Конспект урока по изобразительному искусству,«Танец бабочек-красавиц», 1 класс
Пояснительная записка
Программа: Неменский Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс.
Тема: «Танец бабочек-красавиц»
Тип урока: получение новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Цель: приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
Задачи:
образовательная – обобщить знания по работе цветом, линией, пятном;
развивающая - способствовать развитию художественно-творческой активности учащихся;
воспитательная – формировать у учащихся нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
развивать воображение и аналитические возможности глаза; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
Познавательные УУД:
сравнивать и группировать предметы и их образы; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, заготовка раскрашенной бабочки и заготовки половинок крыльев для определения симметрии (демонстрационный материал)доска для рисования маркером, презентация к уроку, видео ролики.
Оборудование для учащихся: заготовка раскрашенной бабочки для определения симметрии, заготовки трафаретов (из белого листа) бабочек, листы бумаги, карандаш, резинка, акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка .Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение, рассказ детей.
2.Наглядный метод.
3. Применение ИКТ (презентация), видео.
Зрительный ряд: презентация «Бабочки», «Как появляются бабочки»
Музыкальный ряд: лёгкая, спокойная музыка.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников I Орг. Момент. -Здравствуйте, ребята. У нас урок изобразительного искусства.
-Я думаю, что вместе с красками и кисточками вы принесли на наш урок и хорошее настроение.
- Давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем удачи.
-Проверьте, всё ли готово к уроку.
Дети приветствуют друг друга и желают удачи.
Проверка готовности к уроку.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей
II Целеполагание - Посмотрите на улицу.
-Солнышко проснулось, улыбнулось нам в окошко и своими яркими лучами разбудило всех вокруг.
- Отгадайте, кто ещё проснулся рано утром?
Загадывает загадку:
-Спал цветок и вдруг проснулся,
больше спать не захотел.
Встрепенулся, всколыхнулся,
взвился вверх и улетел…
(это бабочка)
- Конечно, это бабочка.
Ребята, посмотрите на крылья бабочек. - Для чего ей нужен такой яркий наряд?
- Вы, наверное, уже догадались, что же мы сегодня будем рисовать?
Рассмотрим узоры на крыльях бабочек.
И сами нарисуем.
Угадывают загадку.
(высказывания детей)
Рассматривают узоры на крыльях. (высказывания детей)
Приходят к выводу, о том, чему будет посвящен урок и чем они будут заняты на уроке. Регулятивные:
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные: развитие способности смыслового и образного восприятия.
III Введение в тему урока.
Наблюдение. Беседа.
1. - Кто из вас видел бабочек?
Слайд 3
- В какое время года мы можем видеть бабочек?
Ребята хотели бы вы побывать в волшебной стране бабочек , полюбоваться их красотой . Я вас приглашаю .
https://www.youtube.com/watch?v=6eWlo56v8Vg
-Какие они?
- А ещё можем сказать, что бабочки лучезарные, яркие, стремительные, невесомые.
- На нашей планете Земля существует огромное количество бабочек. Все они разные, не похожи друг на друга. Об этих красавицах люди придумали много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
-Давайте представим с вами теплый летний день. Над зелёной лужайкой порхают разноцветные бабочки .-За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена.
- Знаете ли вы названия бабочек, которых видели?
-Какая бабочка больше всего понравилась?
2.
(Учитель организует беседу по определению цветовой гаммы, формы крыльев, разнообразию узоров у бабочек: «Павлиний глаз», «Лимонница», «Махаон».)-Давайте вместе пофантазируем и попробуем увидеть, что изображено на крыльях бабочек.
А) - С помощью подсказок - предметных картинок отгадайте, о какой бабочке мы будем сейчас говорить?
( картинки: павлин и глаза)
Слайд 4
(Показ бабочки «Павлиний глаз») - Эта бабочка – Павлиний глаз. Встречается она в Японии, а также в странах Европы. Этих красавиц осталось очень мало, они занесены в Красную книгу.
- Посмотрите на форму крыльев и рисунок на них.
-Как можно это назвать?
– Из чего состоит узор на крыльях?
– Совершенно верно, из кругов.
–На что они похожи?
Слайд 5
В) - Рассмотрим бабочку «Махаон». Эта бабочка считается одной из самых красивых.
- У неё изящной формой крылья.
- Посмотрите, сколько цветов присутствует в ее окраске!
- Жёлтые краски- краски солнышка, краски неба - синие, краски – радуги.
-Давайте посмотрим, из чего состоит узор ее крыльев?
– Конечно, кроме кругов мы видим волнистые линии и пятна.
