Рабочая программа обучения по индивидуальному плану (на дому) по учебному предмету «География»
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская общеобразовательнаяшкола-интернат»
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
образовательного цикла
Протокол № _____
от «___» __________ 2016 г.
Руководитель ШМО
_____________ З. М. Дьячук
Утверждено в соответствии
с Положением о рабочей программе
Приказ № _____
от «___» ________ 2016 г.
Директор КГБОУ
«Алейская
общеобразовательная
школа-интернат»
__________ О. В. Крапп
Рабочая программа
обучения по индивидуальному плану (на дому)
по учебному предмету «География»
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Разработана: Н. В.Бугаковой,
учителем начальных классов
г. Алейск, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Ф. З. – 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 12
2.Устава КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
3.Учебного плана КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
4.Положение об интернате КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
Программа составлена на основе:
Примерной программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой: М.: «Просвещение» 2011г.
По программе предусмотрен УМК, включающий:
- Т. М. Лифанов,Е. Н. Соломина. География. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».- М.: «Просвещение», 2005г.
Тип программы: образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащийся 9 класса КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 ч.
Форма обучения: очная (на дому)
Режим занятий: на изучение географии в 9 классе (обучение на дому) отводится по 1 часу в неделю. Курс 9класса составляет 34 часа
Формы контроля: текущий (устный опрос), практическая работа, наблюдение.
Цель. Создать условия для повышения уровня общего развития учащегося, коррекции недостатков познавательной деятельности, личностных качеств; дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве зарубежных стран, России и своего края; показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Задачи:
научить определять по картам географическое положение и очертание государств;
ознакомить с природой, особенностями хозяйственной деятельности населения, бытом и культурой людей.
Методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – демонстрация слайдов, видеофильмов;
-практические (работа с контурной картой);
-методы контроля.
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие слухового внимания и памяти;
3.Развитие основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации
-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления.
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие навыков адекватного общения.
6.Развитие связной устной речи
7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изучение географии расширяет представления детей с ОВЗ об окружающем мире.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности. Учащийся учится анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас, помогает правильно употреблять новые слова в связной речи. Учащийся знакомится не только с природой различных государств, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, государственный строй, символика, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства. При изучении своей местности (Алтайский край) не только систематизируются знания о природе края, а учащийся знакомится с местными экономическими проблемами, узнает о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Учащийся должен уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания.
Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, край, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного.
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения.
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи, общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей;
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;
Личностные:
• уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
• проявлять понимание и уважение к ценностям культуры других народов;
• уметь оценивать свои и чужие поступки, результаты учебной деятельности;
• формировать положительное отношение к процессу познания;
Регулятивные:
• уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время;
• уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу;
•формировать контрольно-оценочную деятельность, направленную на осуществление итогового контроля, оценку деятельности;
• уметь анализировать свою работу находить и устранять ошибки;
Познавательные:
• уметь использовать в работе методы наблюдения, моделирование;
• уметь проверять информацию и находить дополнительную информацию;
• уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать, приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
• уметь работать с текстом, (воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки, озаглавливать, пересказывать);
• уметь пользоваться монологической и диалогической речью.
Предметные:
Учащийся должен знать:
-географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
-границы, государственный строй и символику России;
-особенности географического положения своей местности;
- типичных представителей растительного и животного мира;
- основные мероприятия по охране природы в своём крае, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Учащийся должен уметь:
-находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
-по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;
-показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
- находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
-давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
-называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
-правильно вести себя в природе.
Содержание.
Раздел Содержание
Западная Европа -Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
-Франция (Французская Республика).
-Германия (Федеративная Республика Германия).
-Австрия (Австрийская Республика).
-Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа -Испания (королевство Испания).
-Португалия (Португальская Республика).
- Италия (Итальянская Республика).
-Греция (Греческая Республика)
Северная Европа -Норвегия (Королевство Норвегия).
-Швеция (Королевство Швеция).
-Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа -Польша (Республика Польша).
-Чехия (Чешская Республика).
-Словакия (Словацкая Республика).
-Венгрия (Венгерская Республика).
-Румыния (Республика Румыния).
-Болгария (Республика Болгария).
-Сербия и Черногория.
-Эстония (Эстонская Республика).
-Латвия (Латвийская Республика).
-Литва (Литовская Республика).
-Белоруссия (Республика Беларусь).
-Украина.
-Молдавия (Республика Молдова).
Центральная Азия -Казахстан (Республика Казахстан).
