Рабочая программа по учебному предмету «География: Хозяйство России» 9 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089), программы по географии В. В. Николиной, А. И. Алексеева, Е. К. Липкиной в 5-9 классах.– М.: «Просвещение», 2011г.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле,  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к  устойчивому развитию территорий.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
МЕСТО ГЕОГРАФИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество часов в 9 классе - 68 часов(2 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 6 по 9 классы:
А. И. Алексеев и др. География. 9 класс (учебник)
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь)
Поурочные разработки по географии (население и хозяйство России) 9 класс.- ВАКО,2005.
География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс: пособие для учителей общ.учрежд./ Е.Е. Гусева; Рос. Акад. Наук, Рос. Просвещение, 2012.
Данный УМК выбран для реализации рабочей учебной программы по географии, т.к. учебно-методический комплект «Полярная звезда» создан с целью реализации современных требований к географическому образованию в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта образования. Содержательная основа авторской концепции — рассмотрение всех тем курса с точки зрения Человека — россиянина, жителя планеты, члена постиндустриального, информационного общества. Учебники линии ориентированы на обеспечение будущей личностной и социальной успешности и воспитание патриотизма и доступны для детей разных способностей.
Все учебники линии построены по единой схеме. В учебнике ученик и учитель найдут все необходимое — все виды заданий (включая тестовые): репродуктивные, практические, творческие (включая проекты); мини-атлас в Приложении (только в «Полярной звезде» — необходимый набор карт непосредственно в учебнике). Даже не имея географического атласа, ученик сможет найти на картах Приложения все упомянутые в учебнике географические названия и выполнить все задания практического блока, в котором есть специальная рубрика «Откройте атлас». Выделена специально структурированная, графически оформленная система повторения и подготовки — «Легкий экзамен». Это позволяет оперативно и постоянно прокручивать (повторять) основное ядро. Обилие и разнообразие заданий, как в учебнике, так и во входящем в УМК тренажере, обеспечивают возможность закрепления знаний, умений и навыков при работе с картой и выполнении практических работ и творческих заданий.
Основные методы и формы организации процесса обучения
При изучении географии в 6-9 классах используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения. Важно, чтобы форма обучения обеспечивала активность, самостоятельность учащихся, способствовала реализации поставленных целей урока.
Методы контроля:
устный опрос;
проверочные работы;
тесты;
зачетные работы;
контрольные работы;
практические работы;
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС
      
РЕГИОНЫ РОССИИ
Тема 1. Введение (6 ч)
      Природно-хозяйственное районирование России.Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Великие равнины. Европейская Россия. Азиатская Россия.
     Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно - Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири (Горный каркас России). Восточная и Северо-Восточная Сибирь (Мерзлотная Россия). Северный Кавказ и Дальний Восток, Крым (Экзотика России).
    Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Оценка экологической ситуации в разных регионах России. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона.
Географические особенности отдельных районов и регионов России: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий, хозяйственный потенциал. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ
    Тема 2.Центральная Россия (9 ч)
      Пространство Центральной России. Состав Центральной России. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.     Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.      Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Москва – столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
      Волго-Вятский район. Своеобразие района.
       Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.          Тема 3. Северо-Запад (4 ч)
     Географическое положение. Состав и соседи Северо-Западного района. Особенности природы района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Города на старых водных путях. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности.
     Санкт-Петербург – вторая столица России. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
Калининградская область.
       Тема 4. Европейский Север (6 ч)
      Состав и Географическое положение Европейского Севера. Соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Освоение территории. Хозяйство. Роль моря на разных этапах развития района.       Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Природа и ресурсы. Хозяйство района. Крупные города и проблемы. Перспективы развития Европейского Севера. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры
Тема 5. Северный Кавказ (4 ч)
      Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия. Ресурсы, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.      Этапы освоения территории. Население. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
      Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды.
Южные моря. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
          
Тема 6. Поволжье (4 ч)
      Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
      Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
      Хозяйство района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
          
Тема 7. Урал (5 ч)
      Особенности географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природа Урала. Высотная поясность.
Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
      Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Место Удмуртии в хозяйстве района.
      Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск. Проблемы и перспективы.