Слайд 6
Раньше всех вылетает яркая бабочка – лимонница. Она живет дольше всех – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умирает. Кто знает, что будет дальше?
Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся затем в куколок, а из куколки вновь вылетит красивая бабочка)– Ребята, вы знаете, как появляются на свет бабочки?https://www.youtube.com/watch?v=Sjn3AFQKmTg Дети делятся своими впечатлениями.
-Красивые, легкие, игривые…
Рассматривают иллюстрацию бабочки.
Высказывания детей.
-Павлиний глаз
Рассказывает 1 ученик
-Узор
- Из кругов.
-Похожи они на глаза.
(Высказывают свои предположения)
Рассказывает 2 ученик
Рассматривают бабочку «Махаон»
Подсчитывают, сколько цветов в её окраске.
Выясняют, из чего составлены узоры на её крыльях.
Рассказывает 3 ученик
Анализируют узоры на крыльях бабочек Познавательные УУД:
ознакомление с многообразием бабочек;
сравнивать и группировать предметы и их образы;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Личностные УУД:
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
развивать воображение и аналитические возможности глаза.
Личностные: развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к природе).Коммуникативные: формирование собственного мнения IV Физкультминутка
Вот и утро! Бабочки, хватит спать!
Перед тем, как вылетать.
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Вверх крыло, вниз крыло,
(Поднимаем сразу одну руку вверх, опускаем вниз, а потом повторяем движения другой рукой)
Нам сегодня повезло –
Будем долго мы летать,
Двумя крыльями махать!
(Машем двумя руками очень быстро) Выполняют упражнение под спокойную музыку. V
Творческо-практическая деятельность 1. - Посмотрите, что случилось?
- Бабочка потеряла свою вторую половинку. Давайте поможем ей найти её. Будьте внимательны.
Рисование маркером на доске.
- Выполняя задание, вы воспользовались одним важным законом, который называется «симметрия» (появляется на доске табличка со словом).
- Давайте попробуем согнуть бабочку вдоль туловища пополам, что произойдет?
-Совпадает не только форма крыльев, но и узор. Симметрия - когда при делении пополам одна половина повторяет другую как в зеркале, зеркальное отражение.
2. Учитель знакомит с новой техникой – монотипией, показывает этапы работы.
- Сейчас мы поучимся рисовать новым способом. Он очень интересный и, надеюсь, вам понравиться.
Учитель показывает работу по плану.
Возьмём заготовку бабочки и согнём её вдоль туловища. Определим симметрию.
Одну половину пропитаем водой, а на другой половинке сделаем красками пятна и волнистые линии.
Сложим очень аккуратно пополам и прижмем
Раскроем – и посмотрим, что получилось.
- Эта техника называется монотипией, второй такой рисунок повторить невозможно.
Контроль выполнения. (Высказывания детей)
(Учащиеся находят вторую половинку, объясняют, доказывают свой выбор).
Дети берут заготовки бабочек, сгибают вдоль и высказывают свои предположения.
-Половинки совпали, они одинаковые.
Выполнение работы по плану.
Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: задавать существенные вопросы;
общение с соседом по парте.
Познавательные УУД:
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
VI Анализ работ. Рефлексия.
1- (Звучит лёгкая музыка). Представьте себе раннее утро. Солнышко поднимается из-за горизонта и ласкает нас тёплыми яркими лучами. Кругом тишина. Все в природе отдыхает. Давайте присядем, голову наклонили направо, голову наклонили влево. Руки подняли вверх. Потянулись. Бабочки проснулись (встали), полетели к солнышку, выше, выше (на носочках кружатся).
-А теперь возьмите своих бабочек и прикрепите их на нашу поляну с помощью магнитиков.
2. - Нравятся вам бабочки?
- Какая из бабочек больше всего нравится? Почему? Какая самая аккуратная?
- Каждая бабочка хороша по-своему.
- Что нового научились делать? Какие новые слова узнали?
-Что больше всего понравилось на уроке?
Что показалось трудным?
-Оцените свою работу на уроке.
Вы хорошо поработали на уроке.
- Спасибо за урок. Дети выполняют движения.
(Прикрепляют бабочек на доску с цветочной полянкой).
Показ работ.
Учащиеся делятся впечатлениями.
Оценивание с помощью смайликов. Коммуникативные умение выражать свои мысли.
Личностные : ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы.
Список используемых источников.
HYPERLINK "http://www.solnet.ee/sol/001/s_341.html" http://www.solnet.ee/sol/001/s_341.html
https://www.youtube.com/watch?v=Sjn3AFQKmTg
https://www.youtube.com/watch?v=6eWlo56v8Vg
https://www.youtube.com/watch?v=Sjn3AFQKmTg