Рабочая программа по учебному предмету «География: природа России» 8 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089), программы по географии В. В. Николиной, А. И. Алексеева, Е. К. Липкиной в 5-9 классах.– М.: «Просвещение», 2011г.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле,  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к  устойчивому развитию территорий.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
МЕСТО ГЕОГРАФИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
География в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество часов в 8 классе 68 часов (2 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 6 по 9 классы:
А. И. Алексеев и др. География. 8 класс (учебник)
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)
10.А. И. Алексеев и др. География. 9 класс (учебник)
Данный УМК выбран для реализации рабочей учебной программы по географии, т.к. учебно-методический комплект «Полярная звезда» создан с целью реализации современных требований к географическому образованию в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта образования. Содержательная основа авторской концепции — рассмотрение всех тем курса с точки зрения Человека — россиянина, жителя планеты, члена постиндустриального, информационного общества. Учебники линии ориентированы на обеспечение будущей личностной и социальной успешности и воспитание патриотизма и доступны для детей разных способностей.
Все учебники линии построены по единой схеме. В учебнике ученик и учитель найдут все необходимое — все виды заданий (включая тестовые): репродуктивные, практические, творческие (включая проекты); мини-атлас в Приложении (только в «Полярной звезде» — необходимый набор карт непосредственно в учебнике). Даже не имея географического атласа, ученик сможет найти на картах Приложения все упомянутые в учебнике географические названия и выполнить все задания практического блока, в котором есть специальная рубрика «Откройте атлас». Выделена специально структурированная, графически оформленная система повторения и подготовки — «Легкий экзамен». Это позволяет оперативно и постоянно прокручивать (повторять) основное ядро. Обилие и разнообразие заданий, как в учебнике, так и во входящем в УМК тренажере, обеспечивают возможность закрепления знаний, умений и навыков при работе с картой и выполнении практических работ и творческих заданий.
Основные методы и формы организации процесса обучения
При изучении географии в 6-9 классах используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения. Важно, чтобы форма обучения обеспечивала активность, самостоятельность учащихся, способствовала реализации поставленных целей урока.
Методы контроля:
устный опрос;
проверочные работы;
тесты;
зачетные работы;
контрольные работы;
практические работы;
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Требования к уровню подготовки учащихся
      В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
      знать / понимать:
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России; положение России на карте часовых поясов;
административно-территориальное деление России;
историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
численность, плотность и воспроизводство населения России;
особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов;  национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;
связь рельефа с тектоническим строением;  закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
особенности морей, омывающих берега России;
ресурсы морей и их использование человеком;
крупнейшие речные системы и озера страны;
границу распространения многолетней мерзлоты;
меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
основные типы почв, их размещение по территории страны;
особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);  изменения в экономике России и своей области;
природные зоны России;  особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
что такое территориальная организация общества;
что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;   
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
определять поясное время;
использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
находить в разных источникахи анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности
устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России; причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
объяснять структуру экспорта и импорта в России;
отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
оценивать:  географическое положение России, своей области (республики, края);
природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС
Введение (1 ч)
Зачем мы изучаем географию России. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.
Тема 1. Россия в мире (8 ч)
   Россия на карте мира. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Особенности географического положения России. Территория и акватория. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство,недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
     Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
     Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.Субъекты Федерации. Федеральные округа. Анализ карт административно-территориального деления и политико-административного деления страны.
      Формирование территории России. История освоения и изучения территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
   
Тема 2. Россияне (13 ч)
      Население России. Человеческий потенциал страны. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
      Численность населения. Темпы роста численности населения. Изменение численности населения России.
 «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.Половой и возрастной состав населения страны.Своеобразие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение
      Миграции населения России.Направления и типы миграций на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
География рынка труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.      Этнос. Этническая территория. Этническая мозаика России. Нарды России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии народов России.
     Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Основная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.      Расселение и урбанизация. Особенности расселения; городское и сельское население.Типы поселений. Влияние урбанизации на окружающую среду.
      Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности. Роль крупнейших городов в жизни страны. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России, определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
   
ПРИРОДА (17 ч)
Тема 3. Геология, рельеф и полезные ископаемые (5 ч)
      История развития земной коры. Геологическая история. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.
      Особенности рельефа России. Недра. Рельеф: тектоническая основа. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
      Рельеф: скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.      Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных недр. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта. Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Тема 4. Климат и погода (6 ч)
 Климат России. Понятие «солнечная радиация». Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон. Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта. Распределение температур и осадков.
      Зависимость климата от географического положения. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.Климат своего региона. Коэффициент увлажнения. Климат и хозяйственная деятельность людей. Неблагоприятные климатические явления. Многолетняя мерзлота. Выявления способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
      Тема 5. Моря. Внутренние воды (4 ч)
Россия — морская держава. Наши моря. Природно-хозяйственные различия морей России.       Внутренние воды и водные ресурсы. Особенности их размещения по территории страны. Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
  Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Многолетняя мерзлота.Многолетняя мерзлота. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России. Человек и вода
      Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты. Выявление: зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.
      
Тема 6. Почва (2 ч)
Почва — особое природное тело.Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв.Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы. Почвообразование. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Защита почвы от эрозии. Стихийные природные явления на территории страны.
   
Тема 7. Хозяйство (17 ч)
      Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
   Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
      Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
    Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
     Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
      Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
    Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.      Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
     Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики.
Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
      Животноводство. Особенности животноводства России.  АПК. Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности. Перспективы развития отраслей мирового хозяйства.
      Транспорт — «кровеносная» система страны. Виды транспорта, их особенности. Сухопутный транспорт. Воздушный и водный транспорт. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Уровень развития транспорта. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.       Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания. Рекреационное хозяйство.
    Тема 8. Природно-хозяйственные зоны (8 ч)
     Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона»Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.      Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
      Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
      Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
      Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
      Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность в горах. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Территориальная организация общества. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы.
        Тема 9. Наше наследие (5 ч)
      Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.      Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.      Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Особо охраняемые природные территории. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС
Название темы Количество часов Практические работы Зачеты
Введение 1 - -
Тема 1. Россия в мире 8 1 1
Тема 2. Россияне 13 1 1
Природа 17 в т.ч.: Тема 3. Геология, рельеф и полезные ископаемые 5 1 1
Тема 4. Климат и погода 6 - -
Тема 5. Моря. Внутренние воды 4 3 -
Тема 6. Почвы 2 - 1
Тема 7. Хозяйство России 17 1 1
Тема 8.
Природно-хозяйственные зоны 8 - 1
Тема 9. Наше наследие 5 1 -
ИТОГО 68 8 6
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС
Название темы
(раздела) № урока Тема урока
Тема 1
Россия в мире
(8 ч)
1.1 Зачем мы изучаем географию России
1.2.(2) Россия на карте мира. П/р № 1«Оценка особенностей географического положения России» 1.3.(3). Границы России
1.4.(4). Россия на карте часовых поясов
1.5.(5). Решение задач на определение поясного времени
1.6.(6) Ориентирование по карте России. АТД.
1.7.(7) Формирование и освоение территории России
1.8. (8) Зачет по теме «Россия в мире»
Тема 2
Россияне
(13 ч) 2.1.(9) Численность населения
2.2.(10) Воспроизводство населения
2.3.(11) Половой и возрастной состав населения страны
2.4.(12) Миграции населения в России
2.5.(13) Территориальная подвижность населения
2.6.(14) География рынка труда. Трудовые ресурсы
2.7.(15) Этническая мозаика России.
2.8.(16) Религии народов России
2.9.(17) Плотность населения. П/р № 2 «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны.»
2.10.(18) Расселение и урбанизация
2.11.(19) Города. России и сельские поселения
2.12.(20) Обобщение знаний по разделу «Население России»
2.13.(21) Зачет по теме «Россияне»
Тема 3
Геология, рельеф и полезные
ископаемые(5 ч) 3.1.(22) Геологическая история
3.2.(23) Рельеф: тектоническая основа
3.3.(24) Рельеф: скульптура поверхности
3.4.(25) Полезные ископаемые России. П/р № 3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых»
3.5.(26) Зачет по теме «Геология, рельеф и полезные ископаемые»
Тема 4
Климат и погода
(6 ч) 4.1.(27) Общая характеристика климата России.