     Тема 8. Крым (3 ч)
  Особенности географического положения. Состав и соседи района.Население. Национальный состав. Особенности хозяйства. Развитие туризма. Туристические города: Севастополь, Симферополь, Ялта, Алушта и т.д Крымские горы. Высотная поясность
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (13 ч)
    Тема 9. Сибирь (9 ч)
      Восточный макрорегион. Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы гор Южной Сибири. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
      Заселение и освоение территории Сибири. Население. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации. Экологические проблемы Сибири.
      Западная Сибирь. Состав района. Условия и ресурсы.
      Восточная Сибирь. Состав района. Условия и ресурсы. Хозяйство. Байкал — объект Всемирного природного наследия.
Тема 10. Дальний Восток (4 ч)
      Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Особенности природы. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
     Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
Хозяйство дальнего Востока. Специализация района. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Тема 11. География своего района (7 ч)
Определение географического положения Удмуртской республики, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народа, современного хозяйства.
Особенности рельефа. Полезные ископаемые.Население. Характеристика внутренних различий районов и городов.Достопримечательности.Топонимика. Особенности хозяйства УР. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Первичный, вторичный, третичный сектора хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Особенности отраслей специализации УР.
Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Социальные и экологические проблемы Удмуртии. Оценка природных ресурсов и их использование. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами (оврагообразование), и явлениями своей местности (заболачивание реки-Шеснец, загрязнение от ЧМЗ, зарастание полей), их описание.
Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Тема 12. Россия в мире (2 ч)
      Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России.Соседи России. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.      Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Тема 13. Сопредельные государства (4 ч)
Соседи России. Характеристика особенностей стран – бывших республик в составе СССР: Страны Балтии, Белоруссия, Молдавия, Украина, страны Закавказья, Казахстан, республики Средней Азии. Особенности их природных ресурсов, населения, экономики и взаимоотношений с Россией и с другими сопредельными государствами.
   
Тема 14. Заключение (1 ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАСС
Название темы Кол-во часов Практические работы Зачеты
Регионы России
Тема 1. Введение 6 - -
Европейская Россия
Тема 2. Центральная Россия 35
9 - 1
Тема 3. Северо-Западный район 4 2 -
Тема 4. Европейский Север 6 - 1
Тема 5. Северный Кавказ 4 2 -
Тема 6. Поволжье 4 1 1
Тема 7. Урал 5 1 1
Тема 8. Крым 3 - -
Азиатская Россия
Тема 9. Сибирь 13
9 3 -
Тема 10. Дальний Восток 4 1 1
Тема11.
География своего района 7 - 1
Тема 12. Россия в мире 2 - -
Тема 13.
Сопредельные государства 4 - -
Тема 14. Заключение 1 - -
ИТОГО 68 10 6
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАСС
Название темы
(раздела) № урока Тема урока
Регионы России
Тема 1
Введение
(6 ч) 1.1. Подходы к районированию. АТД России.
1.2 Крупные регионы России. Великие равнины
1.3 Горный каркас России. Крым
1.4 Мерзлотная Россия
1.5 Экзотика России. Кавказ и Дальний Восток
1.6 Экологическая ситуация и экологическая безопасность в России
Европейская Россия
(35 ч)
Тема 2
Центральная Россия
(9 ч) 2.1.(7) Пространство Центральной России.
2.2.(8) Освоение территории и население
2.3.(9) Центральный район: ГП, особенности природы
2.4.(10) Хозяйство Центрального района
2.5.(11) Города Центрального района. Москва –столица России
2.6.(12) Центрально-Черноземный район
2.7.(13) Волго-Вятский район
2.8.(14) Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»
2.9.(15) Зачет по теме «Центральная Россия»
Тема 3
Северо– Западный район(4 ч)
3.1.(16) Северо-Западный район. П/р№ 1. «Особенности ЭГП Северо-Западного района»
3.2.(17) Особенности развития хозяйства Северо-Запада.
3.3.(18) Санкт-Петербург - «вторая столица» России. П/р № 2 «Сравнение ЭГП и планировки Москвы и Санкт-Петербурга»
3.4.(19) Калининградская область
Тема 4
Европейский Север
(6 ч)
4.1.(20) Пространство Европейского Севера.
4.2.(21) Европейский Север: освоение территории и население.
4.3.(22) Европейский Север: хозяйство и проблемы
4.4.(23) Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.
