Методическая разработка Тематико — экспозиционный план музея История Центра детского творчества Устиновского района
Методическая разработка
«Тема и содержание раздела экспозиции
«История МБОУ ДО «ЦДТ Устиновского района»
Цели и задачи:
- собрать документальные, вещественные, письменные источники и другие материалы, раскрывающие тему «История МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района».
- создать новый раздел экспозиции музея.
- активизировать формы и методы поисково-исследовательской деятельности обучающихся и сотрудников учреждения.
Подготовительная работа.
Знакомство с методической литературой, архивных источников, газет, журналов и т.д.
Изучение краеведческих материалов, положений, справок об опыте организации внеурочной работы и доп.обр. детей имеющихся в учреждении дополнительного образования.
Встречи, беседы с бывшими и нынешними сотрудниками, кружковцами, воспитанниками и их родителями.
Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующие деятельность учреждения дополнительного образования.
5. Изучение материалов музея по данной теме.
6. Консультации с научными сотрудниками музеев города.
7. Обращение к жителям микрорайона через СМИ.
Содержание задания.
Открытие Дома пионеров и школьников. Первые директора, методисты, руководители кружков и кружковцы.
Направления и организация деятельности Д.П.иШ.
- организация деятельности штабов и активов октябрятской, пионерской и комсомольской работы.
- учеба актива, лагерные сборы и т.д.
- атрибуты и символы пионерской организации.
- газеты, журналы, знаки различия и значки п/о. и т.д.
Первые активисты и их судьба.
Организация различных конкурсов.
- сбор макулатуры, металлолома и др.
- смотры на лучшую организацию пионерских дружин и т.д.
- организаторы пионерских дружин комсомольских групп.
Работа кружков, секций различных направлений.
Сотрудники, награжденные знаками отличия.
Педагоги, методисты, руководители различных объединений. Их педагогическая и общественная деятельность. Воспоминания воспитанников, коллег о них и их награды.
Судьба выпускников объединений последнего десятилетия.
Сотрудники учреждения - участники В.О.В., трудового фронта.
Общественная деятельность работников учреждения.
- участие в комсомольской и партийной организации.
- художественной самодеятельности, спортивной деятельности.
Шефы учреждения.
Развитие и виды образовательной деятельности системы дополнительного образования с1991г.
Уровень достижения:
- участие в Республиканских, Всероссийских мероприятиях обучающихся и сотрудников ЦДТ.
- участники конкурса «Сердце отдаю детям».
Формы комплектования экспозиционного материала.
приобретение в дар,
передача по завещанию,
научная командировка,
обмен музейными материалами,
закупка,
передача по завещанию,
полевые находки в ходе краеведческих походов, экскурсий,
приобретение предметов при списании инвентаризационной комиссией образовательных учреждений.
обмен дублетных и непрофильных материалов.
Тематико-экспозиционный план раздела экспозиции «История МБООУ ДОД
ЦДТ Устиновского района г. Ижевска»
№
Наименование
подтемы.
Перечень вопросов,
раскрывающих подтему.
Подбор экспонатов по содержанию вопросов
Место поиска
экспонатов
Ответственный.
1.
Написать историческую справку учреждения.
архивы, книга
приказов.
2.
История Дома Пионеров (в хронологическом порядке).
Направления деятельности ДПШ.
Копии приказов, постановлений. Методические сборники, журналы газеты, книги и т.д. Сбор воспоминаний. Фото, документальные и вещественные источники. Планы работ, заседаний педсоветов, награды о достижениях. Символы и атрибуты.
Предметы, изготовленные в кружках, объединениях.
Архивы, книги
приказов.
Встречи с бывшими коллегами, воспитанниками.
3.
Первые директора и организаторы ДПШ.
Руководители кружков и их воспитанники.
Педагогическая и общественная деятельность.
Фото, награды, документы и личные предметы того периода деятельности. Статьи об опыте работы, письма, открытки, сувениры, подарки и т.д.от коллег и воспитанников.
Архив личный и ДПШ. Встречи с директорами, родственниками, коллегами.
4.
Общественная деятельность сотрудников, их организаторы и их судьбы.
Партийная, комсомольская организации, их организаторы и активисты. Участие в мероприятиях
и т.д.
Документы, фото, значки. Награды. Воспоминания.
Личные дела. Сувениры.
5.
Участники трудового фронта,
ВОв.,или участники комсомольских строек, награжденные правительственными наградами, знаками ЦК ВЛКСМ и т.д.
Жизненный путь бывших работников ДПШ .
Подлинный или копийный материал:
-фото разного периода.
-документы личные
-награды,
- веществ. источники того периода.
Архив личный и ДПШ. Встреч и сними и родственниками.
6.
МУ ДОД-МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района.(с1995г. -по сегодняшний день).
Система развития доп. обр.по направлениям деятельности.
Клубы, научные общества.
Участие и успех коллектива за эти годы.
Копии Уставов, лицензий, приказов, постановлений.
Программы доп.обр. Фото коллективов, объединений.
Награды, газеты, журналы, статьи, публикации, аттестационные листы, конкурсные и выставочные работы педагогов и их воспитанников.
Архив ЦДТ. РОНО,
Встречи с бывшими и нынешними коллегами, а также воспитанниками.
7.
Педагоги, методисты и др.сотрудники, удостоенные наград в области воспитания и обучения.
Учеба, работа по направлению деятельности. Участие в различных конкурсах, мастер-классах.
Подлинные и копийные документы. Сертификаты, удостоверения, методическая литература, программы, фото источники, благодарственные письма, личные предметы или вещи и т.д.
