Коррекционно-развивающее занятие: « C любовью к России. Государственные символы России »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Нижнеломовская школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
« C любовью к России. Государственные символы России »
(коррекционно – развивающее занятие)
Воспитатель: Проскурякова В.В.
Тема занятия: «С любовью к России. Государственные символы России»
Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие.
Форма занятия: час общения с элементами дидактических игр.
Воспитатель: Новокщенова Ю.П.
Возраст воспитанников: 12-15 лет.
Диагноз: сенсоневральная тугоухость I – II ст.
Время занятия: 40 минут
Цель: формирование основ гражданско-патриотических чувств: любви, гордости и уважения к своей Родине, осознание личной причастности к жизни Родины
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-систематизировать и углубить знания детей о понятиях «Малая Родина» и государственных символах России;
Коррекционно-воспитательные:
-- воспитывать гражданственность, чувство гордости за свою страну;
-формировать уважительное отношение к символам России.
Коррекционно-развивающие:
-развивать умения правильно излагать свои мысли, чувства;
-развивать внимание, память, творческие способности.
Оборудование и дидактический материал:
мультимедийный проектор, аудиозапись гимна, презентация «Герб РФ», денежные знаки, электронные физкультминутки Галкиной И.А., веточка березы, раздаточный материал.
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, метод игры, словесный диалог.
Предварительная работа: наблюдения в ходе прогулок или экскурсий, на каких зданиях можно увидеть флаг и герб РФ.
Словарная работа: малая Родина, государственные символы России, государственная песня, щит, скиперт, держава, полотнище.
№ п/пЭтапы работы Содержание деятельности педагога Содержание деятельности воспитанников
1
5 мин Организационный этап
Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»
Цель: создать эмоционально-благоприятное отношение в группе
-Ребята, давайте все встанем в круг и поприветствуем, друг друга «Здравствуй, Максим»
-Мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь присаживайтесь на свои места. Дети строятся в одну линейку, берут друг друга за руки, улыбаются и дарят хорошее настроение.
2
5 мин Актуализация темы
Цель: заинтересовать детей, заставить их включиться в деятельность
Цель: расширять знания о понятиях «малая родина», «семья»;
Цель: воспитывать любовь к семье, своим школьным друзьям, к Родине.
- Ребята! У каждого из нас есть родительский дом.
Это дом, в котором вы родились и выросли.
Дом, где живут ваши родители.
-А как назвать одним словом: мама, папа, сестра, брат, ….?
Все мы любим свои семьи, да и как иначе? Не зря в старину говорили: «Крепкая семья – сильная держава».
Кто из вас мог бы рассказать о своей семье? –
-А как называется место, где мы родились и выросли?
Для кого-то малая родина это город Нижний ломов, Саратов или Пенза, а может, совсем маленькая деревня, затерявшаяся где-то в уральских лесах или Поволжье.
«Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот….
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!»
-Ваша семья это маленькая крупица среди огромной семьи народов, населяющих нашу страну. Каждый из вас любит свою семью и готовится прославить её добрыми делами. Я надеюсь, что вы любите свой класс, это тоже ваша школьная семья.
-Как вы думаете, о чем же мы с вами будем говорить на нашем занятии?
-Семья
Дети рассказывают о своей семье.
-Малая родина
Дети читают тему занятия.
3
25 мин Основной этап
Ознакомление с новым материалом.
Цель: обеспечение ясного понимания воспитанниками цели занятия.
Дидактическая игра
«Собери Кремль»
Цель: развитие мышления, памяти.
Гимнастика для глаз
Цель: снять напряжение с глаз, укрепить мышцы глаз
Электронная физкультминутка для глаз
«Матрешка»
Практическая работа
Цель: развивать внимание детей
Физкультминутка
Цель: снять усталость и напряжение, вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью
Презентация «Герб РФ»
Цель: показать, где можно увидеть герба в жизни
Аукцион идей.
Цель: закрепить знания, полученные на занятии, активизировать словарь.
Кроссворд «Символы России»
Цель: закрепить знания государственных символов Росси
- Ребята, мы продолжаем разговор о Родине, но уже не малой, а большой, великой стране, где мы живём.
Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.
Родина - это слово произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
-А как называется страна, в которой мы живем?
-Правильно Россия.
-И тема нашего сегодняшнего занятия «Россия - Родина моя».
- Велика Россия, широки и величавы её просторы. Не счесть городов больших и малых. Но есть один – самый главный город, столица нашего государства. Как он называется?
В старину говорили: «Москва – всем городам мать».
- Ребята! Хотите узнать, какой была Москва раньше? Рассмотрите иллюстрации (рисунки) и скажите, чем отличаются рисунки старой Москвы от наших дней?
Работа с картиной «Красная площадь».
- Много в Москве красивых площадей, но самая красивая – Красная площадь. На Красной площади всегда многолюдно. Сюда приезжают на экскурсии люди их разных стран мира. На Красной площади самая красивая башня Московского Кремля
– Как она называется? На ней самые точные часы – Кремлевские куранты. (Вспомните встречу Нового года. Именно эти московские куранты начинают бить ровно в 12 часов).В Москве находится правительство нашего государства и президент России.
- Как зовут нашего президента? (показать портрет; ответы учащихся).
–Чем занимается президент? (ответы учеников)
Уточнить ответы (президент решает вопросы, принимает законы, чтобы россиянам жилось лучше).
Задание на смекалку.
-Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем в игру, которая называется «Собери Кремль». Разделитесь на группы по 2 человека. Вам нужно, как можно быстрее и правильнее собрать Кремль из разрезанных кусочков и наклеить его на картон (открытка).