4.5.(24) Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»»
4.6.(25) Зачет по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»
Тема 5
Северный Кавказ
(4 ч)
5.1.(26) Пространство Северного Кавказа.
5.2.(27) Северный Кавказ: освоение территории и население
5.3.(28) Хозяйство. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
5.4.(29) Южные моря России. П/р № 3. «Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей»
Тема 6
Поволжье(4 ч) 6.1.(30) Пространство Поволжья.
6.2.(31) Поволжье: освоение территории и население
6.3.(32) Хозяйство. Проблемы и перспективы развития Поволжья.
6.4.(33) Зачет по теме «Северный Кавказ» и «Поволжье»
Тема 7
Урал(5 ч) 7.1.(34) Пространство Урала. П/р № 4 «Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья»
7.2.(35) Этапы развития и современное хозяйство
7.3.(36) Население. Проблемы уральских городов.
7.4.(37). Обобщающий урок по теме «Европейская часть России»
7.5.(38) Зачет по теме «Европейская часть России»
Тема 8
Крым (3 ч) 8.1.(39) Пространство Крыма
8.2.(40) Крым: население и хозяйство.
8.3. (41) Развитие туризма. Крымские горы
Азиатская Россия
(13 ч)
Тема 9
Сибирь (9 ч) 9.1.(42) Восточный макрорегион. П/р № 5 «Сравнительная характеристика западной и восточной зоны»
9.2.(43) Пространство Сибири
9.3.(44) Сибирь: освоение территории и население
9.4.(45) Сибирь: хозяйство
9.5.(46). Экологические проблемы Сибири
9.6.(47). Западная Сибирь.
9.7.(48) Восточная Сибирь.
9.8.(49) Байкал
9.9.(50) Хозяйство Района
Тема 10
Дальний Восток (4 ч) 10.1.(51) Дальневосточный район.
10.2.(52) Дальний Восток: освоение территории и население
10.3.(53) Хозяйство Дальнего Востока.
10.4.(54) Зачет по теме «Азиатская Россия»
Тема 11
География своего
Района (7 ч) 11.1.(55) Особенности географического положения УР.
11.2.(56) Особенности рельефа. Полезные ископаемые.
11.3.(57) Население
11.4.(58) Особенности хозяйства.
11.5.(59) Социальные и экологические проблемы Удмуртии
11.6.(60) Обобщающий урок по теме «География своего района»
11.7.(61) Зачет по теме «География своего района»
Тема 12
Россия в мире (2 ч) 12.1.(62) Россия в мировом хозяйстве и мировой политике
12.2.(63) Сфера влияния России
Тема 13
Сопредельные государства (5 ч)
13.1.(64) Соседи России. Страны Балтии.
13.2.(65) Белоруссия. Молдавия. Украина
13.3.(66) Страны Закавказья
13.4.(67) Казахстан. Республики Средней Азии
13.5.(68) Итоговый урок по всему курсу «География России»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ЗА КУРС 9 КЛАССА
Модуль (глава) № Тема
Тема 3. Северо-западный район 1 Особенности ЭГП Северо-Западного района
2 Сравнение ЭГП и планировки Москвы и Санкт-Петербурга
Тема 5. Северный Кавказ 3 Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей
Тема 7. Урал 4 Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья
Азиатская Россия
Тема 8. Сибирь 5 Сравнительная характеристика Западной и Восточной зоны
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЗА КУРС 9 КЛАССА
География. Россия. 9 класс: учеб. для дляобщеобраз. учреждений/А.И. Алексеев и др. изд-во «Просвещение».3-е изд.-М.:Просвещение,2011.
Географический атлас «Россия»9 класс.-М.:Дрофа,2013.
Поурочные разработки по географии (население и хозяйство России) 9 класс.- ВАКО,2005.
География.9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной\автор – состав. С.А. Малиновская.-Волгоград:учитель,2004.
5. География России. 9 класс. Хозяйство и географические районы: рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И. Алексеева География России. Кн.2: Хозяйство и географические /Э.В.Ким.-М.:Дрофа,2005.
Тесты «география 6-10 кл».-М.: «просвещение»,2007.
География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс: пособие для учителей общ. Учрежд/ Е.Е. Гусева; Рос. Акад. Наук, Рос. Просвещение, 2012.