4.2.(28) Атмосферная циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны
4.3.(29) Распределение температур и осадков
4.4.(30) Климатические пояса и типы климатов России
4.5.(31) Климат и хозяйственная деятельность людей.
4.6.(32) Неблагоприятные климатические явления
Тема 5
Моря. Внутренние воды (4 ч)
5.1.(33) Наши моря.
5.2.(34) Реки России. П/р № 4 «Определение падения и уклона реки».
5.3.(35) Внутренние воды. П/р № 5 «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер»
5.4.(36) Человек и вода
Тема 6
Почвы (2 ч) 6.1.(37) Почвы - «особое природное тело»
6.2.(38) География почв России
Тема 7
Хозяйство России
(17 ч) 7.1.(39) Понятие хозяйства. Этапы развития хозяйства
7.2.(40) Цикличность развития хозяйства
7.3.(41) Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность.
7.4.(42) Нефтяная и газовая промышленность.
7.5(43) Электроэнергетика. П/р № 6 «Обозначение на к/к крупнейших электростанций России»
7.6.(44) Металлургический комплекс.
7.7.(45) Машиностроительный комплекс
7.8.(46). Химическая промышленность
7.9.(47) Лесопромышленный комплекс
7.10.(48) Сельское хозяйство. Растениеводство
7.11.(49) Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.
7.12.(50) Агропромышленный комплекс.
7.13.(51) Легкая и пищевая промышленность
7.14.(52) Транспорт. Сухопутный транспорт.
7.15.(53) Водный и воздушный транспорт
7.16.(54) Сфера услуг. Рекреационное хозяйство
7.17.(55) Зачет по теме «Хозяйство России»
Тема 8
Природно-хозяйственные зоны
(8 ч) 8.1.(56) Зональность в природе и в жизни людей
8.2.(57) Северные безлесные зоны
8.3.(58) Лесные зоны
8.4.(59) Зона смешанных широколиственно- хвойных лесов
8.5.(60) Лесостепи и степи
8.6.(61) Южные безлесные районы
8.7.(62) Субтропики. Высотная поясность в горах
8.8.(63) Зачет по теме «Природно-хозяйственные зоны»
Тема 9
Наше наследие
(5 ч) 9.1.(64) Территориальная организация общества
9.2.(65) Природно-территориальные и социально – экономические комплексы
9.3.(66) Природное и культурное наследие. П/р № 8 «Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России»
9.4.(67) Обобщение знаний по курсу география России
9.5.(68) Итоговый урок по курсу «География России»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ЗА КУРС 8 КЛАССА
Модуль (глава) № Тема
Россия в мире 1 Оценка особенностей географического положения России
Население России 2 Изучение особенностей размещения народов России по территории страны
Геология, рельеф и полезные ископаемые 3 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых
4 Определение падения и уклона реки
5 Обозначение на контурной карте крупных рек и озер
Хозяйство России 6 Обозначение на к/к крупнейших электростанций России
Наше наследие 7 Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЗА КУРС 8 КЛАССА
География. Россия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. И. Алексеев и др. изд-во «Просвещение».-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.
Географический атлас 8 класс.-М.:Дрофа,2006.
География России. 8 класс. Природа и население: рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И. Алексеева География России. Кн.1: природа и население/Э.В.Ким.-М.:Дрофа,2005.
Поурочные разработки по географии 8 класс.-2-е изд.-М.:ВАКО,2011.
География России (природа и население). Рекомендации к планированию уроков по учебнику А.И. Алексеева 8 кл.-М.:Дрофа,2009.
География Удмуртии под ред. Н.Т. Козловой Ижевск «Удмуртия», 2009 г.
Рабочая тетрадь по географии Удмуртии, 2000г.
