РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету география для 9 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петровская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор Зам. директора по УВР на заседании МО
_________ (Кырма О.В.) _________ ( Горбачева Е.В.) Протокол № от «___»__________201_ г. «___»__________201_ г. «__»________201_ г.
Председатель ШМО
______(Гурагат Л.В.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
география для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Составила: Гурагат Лариса Витальевна, учитель географии
первой квалификационной категории
С.Петровка2016г.
Пояснительная записка.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 8 классе. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Рабочая программа курса географии 6 класса «География» составлена на основе программы курса «География. 5-9 классы»/ Автор-составитель Домогацких Е.М. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. — 224с. В данном курсе используется учебник «География» для 9 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких,, Н.И. Алексеевский. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2014 и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Региональный уровень
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного, образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.eonsultant.ru/ Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»
Школьный уровеньОбразовательная программа МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа»
Положение МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».
Учебный план МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа» на 2016- 2017 учебный год
Основные цели и задачи курса:
-сформировать целостный географический образ своей Родины;
-дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
-сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
-сформировать необходимые географические умения и навыки;
-воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
-воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 68 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Календарно-тематическое планирование
по географии за 9 класс(70 часов – 2 часа в неделю)
№ Тема Кол-во
часов Дата по плану Дата фактическая
Введение 1 1 Экономическая и социальная география. 1 Россия на карте 8 2 Экономико- и политико- географическое положение России. 1 3 1 Практическая работа №1 «Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения Российской Федерации». 4 Формирование территории России. 1 5 Административно-территориальное устройство России. 1 6 1 Практическая работа №2 «Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации» 7 Районирование территории. 8 Обобщение и повторение темы «Введение. Россия на карте». 1 9 Контрольный тест по теме ««Введение. Россия на карте». 1 Природа и человек. 4 10 Природные условия России. 1 11 Природные ресурсы России. 1 Практическая работа №3 «Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей, оценка экономической ситуации в разных регионах России». 12 Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. 13 Контрольный тест по теме «Природа и человек». 1 Население России. 11 14 Численность населения России. 1 15 1 Практическая работа №4 «Анализ карт населения Российской Федерации. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий (естественный прирост, продолжительность жизни, половозрастной состав, занятость населения)» 16 Размещение населения России. 1 17 Миграция населения. 1 18 Сельская форма расселения. 1 19 Городская форма расселения. 1 20 Этнический и религиозный состав населения. 1 Практическая работа №5 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов, особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением России. 21 Трудовые ресурсы и рынок труда. 1 22 Обобщение и повторение по теме «Население России». 1 23 Контрольный тест по теме «Население России». 1 Отрасли хозяйства России. 24 24 Национальная экономика. 1 Практическая работа №6 «Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства Росси». 25 Факторы размещения производства. 1 26 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность. 1 27 Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. 1 Практические работы №7 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам». 28 Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика. 1 29 Металлургический комплекс. Черная металлургия. 1 30 1 Практическая работа №8 «Определение по картам главных районов трудоемкого и металлоемкого машиностроения. Объяснение причин». 31 Металлургический комплекс. Цветная металлургия. 1 32 1 Практическая работа №9 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам». 33-34 Машиностроительный комплекс. 2
35 Химическая промышленность. 1 36 1 Практическая работа №10 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам». 37 Лесная промышленность. 1 38 Агропромышленный комплекс. Растениеводство. 1 39 Агропромышленный комплекс. Животноводство. 1 40 Зональная специализация сельского хозяйства. 1 41 Пищевая и легкая промышленность. 1 42 Транспортный комплекс. 1 43 1 Практическая работа №11 «Характеристика одной из транспортных магистралей по картам и статистическим материалам». 44 Нематериальная сфера хозяйства. 1 45 Обобщение и повторение по теме «Отрасли хозяйства России». 1 46 Контрольный тест по теме «Отрасли хозяйства России». 1 Природно-хозяйственная характеристика России. 21 47 Европейский Север. Общие сведения. 1 48 Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство. 1 Практическая работа №12 «Сравнительная характеристика территориально-производственных комплексов Европейского Севера» 49 Европейский Северо-Запад. Общие сведения. 1 50 Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство. 1 51 Центральная Россия. Общие сведения. 