География Удмуртии под ред. Н.Т. Козловой Ижевск «Удмуртия», 2008 г.
Рабочая тетрадь по географии Удмуртии, 2000г.
А. Н. Лобыгин, Н. А. Симанова. Тренажер-практикум по «Географии Удмуртии» для 8-9 классов.,2013 г.
Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000г
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ»
Часть А (1 уровень)
1. В состав Центрального района входят области:
А. Брянская, Ярославская, Тверская.
Б. Мурманская, Нижегородская, Смоленская.
В. Курская, Тверская, Смоленская.
2. Районы, не входящие в состав Центральной России, – это:
а) Центральный; б) Волго-Вятский; в) Центрально-Черноземный;
г) Северный; д) Поволжский; е) Северо-Западный.
3. Самая маленькая доля горожан в районе:
а) Центральном; б) Северо-Западном; в) Центрально-Черноземном.
4. Выберите правильные ответы:
А. Из-за оттока населения из села в город в сельской местности не хватает трудовых ресурсов.
Б. Наличие высококвалифицированных кадров – условие для развития высоких технологий.
В. На территории Центральной России имеется крупное месторождение железной руды КМА, которое является фактором формирования здесь Уральской металлургической базы.
Г. Экономика Центральной России развивается на привозном сырье и энергии.
Д. В Центральной России используется бурый уголь Подмосковного бассейна в Тульской области и торф. Это топливо низкого качества, дорогое и добыча его снижается.
Е. Север ЦЭР расположен в тайге, центр - в смешанных лесах, юг - в лесостепях.
Ж. Центр имеет высокую плотность населения, учебную и научную базу, но отсутствует сырьевая база, потому точное и наукоемкое машиностроение получило здесь большее развитие, чем металлоемкое.
5. Назовите атомные станции, расположенные на Русской равнины………
6. Найдите соответствие:
А. Лаковая миниатюра а) ЖостовБ. Подносы б) Гжель
В. Роспись посуды в) Хохлома (Семенов)
Г. Керамика г) БогородскоеД. Резьба по дереву д) Палех
7. Важный промышленный узел ЦЭР специализирующийся на ж/д машиностроении, производстве химических волокон, хлопчатобумажной промышленности, - это:
а) Калуга; б) Тверь; в) Смоленск.
8. Найдите ошибку в перечне отраслей, по развитию которых ЦЭР занимает первое место среди других экономических районов России:
а) научные исследования и высшее образование;
б) банковское и финансовое обслуживание;
в) цветная металлургия.
9. Найдите ошибку в перечне отраслей специализации сельского хозяйства ЦЧР:
а) выращивание подсолнечника; б) выращивание зерновых; в) овцеводство.
10. Вид природных ресурсов, запасы которого в ЦЧР незначительны:
а) почвенные; б) железные руды; в) водные.
11. В состав Северо-Западного района входят:
а) Новгородская и Вологодская области; б) Псковская и Новгородская области.
12. Найдите ошибку в перечне отраслей специализации промышленности Северо-Западного района:
а) машиностроение; б) химическая промышленность; в) черная металлургия.
13. Назовите крупные города Поволжья.
14. В каком варианте правильно указаны народы, проживающие на Европейском Севере?
А. Карелы, коми.Б. Ненцы, коряки.В. Саами, финны.Г. Коми-пермяки, ханты.
15. Установите соответствиеэкономический район - входящие регионы:
А. Северо-Кавказский экономический район; а) Вологодская область
Б. Поволжский; б) Республика Коми;
В. Северный; в) Ставропольский край;
Г. Уральский. г) Ростовская область;
д) Саратовская область;
е) республика Карелия;
ж) Белгородская область;
з) Пермский край;
и) Свердловская область.
Часть В (2 уровень)
Объясните, почему в предгорьях Северного Кавказа развит АПК.
Часть С (3 уровень)*Приведите примеры проблем Москвы. В каких случаях они могут измениться? Ответ обоснуйте.
