Поурочное планирование на тему Введение. Для чего нужно изучать ОБЖ?
Урок 1
ВВЕДЕНИЕ. ДЛЯ ЧЕГО НАДО ИЗУЧАТЬ ОБЖ?
Предмет: ОБЖ.
Класс: 10.
Дата: 03.09.11.
Учитель: Ахмадишин А.А.
Цель: познакомить учащихся с особенностями и целями курса ОБЖ, основной и дополнительной литературой.
Учебно-наглядный комплекс: учебник по ОБЖ, дополнительная литература.
Ход урока
Организационный момент.
Введение в курс ОБЖ для 10 класса.
Вводная беседа «Для чего нужно изучать ОБЖ?».
Учитель. Скажите, что изучает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Как расшифровывается аббревиатура «ОБЖ»? (О – основы, то есть самое важное, основное, не особенно вдаваясь в детали, тонкости. Б – безопасность, то есть жизнь без опасностей, возможное избежание риска для себя и окружающих. Ж – жизнедеятельность, то есть повседневная жизнь во всех её проявлениях: быт, работа, транспорт, отдых и т. д.)
Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья – пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времён до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях его развития это были, в основном, естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Как вы думаете, почему, с чем это связано? (Учащиеся высказывают свои мнения, своё видение этой проблемы.)
Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. Страна несёт огромный моральный и экономический ущерб, соизмеримый с национальным доходом.
В этих условиях главная задача нашего курса видится в том, чтобы обеспечить вас специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных, умелых действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках защищать своё Отечество.
Изучение этого курса в 10 классе предусмотрено базисным учебным планом из расчёта 2 ч в неделю. Содержание курса ОБЖ (обязательный минимум) в 10-11 классах определено Министерством образования РФ и в учебнике по ОБЖ А. Т. Смирнова раскрывается в следующих темах: «Опасные и чрезвычайные ситуации», «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны», «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний», «Основы здорового образа жизни», «Вооружённые силы РФ – защитники нашего Отечества», «Боевые традиции Вооружённых Сил России», «Символы воинской части».
Знакомство с основными разделами учебника; прочтение вступительной статьи авторов учебника.
Обзор дополнительной литературы по курсу ОБЖ.
Учитель. Кроме учебника при изучении курса можно пользоваться дополнительной литературой. Предлагаю вашему вниманию минимум из большого количества литературы по ОБЖ, который ориентирован, в первую очередь, на тех, кто изучает курс ОБЖ в школах, техникумах, вузах, и призван помочь в его освоении. (Учитель показывает книги и кратко рассказывает об их содержании. Учащиеся записывают в тетрадь библиографические сведения о предлагаемых пособиях.)
Учитель. Необходимо также использовать опыт, наколенный поколениями, народные приметы и советы, сообщения и предупреждения средств массовой информации.
Определение основных целей курса ОБЖ.
Конспектирование в тетради.
Учитель определяет основные цели курса, а ученики записывают их в тетрадь:
Выработать привычки ЗОЖ (здорового образа жизни).
Выявлять признаки потенциальной опасности и, по возможности, устранять их.
Более полно представлять характер грозящей опасности, предвидеть возможные пути её развития.
Принимать верные меры по самоспасению и оказанию помощи другим.
Действовать уверенно в любых сложных ситуациях.
Рассуждения учащихся.
Учитель предлагает учащимся порассуждать на тему автономного выживания в условиях природной среды, о минимуме жизненно необходимых вещей, способных помочь в подобных ситуациях. (В условиях автономного пребывания человек часто сталкивается с факторами возникновения стрессового состояния, а именно:
одиночество;
потеря ориентировки;
различные травмы и т. д.
Одним из первых психологических ощущений, которое испытывает человек, оказавшийся один на один с природой, является чувство страха – естественная реакция человека на опасность. Человек должен уметь оказать самопомощь, построить убежище, спасти необходимое снаряжение и имущество, оборудовать временное укрытие, добыть воду и пищу и т. п.
Итог урока.
Изложите, каков обязательный минимум содержания по ОБЖ.
Почему важно изучение предмета ОБЖ? Подтвердите своё мнение убедительными примерами.
Сформулируйте лично для себя ту позицию, которая значима для вас по обеспечению собственной жизнедеятельности. Проанализируйте, все ли знания и умения есть у вас для того, чтобы реализовать эту позицию.
Домашнее задание: составить список из 5 предметов, которые должен иметь человек для выживания в условиях автономного пребывания в природе, и обосновать их наличие в списке.
15