1 Практическая работа №13 «Составление картосхемы внешних территориально-производственных связей Центральной России. Размещение народных промыслов». 52 Центральная Россия. Население, природные ресурсы. 1 53 Центральная Россия. Хозяйство. 1 54 Европейский Юг. Общие сведения. 1 55 Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство. 1 56 Поволжье. Общие сведения. 1 57 Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство. 1 Практическая работа №14 «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья». 58 Урал. Общие сведения. 1 59 Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство. 1 Практическая работа №15 «Нанесение на контурную карту границ Уральского экономического района, территориальных единиц, месторождений полезных ископаемых, промышленной и сельскохозяйственной специализации». 60 Западная Сибирь. Общие сведения. 1 61 Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. 1 Практическая работа №16 «Нанесение на контурную карту границ Западной Сибири, территориальных единиц, месторождений полезных ископаемых, промышленной и сельскохозяйственной специализации». 62 Восточная Сибирь. Общие сведения. 1 63 Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. 1 64 Дальний Восток. Общие сведения. 1 65 Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство. 1 Практическая работа №17 «Составление характеристики одного из территориально-промышленных комплексов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Объяснение размещения, уровня сформированности». 66 Обобщение и повторение по теме «Природно-хозяйственная характеристика России». 1 67 Контрольный тест по теме «Природно-хозяйственная характеристика России». 1 Заключение 1 68 Место России в мировой экономике. 1 Содержание программы.
Введение. Экономическая и социальная география (1 час)
Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.
Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.
Тема 1. Россия на карте. Природа и человек (12 часов)
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Практические работы. 1. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения Российской Федерации 2. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации.3. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей, оценка экономической ситуации в разных регионах России.
Обобщающее повторение по теме.
Контрольный тест.
Тема 2. Население России (11 часов)
Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.
Практические работы.1. Анализ карт населения Российской Федерации. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий (естественный прирост, продолжительность жизни, половозрастной состав, занятость населения). 2. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов, особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением Российской Федерации.
Обобщающее повторение по теме.
Контрольный тест.
Тема 3. Отрасли хозяйства России (24 часа)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.
Практические работы.1. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства Росси. 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам 3. Определение по картам главных районов трудоемкого и металлоемкого машиностроения. Объяснение причин. 4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 5. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. 6. Характеристика одной из транспортных магистралей по картам и статистическим материалам.
Обобщающее повторение по теме.
Контрольный тест.
Тема 4. Природно-хозяйственная характеристика России (21 часов)
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.
Практические работы. 1.Сравнительная характеристика территориально-производственных комплексов Европейского Севера. 2. Составление картосхемы внешних территориально-производственных связей Центральной России. Размещение народных промыслов. 3. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.4. Нанесение на контурную карту границ Уральского экономического района, территориальных единиц, месторождений полезных ископаемых, промышленной и сельскохозяйственной специализации. 5. Нанесение на контурную карту границ Западной Сибири, территориальных единиц, месторождений полезных ископаемых, промышленной и сельскохозяйственной специализации. 6. Составление характеристики одного из территориально-промышленных комплексов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Объяснение размещения, уровни сформированности.
Обобщающее повторение по теме.
Контрольный тест.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся получат возможность:
1. Узнать (понимать):
-географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
-причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
-связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
-факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
-основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
-крупнейшие городские агломерации нашей страны;
-причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
-географию народов, населяющих нашу страну.
2. Научиться:
-давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
-приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
-объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточносибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
1.Письменные
Тесты
Ответы на вопросы
Правильный ответ – 1 балл
0-49% - «2»
50-69% - «3»
70-89% - «4»
90-100% - «5»
2.Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Список литературы.
УМК ученика
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.
Географический атлас. 9 класс. –М.: Дрофа, 2007.
Контурные карты.УМК учителя
Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии 6-10 классы. Москва, изд. «Школа – Пресс», 2001.
С. А. Малиновская. Поурочные планы. География 9класс. Учитель,2002.
Полякова, Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии.9 класс. - М.: Экзамен,2009