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР»
Зачет по теме: «Европейский Север и Северо-запад» В-1
1. Какие субъекты России входят в состав ЕС:
А. Рязанская область Б. Мурманская область В. республика Коми
Г. Ленинградская область Д. Архангельская область
2. Какие зарубежные страны имеют границу с ЕС:
А. Украина Б. Латвия В. Норвегия Г. Белоруссия Д. Финляндия
3. Северо-Запад (выберите правильное):
а) самый маленький по числу регионов, в него входящих,
б) состоит из 3 субъектов Федерации,
в) имеет наименьшую площадь,
г) единственный имеет выход к морям Атлантического океана.
4. Выберите отрасли специализации Северо-Запада России
а) судостроение и энергетическое машиностроение
б) черная металлургия, химическая промышленность
в) электроэнергетика, легкая промышленность
г) судостроение, черная металлургия
5. Найдите соответствие:
1. Ненецкий АО А. Сыктывкар
2. Республика Коми Б. Петрозаводск
3. Республика Карелия В. Нарьян - Мар6. Более 90% мировых запасов янтаря добывают в области:
А. Калининградской Б. Псковской В. Ленинградской В. Новгородской
7. Выберите правильное утверждение о Северо-Западе:
А) значительные территории заняты под пашню;
Б) санкт- Петербург древнее Великого Новгорода
В) Псковская область является анклавом;
Г) В Санкт- Петербурге сконцентрировано более половины населения Северо-Запада
8. Главная проблема Санкт-Петербурга:
А) засухи; Б) Наводнения в) землетрясения г) пыльные бури
9. Выберите коренные народы, проживающие на ЕС:
А. мордва Б. карелы В. коми Г. марийцы Д. ненцы Е. чуваши
10. Крупнейшими морскими портами Северного района являются:
а) Архангельск, Кандалакша;б) Мурманск, Архангельск;в) Салехард, Диксон.
11. Костомукша, Оленегорск, Ковдор, это месторождения:
А. железной руды Б. медно- никелевой руды В. алюминиевой руды Г. нефти и газа
Часть 2.
1. Найдите соответствие:
1. Кандалакша А. сталь
2. Череповец Б. алюминий
3. Мончегорск В. медь, никель
4. Петрозаводск Г. не производят металлы
2. Подпишите на рисунке центры областей, республик и АО.
Часть 3.
1). Город Архангельск старше Мурманска на несколько столетий. Объясните, почему главным портом Европейского севера все же стал не Архангельск, а Мурманск.
2). В энеогосистемах Карелии и Мурманской области преобладают гидроэлектростанции, а в республике Коми – тепловые. Объясните, какими особенностями природы и ресурсной базы территорий это обусловлено.
Зачет по теме: «Европейский Север и Северо-запад» В-2
1. Какие субъекты России входят в состав ЕС:
А. Рязанская область Б. Мурманская область В. республика Коми
Г. Ленинградская область Д. Архангельская область
2. Установите соответствие между промышленным производством и его центром
1.судостроение                                              
2.производство турбин и генераторов
3.производство морских буровых платформ
4.нефтепереработка
а)Киришиб)Санкт-Петербург
в)Волховг)Выборг3. Особенности хозяйства ЕС:
А. наличие большого количества квалифицированных кадров
Б. благоприятные природные условия В. приморское положение
Г. богатство и разнообразие ресурсов Д. высокая плотность населения
4. Найдите соответствие:
1. Ненецкий АО А. Сыктывкар
2. Республика Коми Б. Петрозаводск
3. Республика Карелия В. Нарьян - Мар5. Какими видами ресурсов богат ЕС:
А. топливные Б. агроклиматическими В. рудными Г. рекреационными Д. лесными
6. Крупнейшими морскими портами Северного района являются:
а) Архангельск, Кандалакша; б) Мурманск, Архангельск; в) Салехард, Диксон
7. Северо-Западный район выделяется запасами:
а)        горючих сланцев, б)  торфа, в)  бурого угля, г)  бокситов, д) железных руд,
е)        фосфоритов, ж)  янтаря.
8. Выберите коренные народы, проживающие на ЕС:
А. мордва Б. карелы В. коми Г. марийцы Д. ненцы Е. чуваши
9.   Сельское хозяйство района специализируется на (выберите правильное):
а) оленеводстве и овощеводстве в закрытом грунте;
б)'молочном животноводстве и свиноводстве, выращивании овощей, картофеля и льна;
в) выращивании зерновых культур (пшеница, рожь, просо) и мясо-шерстном животноводстве.    
