Программа элективного курса Многоаспектный анализ текста

Рассмотрено на Рассмотрено на Утверждено решением
заседании МО учителей заседании муниципаль- методического совета МОУ
русского языка и ного экспертного совета «СОШ №21»
литературы МОУ Управления Образования
«СОШ № 21» администрации Старооскольского
городского округа
от « 18» апреля 2008г. от «3_» сентября 2008г. от « 01» сентября 2008г.
протокол № 4 протокол № 4 протокол №1











Многоаспектный анализ текста


Элективный курс по русскому языку

10 – 11 класс




Составитель: Лебедева С.Б.


















2014-2015 уч. год


1. Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе Программы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общеобразовательного образования Министерства образования Российской Федерации под редакцией А. И Власенкова – М: « Дрофа», 2002 год и инструктивно – методического письма « О преподавании русского языка в 2010 -2011 учебном году». Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа по элективному курсу «Многоаспектный анализ текста» рассчитана на 2 года( 10 -11 класс), предусматривает в 10 классе 35 часов( 1 час внеделю), в 11 классе 34 часа ( 1 час в неделю). Таким образом курс в целом составляет 69 часов. Рабочая программа ориентирована на использование следующей литературы:
Каменская Р.А. Культурология - В. НОУ ВПО ВИБ , 2004
Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 11 изд.- М.,: Просвещение,1977
РозентальД.Э. Как лучше сказать?- М, 1988
Кожина М.Н.Стилистика русского языка.- М, Просвещение, 1977
БлиновГ.И. Изучение связи слов на уроках русского языка.- М., 1963
Мызина В.А Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса и орфографии. - М..: Просвещение , 1976

Программа курса « Многоаспектный анализ текста» предназначена для углубления знаний в области языка и речи, а также развития умения создавать собственное устное высказывание на лингвистическую тему.
Содержание курса предусматривает углубление навыков работы с текстом на основе закрепления орфографических и пунктуационных умений.
Цель курса - научить грамотному владению устной и письменной речью через многоаспектный анализ текста.
Программа предполагает дальнейшее развитие у обучающихся коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.
Построена программа на углублённом изучении структуры текста и его языковых особенностей.
Программа включает в себя:
Теоретический материал
Вопросы и задания практического характера
Вопросы и задания занимательного характера
Цель - способствовать углублённому изучению структуры текста на основе роста речевой культуры школьника, активизировать работу при подготовке и написании сочинения по прочитанному тексту на ЕГЭ. Так как из года в год самым слабым звеном в подготовке к ЕГЭ обучающихся является часть С, то данный курс вполне своевременен, охватывает весь объём материала, необходимого для активизации обучающихся к написанию сочинения по прочитанному тексту, развивает умение не только видеть его тему и проблему, но и глубоко и верно анализировать, характеризуя художественные средства выразительности.
Часы, отведённые для уроков русского языка по программе, не предусматривают всестороннего изучения стилистики. А ведь это наука разветвлённая и многосторонняя. Область её теории и практического применения как раз и рассматривается в данном элективном курсе.
Особо важно, что программа «Многоаспектный анализ текста» способствует росту речевой культуры школьников, углубляет и расширяет их языковые знания благодаря различным формам обучения и контроля.
Данный курс пробуждает интерес учащихся к лингвистике, учит правильно и умело пользоваться языковым материалом. Материал разделён по принципу доступности: от простейшего к сложному.
Реализация данной программы зависит от мастерства учителя. Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя использования различных приёмов и методов, что в изобилии присутствует в курсе «Многоаспектный анализ текста». Особое внимание уделено подбору заданий и упражнений, которые направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний.



2. Требования к уровню знаний обучающихся
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы: Исходя из задач преподавания курса программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
Выполнять лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилей
Выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить
учащихся к составлению связных текстов
3. Развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять
4. Выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки
5. Усиливать выразительность высказываний эмоционально- экспрессивного характера
Использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков
Учиться не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания
Формирование навыков филологического анализа литературного текста на основе знаний по теории литературы и о русском языке как системе – итог работы
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
1. Обобщение, систематизация знаний о тексте, стилях и типах речи
2. Развитие интонационно выразительной речи
3. Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи
4. Проведение стилистических экспериментов
5. Развитие логического и абстрактного мышления
Учащиеся должны иметь представление об основных теоретико – литературных и эстетических категориях и понятиях, необходимых в процессе анализа литературного произведения
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно подбирать и правильно использовать языковой материал
2. Обогащать свою речь и не переставать учиться у мастеров культуры
3. Находить различия между предметной, понятийной и синонимичной близостью языковых конструкций в тексте
4. Владеть навыками стилистической правки текста
5. Использовать выразительные средства языка


