Занятие «Неофициальные символы России»


МБДОУ ЦРР – д/с № 77 «Золотая рыбка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
для детей подготовительной группы
Тема: «Неофициальные символы России»
Подготовила
воспитатель:
Кравченко Т.Н.
г. Ставрополь, 2014 г.
Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России.
Задачи:
Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре;
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству;
Расширять представления детей о символах России;
Развивать творческие способности детей, воображение;
Развивать речь, внимание и память.
Оборудование: картинки с изображением березы, ромашки, матрешки, видео о березе, слайд-шоу о матрешках, принадлежности для рисования, запись песни

Ход деятельности.
Восп.: Наша планета очень большая и на ней есть разные страны. Дети, а как вы думаете, сколько стран в мире? А какая страна самая большая?
Дети: Россия.
– Правильно. А какая она наша Россия?( Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная). А как вы думаете, почему наша страна называется именно Россией?
Восп.: Россией страна стала называться во времена правления царя Петра 1 с 1725 года. Первоначально Петр 1 велел называть страну «Руссия», но позже стали говорить «Россия» из-за более легкого произношения.
А что означает это слово?
Восп.: Дети, а как называют людей, проживающих в России? (россияне)
Восп.: Скажите, а какие три символа – три отличительных знака – есть у любой страны, в том числе и у России?
Дети: Гимн, флаг, герб.
Восп.: А как можно иначе назвать нашу страну?
Дети: Родина.
Восп.: Правильно, но находясь далеко от дома, любой русский человек при слове Родина вспоминает не только флаг и герб, но и представляет что-то свое, очень родное. Оказалось, что представления у многих людей совпадают. Вот послушай те стихотворение Зинаиды Александровой «Родина».
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Восп.: Что же вспоминает автор, когда думает о Родине? (ответы детей)
Восп.: Для многих людей символом России является белоствольная березонька, потому что таких берез, таких березовых рощ нет больше нигде в мире. (Вывешивание слова – отгадки).
Просмотр видео о березе.
Восп.: Недаром этому дереву многие русские поэты посвящали стихи. Вот послушайте.
Отрывки из стихотворений прочтут для нас Максим К. и Богдан П.
С. Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А. Прокофьев
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Физминутка «Весенняя березка».
Березка в белом сарафане (Дети ритмично ходят дробным шагом).
Весною водит хоровод.
Звенит сережками так нежно (Покачивают головой).
И птичек в гости всех зовет. (Взмахивают руками).
Раскроет свои руки-ветки, (Разводят руки в стороны).
Опустит ветки-пальцы вниз, (Сводят руки к центру вниз).
Подставит солнышку листочки, (Покачивают руками вверху).
Чтоб лучик на ветвях повис.
Восп.: Еще одним символом является цветок. А вот какой нам предстоит узнать.
Игра «Собери цветок».
Восп.: Итак, что же является вторым символом России?
Дети: Ромашка. (Вывешивание слова – отгадки).
Восп.: Правильно. Ромашку во все века почитали - собирали в букеты и дарили близким, девушки плели венки и гадали: «любит - не любит, сбудется – не сбудется». Цветки ромашки вышивали на платках, одежде, рисовали на горшках и матрешках. Каждый год 8 июля в нашей стране отмечают праздник День семьи, любви и верности и ромашка является символом этого праздника.
Восп.: У нашей страны есть еще один символ. Попробуйте угадать.
Отгадывание загадки.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
(Вывешивание слова – отгадки).
О самой матрешке написано много стихов, загадок и частушек. Вот, послушайте наших девочек. (Девочки исполняют частушки).
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Шла по ягодки Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
- И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах.
На столе у нас живут –
Всех матрешками зовут.
Как у нашей у хохлаткиНынче вывелись цыплятки,
Из одной скорлупочкиМатрешки вышли в юбочке.
Рассказ воспитателя о матрешках.
-Делают матрешек из липы. Мастерят матрешек мужчины. Сначала точат самую маленькую, а затем все больше и больше. Иногда их бывает более 50 штук. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Их обмазывают крахмалом и сушат, и становятся они белее снега. И уже затем перышками и кисточками начинают разрисовывать. А расписывают их по-разному. У матрешек города Семенова многоцветная роспись и богатый узор с изогнутыми веточками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне. (Демонстрация слайдов). Матрешки эти вытянутые, тонкий верх переходит в утолщенный низ.
Продолжение рассказа воспитателя о матрешке Полховского Майдана.
- А есть на Руси город под названием Полховский Майдан. Здесь тоже делают матрешек.МатрешкиПолховского Майдана отличаются красками: малиновыми, зелеными, синими, красными. Сочные цветные пятна полыхают в крупных орнаментах и сюжетных росписях. (Демонстрация).
Восп.: Матрешка самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголка нашей планеты. Кто к нам в Россию в гости приезжает, обязательно покупает русский сувенир – матрешку. А для нас матрешка с давних пор является символом земли русской.
Физминутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Восп.: Дети, скажите, о чем мы с вами сегодня говорили? (о символах страны). Сколько их и какие они?
- А теперь я предлагаю вам превратиться в народных мастеров и нарисовать тот символ страны, который вам больше всего по душе. А потом вы их можете подарить своим родителям на память.