-Узбекистан (Республика Узбекистан).
-Туркмения (Туркменистан).
-Киргизия (Кыргызстан).
-Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго- Западная Азия -Грузия (Республика Грузия).
-Азербайджан (Азербайджанская Республика).
-Армения (Республика Армения).
-Турция (Республика Турция).
-Ирак (Республика Ирак).
-Иран (Исламская Республика Иран).
-Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
Южная Азия -Индия (Республика Индия).
Восточная Азия -Китай (Китайская Народная Республика).
-Монголия (Монгольская Народная Республика).
-Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
-Япония.
Юго-Восточная Азия -Таиланд (Королевство Таиланд).
-Вьетнам (социалистическая Республика Вьетнам).
-Индонезия (Республика Индонезия).
Россия -Россия-границы и административное деление.
-Россия (Российская Федерация) -- крупнейшее государство Евразии.
-Столица, крупные города России.
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
Нанесение границы Европы и Азии.
Алтайский край -Алтайский край: географическое положение, экономика, население, культура, обычаи и традиции.
-Столица и города Алтайского края.
-Растительный мир Алтайского края.
-Животный мир Алтайского края.
-Охрана природы. Заповедники и заказники.
Практические работы
На карте своего края обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.
Обозначить на контурной карте России свою область.
К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.
Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.
Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.
Тематическое планирование
№ п/пНазвание раздела Количество часов
I. Европа. 1. Западная Европа. 2
2. Южная Европа. 2
3. Северная Европа. 1
4. Восточная Европа. 4
5. Страны Балтии. 4.
II. Азия.
6. Центральная Азия 3
7. Юго-Западная Азия. 5
8. Южная Азия. 1
9. Восточная Азия. 4
10. Юго-Восточная Азия. 1
III. Россия.
11. Российская Федерация. 3
12. Алтайский край. 4
Итого: 34ч.
I четверть
Календарно - тематическое планирование
№ раздела №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту I. Европа.
1. Западная Европа.
1.1 1. Политическая карта Евразии. Великобритания, Франция: географическоеположение, природа, экономика, традиции. 1 01.09 Коррекция понятийной стороны речи. Развитие связной речи через построение рассказа с опорой на план, карту и слова из текста.
1.2 2. Германия, Австрия, Швейцария: территория, хозяйство.
1 08.09 Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ); пространственной ориентации при работе с картой, в процессе нахождения государств.
2. Южная Европа.
2.1 3. Испания, Португалия:
географическое положение, природа,
экономика. 1 15.09 Развитие монологической речи через составление рассказа – описания по плану, иллюстрациям.
2.2 4. Греция, Италия: территория, хозяйство. 1 22.09 Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, схеме; памяти и пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения государств.
3. Северная Европа.
3.1 5. Норвегия, Швеция, Финляндия: территория, хозяйство.
1 29.09 Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, схеме, карте; памяти, пространственной ориентацию при работе с картой.
4. Восточная Европа.
4.1 6. Польша: территория, хозяйство. 1 06.10 Формирование и развитие монологической речи, пространственной ориентации при работе с картой.
4.2 7. Чехия, Словакия: территория, хозяйство. 1 13.10 4.3 8. Венгрия, Румыния, Болгария: территория, хозяйство. 1 20.10 Развитие монологической речи через составление рассказа – описания; памяти, обогащение словаря.
4.4 9. Сербия и Черногория. 1 27.10 Формирование и развитие монологической речи, пространственной ориентации при работе с картой.
Уроков по плану – 9ч. Дано фактически - Причина -
II четверть
Календарно - тематическое планирование
№ раздела №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту 5. Страны Балтии.
5.1 10. Эстония, Латвия, Литва. 1 10.11 Развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения материка. Развитие монологической речи через составление рассказа описания по плану, карте.
5.2 11. Республика Белоруссия. 1 17.11 Развитие монологической речи через составление рассказа описания по карте, иллюстрациям.
5.3 12. Украина. 1 24.11 Развитие монологической речи через составление рассказа по плану; памяти и пространственной ориентации при работе с картой
5.4 13. Молдавия (республика Молдова). 1 01.12 Коррекция волевых усилий при выполнении заданий (работа с контурной картой). Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, иллюстрации, опорным словам, карте.
II. Азия.
6. Центральная Азия.
6.1 14. Казахстан. 1 08.12 Развитие памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений и животных, обогащение словарного запаса.
6.2 15. Узбекистан 1 15.12 Развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения государств, обогащение словарного запаса.
