прямых руках энергичными толчками надавливаем на грудную стенку, используя массу своего тела. Грудная стенка, смещаясь к позвоночнику на 4-5 см, сжимает сердце и выталкивает кровь из его камер по естественному руслу. Когда отпускаем руки, сердце разжимается и наполняется кровью вновь.
Объяснение сопровождается показом на манекене.
(СЛАЙД 13). Приступаем к практическим действиям, рассматривая два случая:
помощь оказывает один человек
несколько человек оказывают помощь.
Пригласить учащихся для практических действий с манекеном (1-2 человека).
Реанимационные действия сопровождаются большими физически нагрузками со стороны тех, кто оказывает помощь. Поэтому даже при желании оказать помощь, справиться с этой задачей сможет далеко не каждый человек, а лишь тот, кто физически крепок и подготовлен. Молодой человек с сигаретой и бутылкой пива в руках вряд продержится минут пять или десять, оказывая подобную помощь. Чтобы быть готовым к любым чрезвычайным ситуациям необходимо еще и активно заниматься физической культурой и спортом. Физически развитый человек обладает, как правило, и устойчивой к стрессовым ситуациям нервной системой. Я полагаю, что реанимационные действия можно отнести к героическому поступку, когда происходит спасение жизни человека.
III. Подведение итогов
- Что такое реанимация?
-Назовите правила непрямого массажа сердца
-Назовите правила искусственной вентиляции легких.
Подводя итог нашего урока, хочется, чтобы вы запомнили несколько правил.(СЛАЙД 14)
Вопрос: насколько важна тема сегодняшнего урока? Где, в каких ситуациях могут потребоваться умения, навыки, знания, полученные сегодня? Думаю, что если хотя бы один раз в жизни одному из вас сегодняшние практические занятия пригодятся при спасении жизни и здоровья, буду считать, что урок прошел не зря. Спасибо за работу. Домашнее задание на слайде (СЛАЙД 15). До свидания.
(рефлексия)
15