А. Н. Лобыгин, Н. А. Симанова. Тренажер-практикум по «Географии Удмуртии» для 8-9 классов.,2013 г.
Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000г
КИМы. География. 8 класс/ Сост. Е. А. Жижина.-2-е изд., Перераб. – М.:ВАКО,2014г.
Зачет по теме «Россия в мире»
1. Территория России составляет:
А)17.1млн.км. кв.
Б) 22.1млн.км.кв.
В) 17.9 млн. км.кв.
Г) 18.1млн.км.кв.
2. Крайняя северная точка России:
А) г. Базардюзю.
Б) Балтийская коса.
В) м. Дежнёва.
Г) м. Челюскин.
3. Россия граничит с:
А) 12 государствами на суше.
Б) 13 государствами на суше.
В) 14 государствами на суше.
Г) 15 государствами на суше.
4. В России в результате многовековой истории образовалась, которую иногда называют:
А) Европейская цивилизация.
Б) Евразийская цивилизация.
В) Азиатская цивилизация.
Г) Исламская цивилизация.
5. В России более 70% территории занимает:
А) Зона степей.
Б) Зона равнин.
В) Зона Севера.
Г) Зона лесов.
6.Граница России и Белоруссии:
А) Барьерная.
Б) Конфликтная.
В) Интеграционная.
Г) Морская.
7. Территория России не омывается водами:
А) Тихого океана.
Б) Индийского океана.
В) Атлантического океана.
Г) Северного Ледовитого океана.
8. Время на одном и том же меридиане в каждой его точке от Северного до Южного
Полюса называется:
А)Поясным.
Б)Местным.
В)Летним.
Г)Декретным.
9. Турист вылетел из Якутска в Москву в 12.00, в полёте он был 4 часа. Сколько времени было, когда он приземлился в Москве?
___________________________________________________________________________
10. Житель Аляски прилетел на Чукотку 15 октября, какого числа он вылетел с Аляски?
_________________________________________________________________________
11. Русский ученый, создавший учение о географических зонах и основатель науки почвоведение:
А) В. А. Обручев.
Б) П. А. Кропоткин.
В) В. В. Докучаев.
Г) О. Ю. Шмидт.
12. Один из организаторов проекта Северного морского пути и создатель теории происхождения Земли:
1) В. А. Обручев;
2) П. А. Кропоткин;
3) В. В. Докучаев;
4) О. Ю. Шмидт;
13. Определи соответствие:
1) Татарстан А) Уфа
2) Мордовия Б) Казань
3) Башкортостан В) Элиста
4) Калмыкия Г) Саранск
14. На территории России выделяется:
А) 6 федеральных округов;
Б) 7 федеральных округов;
В) 8 федеральных округов;
Г) 9 федеральных округов;
15. Какое утверждение о географическом положении России является верным?
А) На юго-западе Россия граничит с Украиной;
Б) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Ямал;
В) Площадь территории страны превышает 20 млн кв. км;
Г) Россия омывается морями четырех океанов.
Зачет по теме «Россияне»
Часть 1
1 . Как называется наука, изучающая население, его численность, состав и размещение?
А- демография Б- геоморфология
В-ландшафтоведение Г- геология
2. Какова численность населения России?
А- 120 млн.чел
Б- 155 млн.чел
В- 143 млн.чел
Г- 235 млн.чел
3. Разница между числом родившихся и умерших за определенный период времени называется………..
А- демографический прирост
Б- механический прирост
В- человеческий прирост
Г- естественный прирост
4. Назовите город миллионер
А- Архангельск
Б- Владивосток
В- Астрахань
Г- Ростов-на-Дону
5. Какая из перечисленных миграций не относится к внутренней?
А- маятниковая Б- эмиграция В- межрайонная Г- депортация
6.Какая возрастная группа отличается наибольшей миграционной активностью?
А- 15-25 лет Б- 25-40 лет В- 40-50 лет Г- 16-60 лет
7. Какой населенный пункт считается в России городом?
А – более 12 тыс.человек Б- более 1 тыс.человек В - более 25 тыс.человек Г - более 40 тыс.человек
8. Назовите самую распространенную языковую семью.
