Доклад на тему: Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы
«Агрызская общеобразовательное учреждение школа- интернат »
Выступление на педагогическом совете
по теме: «Инклюзивное образование»
Подготовила: учитель домашнего обучения,
первой квалификационной категории
Галлямова Г.М.
2015- 2016 учебный год
Последние пару лет все кто имеет хоть какое –то отношение к образованию-от чиновника до родителей только и говорят об инклюзии то есть совместном обучении обычных школьников и детей с ОВЗ. В России инклюзия пока на стадии эксперимента, но во многих западных странах такая практика существует уже на протяжении нескольких десятилетий и действительно приводит к отличным результатам. Дети с ОВЗ учатся в обычных школах, но по специальным программам. С ними постоянно работают психологи и педагоги-дефектологи при необходимости прикрепляется тьютор-человек помогающий ученику в решении сложных ситуаций. Школа же получает ваучер-документ, на дополнительное финансирование который родители ученика с ОВЗ сдают в образовательное учреждение. Следовательно, чем больше учеников с ОВЗ в школе, тем больше финансирование, тем лучше оснащение школы под нужды особых детей и соответственно тем привлекательнее образовательное учреждение для успешной адаптации своих учеников. Практически во всех школах выпускники получают аттестат о среднем образовании, после чего могут спокойно поступать в колледжи или по возможности в вузы. Инклюзивное образование-наиболее передовая система обучения детей, при которой стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Разрушение барьеров при получении образовании приводит к объединению общественного пространства меняется отношение к инвалидности она считается не пороком а особенностью того или иного человека. По статистике каждый 11-ый житель России имеет различную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек, которые нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи. Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют те же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества-сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно вне зависимости от возможностей здоровья быть включенными в общую систему образования и, обучаясь со своими сверстниками по месту жительства в своем микрорайоне городе. Понятие инклюзивное образование сформировалось из убеждения, что образование является основным правом человека, и оно создает основу дальнейшего развития и реализации человека в обществе. Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя и сферу образования, и весь спектр общественных отношений труд общение развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера преодолены барьеры среды и общественного сознания
Восемь признаков инклюзивного общества
-ценность человека не зависит от его способностей и достижений
-каждый человек способен думать и чувствовать
-каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным
-все люди нуждаются друг в друге
-подлинное образование может, осуществляется только в контексте реальных взаимоотношений
-все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
-для всех достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
-разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Эти принципы закреплены в тексте Саламанской декларации о принципах политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями принятой 10 июня 1994 года в городе Саламанка в Испании Россия присоединилась и взяла на себя выполнение обязательства по внедрению инклюзивного образования. Наиболее успешной страной в реализации этой программы признана Италия (95 процентов) затем Великобритания Швейцария США и как не странно в списке на последних строчках Испания(5процентов).Инклюзия признана более развитой гуманной эффективной системой образования не только для детей с особыми образовательными потребностями но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать, друг с другом выстраивать взаимоотношения совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзия помогает развивать такие качества как гуманность толерантность готовность к помощи терпимость. В завершении хочется сказать, что все посылы гуманны. Но думается что инклюзия по–русски это что-то из области фантастики. Инклюзия призывает к реформированию культуры школы ее правил и внутренних норм и практик, чтобы принять все многообразие учеников с их личными особенностями и потребностями. Говорить на данном этапе о толерантности способности принять другого человека таким, какой он есть для большинства школьников их родителей довольно наивно. Если поместить особого ребенка в обычный класс и думать что проблемы будут решены, скорее всего, все произойдет с точностью до наоборот. Вытягивать таких детей даже по индивидуальной программе очень сложно к тому же даже при максимально благоприятном доброжелательном социуме ученики осознавая собственную неуспешность приобретут множество психологических комплексов. Нужно понимать и недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательных школ под нужды детей с ОВЗ это отсутствие пандусов, лифтов специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования будет немаловажным препятствием. Желание дать доступ к среде и процессу образования может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения. Но несмотря ни на что процесс запущен и мы движемся в сторону инклюзии, и для нас педагогов многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.