Рабочая программа по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья. 6 класс. По учебнику Н.Я.Виленкин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897),
- авторской программы В.И. Жохова (Математика. Сборник рабочих программ. 6 класс. Составитель Т.И. Бурмистрова, М, «Просвещение», 2014г.),
- учебного плана школы на 2016-2017 учебный год
Цели изучения курса математики в 6 классе:
дальнейшее систематическое развитие понятия числа,
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над рациональными числами,
формирование умения переводить практические задачи на язык математики,
подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами и десятичными дробями, овладевают навыками действий с обыкновенными дробями и рациональными числами, развивают представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задачи понимания необходимости их проверки;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные
правильного употребления терминов, связанных с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, положительное, отрицательное, десятичная дробь и др;
нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного нескольких чисел, разложения чисел на простые множители;
выполнения арифметических действий с рациональными числами, нахождения значения степеней; сочетания при вычислениях устных и письменных приемов;
составления и решения пропорций, решения основных задачах на дроби, проценты;
составления несложных буквенных выражений и формул; осуществления в выражениях и формулах числовых подстановок и выполнения соответствующих вычислений; выражения из формул одних переменных через другие;
понимания, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
умения решать линейные уравнения с одной переменной;
понимания примеров зависимостей м е ж д у реальными величинами (прямая и обратная пропорциональности, линейная функция);
умения пользоваться координатной плоскостью , знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определения координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
умения находить в простейших случаях значения функций , заданных формулой, таблицей,
графиком.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с особенностями развития учащихся.
Важным компонентом при организации и проведении индивидуальных занятий с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата является ограничение письменных заданий в связи с особенностями учащегося. Преимущественно используется словесно – информационный вербальный принцип построения учебного процесса.
Среди словесных методов: объяснение, беседа, работа с учебником. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащегося умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного материала.
Кроме того особое внимание необходимо уделить созданию условий для раскрытия творческого потенциала учащегося, реализацию его потребности и самовыражении. Учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетание теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.
Практические методы и приемы обучения:
Постановка практических и познавательных задач;
Целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения.
Дидактические игры;
Создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
Словесные методы:
речевая инструкция, беседа, описание предмета;
указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Место учебного предмета
Учебный предмет «Математика» реализуется за счет инвариантной части учебного плана школы в объеме 5 часов в неделю.
Примерная программа рассчитана на 170 часов, рабочая программа реализуется за 164 часа в соответствии с производственным календарем на 2016, 2017 год (23.02.2017, 24.02.2017, 8.03.2017, 1.05.2017, 8.05.2017, 9.05.2017) и календарным учебным графиком школы. Уплотнены темы для повторения «Элементы геометрии», «Элементы логики и комбинаторики».