А- индоевропейская Б- уральская В- кавказская Г- алтайская
9. Исторически сложившаяся общность людей, имеющая единый язык, культуру, территорию, хозяйство называется….
А- трудовые ресурсы Б- этнос В- воспроизводство Г - секта
10. Для какого из перечисленных субъектов РФ характерен самый высокий естественный прирост ?А- Ставропольский край Б –Республика Дагестан В – Ростовская область Г – Краснодарский край
11. Установите соответствие между термином и его определением:
А – ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Б – УРБАНИЗАЦИЯ
В – ГЛАВНАЯ ПОЛОСА РАССЕЛЕНИЯ
Г – ТИТУЛЬНЫЙ НАРОД
Народ, по названию которого называется республика или другая административная единица.
Территория сплошного заселения.
Процесс повышения роли городов в развитии общества
Процесс естественной смены поколений, включающий рождаемость и смертность
Часть 2
11. Установите соответствие между народом и исповедуемой религией
А-осетины 1-буддизм
Б- татары 2- ислам
В-калмыки 3- православие
12. Нарисуйте схему, отражающую совокупную систему факторов, влияющих на изменение численности населения России.
13. Назовите отличительные характеристики современного естественного прироста.
Часть3
14. Известно, что продолжительность жизни мужчин, меньше чем у женщин. Объясните причины этого явления?
15. Как вы считаете понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» сходны или различны? Ответ поясните
Зачет по теме «Геология, рельеф и полезные ископаемые»
Вариант 1.
Установите соответствие:
горные породы, отложенные ледником
древнейший устойчивый участок земной коры
грязекаменный поток
крупное скопление полезных ископаемых А. Сель
Б. Месторождение
В. Платформа
Г. Морена
Дополните схему, правильно расставив соответствующие цифры:
Полезные ископаемые
А. Топливные Б. Рудные В. Нерудные
1-фосфориты, 2- бурый уголь, 3- природный газ, 4- медь,
5- олово, 6- торф, 7- сера, 8- вольфрам, 9- янтарь.
Установите соответствие между тектоническими структурами и формами рельефа:
Платформа
Молодые горы
Возрожденные горы А. Среднесибирское плоскогорье
Б. Кавказские горы
В. Алтайские горы
4. Выберите формы рельефа расположенные на юге азиатской части России:
а) нагорья: Колымское, Корякское б) хребты: Сихотэ-Алинь, Саяны
в) горы: Алтай, Саяны г) равнины: Западно-Сибирское, Среднесибирское плоскогорье
5. Укажите горы, ограничивающие Западно-Сибирскую равнину на Западе:
а) Кавказские б) Алтайские в)Уральские 7) Саяны
6. Укажите формы рельефа, преобладающие в России:
а) горы б) нагорья в)равнины г)впадины
7. Поверхность России понижается к: а)северу б) востоку в)западу г)югу.
8. Дополните предложения, выбрав необходимые слова (однообразен, разнообразен, равнины, горы):
Рельеф России очень …: есть и равнины, и горы, однако по площади преобладают …
9. Выберите неверные утверждения:
а) один из центров оледенения Евразии был на плато Путорана б) крупнейший по запасам угольный бассейн России – Кузнецкий
в) крупные равнины России приурочены к платформам
г) полуостров Камчатка и Курильские острова – сейсмически активные районы
д) дюны создаются деятельностью текучих вод.
Выберите явления, при которых усиливаются оползневые процессы:
а) землетрясения
б) оттаивание летней мерзлоты
в) распашка вдоль склонов
г) подземная добыча полезных ископаемых
Какими цифрами на карте обозначены: а) Среднесибирское плоскогорье, б) Уральские горы, в) Колымское нагорье, г) Восточно-Европейская равнина, д) Верхоянский хребет,
е) хребет Джугджур, ж)Западно-Сибирская равнина, з) хребет Сихотэ-Алинь,
и) Становое нагорье, к) Алтайские горы.