3. Календарно – тематическое планирование


№ п\п
к\ч
Тема
Дата

1-5
5
Введение. Текст и его признаки


6-9
4
Тема, идея, проблематика текста


10-12
3
План, тезисы, конспект


13-15
3
Средства связи предложений в тексте


16-18
3
Речь, формы речи


19 -20
2
Диалог, монолог


21
1
Типы речи


22
1
Сочетание типов речи в одном тексте


23-25
2
Описание действий


26-27
2
Функциональные стили речи


28-29
2
Уроки устной речи


30
1
Сфера использования стиля


31-32
2
Научный стиль, сфера его использования


33-34
2
Публицистический стиль, его основные признаки


35-36
2
Жанры публицистики


37-38
2
Официально –деловой стиль


39-40
2
Художественный стиль


41-47
7
Средства художественной выразительности


48-55
8
Стилистические фигуры


56-62
7
Прозаический и поэтический тексты


63-69
7
Комплексный анализ текста




Распределение учебной нагрузки




№п\п
Раздел
Количество часов

1
Текст и его признаки
15

2
Речь, её формы
10

3
Функциональные стили речи
15

4
Художественные средства выразительности
15

5
Анализ текстов
13







4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Текст и его признаки (15 часов)
Введение. Текст и его признаки( структура текста). Тема, идея, проблематика текста. План( краткий и развёрнутый), тезисы( понятие уметь давать), конспекты( сжатые и развёрнутые). Средства связи предложений в тексте( их знание, умение ими пользоваться).
Речь, её формы. (10 часов).
Речь, формы речи( устная, письменная). Диалог, монолог(ситуации, при которых используются). Типы речи( повествование, описание, рассуждение). Сочетание типов речи в одном тексте. Описание общего вида местности( город, комната). Описание действий живого и неживого предмета).
Функциональные стили речи. (15 часов).
Функциональные стили речи. Уроки устной речи. Сфера использования стиля. Сфера использования стиля. Научный стиль, сфера использования. Публицистический стиль, основные признаки. Официально-деловой стиль. Художественный стиль.
4. Художественные средства выразительности. (15 часа).
Средства художественной выразительности. Применение их в создании собственных текстов. Работа по текстам мастеров художественного слова Стилистические фигуры.Эпитеты, метафора, анафора, олицетворение, градация- связь и различие между ними
5. Анализ текстов. (13 часа).
Прозаический и поэтический тексты. Комплексный анализ текста. Разница между прозаическим и поэтическим текстами. Правила создания подобных текстов. Работа с частью С заданий ЕГЭ
5.Формы и средства контроля


№п\п

к\ч

Формы и методы обучения

Форма и средства контроля


1-5
5
Практическая работа. Составление предложений, работа со словарём.
Устный опрос, взаимопроверка

6-9
4
Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»
Нахождение алгоритма «восстановление строки»

10-12
3
Сообщения учащихся. Создание проектов по темам
Индивидуальная работа. Составление рассказа

13 -15
3
Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа
Словарная работа, конструирование предложений

16 -18
3
Практическая работа
Нахождение алгоритма «расшифровка записи»

19 -20
2
Графическое обозначение связи
Формулирование принципа группировки словосочетаний

21
1
Семинар, работа в группах
Составление таблицы, работа в парах

22
1
Сообщения учащихся
Сочинение - миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами

23
1
Беседа. Практическая работа
Рассказ о спорте. Изложение

24-25
2
Лекция. Беседа. Работа с картинками. Конструирование самого длинного и короткого предложений
Игра «Будь внимателен!»

26 -27
2
Семинар. Работа в группах
Письменный ответ на вопрос

28-29
2
Практикум
Игра «Своё предложение». Рассказ «Кто лучше?»

30
1
Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами
Работа с текстом

31 -32
2
Наблюдение поэтического текста, работа в группах
Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»

33 -34
2
Работа в группах, работа со словарём
Составление памяток

35 -36
2
Написание научной статьи в сборник «Хочу всё знать»
Взаимопроверка и взаимоконтроль

37 -38
2
Редактирование стилистических текстов
Устное выступление, доклад, дискуссия

39 -40
2
Стилистическое лото
Рассказ на лингвистическую тему

41 - 47
7
Семинар
Игра «Всё о выразительности», «Найди меня»

48 -55
8
Практикум
Редактирование

56 -62
7
Устный журнал
Игровой рассказ

63 -69
7
Лингвистический карнавал
Определение победителей в 3-х номинациях


6.Обеспеченность учебно – методической литературой:

Каменская Р.А. Культурология - В. НОУ ВПО ВИБ , 2004
Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 11 изд.- М.,: Просвещение,1977
РозентальД.Э. Как лучше сказать?- М, 1988
Кожина М.Н.Стилистика русского языка.- М, Просвещение, 1977
БлиновГ.И. Изучение связи слов на уроках русского языка.- М., 1963
Мызина В.А Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса и орфографии. - М..: Просвещение , 1976
Электронные книги « Уроки русского языка и литературы 11 класс» ( Кирилла и Мефодия)
Мультимедийные приложения к учебнику
Методическое портфолио учителя
ДерягинВ.Я.Беседы о русской стилистике.- М.: Знание, 1978
ОдинцовВ.В.Лингвистические парадоксы.- М.: Просвещение,1976
КодуховВ.И.Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение,1984
Учебники «Русский язык 10-11 класс»
Наглядно – дидактический материал
Демонстрационные таблицы
16.АрсирийА.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2х ч. – ч2.- М.,1967




7.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Актуальность курса велика, так как современное гуманитарное образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.
Данный курс позволяет на практике осуществить один из основных принципов общего среднего образования – принцип гуманизации и более глубокого изучения родного языка.
В программе по каждому разделу предусматривается проведение проверочных работ.
Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологии, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в вуз, следовательно, и преобладающими формами занятий
должна быть вузовская система. В связи с этим при изучении курса
предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дидактические игры, дискуссии, конференции. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности у учащихся.
Данный элективный курс можно рекомендовать для классов любого профиля.




























15