10. Подчеркните лишнее. В окрестностях Санкт-Петербурга созданы дворцово-парковые ансамбли:
а)        Петродворец, б)  Пушкин, в)  Павловск,
г)        Гатчина, д)  Кронштадт, е)  Ломоносов, ж) Светлогорск.
11. Что тормозит развитие ЕС в настоящее время?
А. недостаток сырья Б. слабая транспортная освоенность территории
В. нехватка кадров Г. невыгодное географическое положение
Часть 2.
Определите по описанию о каком экономическом районе идёт речь?
Район имеет приморское положение, так как омывается Белым и Баренцевым морями. Он соседствует с Центральным экономическим районом, что для него очень выгодно. На западе граничит с развитыми странами Европы. На территории данного района находится космодром.
2. Подпишите на рисунке центры субъектов.
Часть 3.
1). В энергосистемах Карелии и Мурманской области преобладают гидроэлектростанции, а в республике Коми – тепловые. Объясните, какими особенностями природы и ресурсной базы территорий это обусловлено.
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ» И «ПОВОЛЖЬЕ»
Тест
Западной оконечностью Северного Кавказа считается:
а)Апшеронский полуостров,
б)Таманский полуостров
в)Кольский полуостров
г)ничего из перечисленного
2. Центрами автомобилестроения Поволжья являются города:
    а) Казань;  б) Самара;   в) Набережные Челны;  г) Тольятти.
3. Наиболее высокая часть всей горной системы Кавказа:
а)Западный Кавказ
б)Центральный Кавказ
в)Восточный Кавказ
г)Пастбищный хребет
4. Машиностроение Поволжья является:
    а) трудоемким;   б) металлоемким;   в) наукоемким.
5. Троллейбусы производят в городе:
    а) Ульяновск;   б) Энгельс;   в) Саратов.
6. Отраслями специализации Поволжья являются:
    а) машиностроение;   б) химическая промышленность;
    в) лесная промышленность;  г) металлургия.
7. Установите соответствие между отраслями специализации Поволжья и их
     центрами:
     1. Авиастроение                           а) Самара;
     2. Рыбная промышленность        б) Волжский;
     3. Автомобилестроение                в) Тольятти;
     4. Нефтепереработка                     г) Набережные Челны;
                                                              д) Нижнекамск;
                                                              е) Астрахань.
Теплый и мягкий климат Кавказа объясняется:
а)равным удалением от экватора и полюса
б)большим количеством солнечного тепла поступаемого на поверхность
в)жарким летом и тёплой зимой
г)близостью Чёрного моря.
9. Баскунчак – это:
     а) город;  б) соленое озеро;  в) месторождение нефти.
10. Определите субъекты РФ, входящие в состав Поволжья:
    а) Самарская область;  б) респ. Дагестан; в) респ. Башкортостан;
    г) Пензенская область; д) респ. Татарстан; е) Волгоградская область;
     ж) респ. Калмыкия.
12. Определите верное утверждение:
     а) в южных районах Поволжья выращивают пшеницу, рис, хлопчатник,
     разводят КРС.
     б) в южных районах Поволжья выращивают овощи, бахчевые культуры,
        рис, из отраслей животноводства представлено овцеводство и
        верблюдоводство.
13. Народ в Поволжье, исповедующий буддизм:
        а) татары;  б) русские;  в) башкиры;  г) калмыки.
14. Назовите город - центр черной и цветной металлургии, в котором имеется
      тракторный завод и ГЭС:
      а) Астрахань; б) Самара; в) Тольятти; г) Волгоград.
15. Определите субъекты Поволжского района, омываемые морями:
      а)  Волгоградская область;  б) Астраханская область; в) респ. Калмыкия.
 
Реши задачу.
В данном тексте найди ошибки и объясни их.
Географическое положение Северного Кавказа на юге тропического пояса — здесь проходит параллель 45° с. ш., то есть четко зафиксировано равноудаленное положение территории между экватором и полюсом, — определяет его мягкий, теплый климат, переходный от умеренного к субтропическому. Такое положение обусловливает получаемое количество солнечного тепла: летом 17— 18 ккал на каждый квадратный сантиметр, что в 1,5 раза меньше, чем получает в среднем европейская часть России. За исключением высокогорий климат на Северном Кавказе мягкий, теплый, на равнинах средняя температура июля всюду превышает 25 °С, а лето продолжается от 4,5 до 5,5 месяца. Средние температуры января колеблются от —10 °С до +6 °С, а зима длится всего лишь один месяц. На Северном Кавказе находится город Сочи, где самая теплая в России зима с температурой января +6,1 °С.