Во время работы напомнить о правильной посадки за столом.Самооценка выполненной работы.
Отметить старания каждого ученика.
-А сейчас, мы немного отдохнем. Вытяните руки перед собой и взгляните на свои кончики пальцев, медленно поднимаем руки вверх, а глазами продолжаем следить за пальцами, также медленно опустили. Посмотрите на своего соседа: вправо-влево.
Зажмурили глазки, открыли.
Посмотрите на экран: внимательно следим за движущимися матрешками (слайд №1 с музыкой)
-Ребята! Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.
- Кто из вас знает, что такое государственный гимн?
- Мелодия нашего гимна написана А.В.Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Слова гимна написаны С.В.Михалковым. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет её процветания, кто любит свою Родину и гордится ею.
- Я прошу вас встать под гимн России.
(звучит гимн России, сопровождаемый слайдами с изображением. Москвы, Красной площади, Кремля)-Есть у России еще дин символ – это герб.
-Давайте посмотрим, что на нем изображено?
-Какой орел?
-На каком фоне он изображен?
-Двуглавый орел изображен на красном щите, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена.
-Не случайно на нашем Гербе изображен орел-это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко на запад, другая на восток, значит, он не пропустит ни одного врага.
-Орел, какого цвета?
-Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сам птица – на солнце.
-Что мы видим над орлом?
-А в лапах у орла золотой шар («яблоко») –держава и золотой жезл – это скиперт.
-А что вы видит на груди у орла?
-На груди у орла красный щит с изображением всадника на белом коне. Это – святой Георгий Победоносец.
-Что он делает?
-Да, серебряным копьем он убивает ужасного черного змея-символа зла.
-Давайте вместе вспомним, где можно увидеть герб?
-Еще герб можно увидеть на важных государственных бумагах, также государственный герб украшает собой паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые Российским Государством
-А теперь давайте отдохнем. Встанем все в круг (слайд №2 с музыкой, изображение природы)
Руки подняли и покачали
-Это деревья в лесу.
-Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки , плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Руки согнули назад.
-Государственный герб изображают на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство (слайд № 3)
-А как вы думаете, для чего нужен герб?
-Герб нужен государству, для того, чтобы мы могли отличить свою страну от других.
-И есть ещё третий символ это российский флаг. Его называют ещё триколор, так как он имеет три цвета.
- Кто знает, что обозначают цвета российского флага?
(ответы детей)
- Точно не знает никто, есть только предположения:
Красный – это мужество и отвага.
Белый – это чистота и вера.
Синий – это синева неба и благородство.
- Рассмотрите флаг. Постарайтесь запомнить расположения цветов. Раскрасьте их по памяти.
Игра на внимание для запоминания названия символов.
Воспитатель показывает вразброс на символы, а воспитанники называют.
- Свои символы, герб и флаг есть у каждого государства, не только у России.
-А теперь я попрошу Дашу прочесть эпиграф А.С.Пушкина, написанный на доске.
Один ученик читает вслух: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!»
- Как вы понимаете это выражение?
- Подумайте, что поэт хотел этим сказать нам всем, о чем задуматься?
Воспитатель обобщает:
- Человек обязан помнить прошлое нашей России и должен гордиться славою своих предков!
- А теперь я предлагаю вам закончить предложение:
_ Я люблю свою Родину, потому что ……..
_ Я хочу побывать в Москве на Красной площади,
потому что…………….
_ Я люблю свою малую родину, потому что………….
_ Я люблю бывать в музее, потому что ……………….
-Ребята, а теперь давайте разгадаем кроссворд.
1. 2. 3. 4. 1.Главная торжественная песня нашей страны?
2.Главный символ государства, с двуглавым орлом?
3.Трехцветный символ из ткани?
-Какие же государственные символы мы знаем?
-Для чего нужны эти символы?
-У нас осталась еще одна не разгаданная строчка, посмотрите на слайд и скажите, что общего на этих картинках? (слайд №4)
-Конечно, из всех деревьев наших лесов, всех милее и любимей – это береза. Береза является символом русского леса и даже русские люди, которые покидают нашу страну, берут с собой саженцы березы, чтобы посадить деревце на новом месте.
Березы – еще один особый символ нашей Родины!
-Россия
-Москва
-Рассматривают иллюстрации
-Спасская башня
-Владимир Владимирович Путин
Дети собирают Кремль из отдельных вырезанных частей и наклеивают его на картон
Дети высказывают свои мнения
-Орел
-Двуглавый
-На красном фоне
-Желтого, золотого
-Золотые короны
-Всадника
-Убивает змея
-Ответы детей по результатам экскурсии.
-На зданиях
-На монетах
(дети рассматривают образцы монет, документов с печатью, паспортов)
Дети встают в круг и выполняют движения
Просмотр слайдов
Дети раскрашивают флаг
Ответы детей.
Дети думают и высказывают свои мнения
Дети заканчивают преложенияДети разгадывают кроссворд, начерченный на доске.
-Герб, гимн, флаг
-Чтобы отличит нашу страну от других стран
-Березы
5
5 мин Рефлексивно-оценочный этап.
Словесная рефлексия.
Цель: помочь детям вспомнить основные компоненты деятельности, закрепить умения описывать свое настроение -У меня в руках веточка березы. Я ее передаю вам, и хочу, чтобы каждый из вас взяв ее в руки, сказал, что нового узнал на сегодняшнем занятии, начав со слов: «Я узнал…)(слайд № 5)
(фраза написана на доске)
Дети читаю фразу и добавляют свои ответы