Зачет по теме «Геология, рельеф и полезные ископаемые»
Вариант 2.
Установите соответствие:
выступ фундамента платформы на поверхность
крупнейший отрезок геологического времени
участок платформы с осадочным чехлом А. Эра
Б. Щит
В. Плита
Установите соответствие между геологическими эрами и эпохами складчатостей:
Кайнозойская
Палеозойская
Протерозойская А. Каледонская
Б. Альпийская
В. Байкальская
Дополните предложения, выбирая необходимые слова (севере, юге, западе, востоке):
Основная часть гор сосредоточена на … и … России.
Установите соответствие между горами и их высочайшими вершинами:
Кавказ
Алтай
Урал
Восточный Саян А. Мунку – СардыкБ. Эльбрус
В. Народная
Г. Белуха
Укажите геологическую эру, в которой выделено наибольшее количество периодов:
а) кайнозойская б) мезозойская в) палеозойская г) архейская
Выберите самый высокий из действующих вулканов России:
а) Эльбрус б) Казбек в) Ключевая Сопка г) Кроноцкая Сопка
Укажите утверждения, правильные для минерально-сырьевых ресурсов России:
а) самовосстановление полезных ископаемых
б) самые большие в мире запасы всех полезных ископаемых
в) большое разнообразие полезных ископаемых
г) неравномерность размещения полезных ископаемых
Определите верное утверждение:
Для предупреждения оползней необходимо:
А) строить на реках в оползнеопасных районах плотины
Б) сажать на склонах деревья
В) вырубать на склонах деревья
Г) задерживать на склонах снег
9. Выберите формы рельефа, созданные древними ледниками и их талыми водами:
а) овраг б) конечно-моренная гряда в)дюна г) «бараний лоб».
Выберите внутренние рельефообразующие процессы:
а) вулканизм б) деятельность ветра в) деятельность текучих вод г) землетрясения
Какими цифрами на карте обозначены: а) гора Эльбрус б) вулкан Ключевая Сопка в) горы Бырранга г) Северо-Сибирская низменность д) Приленское плато е) Алданское нагорье
ж) плато Путорана з) горы Хибины и) Прикаспийская низменность к) хребет Черского?

Зачет по теме «Хозяйство России»
1.Выберите верные утверждения:
а) В России продукция животноводства преобладает над продукцией земледелия.б) В России продукция земледелия преобладает над продукцией животноводства.в) В России продукция животноводства и земледелия находятся в равных пропорциях.г) Северный рыболовный район дает более 80% улова рыбы.д) В России из древесных пород преобладает лиственница.е) Мясное скотоводство развито главным образом в степной зоне.ж) Главные районы выращивания пшеницы – Поволжье и Северный Кавказ.
2.Выполнение тестового задания:
1. В крупных городах размещают:
А. ТЭС. В. ТЭЦ
Б. ГЭС Г. АЭС.
2. ГЭС строят с учетом наличия:
А. источников дешевой энергии. В. природных условий.
Б. трудовых ресурсов.
3. Металлургические заводы полного цикла размещают с учетом:
А. сырьевой базы. В. источников дешевой энергии.
Б. квалифицированных кадров.
4. На источники дешевой энергии ориентируются при размещении:
А. ГЭС. В. медеплавильных цехов.
Б. алюминиевых заводов.
5. Наличие квалифицированных кадров имеет важное значение при размещении:
А. авиационного завода. В. завода горно-шахтного оборудования.
Б. тракторного завода.
6. Судостроительный завод строят с учетом наличия:
А. металлургической базы. В. квалифицированных кадров.
Б. потребителя.
7. Установите соответствие:
Предприятие: Факторы размещения:
А. сахарный завод 1. энергетический.
Б. целлюлозно-бумажный комбинат. 2. трудовой.
В. алюминиевый завод. 3. водный
Г. Часовой завод. 4. сырьевой.
8. При строительстве предприятий по производству калийных удобрений учитывают:
А. наличие сырья В. источник дешевой энергии.
Б. потребитель.
9. Специализация и кооперирование- важные факторы размещения:
А. часового завода. В. текстильного комбината.