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ»
Задание 1. Выполните тест
1.Республики входят в состав района:
А) Волго-Вятского
Б) Центрального
В) ЦЧР Г) Во все районы
2. Железные руды в Центрально-Черноземном районе добывают в областях:
А) Воронежской и Тамбовской
Б) Липецкой и Тамбовской
В) Белгородской и Курской
Г) Во всех перечисленных
3. выберите верное утверждение:
А) В центрально-Черноземном районе развито автомобилестроение
Б) Волго-Вятский район находится в зоне степей
В) Центральный район имеет сильно развитый АПК
Г) все утверждения неверны
4. Выберите верные утверждения о Северо-Западе:
А) Самый маленький по площади среди всех районов России
Б) не имеет выхода к морю
В) В Санкт-Петербурге сконцентрировано более половины населения Северо-Запада
Г) Климат района испытывает сильное влияние Атлантики
5. Единственный центр в России производства атомных лодок:
А) Северодвинск б) Беломорск в) Архангельск г) Петрозаводск
6. Выберите 2 верных утверждения:
А) Европейский север граничит со Швецией
Б) Самый западный субъект района – Вологодская область
В) Крупнейший район лесной промышленности
Г) На шельфе Баренцева моря есть месторождения нефти и газа
7. С Северным Кавказом граничит страна:
А) Армения б) Белоруссия в) Грузия г) Казахстан
8. Единственный горный народ на Северном Кавказе, исповедующий христианство:
А) осетины б) чеченцы в) лезгины г) адыгейцы
9. Самый развитый рекреационный район Северного Кавказа:
А) Азовское побережье б)Горно-Кавказский в) Кавказско-Черноморский
Г) Каспийское побережье
10. Выберите 3 верных утверждения:
А) Естественный прирост в Поволжье отрицательный
Б) В состав Поволжья входит 6 областей и 2 республики
В) Предприятия ВПК расположены в Казани, Ульяновске, Самаре и Волгограде
Г) Центры химической промышленности в Поволжье располагаются в Самаре и Новокуйбышевске
11.Центром нефтепереработки Поволжья является:
А) Балаково б) Элиста в) Нижнекамск г) Астрахань
12. В состав Уральского района входит республик:
А) 2 б) 4 в) 5 г)7
13. Выберите неверные утверждения:
А) Пермь основал В.Н. Татищев
Б) Реки района многоводны
В) В районе широко развито наукоемкое машиностроение
Г) Имеет только сухопутные границы
Задание 2. Определить район
Хорошо развита нефтехимия.
Лидер судостроения в России.
Старый горнопромышленный район.
Центр лесной и рыбной промышленности.
Район точного машиностроения и легкой промышленности.
Наиболее этнически пестрый район России.
Главное богатство – черноземные почвы и железная руда.
Осью района является Волга
КМА – крупнейшее месторождение железной руды
Район имеет «полуанклав» - Калининградскую область
В состав района входит 7 республик
Центры металлургии – Нижний Тагил, Магнитогорск
В состав района входит 12 областей
Задание 3. Ответить на вопрос
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «АЗИАТСКАЯ РОССИЯ»
1.Какой экономический район не входит в Азиатскую Россию?
1)Северный 2)Западно-Сибирский 3) Восточно – Сибирский
2.Укажите город – центр металлургии района.
1) Новосибирск 2) Новокузнецк 3) Кемерово
3.Какой субьект РФ не входит в состав Западно – Сибирского района?
1) Республика Алтай 2)Кемеровская область 3) Курганская область
4.Какие формы рельефа преобладают на территории Восточно – Сибирского района?
1) горы и низменности 2) горы и плоскогорья 3) плоскогорья и возвышенности
5.Какой угольный бассейн расположен за пределами Восточно – Сибирского района?