Архив личный и ДПиШ. Встреч и сними и родственниками.
8.
Судьбы воспитанников- выпускников последних лет.
Посещение занятий по профилю их дальнейшая судьба.
Документы, фото- источники, личные предметы и награды, нынешние достижения.
Организация встреч с бывшими кружковцами и нынешними сотрудниками..
Расширенная тематическая структура (РТС)
№/п.
Раздел, тема, подтема
Экспозиционные материалы
Характеристика экспоната
Место в
экспозиции
1.
Взвейтесь кострами синие ночи:
-атрибуты п/о.
Знамя пионерской дружины. Флаги: октябрятской группы, пионерского отряда.
Знамя дружины-1.
Флаги:
-октябрятской группы-1.
-пионерского отряда-1.
-горн-2.барабан-2.
- Грампластинки с сигналами
пионерского горна.
Подиум №3.
2.
Взвейтесь кострами синие ночи:
-символы п/о.
Форма, галстук пионерский. Значки пионерские разного периода и знаки различия.
Газеты, журналы, методические сборники, открытки и т.д.
- Форма повседневная и парадная- комплект.
-значки пионерские-7.
- Газеты «Пионерская правда Дась лу.», «Пионер, костер, веселые картинки».
- Набор открыток .
- Тексты «Торжественное обещания и законы юного пионера (ЗЮП).» на тканевой основе-1.
-Фото ч/б на пионерских мероприятиях.
-Афиша, буклеты.
- Вымпел «Лучший п/о».
- Витрина №4 остекленная.
- конструкция подвесная для текстов торжественного обещания и ЗЮП.
Раздел №2.Тема «История становления и развития системы
дополнительного образования
Устиновского района г.Ижевска».
1.
Организация внешкольной работы в Устиновском районе.
Станции техников, автомобилистов, клубы по месту жительства, детско-юношеские спортивные школы и др.
Документы, фото, альбомы, журналы, газеты о направлениях деятельности. Награды, поощрения отдельных коллективов, педагогов, воспитанников.
О первых директорах, руководителях кружков..
Архивы, личные встречи, воспоминания.
Бруднов А.К.- нач. упр. и доп. обр. детей и молодежи М.О. Р.Ф. .в Ижевске.
Бруднов А.К.- его трудовой путь.
Фото, документы, личные предметы и вещи. Воспоминания о нем.
Положения, конкурсы, публикации, статьи,
серии книг «Воспитание и дополнительное образование»
и др. документы, изданные им.
-Материалы конференции в.Ижевске.
-Изучить материалы решения коллегии М.О.Р.Ф. от 28.04.1998г.
-Встречи с организаторами
и участниками конференции в г.Ижевске.
- Организация переписки с его родными и коллегами в г.Москва.
2.
Районный отдел народного образования.
Первые начальники и аппарат РОНО, кураторы системы внешкольной, а затем дополнительного образования.
Документальные и фото- источники. Предметы, личные вещи.
Архивы, личные встречи, воспоминания
3.
Министерство народного образования Удмуртии.(70 -90гг)
Министр Н.О.
Документальные, фото и вещественные источники. Воспоминания..
Знакомство с архивными источниками, личные встречи, воспоминания коллег о нем.
Методические советы по сбору музейных предметов для раздела экспозиции
«История МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района г. Ижевска»
Не забывать учитывать:
- Профильность и соответствие темы раздела экспозиции музея.
- Научную достоверность.
Что нужно помнить:
При работе с респондентами, необходимо записать его ФИО., дату и место рождения, профессию, должность, место работы, кто вел запись и дату записи.
При приеме вновь поступивших материалов:
Необходимо получить от сдающего письменные сведения о происхождении предмета, прежней его принадлежности, связанных с событиями или лицами, о времени изготовления, места бытования, а также информацию о владельце предмета (т.е. заполняется акт приема памятников истории и культуры, а также и легенда).
Акт, легенда и сам предмет передаются в собрание музея для научной обработки и систематизации.
Весь собранный материал должен быть сохранен и передан в музей.
Нельзя брать в фонд ветхий предмет, утративший физическую сохранность, а также запрещается прием в музей образовательного учреждения на хранение гос. награды и документы к ним. (Положение «О государственных наградах Р.Ф.» от 02 марта 1994г.)
Типы музейных источников, которые могут составить музейный фонд.
Вещевые источники
Предметы быта, орудия труда, одежда, произведения декоративно- прикладного искусства, сфрагистика, геральдика, фалеристика, стекло, керамика, пластмасса и др.
Письменные источники.
Фонды личного происхождения(Рукописные материалы и печатные документы, законодательные акты (воспоминания о своем жизненном пути, о коллективах с кем и где работал, общался, дружил о его увлечениях и занятиях, впечатлениях о людях кто его окружал и окружают многие годы).
Личные документы, хранящиеся в семейных архивах (письма, справки, трудовые книжки, удостоверения личности, дневники, открытки и т.д.)
Филателистические материалы.
Фотоисточники (негативы черно-белые, цветные, фото копии или оригиналы), отражающие деятельность представителей разных социальных групп в разные исторические периоды.
Видео- и аудио материалы.
Разнообразные шумы (на демонстрациях, выступлениях на различных мероприятиях, звуки пионерских сигналов и барабанов, шумы школьной жизни и т.д.).
Список использованной литературы:
1. Озеров А.Г. Историко- этнографические исследования учащихся. М.2007г.
2. Бочарова Н.И. Организация досуга детей в семье. М.2001г.
3. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. М.2006г.
4. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.2006г.
15