6.3 16. Туркмения, Киргизия, Таджикистан. 1 22.12 Развитие устной речи при ответах на вопросы; памяти, устной речи с опорой на иллюстрации и карту.
Уроков по плану – 7ч. Дано фактически - Причина -
III четверть
Календарно - тематическое планирование
№ раздела №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту 7. Юго-Западная Азия.
7.1 17. Грузия. 1 12.01 Развитие монологической речи через составление рассказа описания. Коррекция пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения материка и его ГО.
7.2 18. Азербайджан. 1 19.01 Развитие монологической речи через составление рассказа описания. Развитие памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений и животных, обогащение словарного запаса.
7.3 19. Турция. 1 26.01 Развитие памяти, пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения государств; уточнение и обогащение словаря.
7.4 20. Ирак, Иран. 1 02.02 Развивать память, пространственную ориентировку при работе с картой. Развитие монологической речи через составление рассказа описания.
7.5 21. Афганистан. (Исламская Республика Афганистан). 1 09.02 Развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения материка и его географического окружения. Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам, плану, карте. Уточнение и обогащение словарного запаса.
8. Южная Азия.
8.1 22. Индия. (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика, население, традиции и обычаи.. 1 16.02 Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам, иллюстрациям Коррекции памяти при запоминании и воспроизведении названий растений и животных с опорой на атлас.
9. Восточная Азия.
9.1 23. Китай. (Китайская Народная Республика) : географическое положение, природа, экономика, население, традиции и обычаи. 1 02.03 Коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий народностей, населяющих материк, уточнение и обогащение словаря.
9.2 24. Монголия. 1 09.03 Развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения Алтайского края. Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам, плану, карте.
9.3 25. Корея (КНДР, Республика Корея) 1 16.03 Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ). Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам, плану, карте. Развитие памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий растений и животных, обогащение словарного запаса.
9.4 26. Япония: географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. 1 23.03 Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ); пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения материка и его географического окружения. Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам, плану, карте.
Уроков по плану – 10ч. Дано фактически - Причина -
IV четверть
Календарно - тематическое планирование
№ раздела №
темы Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки Коррекционная
деятельность
по плану по факту 10. Юго – Восточная Азия.
10.1 27. Таиланд, Вьетнам, Индонезия. 1 06.04 Развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения государств и их столиц. Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ). Развитие монологической речи через составление рассказа по плану и опорным словам.
III. Россия.
11. Российская Федерация.
11.1 28. Россия - границы и административное деление. 1 13.04 Развитие пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения государств и их столиц. Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ). Развитие монологической речи через составление рассказа по плану и опорным словам.
11.2 29. Россия- крупнейшее государство Евразии. 1 20.04 Коррекция мыслительных операций (сравнение, анализ), мыслительной деятельности через работу с контурной картой. Развитие монологической речи через составление рассказа по плану, опорным словам; пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения государств и их столиц.
11.3 30. Столица и крупные города России. 1 27.04 Коррекция мыслительной деятельности через составление схемы, сравнение и анализ. Развитие монологической речи через составление рассказа по плану и опорным словам; пространственной ориентации при работе с картой в процессе нахождения государств и их столиц.
12. Алтайский край.
12.1 31. Алтайский край: географическое положение, экономика, население, культура, обычаи и традиции. 1 04.05 Развитие память в процессе запоминания и воспроизведения государств и их столиц. Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам, плану.
12.2 32. Столица и города Алтайского края. 1 11.05 Развитие память в процессе запоминания и воспроизведения государств и их столиц. Развитие монологической речи через составление рассказа по опорным словам, плану.
12.3 33. Растительный и животный мир Алтайского края. 1 18.05 Развитие память в процессе запоминания и воспроизведения государств и их столиц. Развитие монологической речи через составление рассказа по плану и опорным словам.
12.4 34. Охрана природы. Заповедники и заказники. 1 25.05 Коррекция мыслительной деятельности, памяти, связной устной речи.
Уроков по плану – 8ч. Дано фактически - Причина -
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся:
Базовая:
1. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой: М.: «Просвещение» 2011г.
2.Т. М. Лифанов, Е. Н. Соломина. География. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».- М.: «Просвещение», 2005г.
Дополнительная:
1.Мастер- класс. А.М. Зотова Игры на уроках географии ДРОФА Москва 2005г.
Техническое оснащение.
Компьютер.
Лист дополнений и изменений по предмету «География»
Дата внесения изменений Содержание Подпись лица, внёсшего запись