Статья «Что такое философия и зачем она нужна?»


Исмайылова Эсмира Рзахан кызы
Что такое философия и зачем она нужна?
Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания. Возникнув в трех мировых культурах (древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской), она насчитывает около 25 столетий своей истории. Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, который шел в период между 800 и 200 гг. до н. э., названый К. Ясперсом осевым временем. В это время одновременно в Индии, Китае и Греции происходит переосознание человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Такое осознание отложилось в форме размышлений и трактатов, обозначенных емким древнегреческим словом «философия» и древнеиндийским «даршана». Термин «философия» впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (около 580-500 гг. до н.э.), попытки же истолкования философии как особой науки впервые предпринял Платон.
Имеются значительные трудности при определении понятия философии, ее предмета и проблематики. Это связано, прежде всего с тем, что диапазон употребления слова «философия» довольно широк - от любви к мудрости до максимально рационализированного мировоззрения эпохи. Однако при всех расхождениях ее понимания различными мыслителями, философия всегда оставалась философией, т.е. отличалась по форме и содержанию от иных компонентов духовной культуры. Следует, видимо, говорить о многоликости и многомерности этого понятия, что обусловлено многогранностью сущности самой философии. Раскрытие этой сущности и синтез множества определений философии представляется делом будущего. В наше время речь может идти о ведущих тенденциях развития мировой философии, даваемых в их рамках определениях, среди которых наиболее значимыми считаются понимание философии как мудрости, как науки, как рефлексии, как мировоззрения, как вида жизнедеятельности.
Философия как мудрость. Если в мифологии мудрость не выделялась в качестве особого объекта рефлексии и длительное время приписывалась богам, то философия сделала ее предметом размышлений. Правда, первоначально философия рассматривалась не в качестве самой мудрости, а как стремление к ней, как любовь к истине, исследование мудрости вещей и мира в целом. До нас дошло предание, что Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости, поскольку сама мудрость дана лишь богам, а не людям. По мнению же софистов, главная задача философа состоит в научении своих учеников мудрости, которая рассматривалась как умение. Иное понимание мудрости у Гераклита, который считал, что она состоит в том, чтобы действовать в согласии с природой, внимая ей. Рассматривая мудрость, Аристотель приходит к выводу, что она может быть определена как наука о первых причинах или наука о сущности.
В новоевропейской философии весьма близкую к нему позицию занимал Р. Декарт, для которого слово «философия» означало занятие мудростью. Под самой же мудростью он понимал не только благоразумие в делах, но и совершенное знание. Развивая эту точку зрения В.С. Соловьев утверждал, что под мудростью следует разуметь не только полноту знания, но и нравственное совершенство, внутреннюю цельность духа.
Таким образом, рассмотрение философии через призму мудрости в различных вариациях мы встречаем на протяжении всей предшествующей истории философии. И сегодня вряд ли целесообразно отказываться от этой давней традиции, поскольку в данном понимании философии отражается ценностное отношение человека к миру. Именно поэтому философия последнее время чаще рассматривается не только как знание, но и в качестве мудрости, противостоящей машинообразному рассудку. Философия здесь трактуется как нормативно-практическое знание или мудрость жизни, вырабатывающие оптимальные поведенческие стандарты. Другими словами, это ответы, рецепты, вырабатываемые философами-мудрецами, дающие человеку знание о том, как организовать свою жизнь с тем, чтобы достичь счастья и спокойствия.
Это понимание философии имеет под собой серьезные основания в мире человека: во-первых, знание, особенно житейская мудрость, да и интерес к философии, присущи, в той или иной степени, всем людям, постигаемы самостоятельно всеми людьми в ходе реальной повседневности; во-вторых, важнейшие и распространенные модели поведения возникают в ходе практики миллиардов людей и философы - это те, кто обобщает, эксплицирует их; в-третьих, философия необходима человеку прежде всего своим практически-поведенческим эффектом.
Философия как наука. Пожалуй, доминирующее мнение о философии определяет ее как специфический вид познания. Это убеждение исходит из гносеологической установки во взглядах на человека: основное предназначение человека, коль скоро он человек - узнавание, познание мира, "добыча знания"; для этого существуют естественные науки и особая наука - философия. Для чего нужно познание? Это единственный путь приобщения к сущему, фундаментальным структурам, сокровенным глубинам бытия и через это утверждение правомочности человеческого бытия. Весь опыт человека можно, в принципе, трактовать как познание, узнавание; придание значений окружению и себе, поскольку означивание (наделение значениями, фиксация отношений человека к фрагментам действительности) или осознавание есть адекватный человеку способ существования.