1)Тунгусский 2) Иркутский 3) Кузнецкий
6.Укажите крупнейшие центры производства алюминия на территории Восточно – Сибирского района.
1)Иркутск, Черемхово 2)Красноярск, Братск 3)Минусинск, Норильск
7.Какой бассейн Восточно – Сибирского района имеет самые крупные мировые запасы угля?
1) Канско – Ачинский 2) Тунгусский 3)Иркутский8.Укажите реки, на которых построены крупнейшие в России ГЭС.
1) Ангара, Енисей 2) Лена, Енисей 3) Алдан, Енисей
9. Какие продукты поставляет Дальневосточный район в европейскую часть России?
1) рыбу, зерно 2) рыбу, машины 3)рыбу лесоматериал
10. Какой фактор способствует специализации Дальневосточного района?
1) богатство природными ресурсами
2) развитая транспортная сеть
3) соседство с США и Японией.
11. Укажите город – центр добычи алмазов на территории Дальневосточного района.
1) Якутск 2) Мирный 3) Магадан
12.Какой транспортный путь используется для межрайонных перевозок в Восточной зоне?
1) БАМ 2)Северо-Сибирская магистраль 3)Транссибирская железная дорога
13.Какая отрасль является общей для городов Братска, Шелехова, Красноярска?
1) цветная металлургия 2) машиностроение 3) легкая промышленность
14. Какой город является крупнейшим центром производства меди и никеля Восточной зоны?
1)Красноярск 2) Норильск 3) Братск
15.Какие отрасли специализации являются общими для Восточно – Сибирского и Дальневосточного районов?
1) машиностроение 2) рыбная промышленность 3)лесная, цветная металлургия
16. Укажите причину специализации Восточной Сибири на производстве алюминия.
1) наличие крупных ГЭС 2) наличие сырьевой базы 3) хорошая транспортная сеть
17.Какой угольный бассейн удобен для экспортных поставок?
1) Канско – Ачинский 2) Южно-Якутский 3)Ленский18.Укажите три ГЭС Восточной зоны.
1) Сургутская2)Иркутская 3)УстьИлимская4) Билибинская5)Саяно-Шушенская 6)Мутновская19. Какой экономический район является лидером по добыче нефти в России?
1) Восточно-Сибирский 2) Западно-Сибирский 3) Дальневосточный
20. Какой район имеет самые мощные ГЭС?
1)Восточно-Сибирский 2) Дальневосточный 3) Западно-Сибирский
 
 
Зачет по теме «География своего района»
1. Заполнить пропуски в предложениях:
Удмуртия расположена к ___ от экватора, в _____широтах _____ полушария, к ____ от нулевого меридиана. Удмуртия располагается в пределах_____ равнины, в бассейне рек ______ и ______. УР входит в состав_______ федерального округа, в _______экономический район.
2. Перечислить с какими субъектами РФ граничит УР?
3. Определить районы УР:
1. Самый большой район по площади ________________________
2. Самый северный район _______________________
3. Самый южный район _________________________
4. Самый западный район _______________________
5. Самый протяжённый район с севера на юг ______________________
6. Район, окружающий со всех сторон столицу Республики ________
4. Какое государство наиболее приближено по площади к площади территории Удмуртской Республики?
5. Самая высокая точка земной поверхности на территории Удмуртии составляет ________ метров, и находится в ______________________ районе. Самая низкая точка Удмуртии имеет абсолютную высоту ___________метра, находится около деревни _____________ в _____________________ районе.
6. Климат Удмуртии называется __________________________________.
7. Перечислить крупные реки Удмуртии
8. Определить тип почв:
А) Встречаются повсеместно, занимают 75% пахотных угодий республики
Б) Содержат много питательных элементов, но используются в основном под сенокосы и пастбища, распространены вдоль
9. Дать краткую характеристику населения УР.
10. Ответить на вопросы:
1. Два самых крупных месторождения нефти в Удмуртии ___________
2. Район-лидер по доле пашни в структуре земельных угодий _______________
3. Крупнейшее в Удмуртии предприятие по выращиванию и добыче рыбы в
Воткинском районе ____________________________________.
4. Три района-лидера по общему сбору зерна _____________________
5. Три района-лидера по поголовью крупного рогатого скота ____________
6. Перечислить отрасли вторичного и третичного секторов хозяйства.