Б. завода синтетического волокна. Г. Завода фосфорных удобрений.
10. К металлоемкому машиностроению относятся:
А. авиационный завод. В. завод горно-шахтного оборудования.
Б. часовой завод.
3.Географический диктант на проверку знания понятий и терминов:
1. Производственные связи между предприятиями называются…
2. Перевод оборонного предприятия на производство мирной продукции…
3. Группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или топливные ресурсы, и производящие основную долю металла называют…
4. Выпуск предприятием однородной продукции называется…
5. Совокупность сооружений, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы
населения и отраслей экономики называется…
6. Совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами, называется…
7. Показатель работы транспорта…
8. Группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередач и управляемых
из одного центра…
4. Опрос на знание номенклатуры:
1. Буроугольный бассейн Сибири…
2. Нефтяная база, дающая70% добычи нефти…
3. Крупнейшая ТЭС…
4. Крупнейшая АЭС…
5. Центры производства калийных удобрений…
6. Самая длинная железная дорога…
7. Череповец- то…
8. Первая железная дорога в России…
9. Назовите и покажите центры черной металлургии…
10. Угольный бассейн, занимающий первое место по добыче…
11. Центр нефтепроводной системы…
12. Крупный центр медно-никелевого производства в Заполярье…
13. Крупнейшие алюминиевые заводы России…
14. Российская«лесопилка»…
15. Крупнейший морской порт Балтийского бассейна…
16. Центр внедоменной плавки стали…
17. Каменноугольный бассейн в районе БАМа…
18. Находка, Восточный-то…
Зачет по теме «Природно-хозяйственные зоны»
1 вариант
1.Республика Калмыкия находится в природной зоне:
А) Степи В)ЛесостепиБ) Полупустыни и пустыни Г) Субтропики
2.Город Салехард расположен в природной зоне:
А) Тундры В)ТайгиБ) Лесотундры Г) Смешанных лесов
3.Пашни наиболее распространены в:
А) Тундре и лесотундре
Б) Тайге и смешанных лесах
В)Широколиственных лесах, степи (лесостепи)
Г) Полупустынях и пустынях, горных районах, субтропиках
4.Очаговое земледелие и расселение вблизи источников воды; в животноводстве преобладает мясное скотоводство и овцеводство.Это:
А)Тундра и лесотундра
Б) Южная часть лесной зоны
В) Лесостепи и степи
Г) Сухие степи и полупустыни
5.Род занятий жителей тундры и лесотундры:
А)Пастбищное оленеводство, охота и рыболовство
Б)Лесозаготовка и животноводство
В)Картофелеводство и птицеводство
Г) Свиноводство и мясо-молочное скотоводство
6.Верблюдоводство характерно для природной зоны:
А)Степей и лесостепей В) Горных районов
Б) Субтропиков Г) Полупустынь и пустынь
7.Крупные земледельческие поселения сосредоточены в долинах , на горных склонах – поселки животноводов; значительны и уникальны рекреационные ресурсы, среди них – побережье теплого моря. Этот район находится:
А) в Уральских горах В) на хребте Черского
Б) на Северном Кавказе Г) на Алтае
8.Степень освоенности и заселенности в природных зонах:
А) Возрастает с севера на юг до полупустыньБ)Уменьшается с севера на юг
В) Возрастает с востока на запад
Г)Уменьшается с запада на восток
9.Сельскохозяйственные угодья, которые используются в зоне тундры:
А)Сенокосы В) Пашни
Б) Пастбища Г) Леса
10.Типичный представитель растительного мира полупустынь и пустынь:
А) Сосна В) Верблюжья колючка
Б) Осока Г) Мох
Зачет по теме «Природно-хозяйственные зоны»
2 вариант
1.Край длинной зимней ночи, незаходящего летнего солнца, мир льдов и снега находится в:
А) Зоне арктических пустынь В) Степи
Б) Тундре Г) Пустыне
2.Выберите верное утверждение:
А) В северной тайге условия для земледелия лучше, чем в южной
Б) В таежной зоне преобладают сельское население
В)Сельское население тайги занимается лесными промыслами, переработкой древесины и рыболовством
Г) Все утверждения неверные
3. Район распространения субтропиков в России:
А) Черноморское побережье Кавказа
Б)Прикаспийская низменность
В)Побережье Азовского моря
Г) Побережье озера Байкал
4.Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и о. Врангеля, побережье п-ова Таймыр и Ямал относятся к зоне:
А) Тундра В)ЛесотундраБ) Арктические пустыни Г) Степи
5.Самую большую площадь в России занимает природная зона :А)Тайга В) Лесотундра
Б) Смешанные леса Г) Лесостепи
6.Зона протянулась от Мурманска до Чукоткт; летом здесь господствует воздух умеренных широт, зимой – арктический воздух. Для нее характерны отсутствие деревьев, низкорослые травы. Это :А)Степь В) Тундра
Б) Арктические пустыни Г) Смешанные леса
7.Таежная зона славится производством:
А)Макаронных изделий В) Сливочного масла
Б) Подсолнечного масла Г) Говяжьей тушенки
8.Для полупустынь и пустынь характерно:
А) Молочное скотоводство В) Кочевое скотоводство
Б) Мясное скотоводство Г) Земледелие
9.Коренные обитатели тундры:
А) Саамы, ненцы, чукчи В) Башкиры, татары, балкарцы
Б) Коми, марийцы, манси Г) Украинцы, латыши, молдаване
10.Выберите верное утверждение:
А) В зоне тайги распространены широколиственные леса
Б) Поймы рек таежной зоны содержат огромные ресурсы трав на естественных пастбищах и сенокосах
В) Большая часть тайги- освоенная территория
Г) На территории таежной зоны распространено мясное скотоводство
Зачет по теме «Природно-хозяйственные зоны»
3 вариант
1.Почвы здесь практически отсутствуют, местами встречаются мхи и лишайники, изредка – камнеломка и куропаточья трава. Из животных преобладают белые медведи и птицы. Территория зоны очень слабо освоена . Это:
А) Арктическая пустыня В) Лесотундра
Б) Тундра Г) Пустыня
2.Полупустыни и пустыни расположены:
А) На Сахалине, юге Дальнего Востока
Б) На Урале, юге Западной Сибири
В) На юго-западе Восточно-Европейской равнины
Г) На юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в Прикаспии, Восточном Предкавказье3.Основное направление сельского хозяйства в зоне смешанных лесов :А) Производство зерновых и овощей
Б) Лесные промыслы
В) Мясное скотоводство
Г) Рыболовство
4.Выберите верное утверждение :А) Главное занятие коренных народов зоны тундры – земледелие
Б) Коренное население тундры является сельским
В) В зимнее время шахты в зоне тундры прекращают работать
Г) Главный способ передвижения в зоне тундры – железные дороги
5.Главная особенность степей России:
А) Разнообразие пород деревьев
Б) Теплые зимы
В) Недостаточное увлажнение
Г) Разнообразие крупных хищников
6.Сельское хозяйство наиболее развито в зоне :А) Тундры В) Тайги
Б) Смешанных лесов Г) Арктические пустыни
7.Смешанные и широколиственные леса отсутствуют на территории:
А)Восточно-Европейской равнины
Б) Западной Сибири
В) Юга Дальнего Востока
Г) Восточной Сибири
8.Выберите неверное утверждение :А) С продвижением на юг молочное скотоводство вытесняется мясным
Б) Неправильная эксплуатация черноземов приводит к их эрозии
В) Главные районы свиноводства – лесостепная и степная зоны
Г) Все утверждения неверные
9.Пустыни распространены на территории :А) Воронежской области
Б) Саратовской области
В) Республики Калмыкия
Г) Кабардино- Балкарской Республики
10.Степная и лесостепная зоны – район производства :А) Винограда и цитрусовых
Б) Зерна, сахарной свеклы и подсолнечника
В) Льна и картофеля
Г) Меховых изделий и древесины