У своих истоков философия была синкретическим знанием о природе, бытии, космосе. Она только начинала отделяться от обыденного знания и мифологии, но еще не разошлась с зарождающимся научным познанием мира. Поэтому первое понимание философии было связано с историческим отделением совокупного философско-научного знания или «протознания» от мифологии в античном мире и от богословия в эпоху Возрождения. Распространенность этого взгляда, вплоть до начала XIX века, сказывалась в том, что философией назывались специальные науки. Так, сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», а книга Ж.-Б. Ламарка по биологии - «Философия биологии».
Традиционное понимание философии как учения о всеобщем встречается еще у Аристотеля, хотя и не имеет соответствующего обоснования. Его «первая философия», противостоящая частным наукам, получила впоследствии название «метафизика», то есть стоящая после физики. Это понимание философии как науки довольно сильно выражено в немецкой философской традиции. Если И. Кант лишь ставил вопрос о том, как возможна метафизика в качестве науки, то Гегель обстоятельно доказывал, что философия является наукой, более того «наукой наук».
К современному понятию философии ближе не «протознание», а понятие «метафизика», хотя оно и не сводится к нему. Формирование нового понимания философии обусловлено не только окончательным размежеванием философии и частных наук в теоретической сфере, но и с обретением ими собственного предмета, проблематики и категориального аппарата. Современная философия уже не может претендовать на роль «науки наук», включающей в себя все знание. Тем не менее связь философии с наукой не только не прерывается, но все более усиливается, хотя и на новой, более адекватной им основе.
Философия, претендующая на научность, испытывает сильное воздействие на нее крупных научных открытий, что способствует ее развитию. Этому содействовали успехи естествознания в Новое время и в конце XIX – начале ХХ вв. Сегодня этому служат достижения в таких междисциплинарных интегративных научных направлениях как кибернетика, системный подход, синергетика. Существует и обратное мировоззренческое и методологическое влияние философии на частные науки, способствующее их интенсивному развитию.
В современном обществе, в связи с провозглашением отдельными мыслителями беспредельного мировоззренческого плюрализма, возникает опасность победы суеверия над научным мировоззрением. Опасные социальные последствия этого могут оказаться весьма тяжелыми. Историческими примерами такого рода последствий могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фашизм, а также гонения на кибернетику, генетику и т.д. В связи с этим перед представителями научной философии стоит задача распространения научного мировоззрения, всемерное отстаивание своих мировоззренческих позиций.
Философия как вид мировоззрения. Широко распространен взгляд на философию как на специфический вид мировоззрения. Что же такое мировоззрение? Мировоззрение - это сложное духовное образование, включающее представления и понятия о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни.
Носителем мировоззрения является и отдельный человек, и социальные, политические, этносоциальные или религиозные общности, и классы, и общество в целом. Мировоззрение – образование интегральное, в нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав». В составе мировоззрения выделяют такие качественно различные элементы как знания и убеждения. Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения ценностно-окрашенное, нравственное и эмоциональное отношение к знаниям, и к самой реальности. Убеждения вырастают на основе знаний.
Мировоззрение шире понятия философии. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, вокруг которой образуется «облако» обобщенных обыденных взглядов и житейской мудрости. Философия, таким образом, будет системой основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего читать и писать.
Философия как рефлексия. Третье мнение о философии сложилось относительно недавно и связано с кардинальным изменением взглядов на человека. Оно полагает, что качество "человека" определяет не познание или его "внешние" моральные поступки, а самоанализ и его бытийный выбор, основанные на самоанализе. Это означает, что переживание и последующая рефлексия над ним – это первофеномены, краеугольные камни человеческого бытия. Если наука уверена в том, что познает мир, то философия - это скорее понятийное самопознание человека, культуры, чьи результаты представлены в объективистской форме.
Природа философии в том, что она есть концептуальная рефлексия. Рефлексия означает деятельность сознания, направленную на самое себя, на прояснение своего содержания, самоанализ. Философия – мысль о мысли, стремление заглянуть за мысль, за наши желания – почему и в чем неотвратимость наших мыслей и желаний (быть свободным, счастливым и пр.). Если наука ищет знания о природе, человеке, обществе, то философия стремится уяснить смысл самих этих поисков (для чего?), стремится уяснить смысл существования среди миллиардов подобных.
Итак, что же представляет собой философия? Дадим четкое определение философии, отличающее ее от всех других отраслей культуры.
Философия – это 1) форма духовной деятельности, направленная на постановку и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир, на место в нем человека, 2) наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, так и процесс познания.
Философия является одной из форм общественного сознания и определяется в конечном счете социально-экономическими отношениями общества.
В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека, поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе «мир - человек» представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее.
Философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определенные вопросы, но и тем, какие проблемы они ставят. Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Такой представитель субъективного идеализма как И. Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму. Экзистенциалистическая трактовка специфики философских проблем состоит в том, что они рассматриваются как непостижимая тайна. Отсюда специфика философского знания не в ответе на имеющиеся вопросы, а в самом способе вопрошания. Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи - только формировались. В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания мира как целого, его происхождения и существования, и она становилась космоцентрической (греч. «kosmos» - порядок, вселенная). В средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. «theos» - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. «antropos» - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания. В современной мировой философии наблюдается «многоголосие» различных культурных миров, в которых ведущую роль играют свои философские проблемы. Так, если в одних философских течениях активно разрабатывается антропологическая проблематика, то в других философская проблематика сводится либо к онтологическим проблемам, либо к логическому анализу науки, к пониманию и истолкованию текстов.
Особенности решения основных проблем философии обусловливаются как внешними, социокультурными факторами, так и внутренними закономерностями тех или иных философских школ и учений. Основные проблемы философии проходят через всю ее историю, являясь всеобщими и вечными. Вместе с тем, полное и окончательное их решение не может быть осуществлено и они возникают в новых исторических условиях.
Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни.
Специфичность философских проблем заключается прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д.
Специфика философских проблем не исключает связь с проблемами частных наук. К ним, в частности, относятся проблемы происхождения жизни, осмысление с философских позиций феномена техники, хозяйства, права и т.д.
Что касается структуры философии, то она до сих пор точно не определена. Наиболее распространена её трактовка как состоящей их трёх тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. В отличие от частных наук, философия ставит эти вопросы в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о его наиболее общих закономерностях. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Поэтому окружающий мир воспринимается как объект познания. На этом уровне, называемом гносеологическим, философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания. Имеются и другие уровни в структуре философии. Например, праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания. Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека и т.д.
Обратимся теперь к проблеме генезиса философии. Рассмотрим теории ее возникновения.
1. Наиболее разработанными и влиятельными являются мифогенные концепции возникновения философии (Шеллинг, Гегель, Корнфорд, Лосев). Так Гегель полагал, что и религия и мифология - это уже философия, но выражаемая в образной, несовершенной форме. Миф возникает из-за неумения представить разумное, понятийное содержание в разумной же форме, поэтому оно воплощается символически. Философия, по Гегелю, возникает из мифологии (религии) путем преодоления ее образной формы. При этом специальные знания, ставшие зачатками науки, не играют в этом процессе никакой роли.
2. Гносеогенные концепции (Спенсер, Богданов, Богомолов) выражают собой позитивистскую традицию «онаучивания» философии. Предполагается, что философия возникает на базе положительных знаний, накопленных предшествующей эпохой как оппозиция религиозному опыту. Она основана на знании и поэтому противостоит религии, основанной на вере. Современный отечественный профессор Богомолов утверждает, что философия возникает как разрешение противоречия между мифом и элементами первоначального, эмпирического знания о природе и обществе.
3. Моногофакторные концепции (полифакторны) строятся на простом перечислении условий и оснований появления философии. В качестве примера укажем на концепцию немецкого философа В.Виндельбанда, который полагал три источника появления философии: а) гномическую поэзию (жанр в древнегреческой поэзии - сентенциозные размышления на нравственные темы); б) практические знания греков, которые включали в себя: знания по математике и астрономии, заимствованные у египтян, финикийцев и ассирийцев; знания по метереологии; медицинские знания, географические сведения (именно торговля заставила сильно изменить гомеровское представление мира); историю; в) и, наконец, определенные зачатки философии в религии, которая.
Собственно говоря, мы будем считать, что возникновение философии связано с процессами разложения мифа, потребовавшими в качестве компенсации интеллектуальной деятельности по выработке разумно-устойчивого мировоззрения, а также с параллельным формированием понятийного мышления.
Таким образом, намечается переход от мифологической позиции («Я» - «Ты») с ее представлениями о господстве в мире личных индивидуальных существ к безличным надмировым началам к формированию философской позиции («субъект-объект»); происходит формирование понятий категориальной степени общности – «времени», «судьбы», «необходимости», «души» и др., формируется личное отношения к событиям и общественным порядкам, что является непременным условием философской рефлексии.Список литературы и источников:
Горелов, А. А. Основы философии [Текст]: учеб. для образовательных учреждений сред. проф. образования / А.А.Горелов. – 14-е изд., испр. – Москва: «Академия», 2013. – 320 с. – [Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»].
Губин, В.Д. Основы философии [Текст]: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования / В.Д. Губин. – 3-е изд. – Москва: «ФОРУМ»: «ИНФРА-М», 2011. – 288 с. – [Рекомендовано МО РФ].
Красиков, В.И. Философия как концептуальная рефлексия [Электронный ресурс] / В.И Красиков, С. Энхтуяа. – Режим доступа: http://info.kemsu.ru/pages/doctors_krasikov, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2014).